Урок, посвящённый Дню космонавтики.
методическая разработка по физике (9 класс)

Урок-конференция «История освоения космосав нашей стране».                                                                                                                                                                     Цель урока: Рассмотреть вопросы: идеи К. Э. Циолковского об использовании ракет для космических полётов, примеры успешного освоения космоса, борьба за мирный космос. Раскрыть историю  зарождения и развития космонавтики в нашей стране. Пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке, технике.  Развивать навыки самостоятельной работы с книгой, с дополнительной литературой, умение выделять главное, составлять план. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за развитие науки в нашей стране.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posvyashchennyy_dnyu_kosmonavtiki.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Гирьянская средняя общеобразовательная школа»

 Урок, посвящённый  Дню космонавтики.

Урок-конференция

«История освоения космоса

в нашей стране».

                                     Подготовила и провела учитель математики                                                                                                                                                                                                        и физики      МКОУ «Гирьянская СОШ»

                                                                 Малахова Н. А.

   

  Цель урока:

Повторить применение закона сохранения импульса на примере  реактивного движения. Рассмотреть вопросы: идеи К. Э. Циолковского об использовании ракет для космических полётов, примеры успешного освоения космоса ( запуск первого искусственного спутника земли, первый полёт человека в космическое пространство, работа космических станций), борьба за мирный космос. Раскрыть историю  зарождения и развития космонавтики в нашей стране. Пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке, технике.

Развивать навыки самостоятельной работы с книгой, с дополни-тельной литературой, умение выделять главное, составлять план.

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за развитие науки в нашей стране, чувство интернационализма.

    Оборудование:

Модель ракеты, плакаты, портреты космонавтов, дополнительная литература.

                                  ХОД УРОКА.

  1. Повторение.

-Реактивное движение.

-Скорость ракеты. Использование ракет для запуска спутников земли.

ll. Изучение нового материала.      Класс разделили на группы, и каждая  заранее подготовила материал по выбранной теме.

Каждая группа сидит за отдельным столом. Группы преподносят информацию не как доклад, а в форме доверительной беседы, задавая друг другу вопросы типа: «А ты знаешь…», «Что сделал для науки Королёв?» и др. Это создаёт непринуждённую обстановку.

Учитель. Сегодня наш  урок посвящён Дню космонавтики. Этот день останется в истории и в сердцах миллионов людей. Благодаря усилиям наших замечательных учёных нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей освоения космоса, с жизнью и деятельностью учёных, кто внёс вклад в развитие ракетной техники, с научными  достижениями в развитии космической техники. «Прикосновение» к  истории, к личности учёных открывает нам человеческие качества этих людей: целеустремлённость, работоспособность, преданность науке, трудолюбие. Вы поймете, что это были люди глубоко преданные своему делу и Отечеству. Узнав все это, я думаю, вы  по-другому будете относиться к учебному предмету «физика», заинтересуетесь. Хочется верить, что с вами случится то, о чём говорил великий физик Дж. Максвелл: «Наука захватывает нас тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий».

 Первая группа расскажет нам историю развития ракетной техники.

-Реактивный двигатель – двигатель создающий необходимую для движения силу тяги путём преобразования исходной энергии в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела. В результате истечения рабочего тела из сопла двигателя образуется реактивная сила в виде реакции струи (отдачи), перемещающая в пространстве двигатель и весь аппарат в сторону противоположную истечению струи. 

-Принцип реактивного движения известен очень  давно. Родоначальником реактивного движения можно считать шар Герона. Твердотопливные реактивные двигатели – пороховые ракеты появились в Китае в 10 веке до нашей эры. На протяжении сотен лет такие ракеты применялись сначала на Востоке, а затем в Европе, как сигнальные, боевые и т. д. Использовать ракеты как двигатель для летательного аппарата предложил в 1881г. выдаю-щийся русский революционер и изобретатель Кибальчич Н. И.

«Находясь в заключении, за несколько дней до смерти, я пишу этот проект…. Если же моя идея будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу Родине и человечеству»,- писал Н. И. Кибальчич в своём предсмертном письме.

-В 1903г. К. Э. Циолковский впервые в мире выдвинул основные положения теории жидкостных реактивных двигателей и предложил основные элементы устройства реактивных двигателей на жидком топливе. В1926г. Р. Годдард произвёл запуск ракеты на жидком топливе. Впервые электротермический реактивный двигатель был создан и испытан Глушко в газодинамической лаборатории в 1929-1933гг. В 1930г. создан  жидкостно-реактивный двигатель, а в 30-е годы был осуществлён запуск нескольких ракет. -В 1939г. в Советском союзе состоялись испытания ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями конструкции И. А. Меркулова. Первая схема турбореактивного двигателя была предложена русским инженером Герасимовым в 1909г. Большое значение для создания реактивного двигателя имели теоретические работы русских учёных Неждановского С. С., Мещерского И. В., Жукувского И. Е.

-4 октября 1957г. – начало освоения космоса человеком. Мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в мире советский искусственный спутник Земли.

 -3 ноября 1957г. – второй искусственный спутник Земли, в нём находилась собака Лайка.

-5 мая 1958г. – первая советская космическая ракета пролетела вблизи Луны (500км. от её поверхности) и превратилась в первую в мире искусственную планету Солнечной системы.

-12 сентября 1959г. – вторая советская космическая ракета доставила на Луну вымпел с гербом СССР.

-4 октября 1959г. в космос полетела, огибая Луну, первая автоматическая межпланетная станция. Облетела Луну и сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны и передала на Землю.

Учитель. Идеи использования ракет для космических полётов была выдвинута в начале ХХ в. русским учёным, изобретателем и учителем К. Э. Циолковским.

Слово следующей группе.

- Человечеству предначертано судьбой, писал русский ученый, основоположник принципов ракетостроения Константин Циолковский (1857-1935) «ступить на поверхность астероидов, поднять рукой камень с Луны…».  Он был первым в мире учёным, разработавшим теорию реактивного движения.

-Циолковский К. Э. доказал, что  межпланетные полёты можно совершать только с помощью ракет. И в 1903г. спроектировал первый ракетный космический корабль.

-Учёный впервые в истории науки вывел формулу, которая даёт возможность определить скорость ракеты, двигающейся в безвоздушном пространстве. Эта формула является  в космонавтике

основной и называется «формула Циолковского».

- Он определил коэффициент полезного действия ракет, указав на выгодность использования реактивных двигателей при больших скоростях движения. Им были подробно изучены условия взлёта ракет с различных планет и астероидов и решена задача горючего для возвращения ракеты на Землю.

-К. Э. Циолковский первый выдвинул идею сооружения многоступенчатых составных ракет и ракетных поездов для получения очень больших скоростей движения. Его исследования по теории ракет и их использованию написаны с широким размахом и необычайным взлётом фантазии.

- Некоторые из мыслей Циолковского о реактивных полётах.

« Сначала можно летать на ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца».

«Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг Солнца. Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию, в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле».

Учитель.  Много из того, о чём мечтал в глуши царской России никому неизвестный и никем не  поддерживаемый тогда учёный самоучка К. Э. Циолковский, уже  осуществили  русские люди, которые высоко оценили труды своего соотечественника.

Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учёными под руководством Сергея Павловича Королёва. О нём нам расскажет третья группа.

-С. П. Королёв родился по старому стилю в ночь на 31 декабря 1906г. в украинском городе Житомире в семье учителя. Отрочество будущего главного конструктора космической техники прошло в Одессе. Эти суровые годы ускорили для него  процесс определения его человеческого «я». Девиз совсем юного Сергея Королёва: «Строить летательные аппараты и летать на них».

-Проект своего первого планера, который, очевидно, навсегда затерялся в архивах харьковского общества друзей воздушного флота, куда Сергей отослал его, был закончен летом 1924г. Таким образом, в 17 лет он уже заявил о том, что выбрал свой путь. И выбор этот -  первое подтверждение полного совпадения личных устремлений Королёва с требованиями его времени. Именно в Одессе  существовал самолётостроительный завод, где летали первые красные военлёты, так называли тогда лётчиков ВВС, - именно там влюбился Сергей Королёв в голубой простор неба, именно там решил посвятить себя авиации.

-В Киеве, в Политехническом институте, студент Королёв строит планёры и учится на них летать. В 1926г. Королёв переводится из Киева в Москву, в Высшее техническое  училище имени Баумана. С. П. Королёв в 30-х годах начал заниматься ракетной техникой  и стал ведущим в мире специалистом в этой области. В начале 1931г. молодой московский авиаинженер Сергей Павлович Королёв решил, во что бы то ни стало, построить совершенно новый ракетный летательный аппарат. Цель Королёва – летать в пространстве авиации недоступном. «Работа над реактивным летательным аппаратом трудна, но необычайно интересна и многообещающа»

-Во время ВОВ Сергей Павлович вместе с Валентином Петровичем Глушко и др. специалистами работал над созданием ускорителей для самолётов. Королёв строит и сам летает на них в качестве наблюдателя-экспериментатора.

-Летом 1944г. Королёв работает над проектом высотного истребителя с реактивным двигателем. Он просит разрешить ему продолжить работы над реактивной торпедой для поражения удалённых площадей. 9 августа 1946г. Королёв назначается главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.  

-Главная заслуга Королёва – в организации целой сети научно-исследовательских коллективов и производственных предприятий. За  десятилетие, с 1947 по 1957 год, он создаёт несколько принци-пиально новых типов баллистических ракет дальнего действия.

-1956год. Ещё не создана ракета «Восток», а Королёв уже говорит о полёте человека в космос как о ближайшей перспективе. Он пишет о специализированных спутниках для народного хозяйства, об изучении Земли из космоса. Безизвестный  Ю. Гагарин ещё сидел в сурдобарокамере и кружился на центрифуге, когда Королёв писал: «Нет сомнения в том, что не за горами  и то время, когда могучие космические корабли весом во много десятков тонн, оснащённые всевозможной  научной аппаратурой, с многочисленным экипажем, покинут Землю и отправятся в далёкий путь».

-Усталый и больной, в канун нового 1966г. Королёв писал: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!» Когда  рож дались эти слова, Сергей Павлович не думал, что они станут для нас завещанием великого конструктора: он умер через две недели.

Учитель. 12 апреля 1961г. – над Землёй пронеслась потрясающая весть: «Человек в космосе! Русский!» многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась.

Четвертая группа.

-Сказку сделал былью смоленский парень Юрий Гагарин, гражданин  нашего Отечества. Вся планета восхищалась его подвигом. Имя Гагарина стало сразу известным всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным. А героем космоса стал благодаря своей воле, настойчивости и верности мечте. 

-Ремесленное училище под Москвой, индустриальный техникум в Саратове. Аэроклуб, прыжки с парашютом. Затем военное лётное училище в Оренбурге, откуда он попросился на север. Там в тяжелых условиях Гагарин летал, учился.

-За искусственным спутником Земли появилась космическая ракета, которая сфотографировала невидимую сторону Луны. Полёт в неизвестное приближался. Ю. Гагарин начал подготовку в первой группе космонавтов. С успехом прошёл он испытания в сурдокамере, на стремительной центрифуге, полёты на невесомость. И всякий раз он предлагал: «Можно я сначала?!»  К полёту в космос он готовился упорно, не жалея ни сил, ни времени. Не зная устали, помогал товарищам, а те ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Государственная комиссия назвала Ю. Гагарина.

-Оказавшись один, в небывалом до этого рейсе, он думал о колоссальной ответственности первооткрывателя космических трасс. Это была ответственность перед всеми людьми на Земле. Но голос звучал спокойно: «Полёт проходит нормально. Вижу горизонт Земли!» Совершив по орбите полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, корабль Гагарина благополучно приземлился.

- Космическая эра началась. За Гагариным в космос полетели другие. Первый космонавт радовался успеху своих друзей, мечтал о новых полётах. Однако трагическая гибель оборвала короткую и яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – и на Земле, и в космосе.

 Учитель. Продолжаем изучать достижения в освоении космоса.

Следующая группа продолжит рассказ.

-С 1961г. в космосе побывало более 365 человек, а 12 из них  ступили на поверхность Луны. 1963г. – Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт. 1965г. – Алексей Леонов – первым совершил поход в открытый космос. 1975г. -  совместный полёт американского и советского космических кораблей «Союз-Апполон». 1987г. – на станции «Мир» космонавт Ю. В. Романенко

пробыл 376 суток, в то время это был рекорд. 

-На орбитальных космических кораблях успешно осуществлены полёты международных экипажей  в составе космонавтов  Советского Союза, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии, Румынии, Монголии, Кубы, Франции, Индии и др. стран. Совместные научные исследования в космосе – яркий пример дружбы и плодотворного сотрудничества народов в мирном освоении космического пространства на благо людей планеты. 

-Выход человека в космос – событие,  безгранично расширяющее возможности познания окружающего мира. Космос – своеобразная лаборатория с широчайшим  диапазоном физических условий, явлений и процессов. Космические эксперименты позволяют получить незаменимый по своей ценности и надёжности материал для ядерной физики, астрофизики, радиофизики.

Новые достижения космонавтики – яркое свидетельство творческого энтузиазма русского народа, достойный вклад в дело исследования и использования космического пространства в мирных целях.

lll. Итог урока.  Сегодня на уроке мы назвали только некоторые события в освоении космоса. Люди, о которых сегодня шла речь,  - личности, озарённые любовью к  своему делу и высокими благородными чувствами. Такими не рождаются, такими становятся в результате огромной душевной работы. Что питает их духовность? Прежде всего – собственный неустанный труд мысли и мировая культура, включающая в себя историю Отчизны и науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия "История космонавтики"

Урок математики в 6 классе...

Конспект урока: "История космонавтики"

Урок математики в 6 классе...

Открытый урок посвященный Дню космонавтики

Урок посвящен дню космонавтики по теме " Действия с десятичными дробями". Урок-соревнование....

Классный час ко дню космонавтики. Викторина по космонавтике для учащихся 5-8 классов

Классный час ко дню космонавтики. Викторина по космонавтике для учащихся 5-8 классов...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «12 апреля – День космонавтики»

Цель: расширить представления школьников о космосе, космонавтике.Задачи:1. напомнить и углубить знания об истории космонавтики.2. способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизн...