Открытый урок посвященный Дню космонавтики
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Наталья Васильевна Николаева

Урок посвящен дню космонавтики по теме " Действия с десятичными дробями". Урок-соревнование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

           Тема урока: Действия с десятичными дробями.

Цели урока:  

1.Обучающие: Проверить умения выполнять действия с десятичными

                        дробями устно и письменно. Закрепить и проверить умение

                        решать уравнения и задачи на десятичные дроби.

2.Развивающие:   Развить быструю работу мысли, смекалку и внимательность.

                        Развить умение говорить, развить интерес к математике.

3.Воспитательные:  Воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и

                        чувство сопереживания друг к другу.

Форма проведения: Урок-соревнование  

                                  «Корабль к старту готов»

Место проведения: кабинет информатики.

Оборудование: компьютер, демонстрационная доска, печатная рабочая

                          тетрадь.

План урока:  1. Оргмомент;

                       2. Сообщить тему урока, цели урока. Ознакомить с формой

                        проведения.

                       3. Загрузка космического корабля

                       4.Фамилия главного конструктора.

                       5. Некоторые данные о корабле.

                       6. Старт корабля.

                       7. Подведение итогов урока.

 

ХОД УРОКА:  (слайд № 1) Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Это будет урок-соревнование. Вы все знаете, какой сегодня день. Всемирный день космонавтики.  50 лет назад с космодрома Байнонур впервые стартовала ракето-носитель «Восток» с человеком на борту. Имя этого космонавта Юрий Гагарин. Вы подготовили к этому уроку выставку рисунков.(слайд № 2).

   Много народу трудилось, чтобы такой день прошел успешно. Все люди причастные к этому дню когда-то учились в школе и как вы в свои 11 лет только начинали изучать точные науки.

     Наш класс разделен на команды. Прошу представиться каждой команде.

 И мы приступаем к мини- соревнованиям  на которых мы узнаем некоторые интересные данные непосредственно вязанные  с этим днем.

  (слайд №3) И вот наступило 12 апреля 1961  день старта. Ракетоноситель установлен на стартовой площадке.  Все проверено, все системы ракеты-носителя  и космического корабля функционируют нормально. Теперь можно приступать к одной из самых ответственных операций - заправке  ракеты-носителя. Ракете необходимо оторвавшись от Земли преодолеть огромное расстояние. Специальные команды приступают к заправке топливных отсеков. А знаете ли вы каким топливом заправляются космические корабли. ?  Сколько же нужно времени, чтобы заправить ракето-носитель.?  Для этого мы предлагаем вам выполнить следующее задание. Правильно выполнив его вы получите число показывающее необходимое время для заправки. Руководители группы по выполнению задания просьба занести ответ в компьютер.

(слайд №4) При выполнении задания будьте предельно внимательны внимательно вчитывайтесь в само задание. На выполнение

  Отметить в таблице:

  1. Дробь большую 2,5, но меньшую 3;
  2. Самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 2 до 3;
  3. Самую большую дробь а промежутке от 1 до 2;
  4. Дробь, в которой цифра повторяется несколько раз.

Некоторые задания имеют несколько ответов. И за это можно получить больше баллов.

 Количество отмеченных чисел занести в листок учета.

 

2,4

1,72

3,5

0,9

1,24

2,5

4

2,7

2,06

3,69

3

1,92

0,5

2,04

6,08

4,71

2,46

4,6

3,41

1,2

7,51

5,4

1,36

3,16

0,32

1

4,12

1,4

4,21

2,44

3,1

2,8

0,71

3,5

4,03

1,33

4,93

3,7

2,91

4,73

2

0,7

5

3,6

1,02

2,1

3,8

4,91

2,14

4,89

  Все команды успешно справились с заданием. (щелчек) Итак на всю полную заправку топливом ракетоносителем потребуется 7 часов.

Команда по заправке ракетоносителя успешно справляется со своим заданием, А мы  еще раз посмотрим на ракету. Сколько мощи и совершенства сейчас предстало перед нами. Невольно возникает вопрос кто же смог создать такое. Конечно вы многие, вероятно знаете, кто является генеральным конструктором ракеты(слайд №6). Вот и его фотография вместе с Юрием Гагариным Давайте выполним следующее задание и узнаем фамилию человека, который был главным конструктором ракеты  и вдохновителем покорения космоса человеком. В ваших тетрадях три примера на все действия с десятичными дробями. При правильном решении вы расшифруете его фамилию. Руководителям групп занести в компьютер фамилию конструктора.

Зашифрованная фамилия конструктора корабля

0,2∙43       

+0,4

:0,3

∙2,05  

 

 

е

к

л

 

0,54+3,06         

:0,2

∙0,5

-6,66  

о

р

о

 3,5∙0,2             

+1,1

:2

+6,1

к

а

б

   

1

2

3

4

5

6

7

 

(слайд7)

Все команды    успешно справились с заданием. Вы молодцы.

 Теперь  мы точно  знаем фамилию генерального конструктора.  И  перед нами встает следующий  вопрос. Сколько космических скоростей вы знаете? Для конструкторов было очень   важно выбрать нужную скорость для ракетоносителя.  И вот почему.

1 космическая скорость (слайд № 8). 

Тело становится искусственным спутником Земли и вращается по круговой орбите становясь искусственным спутником Земли.

(слайд № 8). 

Вторая космическая скорость. (слайд № 9)

Имея такую скорость тело может передвигаться в пределах солнечной системы. Но вылететь за ее пределы не может. Оно попадает в поле тяготения Солнца и превращается в его спутник.  

Третья космическая скорость. (слайд № 10). 

 Тело может покинуть пределы Солнечной системы и улететь в безбрежные дали звездного пространства.

Нам нужно решить три уравнения. Из полученных трех результатов нужно выбрать тот, который как вы считаете, является первой космической скоростью. При выборе ответа будьте внимательны и благоразумны. Постарайтесь правильно задать скорость нашему кораблю.

  Руководителям групп в компьютер занести ответ.

 

 (слайд №11)Так  какая же все же скорость из найденных вами при решении уравнений будет  первой космической. 

x+2∙1.2-5.5=6.38

Ответ:     x=

6,52+x=17,72

Ответ:     x=

20,7-x+3,3=7,4

Ответ:     x=

 

В каждой работе долны мы най ти время для небольшой разрядки.(слайд № 12) Наступает время отдохнуть нашим глазам Итак физкульминутка для глаз

Физкультминутка для глаз

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб очки тебе не носить,

Эти легкие движенья предлагаю повторить

Вдаль посмотрим и под ноги,

Влево, вправо поскорей

Удивимся, что такое

И закроем побыстрей

Вот теперь мы отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу.

(слайд №13)Ну чтож делу время потехе час. Продолжаем работу

Как много мы уже узнали и о времени заправки. И узнали точную фамилию генерального конструктора.И правильно расчитали 1 космическую скорость Генеальная идея в конструкции корабля до сих пор применяется при строительстве ракетоносителей. Может кто-нибудь знает из чего состоит ракетоноситель?

4.

         Постораемся  узнать некоторые сведения о самом корабле.Любой космический корабль с человеком на борту предполагает возвращение космонавтов на родную Землю. (слайд № 14) В ваших тетрадях задача решая которую мы узнаем вес вес спускаемого аппарата с помощью которого Юрий Гагарин успешно приземлился в Энгельском районе Саратовской области.

 

5.    Вы ребята молодцы. Все знания полученные вами на уроках помогли нам правильно ответить на вопросы.

 И теперь наступает самый ответственный момент.  (слайд № 15)

Юрий Гагарин занял место в корабле. И нам нужно сейчас очень правильно и быстро выполнить еще одно задание и успешно запустить космический корабль.  В ваших тетрадях  есть задания, в которых нужно расставить запятые так, чтобы получилось верное числовое равенство. В бортовой компьютер вы заносите только подчеркнутые числа с правильно поставленными запятыми.

Расставить запятые так, чтобы получилось верное числовое равенство.

305+137=31,87

105∙6=6,3

375 - 1,34 = 3616

При правильном выполнении этого задания произойдет успешный запуск ракетоносителя. Корабль «Восток» успешно стартовал.(слайд № 16) И мы с вами наблюдаем первый репортаж из космоса.

(слайд № 17)А теперь посмотрим на нашу Землю. Посмотрите, ребята, как она красива. И вот что написал первый космонавт Земли после того как увидел нашу Землю из космоса. щелчек(слайд № 18)

Наш урок подходит к концу. Мы повторили с вами все действия с десятичными дробями. И я прошу командиров отряда подойти к своему компьютеру завершить работу и узнать результат своего сегодняшнего труда. На головном пульте все ваши результаты будут зафиксированы и оценки выставлены в журнал.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Трехступенчатая ракета-носитель состояла из четырех боковых блоков (1 ступень), расположенных вокруг центрального блока (II ступень). Над центральным блоком помещена III ступень ракеты. На каждом из блоков I ступени был установлен четырехкамерный жидкостно-реактивный двигатель РД-107, а на II ступени — четырехкамерный реактивный двигатель РД-108. На III ступени был установлен однокамерный жидкостно-реактивный двигатель с четырьмя рулевыми соплами. Вес корабля с последней ступенью ракеты-носителя 6,17 т, длина 7,35 м, вес без последней ступени 4,73 т Ракета-носитель «Восток».

Слайд 11

2,4 1,72 2,06 3,3 0,9 1,24 2,3 4 2,7 2,69 3 1,72 0,5 2,04 0,08 4,71 2,46 2,8 4,6 1,2 1,52 4,4 1,36 1,99 3,16 1 4,12 1,4 4,21 2,44 3,1 3,41 0,71 3,5 4,73 0,32 2,93 3,7 2,91 3,03 2 0,7 5 3,6 1,02 2,1 3,8 4,91 2,14 4,89

Слайд 12

2,06 2,7



Предварительный просмотр:

12 апреля          Тема урока: Десятичные дроби.

  1. Отметить в таблице:
  1. Дробь большую 2,5, но меньшую 3;
  2. Самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 2 до 3;
  3. Самую большую дробь а промежутке от 1 до 2;
  4. Дробь, в которой цифра повторяется несколько раз.

Некоторые задания имеют несколько ответов. И за это можно получить больше баллов.

 Количество отмеченных чисел занести в листок учета.

 

2,4

1,72

3,5

0,9

1,24

2,5

4

2,7

2,06

3,69

3

1,92

0,5

2,04

6,08

4,71

2,46

4,6

3,41

1,2

7,51

5,4

1,36

3,16

0,32

1

4,12

1,4

4,21

2,44

3,1

2,8

0,71

3,5

4,03

1,33

4,93

3,7

2,91

4,73

2

0,7

5

3,6

1,02

2,1

3,8

4,91

2,14

4,89

 

  1. Зашифрованная фамилия конструктора корабля

0,2∙43       

+0,4

:0,3

∙2,05  

 

 

 

е

к

л

 

Пятизначные и четырехзначные номера на рисунке показывают вес каждого блока

Составить задачу в 4 действия по имеющимся данным на чертеже

                               

                                                                           

12 апреля


ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.



                                                                                                                                                                                                                                                                 

5.    Расставить запятые так, чтобы получилось верное числовое равенство.

305+137=31,87

105∙6=6,3

375 - 1,34 = 3616

0,54+3,06         

:0,2

∙0,5

-6,66  

о

р

о

 

3,5∙0,2             

+1,1

:2

+6,1

к

а

б

   

1

2

3

4

5

6

7

 

  1. еделить 1 космическую скорость.

 

x+2∙1.2-5.5=6.38

Ответ:     x=

6,52+x=17,72

Ответ:     x=

20,7-x+3,3=7,4

Ответ:     x=

4.