Урок, посвященный Дню Космонавтики в форме игры "Умники и умницы"
методическая разработка по теме
В настоящее время перед большинством активно работающих учителей физики встаёт вопрос решения проблемы личностно-ориентированного образованияУроки такого типа ориентируют учителей на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся; кроме того, они реализуют идею ученического самоуправления. Их проводят и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют и на стадии контроля усвоения. Это уроки, посвящённые изучению нового материала, уроки подготовки к контрольной работе, уроки решения задач. Особенно интересно проходят уроки обобщения или повторения пройденного.
Приведу пример урока совершенствования знаний, умений и навыков в виде игры «Умники и умницы» по теме «Что я знаю про космос?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для учителей физики, астрономии Урок игра к Дню космонавтики | 538.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что я знаю про космос?»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: игра «Умники и умницы»
Подготовка к уроку: Урок готовят учитель и обучающиеся 7 -11 класса. Состав и количество учащихся определяется в зависимости от индивидуальных качеств каждого ребенка (уровень подготовки, любознательность, творческое мышление, увлеченность предметом) и желания учеников. Обучающимся за 1,5 – 2 недели до урока дается задание найти ответы на вопросы викторины «Что я знаю про космос?» Структура игры та же, что и в телевизионной программе. В ходе урока определяется лучший игрок — участник агона, а также выявляются лучшие игроки – теоретики. Судит игру Высокий ареопаг — учащиеся старшего класса.
Вопросы для участия в игре «Что я знаю про космос?»
- Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
- Дать характеристики планет Солнечной системы: их размеры (объем), состав атмосферы, среднюю температуру.
- Назовите спутники планет.
- Расстояние от Солнца до планет Солнечной системы.
- Что представляет собой Солнце (каковы его размеры, температура)?
- Группа планет, к которой относится Земля?
- От чего на планете зависит степень поглощения излучения, идущего от Солнца?
- Чем на планете объясняется смена дня и ночи?
- Каков средний радиус Земли?
- Основные газы, входящие в состав атмосферы Земли?
- Самая маленькая планета земной группы?
- Виды рельефа на Луне, Венере, Меркурии?
- Могут ли на Луне наблюдаться затмения?
- Чем объясняется смена времени года на планете?
- Планета земной группы, имеющая два естественных спутника?
- Какая планета ближе всего подходит к Земле?
- Граница освещенной и неосвещенной части Луны?
- Назовите Спутники Марса?
- Какие планеты относят к планетам – гигантам?
- Причины наличия колец у планет –гигантов?
- На поверхности, каких планет в Солнечной системе вода может находиться в жидком состоянии?
- Что понимают под космическим мусором?
- Первый полет в космос. Кто полетел и когда?
- Назовите известных всему миру астрономов.
- Каково практическое использование астрономии?
- Необходимо назвать три направления развития деятельности РФ по изучению космического пространства до 2040 года
Цели урока: закрепить знания о строении Солнечной системы, получить новые знания о пользе и вреде изучения космического пространства.
Задачи урока:
- создать условия для систематизации и обобщения новых знаний, применение знаний на практике для углубления и расширения кругозора;
- развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, физики, астрономии;
- развивать умения сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
- развивать самостоятельность и волю школьников;
- развивать коммуникативные умения обучающихся, прививать культуру умственного труда
Главная методическая идея: строить урок на деятельностной основе с учетом личностно – ориентированной технологии.
Оборудование: карточки- задания для учащихся, мультимедийное оборудование
Ход урока:
- Вступительное слово учителя (1-2 мин)
Величественна картина звёздного неба. Тысячи звёзд, мерцая и переливаясь, манят к себе любознательные умы. Человек пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал, и если нет, то как он возник? Астрономические наблюдения, связанные с необходимостью ориентироваться во времени и пространстве, возникли на заре человеческой культуры. Уже тогда, задолго до появления письменности и государств, были сделаны многие важные открытия, связанные с расположением и видимым движением светил по небу. Так возникла астрономия - древнейшая из наук.
Наша страна горда тем, что 50 лет назад, 12 апреля 1961 года, в истории планеты произошло величайшее событие - великий человек Ю. А. Гагарин был отправлен в космос. Тысячелетняя мечта всех народов - преодолеть силу тяготения своей родной планеты - стала явью. Впервые было убедительно доказано, что человек может жить и работать в космическом пространстве. Сегодня на уроке мы попытаемся углубить и закрепить знания о том ближайшим мире в рамках Вселенной, который окружает нас. Это наша Солнечная система.
- Организация деятельности обучающихся.
Используя научный текст о строении Солнечной системы, необходимо в течение 7 минут составить как можно больше вопросов к этому тексту. (Вопросы сдают заранее приглашенным судьям)
Строение Солнечной системы
Центральное тело нашей планетной системы – Солнце. Солнце (желтый карлик) – сосредоточило в себе 99,866 % всей массы Солнечной системы. Оставшиеся 0,134 % вещества представлены девятью большими планетами (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) и несколькими десятками спутников планет (в настоящее время их открыто более 60), малыми планетами – астероидами ( ~100 тысяч), кометами ( ~1011 объектов), огромным количеством мелких фрагментов – метеороидов, а также космической пылью. Механически эти объекты объединены в общую систему силой притяжения Солнца.
Самая крупная из планет – Юпитер – меньше Солнца по размерам на порядок и по массе на три порядка.
Следующие два гиганта – Уран и Нептун – мало отличаются по средней плотности и химическому составу.
Все четыре планеты традиционно выделяются в группу планет-гигантов, отличительной особенностью которых являются не только значительные размеры и масса, но также и низкая средняя плотность, характерная для газового состава.
Другая группа – планеты земного типа – состоит из четырех планет. В нее входят Земля и Венера, которые почти не отличаются друг от друга по размерам, массе и средней плотности), а также меньшие по размерам и массе Марс и Меркурий.
Перечень больших планет Солнечной системы дополняет необычный объект – Плутон, который в момент своего открытия в 1930 году занимал наиболее удаленное от Солнца положение, соответствующее месту девятой планеты Солнечной системы. Но орбита Плутона обладает значительным эксцентриситетом, в 1969 году он пересек орбиту Нептуна, превратившись в восьмую по удаленности от Солнца планету. В этом статусе Плутон будет пребывать до 2009 года. А первый после своего открытия полный оборот вокруг Солнца Плутон завершит лишь в 2178 году.
- Сообщения о С. П. Королеве, Ю. А. Гагарине (6 мин) (В это время жюри выявляет победителей) (Приложение 1)
- Основной этап урока (20-25 мин) (Приложение 2)
На агон приглашаются первые три участника. Для того, чтобы определить цвет дорожки необходимо ответить на два вопроса.
Задание 1. Необходимо в порядке удаления от Солнца перечислить планеты Солнечной системы.
Задание 2. Нужно ли и почему изучать космическое пространство?
Первый тур «Планеты»
- Перечислите планеты- гиганты Солнечной системы
- Перечислите планеты Земной группы
- Используя характеристики планет, объясните на основании физических законов, у какой планеты Солнечной системы скорость наибольшая?
Второй тур «Спутники планет»
- Соотнесите количество спутников планет
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
0, 0, 2, 1, 61, 63, 13 27
- Соотнесите спутники к планетам
Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун
Фобос , Титан, Луна, Тритон, Деймос, Ганнимед, Каллисто
- История исследования Луны:
- Изобретение Галилеем телескопа в … году?
- Обратная сторона Луны была сфотографирована станцией Луна-3 7 октября … года?
- Первым искусственным спутником Луны была Советская станция Луна -10, запущенная 31 марта … года?
- Первым автоматическим роботом на поверхности Луны стал Советский Луноход -1 , который прилунился 17 ноября … года?
- Последний человек побывал на Луне в… году?
(1609, 1966, 1959, 1972, 1970)
Третий тур «Исследование космического пространства»
- Что общего между понятиями: «Восток», «Меркурий», «Восход», «Аполлон», «Союз», «Буран», «Джемини»?
- Что общего между понятиями: «Пионер», «Марс», «Галилео» «Вега», «Магеллан»?
Четвертый тур «Будущее космонавтики»
- Необходимо назвать три направления развития деятельности РФ по изучению космического пространства до 2040 года
- Подведение итогов игры. Выступления старшеклассников по теме «Современные научные исследования космического пространства», Мультимедийный видеомост Москва-Брюссель на тему: «Роль космоса в жизни современного общества и человека»
- Домашнее задание: Искусственные спутники Земли - вред или польза?
Литература:
- Глушко В.П. Космонавтика. Энциклопедия. М., 1985
- Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985
- http: //school-collection.edu.ru/
- http://www.mail.ru/
- http://space.rin.ru/articles/
- visualrian.ru © РИА Новости, 2011
Пояснительная записка
В настоящее время перед большинством активно работающих учителей физики встаёт вопрос решения проблемы личностно-ориентированного образования. В МОУ «СОШ №7» г. Мариинска уже несколько лет отрабатываются модели личностно-ориентированных уроков. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). В этом смысле очень хороши уроки, построенные на инициативе учащихся. Уроки такого типа ориентируют учителей на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся; кроме того, они реализуют идею ученического самоуправления. Их проводят и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют и на стадии контроля усвоения. Это уроки, посвящённые изучению нового материала, уроки подготовки к контрольной работе, уроки решения задач. Особенно интересно проходят уроки обобщения или повторения пройденного.
Приведу пример урока совершенствования знаний, умений и навыков в виде игры «Умники и умницы» по теме «Что я знаю про космос?»
Урок по теме «Что я знаю про космос?»
Автор: Попова Ольга Сергеевна,
учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Мариинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок посвященный Дню космонавтики
Урок посвящен дню космонавтики по теме " Действия с десятичными дробями". Урок-соревнование....
Урок, посвященный Дню космонавтики.
В данном уроке содержится информация о достижениях в изучении космического пространства с эпохи СССР и до наших времён. Отражены традиции космонавтов, их питание и тренировки. Урок содержит през...
Необычный урок, посвященный дню космонавтики
13.04.2016 в МБОУ «Аграфеновская СОШ» прошел необычный урок английского языка (учитель Палий А.В.) , посвященный 55-летию огромнейшего прорыва советского народа в области космонавтики – первого полета...
Материалы для урока, посвященного Дню космонавтики
Две небольшие разработки, посвященные Дню космонавтики. Использовались на занятиях со студентами 1-2 курса техникума. Упражнения простые, подойдут для школьников 8-11 классов....
Урок русского языка в 9 классе "Космическое путешествие по ОГЭ" (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики)
Урок русского языка в 9 классе "Космическое путешествие по ОГЭ" (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики). Разработка урока и презентация....
Урок математики в 5 классе, посвященный Дню космонавтики "Деление на десятичную дробь".
Урок закрепления по теме "Деление на десятичную дробь", посвященный Дню космонавтики. На уроке используется маршрутный лист и презентация РР. В уроке представлены задания, аналогичные демоверсии МЦКО ...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «12 апреля – День космонавтики»
Цель: расширить представления школьников о космосе, космонавтике.Задачи:1. напомнить и углубить знания об истории космонавтики.2. способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизн...