"Современные образовательные технологии как основа формирования ключевых компетенций на уроках физики"
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Панфилов Константин Юрьевич

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Школа должна “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Это заранее заданное социальное требование (норма), профессиональная или функциональная характеристика, ожидаемые результаты обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные образовательные технологии как основа формирования ключевых компетенций на уроках физики» Озерский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ № 2» Панфилов К.Ю., учитель физики

Слайд 4

Технологии активного обучения как условие формирования предметных компетенций обучающихся по физике

Слайд 5

Проблемное обучение на уроках физики — это тип обучения, который предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления.

Слайд 6

Задание 1. • Почему у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами? • В каком случае давление человека на дорогу больше и во сколько раз: когда он стоит на одном месте или когда идет? • В каком растворе – горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы? • На каком физическом явлении основано применение в медицине мазей, гелей и других наружных лекарственных средств

Слайд 7

Мультимедийные технологии Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации чувственный компонент обучаемого.

Слайд 8

проведение виртуальных лабораторных работ;

Слайд 9

Модели устройства физических приборов

Слайд 10

проведение контроля знаний и тестирование.

Слайд 11

возможность проводить занятия онлайн

Слайд 12

Технология развития критического мышления Технология развития критического мышления представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации

Слайд 13

Игровые технологии

Слайд 14

«Что лишнее и почему» Т епловые, механические, магнитные, химические. Протон, отрицательный ион, нейтрон, электрон. Амперметр, вольтметр, барометр, омметр. А.М.Ампер, Пифагор, Г.Ом, А.Вольта.

Слайд 15

Игра «Найди физическую ошибку» масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. «Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются волнами.

Слайд 16

«Занимательная физика»

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Текст к презентации

Слайд 1. Уважаемые коллеги! Мы с вами прекрасно понимаем, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для развития такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Именно он позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, формирует удобную комфортную среду, ситуацию реального успеха, в которой верна пословица «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Исходя из этого, считаю необходимым формировать ключевые компетенции обучающихся на уроках физики с помощью современных образовательных технологий.

Слайд 2.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность и способность быстро и грамотно организовать свои ресурсы для достижения поставленной цели и задач. Составляющими её элементами являются: способность, умения, знания, понимание, самооценка.

Слайд 3.

В своей работе использую модель формирования предметных компетенций обучающихся, разработанную Смородиновой М.В. Модель формирования ключевых компетенций - это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке обучающихся по предмету, в частности по физике.

Слайд 4.

Важным условием формирования предметных компетенций обучающихся по физике считаю применение в учебном процессе современных образовательных технологий. При использовании  технологий активного обучения на уроках ученики сами формируют у себя определенные навыки и умения получения знания в процессе активной учебно-познавательной деятельности. Предлагаю рассмотреть основные технологии, которые можно использовать на уроках физики.

Слайд 5.

Технология проблемного обучения. При проблемном обучении учитель физики, излагая материал и объясняя наиболее сложные понятия, систематически создаёт на уроке проблемные ситуации и организует учебно-познавательную деятельность школьников так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации. 

Давайте посмотрим на задания, которые я использую на своих уроках.

Слайд 6. Задание:

К уроку «Давление» 7кл (А.В.Перышкин)

Почему у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?

В каком случае давление человека на дорогу больше и во сколько раз: когда он стоит на одном месте или когда идет?

К уроку «Диффузия» 7кл (А.В.Перышкин)

В каком растворе – горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы?

На каком физическом явлении основано применение в медицине мазей, гелей и других наружных лекарственных средств

К уроку «Архимедова сила» 7кл (А.В.Перышкин)

Почему рыбы имеют более слабый скелет, чем животные, обитающие на суше?

Почему плавает тяжелый корабль, а гвоздь, брошенный в воду тонет?

Слайд 7. 

Мультимедийные технологии - это одно из самых модных и перспективных направлений в образовании. С помощью них процесс обучения становится по- настоящему интересным и увлекательным. Данная технология состоит из нескольких технологических процессов входящие внутрь нее, к ним относятся:

Слайд 8.

1) Проведение виртуальных лабораторных работ;

Работа обучающихся с компьютерными моделями дает большую пользу, с помощью таких моделей появляется возможность лучше понять сущность и принцип действия прибора, физических законов и явлений, физических опытов (математический и пружинный маятник, двигатель внутреннего сгорания – ДВС, диффузия). Изменяя некоторые входные параметры, можно понаблюдать и проследить за изменениями, происходящими с моделью или явлением  и при этом выполнять многочисленные виртуальные опыты с ней. Такая интерактивность открывает перед обучающимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

Слайд 9. изучение устройства и принципа действия различных физических приборов;

Слайд 10. проведение контроля знаний и тестирование.

Слайд 11 возможность проводить занятия онлайн;

Слайд 12.

Применение технологии развития критического мышления позволяет заинтересовать учеников, пробудить в  них интерес, создать условия для обобщения и систематизации информации, способствует развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии.

Рассмотрим основные приёмы технологии развития критического мышления и их использование при организации учебной деятельности обучающихся по физике. Для этого я вам раздам карточки с заданиями, где вы попробуете побыть в роли учеников.

1. «Неверные и верные утверждения» или «верите ли вы».

Например, на этапе актуализации и закрепления знаний материала темы «Кипение» в 8 классе обучающимся следует ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Как вы считаете, изменится ли температура глиняного сосуда, а если изменится то как, если сосуд предварительно обмотать (мокрой тряпкой);

2. Кипение относится к явлению парообразования, а испарение нет;

3.В каком чайнике вода будет испаряться быстрей: у того чайника в котором открыта крышка или наоборот с закрытой крышкой;

4.От чего зависит скорость заваривания чая, как вы думаете, связана ли она с температурой воды?

2.  Приём «Продвинутая лекция».

Данный вид лекции представляет собой небольшой текст, в котором пропущены слова, необходимые для заполнения.

Переход вещества из жидкого состояния в ________ называется _________ Температура, при которой вещество переходит из твердого  состояния в жидкое _______________.

_____________ это парообразование с поверхности жидкости, происходящее при любой температуре.

3.Мозговой штурм – это такой способ организации деятельности, который можно использовать на уроках физики, особенно если имеется спорная конфликтная ситуация или нужно найти конкретный ответ на вопрос, суть данного приема сводится к тому, что обучающиеся должны придумать как можно большее количества идей для решения главной задачи. После всех вариантов идей выбирают наиболее подходящие к конкретной задачи.

При использовании приема мозговой атаки у учащихся формируются такие навыки как:

1. Умение работать в группе с большим количеством участников образовательного процесса;

2. Формируется навык решения нарастающих конфликтных ситуаций, в ходе которого обучающиеся приходят к единому мнению;

Для организации мозгового штурма по физике в 8 классе можно использовать следующие вопросы:

Что делать в такой ситуации, когда нужно чтобы сахар быстро растворился в кружке с горячим чаем, если поблизости нет ложки?

Какими способами можно согреть  прохожих на улицах в очень сильный мороз?

Какие существуют способы, чтобы спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

      4. Какие существуют способы, чтобы быстро охладить стакан с кипятком?

Слайд 13.

Игровые педагогические технологии представляют собой совокупность разнообразных методов, средств и приемов, необходимых для организации педагогического процесса, в форме педагогических игр.

«Эстафета» – игра осуществляется по принципу вопрос-ответ, очень хорошо использовать данный вид игры в качестве проверке домашнего задания, где учитель задает вопросы, а ребята, должны дать ответ и передать «Эстафетную палочку» следующему для ответа обучающимся. Таким образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.

Слайд 14. «Что лишнее и почему» – игра, в которой нужно среди перечисленных понятий найти то, которое будет лишним. Такая игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов и объяснять причины такого выделения. Например, найти лишнее:

Тепловые, механические, магнитные, химические.

Протон, отрицательный ион, нейтрон, электрон.

Амперметр, вольтметр, барометр, омметр.

А.М.Ампер, Пифагор, Г.Ом, А.Вольта.

Слайд 15.  Игра «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта [53]. Например, масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально допущенная ошибка в тексте описания какого-то явления, только что изученного материала. Например, «Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются волнами.

Игра «Узнай ученого физика по описанию его научной деятельности». Вот некоторые примеры.

Первый русский академик, достиг выдающихся достижений в различных областях науки, но основной областью его деятельности является химия (М.В.Ломоносов). 

Французский физик, естествоиспытатель. Являлся одним из основателей электродинамики. Ему принадлежала гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток» (Андре Мари Ампер).

 «Бой знатоков физики» хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, тот следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов за правильные ответы.

Слайд 16 «Занимательная физика» - это игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады), который наверно каждый обучающийся хоть раз в жизни, пробовал решать.

Показать задания коллегам!

Слайд 17  Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

«Образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Данные материалы могут быть использованы учителями как в работе, так и в выступлениях различного уровня....

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

3.2 Педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»

Актуальность заявленной темы  педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития....

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Формирование ключевых компетенций на уроках физики

Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов...