Формирование ключевых компетенций на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Садыкова Зульфия Фаиловна

Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов  (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

Каждый учитель физики сталкивается на уроке с отсутствием у учащихся культуры работы с учебником, физическими понятиями, графиками, таблицами, приборами, неумением аргументировать, сравнивать, сопоставлять. В данной статье предложены определённые алгоритмы, блок-схемы и задания на развитие мыслительных операций,  на формирование ключевых компетенций во время устных ответов учащихся, рекомендации для устного ответа учащегося, при работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_na_urokah_fiziki.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках физики

Садыкова З.Ф., методист
по учебным дисциплинам ИМО УО г.Казани

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся, которые на сегодняшний день перестают выступать в виде знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности».

Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов  (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Как организовать деятельность учащихся? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от традиционной методики преподавания? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя основной школы.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на планировании деятельности учителя на уроке . Это  определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор заданий для домашней работы; определение способов контроля; продумывание критериев оценки деятельности учащихся. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко осознавать бинарность учебного процесса. Причем деятельность учащегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

Междунароные исследования PISA определили основной дефицит учебных умений российских школьников:

- при решении задач по естественно-научному циклу возникают трудности, если требуется дать качественный, а не точный ответ;

- не сформированы различные типы чтения (просмотровое, поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации и т.п.);

- неумение самим устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации, который обеспечивает успешное решение задачи;

- анализ содержания задания подменяется поиском внешних (часто ложных) указаний на способ решения;

- неумение привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задач.

Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.

В учебном процессе необходимо планировать и организовывать такие способы деятельности учащихся, которые помогут им решать вопросы, возникающие в их реальной жизни. Занятие, формирующее деятельность учащихся по способу решения проблем, развивает следующие умения учеников:

-самостоятельно определять цели своих действий, ставить и формулировать для себя новые задачи деятельности (в том числе познавательной);

-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач (включая учебные);

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия с изменяющейся ситуацией;

-оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки принятых решений и осуществления осознанного выбора в деятельности;

-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Использование методики формирования ключевых компетенций повысит эффективность современного урока физики, активизирует познавательные, творческие и мыслительные способности учащихся, разовьёт навыки самостоятельной деятельности, повысит качество успеваемости и обученности учащихся.

Каждый учитель физики сталкивается на уроке с отсутствием у учащихся культуры работы с учебником, физическими понятиями, графиками, таблицами, приборами, неумением аргументировать, сравнивать, сопоставлять. Для этого можно предложить учащимся определённые алгоритмы, блок-схемы и задания на развитие мыслительных операций.

1.Задание на развитие мыслительных операций.

Овладению мыслительными операциями необходимо учить поэтапно:

1. Учитель объясняет суть данной мыслительной операции и алгоритм её выполнения и совместно с учащимися оформляет её в письменном виде.

2. Учащиеся вместе с учителем выполняют задание на данное мыслительное действие.

3. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а учитель проверяет его выполнение.

Для работы в данном направлении можно воспользоваться приведёнными ниже алгоритмами.

-Алгоритм сравнения.

1. Выбрать объекты сравнения.

2. Выделить сравнимые признаки объектов.

3. Выявить одинаковые и различные признаки у сравниваемых объектов.

4. Сделать вывод о причинах сходства и различия.

5. Представить результаты в табличном или графическом виде.

-Алгоритм сопоставления.

1. Выбрать объекты для сопоставления.

2. Выделить сопоставимые признаки.

3. Выявить различия у объектов по сопоставимым признакам .

4. Сделать вывод о причинах различия.

5. Представить результаты в виде таблицы.

-Алгоритм классификации.

1. Выбрать объекты для классификации.

2. Указать признак, по которому объекты будут классифицироваться.

3. Проверить объекты на наличие выбранного признака и разделить на группы.

4. Результаты представить в виде таблицы.

-Алгоритм конкретизации.

  1. Выбрать объект конкретизации: абстрактное или общее понятие, утверждение, явление, физическая величина.
  2. Привести примеры, раскрывающие разные свойства объекта конкретизации и связь его с другими объектами, величинами, явлениями.
  3. Сформулировать выявленные свойства и связи в виде тезисов.

2. Задания на формирование ключевых компетенций во время устных ответов учащихся.

При проведении уроков учитель часто сталкивается с тем, что ответы учащихся носят стихийный характер, часто учащиеся недослушивают до конца или не умеют слушать, пытаются ответить быстрее, а иногда просто выкрикивают. Культуру устных ответов также необходимо привить учащимся, для того чтобы в дальнейшей жизни каждый ответ был взвешен и обдуман.

1.Рекомендации для устного ответа учащегося.

1.Внимательно выслушать вопрос.

  1. Если формулировка вопроса не ясна, в вежливой форме попросить повторить вопрос.
  2. Установить логическую связь между вопросом и изученным материалом. Включить в ответ информацию, содержащуюся в учебном тексте. Сделать ссылку в ходе ответа на нужную информацию из текста для пояснения сказанного.
  3. Используя имеющиеся знания, выбрать вариант ответа.
  4. Найти доказательства (использование примеров различных ситуаций из явлений окружающего мира для иллюстрации или аргументации тех или иных положений ответа).
  5. Дать  краткую формулировку (продемонстрировать понимание сути вопроса, чётко и лаконично отвечать на предлагаемый вопрос, не уходя в сторону от обсуждаемой темы).

     7. Быть готовым к следующим вопросам (все выдвинутые аргументы   должны подтверждать высказанную позицию).

2. Работа с текстом ( читательская компетентность)

Одна из главных задач учителя - научить выбирать из предложенной текстовой информации необходимые знания, аргументированно с опорой на текст отстаивать эти знания.

1.Можно предложить учащимся проработать параграф и ответить на вопросы учителя. Вопросы могут быть генеративными (вовлечение в процесс познания); конструктивными (построение новых знаний); фасилитирующими (развитие собственного мышления).

2. Можно изменить задание и попросить самих учащихся составить вопросы к параграфу:

-придумайте интересный вопрос к тексту (только не такие вопросы, ответы на которые будут повторением текста). За самый креативный вопрос необходимо поощрять.

3. Можно предложить учащимся приём «Токин Мэт». Цель применения данного приёма - научить учеников создавать взаимосвязи и формулировать вопросы, генерировать новые идеи, анализировать ответы и делать выводы. Для этого после прочтения параграфа можно предложить учащимся разделиться на группы по 4 человека для того, чтобы за определённое время ученики на листе бумаги АЗ (для каждой команды) с помощью фигур, стрелок, рисунков, формул, фраз, вопросов отобразили понимание прочитанного текста, определение как материал этого параграфа связан с изученной ранее информацией: понятиями, явлениями, законами.

Алгоритм для осмысленного запоминания.

  1. Переформулировать определения, правила, выводы (перевести прочитанное на «доступный» читателю язык)
  2. Представить основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, формул;
  3. Потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

Алгоритм сжатия текста ( задачи).

  1. Исключение вводных слов, однородных членов предлжения, повторов, однотипных примеров, восклицаний, цитат, пояснений, рассуждений, описаний.
  2. Обобщение или объединение предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; единичных фактов, событий, явлений.
  3. Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения-простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи-косвенной; части текста-одним предложением; части предложения местоимением; в вопросе задачи выделить главное  существительное ( что надо найти)

3. Работа с физическими понятиями, графиками и таблицами.

При конструировании урока необходимо помнить, что учащиеся 7-8-х классов должны:

- свободно ориентироваться в физических понятиях, теориях, законах и грамотно их излагать;

- строить графики (на основе функциональной зависимости с выбором масштаба, по экспериментальным данным, по данным таблицы);

- анализировать графические зависимости по вопросам обобщённого плана и дополнительным вопросам;

- должны освоить, что зависимость между физическими величинами может быть задана тремя способами: формулой, таблицей и графиком.

Приведённые ниже блок-схемы для учащихся можно использовать при работе с информацией различного типа. Количество и содержание можно изменять. При работе необходимо не только использовать приведённые шаблоны, но и ставить перед учащимися вопросы, направленные на формирование умение анализировать содержание информации.

Блок-схема описания физического опыта

Блок-схема для описания физического закона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках математики и физики

Доклад к семинару учителей математики и физики...

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Развитие ключевых компетенций на уроках физики

Развитие ключевых компетенций на уроках физики посредством экспериментальных заданий...