Образовательная программа "Физика для всех"
рабочая программа по физике (7, 8 класс)

Жанна Александровна Гапоненко

Образовательная программа «Физика для всех» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия в рамках программы являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей. При обучении по данной программе формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Особенностью работы по реализации программы является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах.  Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.

Проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_fizika_dlya_vseh_152ch_dopolnit.docx65.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Название программы

Физика для всех

Направленность программы

Интеллектуальная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Гапоненко Жанна Александровна

Год разработки

2020

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический совет МБОУ СОШ№4

Информация о наличии рецензии

Цель

Создание условий для реализации образовательной потребности учащихся к познанию окружающего мира путем организации направленной экспериментальной и познавательной деятельности и интеграции естественных наук, обеспечения познавательного, развивающего и мотивирующего общения между учащимися

Задачи

Обучающие:

обучение учащихся,при ознакомлении с научными физическими знаниями и законами,теоретическим основам в области естественных наук через осознание и понимание физических явлений и законов;

раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем решения задач и измерения физических величин;

получение навыков по решению задач различнойстепени трудности.

Развивающие:

формирование у учащихся умений и навыков по решению физических задач и использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений;

стимулирование развития интереса к физике и потребности в получении дополнительных знаний, способствующих личностному самоопределению и самореализации;

при решении задач овладение физическими методами познания (вычисление физических величин,представление результатов измерений в виде таблиц, графиков, умение делатьтеоретические выводы);

развитие потребности в познании окружающего мира;

формирование навыков самостоятельной работы;

формирование и развитие компетенции учащихся в области использования ИКТ технологий.

Воспитательные:

формирование у детей естественно-научного мировоззрения на основе изучаемых законов и рассмотрения различных способов решения задач;

развитие готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких результатов.

Ожидаемые результаты освоения программы

овладение приёмами самостоятельной образовательной деятельности при решении задач по физике;

личностный творческий потенциал, развитый на основе интереса к естественно-научному образованию; профессиональная профориентация в условиях города и региона

Срок реализации программы

1

Количество часов в неделю / год

4/152

Возраст обучающихся

14-16 лет

Формы занятий

групповые, подгрупповые.

Методическое обеспечение

Занятия в специально оборудованном кабинетефизики

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

наличие соответствующего оборудования и материального обеспечения, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа имеет интеллектуальную направленность.

Количество часов всего -152 (4 часа в неделю в течение года), возраст детей 14-16 лет.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный Закон от № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39

- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;

- Положение о рабочих программах.

- Примерная программа элективного курса по физике «Познай физику в задачах и экспериментах», автор В.А. Мосийчук

Образовательная программа «Физика для всех» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия в рамках программы являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

Особенностью работы по реализации программы является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.

Проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике


Цель программы «Физика для всех»:

Цель:

Создание условий для реализации образовательной потребности учащихся к познанию окружающего мира путем организации направленной экспериментальной и познавательной деятельности и интеграции естественных наук, обеспечения познавательного, развивающего и мотивирующего общения между учащимися

Задачи:

Образовательная:

- познакомить учащихся с основами экспериментальной познавательной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук; с историей науки и техники, великими экспериментаторами и их ролью в истории познания;

- познакомить учащихся с основными понятиями химии, физики и биологии, базовыми теориями естественных наук, свойствами объектов изучения химии, физики и биологии и закономерностями проявления этих свойств;

- применять на практике полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и свойств вещества;

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков использования, преобразования и создания инструкций, схем, моделей при решении учебных и познавательных задач

Воспитательная:

  • воспитание уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
  • чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

- формирование у учащихся устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;

- формирование уважительного отношения к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров;

- воспитание аккуратности, терпения, настойчивости.

Ожидаемый результат

Учащиеся в результате освоения программы приобретут:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера и постановки эксперимента;
  • Навыки решения физических задач;
  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;

Программа рассчитана на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний обучающихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.

Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их использования, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования.

Основное содержание программы

Люди науки

При изучении физики зачастую мало вспоминают о тех известных личностях, которые внесли неоценимый вклад в развитие современной науки и смогли сформировать естественно - научную теорию в том виде, в каком она сейчас изучается, опираясь на научные знания. О Нобелевских лауреатах, их жизни, трудностях, которые они испытывали при проведении исследований.

Механические явления. Импульс. Работа. Энергия

Опыты: «Фокус ладони», «Опорожнить стакан», «Прищепка – акробат», «Яйцо в бутылке», «Скользящий стакан», «Кипение воды в бумажной кастрюле», Звучащая монета», «Щепотка соли».

Механические колебания и волны

Зачем же любители бани с азартом мучают себя?

Почему можно сесть на нагретое дерево при определенной температуре, а на железо уже нельзя – обожжешься?

Почему нужно подбрасывать воду маленькими порциями, а не выливать на каменку сразу большую порцию?Зачем воду холодную на порог льют?

Тепловые явления. Законы сохранения в физике

1. Поглаживая в темноте черную кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

2. Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

3. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

4. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

5. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

6. Молния чаще ударяет деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

7. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

8. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Реагируют ли животные на магнитное поле?

Давление. Выталкивающее действие жидкости и газа

Человеческий организм и его действия так же интересны для физики, как и любые другие, окружающие нас, природные явления и предметы. Рассмотрим вопросы, относящиеся к физическим свойствам и особенностям человека. Их можно использовать для объяснения различных жизненных ситуаций, при обсуждении ряда проблем о человеческом организме.

  1. Познай себя, свой организм, свое физическое тело с точки зрения физики!
  2. Какой палец сильнее? Мощность человека.
  3. Как повернуться на стуле-вертушке?
  4. Испарение воды в организме человека.
  5. Как человек дышит? Присесть – встать. Пульс. Физические параметры человека.
  6. Тепловые ощущения.
  7. Каков вес тела? «Собственные размеры»
  8. Измерение времени реакции человека

Световые явления. Оптические иллюзии

Известно, что чувства человека оказывают большое влияние на его мышление. Оказывается, наша эмоциональная память о праздниках сохраняет также в сознании и многие приятные переживания и ситуации, которые связаны с физическими явлениями, процессами, законами. Попробуем увидеть физику явлений в праздничных ситуациях. Уверены, что если вы пристально посмотрите вокруг себя, то увидите не только мир физики на празднике, но и праздник в мире физики.

  1. Флаги на ветру.
  2. Колокольный звон. Звон бокалов.
  3. Бриллиантовые украшения.
  4. Свадьба и давление на пол.
  5. Как душно в комнате! Гости на балконе.
  6. Кулебяка на день рождения.
  7. Праздничные подсвечники из воды.
  8. Перед зеркалом.
  9. Предпраздничная суета.
  10. Праздник в парке. Салют на площади.
  11. Сколько лампочек нужно?

Звуковые явления

Деньги, как средство платежа за различные товары, всем хорошо известны. Вы спросите: а причем тут физика? Деньги обычно изготовлены из бумаги, металла, т.е из материалов, которые можно исследовать, использовать для проведения интересных опытов. В «денежной» физике бумажные купюры и монеты важны как широко распространенные и известные в повседневном обиходе предметы. Предлагаем взглянуть на деньги с этой стороны. Потребуются бумажные купюры, монеты, а также некоторые предметы домашнего обихода, которые найдутся в каждой семье.

  1. Вода и деньги. Конфеты и деньги.
  2. Как достать монету. «Крепкие» деньги.
  3. Как определить подделку доллара?
  4. Мешок с монетами не горит. Несгораемые деньги.
  5. Как упадут монеты? Изображение монеты меняется

Электрические и магнитные явления

Учащимся предлагается проделать простейшие опыты и дать им объяснения. Очень важно при проведении опытов и выполнения заданий опираться не только на бытовые наблюдения явлений, но и привлекать для этого знания из школьного курса физики – понятия, величины, правила, законы, теоретические положения. Это позволит лучше усвоить их на практике сквозь призму основного физического метода – эксперимента.

  • Опыты со спичками.Устойчивость спичечной коробки.
  • Как горит спичка?
  • Где меньше спичек?
  • Спичка «водолаз».
  • Спичка и пуговица.
  • Ракета со «спичечным» топливом.
  • Спичка для похода.
  • Какие бывают спички?
  • Когда труднее разламывать спичку?

Физика и химия. Физика и астрономия

Показана межпредметная связь наук физики, химии и астрономии. На примере изучения аналогичных тем в этих науках дается общая картина естественно – научного мировоззрения. Не все задания и вопросы имеют однозначные или «правильные» решения. Попробуем выполнить так называемые «открытые» задания, которые направлены не столько на поиск известных решений, сколько на ваши собственные открытия, совершаемые с помощью методов физической науки.

Особенности физических наблюдений

Цикл естественнонаучного познания. Роль эксперимента в науке. Опыты, иллюстрирующие механические и электромагнитные явления, выявление их общих и частных признаков. Величины, характеризующие электромагнитное и гравитационное взаимодействия (масса, заряд, сила тока). Понятие поля. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений. Роль количественных наблюдений для выявления эмпирических зависимостей. Способы измерений при проведении физических экспериментов. Методы расчета погрешностей измерений.

Измерения физических величин

Сила — количественная характеристика взаимодействия тел, причина изменения их скорости. Три составляющие понятия силы. Сила тяжести. Равновесие тел. Правило моментов. Описание результатов эксперимента с помощью таблиц. Сила упругости. Динамометр. Изучение функциональной зависимости физических величин с помощью графиков. Прямоугольник ошибок. Сопоставление графиков, полученных при изменении условий опыта. Применение графиков для описания результатов эксперимента на примере измерения коэффициента упругости пружины. Сила трения. Эксперименты Галилея и закон инерции.
Графическая зависимость скорости от времени. Вычисление перемещения графически и аналитически. Координатный метод описания движения. Равноускоренное движение. Опыты Галилея по изучению свободного падения тел. Изучение равнопеременного движения на компьютерной модели.
Планирование и выполнение эксперимента. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Исследование некоторых процессов и явлений в рамках творческих заданий. Обработка результатов эксперимента. Вычисление погрешностей опыта, иллюстрирующего решение творческого задания. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс.

Физические законы и их применение

Демонстрационный эксперимент как источник фактов для выявления эмпирических зависимостей. Вывод закона Гука, закона Кулона-Амонтона, закона всемирного тяготения из анализа результатов эксперимента, представленных графически и аналитически. Метод размерностей. Применение метода размерностей для определения периода колебаний математического маятника. Решение задач, иллюстрирующих применение фундаментальных законов, в рамках творческих заданий. Практическое применение результатов творческого задания.
Обзор требований, предъявляемых к научному докладу. Презентация, стендовый доклад, конференция как способ защиты творческой работы

Решение задач из разных разделов физики

Решение задач для выявления эмпирических зависимостей. Применение второго закона Ньютона к решению и последующему анализу задач раздела динамики. Решение задач на соотнесение величин, их взаимосвязей, единиц измерения, физических формул. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии, закона Всемирного тяготения из анализа результатов эксперимента, представленных графически и аналитически


Тематическое планирование

Основные разделы

Количество часов

1

Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике

2

2

Механические явления. Импульс. Работа. Энергия

15

3

Механические колебания и волны

7

4

Тепловые явления. Законы сохранения в физике

13

5

Давление. Выталкивающее действие жидкости и газа

8

6

Световые явления и оптические иллюзии

10

7

Звуковые явления

5

8

Электрические и магнитные явления

20

9

Физика и химия. Физика и астрономия

13

10

Особенности физических наблюдений

10

11

Измерения физических величин

12

12

Физические законы и их применение

28

13

Обобщение и итоговое закрепление

9

Итого

152


Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Образовательный продукт

Подготовка к ГИА

План

Факт

Люди науки (2 часа)

1

Рассказы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике

Комплексный анализ

2

Рассказы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике

Комплексный анализ

Механические явления. Импульс. Работа. Энергия (15 часов)

3

Инерция

Презентация

4

Центробежная сила

Комплексный анализ исследования,

5

Равновесие. Его виды

6

Равновесие. Его виды

алгоритм действий

7

Реактивное движение. Ракеты

Модель

8

Реактивное движение. Ракеты

Модель

9

Закон сохранения импульса в науке и жизни

Алгоритм действий. Таблица

10

Закон сохранения импульса в науке и жизни

Алгоритм действий. Таблица

11

Работа. Полезная работа, ее эффективность

Опорный конспект

12

Работа. Полезная работа, ее эффективность

Опорный конспект

13

Энергия. Откуда она берется?

Комплексный анализ

14

Полная механическая энергия

Таблица

15

Полная механическая энергия

Таблица

16

Закон сохранения энергии

Алгоритм действий

17

Закон сохранения энергии

Алгоритм действий

Колебания и волны (7 часов)

18

Узнай свой рост и ускорение свободного падения с помощью маятника. Волны в эфире. Что такое радиоволны? Радио и телевидение

Алгоритм действий. Таблица

19

Узнай свой рост и ускорение свободного падения с помощью маятника. Волны в эфире. Что такое радиоволны? Радио и телевидение

Алгоритм действий. Таблица

20

Узнай свой рост и ускорение свободного падения с помощью маятника. Волны в эфире. Что такое радиоволны? Радио и телевидение

Алгоритм действий. Таблица

21

Узнай свой рост и ускорение свободного падения с помощью маятника. Волны в эфире. Что такое радиоволны? Радио и телевидение

Алгоритм действий. Таблица

22

Волны на поверхности жидкости (волны-гиганты, приливы и отливы). Смерч в бутылке минеральной воды

Исследование, анализ. Презентации

23

Волны на поверхности жидкости (волны-гиганты, приливы и отливы). Смерч в бутылке минеральной воды

Исследование, анализ. Презентации

24

Волны на поверхности жидкости (волны-гиганты, приливы и отливы). Смерч в бутылке минеральной воды

Исследование, анализ. Презентации

Тепловые явления. Законы сохранения в физике (13 часов)

25

Из чего все состоит?

  • Ох уж эти молекулы.
  • Откуда все взялось?

Опорный конспект.

Комплексный анализ исследования

26

Из чего все состоит?

  • Ох уж эти молекулы.
  • Откуда все взялось?

Опорный конспект.

Комплексный анализ исследования

27

Тепловые фантазии

  • Источники тепла.
  • Тепловое расширение

Комплексный анализ

28

Тепловые фантазии

  • Источники тепла.
  • Тепловое расширение

Комплексный анализ

29

Способы теплопередачи. Занимательные опыты.

Модель

30

Способы теплопередачи. Занимательные опыты.

Модель

31

Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение

Исследование, анализ

32

Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение

Исследование, анализ

33

Законы сохранения в тепловых процессах

Опорный конспект

34

Законы сохранения в тепловых процессах

Опорный конспект

35

Законы сохранения в природе

Комплексный анализ исследования

37

Законы сохранения в природе

Комплексный анализ исследования

Давление. Выталкивающее действие жидкости и газа (8 часов)

38

Давление твердых тел

Комплексный анализ

39

Давление жидкостей и газов. Плавание тел

Исследования, алгоритм действий

40

Давление жидкостей и газов. Плавание тел

Исследования, алгоритм действий

41

Атмосферное давление. Опыты Паскаля

Таблица

42

Атмосферное давление. Опыты Паскаля

Таблица

43

Выталкивающее действие жидкости и газа. Воздухоплавание. Дирижабли

Комплексный анализ

Презентации

44

Выталкивающее действие жидкости и газа. Воздухоплавание. Дирижабли

Комплексный анализ

Презентации

45

Выталкивающее действие жидкости и газа. Воздухоплавание. Дирижабли

Комплексный анализ

Презентации

Световые явления и оптические иллюзии (10 часов)

46

Образование тени и полутени. Оптические иллюзии

Алгоритм действий. Таблица

47

Образование тени и полутени. Оптические иллюзии

Алгоритм действий. Таблица

48

Отражение света. Преломление света

Комплексный анализ

49

Отражение света. Преломление света

Комплексный анализ

50

Отражение света. Преломление света

Комплексный анализ

51

Оптические приборы: очки, фотоаппарат, микроскоп

Презентация

52

Оптические приборы: очки, фотоаппарат, микроскоп

Презентация

53

Оптические приборы: очки, фотоаппарат, микроскоп

Презентация

54

Занимательные опыты по оптике

Исследования

55

Занимательные опыты по оптике

Исследования

Звуковые явления (5 часов)

56

Загадки звука. Источники и приемники звука

Комплексный анализ исследования

57

Загадки звука. Источники и приемники звука

Комплексный анализ исследования

58

Эхо. Эхолокация. Применение звуковых явлений

Алгоритм действий.

Схема

59

Эхо. Эхолокация. Применение звуковых явлений

Алгоритм действий.

Схема

60

Эхо. Эхолокация. Применение звуковых явлений

Алгоритм действий

Электрические и магнитные явления (20 часов)

61

Электризация. Типы молний. Почему опасно электричество? Кошки, искры и молнии

Комплексный анализ исследования

62

Электризация. Типы молний. Почему опасно электричество? Кошки, искры и молнии

Комплексный анализ исследования

63

Электризация. Типы молний. Почему опасно электричество? Кошки, искры и молнии

Комплексный анализ исследования

64

Электризация. Типы молний. Почему опасно электричество? Кошки, искры и молнии

Комплексный анализ исследования

65

Электричество в нашем доме:

  • Лампы накаливания. История возникновения.
  • Современные лампы

Алгоритм действий. Схема

66

Электричество в нашем доме:

  • Лампы накаливания. История возникновения.
  • Современные лампы

Алгоритм действий. Схема

67

Электричество в нашем доме:

  • Лампы накаливания. История возникновения.
  • Современные лампы

Алгоритм действий. Схема

68

Различные действия электрического тока

Презентация

69

Различные действия электрического тока

Презентация

70

Электрические цепи. Виды электрических соединений (последовательное, параллельное, смешанное)

Алгоритм действий

71

Электрические цепи. Виды электрических соединений (последовательное, параллельное, смешанное)

Алгоритм действий

72

Электрические цепи. Виды электрических соединений (последовательное, параллельное, смешанное)

Алгоритм действий

73

Электрические цепи. Виды электрических соединений (последовательное, параллельное, смешанное)

Алгоритм действий

74

Электрические цепи. Виды электрических соединений (последовательное, параллельное, смешанное)

Алгоритм действий

75

Электрические цепи. Виды электрических соединений (последовательное, параллельное, смешанное)

Алгоритм действий

76

Занимательные опыты по электричеству

Комплексный анализ

77

Занимательные опыты по электричеству

Комплексный анализ

78

Почему магнит есть магнит?

Алгоритм действий

79

Магниты и их взаимодействие. Фокусы с магнитами

Алгоритм действий

80

Магниты и их взаимодействие. Фокусы с магнитами

Алгоритм действий

Физика и химия. Физика и астрономия (13 часов)

81

Кристаллы (свойства и виды). Кристаллические решетки. Экскурсия в кабинет химии

Исследования. Алгоритм действий

82

Кристаллы (свойства и виды). Кристаллические решетки. Экскурсия в кабинет химии

Исследования. Алгоритм действий

83

Кристаллы (свойства и виды). Кристаллические решетки. Экскурсия в кабинет химии

Исследования. Алгоритм действий

84

Кристаллы (свойства и виды). Кристаллические решетки. Экскурсия в кабинет химии

Исследования. Алгоритм действий

85

Зарождение астрономии. Звездное небо

Комплексный анализ исследования

86

Зарождение астрономии. Звездное небо

Комплексный анализ исследования

87

Зарождение астрономии. Звездное небо

Комплексный анализ исследования

88

Зарождение астрономии. Звездное небо

Комплексный анализ исследования

89

Солнечная система. Космические тела (астероиды, комета и т.д.)

Презентация

90

Солнечная система. Космические тела (астероиды, комета и т.д.)

Презентация

91

Солнечная система. Космические тела (астероиды, комета и т.д.)

Презентация

92

Солнечная система. Космические тела (астероиды, комета и т.д.)

Презентация

93

Особенности научного мировоззрения (лекция)

Презентация

Особенности физических наблюдений (10 часов)

94

Наблюдение, эксперимент, гипотеза и теория в естественнонаучном познании

Исследования. Алгоритм действий

95

Наблюдение поглощения энергии при плавлении льда

Комплексный анализ исследования

96

Наблюдение выделения энергии при кристаллизации гипосульфита

97

Изучение свойств аморфных тел

Алгоритм действий

98

Наблюдение поглощения энергии при испарении жидкостей и выделение при конденсации

Комплексный анализ исследования

99

Наблюдение поглощения энергии при испарении жидкостей и выделение при конденсации

Комплексный анализ исследования

100

Изучение видов и свойства плазмы

Презентация

101

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров

Исследования.

Комплексный анализ исследования

102

Обобщение и систематизация знаний, полученных из наблюдений

Комплексный анализ. Схема

103

Обобщение и систематизация знаний, полученных из наблюдений

Комплексный анализ. Схема

Измерения физических величин (12 часов)

104

Определение влажности воздуха в кабинете

Психрометр

105

Фундаментальные опыты, демонстрирующие действия гравитационного, электрического и магнитного происхождения

Исследования.

Комплексный анализ исследования

106

Фундаментальные опыты, демонстрирующие действия гравитационного, электрического и магнитного происхождения

Исследования.

Комплексный анализ исследования

107

Наблюдение действий электрического тока (теплового, химического, магнитного и по возможности физиологического)

Исследования.

Комплексный анализ исследования

108

Наблюдение действий электрического тока (теплового, химического, магнитного и по возможности физиологического)

Исследования.

Комплексный анализ исследования

109

Сборка и расчет характеристик смешанного соединения проводников

Алгоритм действий

110

Сборка и расчет характеристик смешанного соединения проводников

Алгоритм действий

111

Сборка и расчет характеристик смешанного соединения проводников

Алгоритм действий

112

Определение удельного сопротивления проводника с оценкой погрешностей

Алгоритм действий.

Исследование

113

Определение удельного сопротивления проводника с оценкой погрешностей

Алгоритм действий.

Исследование

114

Обобщение и систематизация знаний, полученных из опытов

Комплексный анализ. Схема

115

Обобщение и систематизация знаний, полученных из опытов

Комплексный анализ. Схема

Физические законы и их применение (28 часов)

116

Понятие магнитного поля и его свойства

Презентация

117

Взаимодействие электрических токов. Электромагнит

Исследования. Алгоритм действий

118

Правило левой руки. Определение направления силы Ампера

Комплексный анализ

119

Правило левой руки. Определение направления силы Ампера

Комплексный анализ

120

Изучение явления электромагнитной индукции

Презентация

121

Изучение правила Ленца

Исследования. Алгоритм действий

122

Устройство и принцип действия микрофона и громкоговорителя

Комплексный анализ. Схема

123

Роль количественных наблюдений. Измерения физических величин

Исследования. Алгоритм действий

124

Роль количественных наблюдений. Измерения физических величин

Исследования. Алгоритм действий

125

Табличный способ описания результатов опыта

Комплексный анализ

126

Табличный способ описания результатов опыта

Комплексный анализ

127

Графический способ описания результатов опыта

Комплексный анализ

128

Графический способ описания результатов опыта

Комплексный анализ

129

Координатный метод описания движения

Комплексный анализ

130

Координатный метод описания движения

Комплексный анализ

131

Сила — характеристика взаимодействия

Алгоритм действий.

Исследование

132

Сила тяжести. Равновесие тел, виды равновесия

Исследования. Алгоритм действий

133

Сила тяжести. Равновесие тел, виды равновесия

Исследования. Алгоритм действий

134

Сила трения. Измерение коэффициента трения качения и скольжения

Алгоритм действий

135

Сила трения. Измерение коэффициента трения качения и скольжения

Алгоритм действий

136

Определение погрешности измерений. Прямоугольник ошибок

Комплексный анализ. Схема

137

Определение погрешности измерений. Прямоугольник ошибок

Комплексный анализ. Схема

138

Сила упругости. Динамометр

Исследования. Алгоритм действий

139-

Вывод закона Гука и закона Кулона-Амонтона из анализа графиков, иллюстрирующих результаты экспериментов

Презентация

Комплексный анализ

140

Вывод закона Гука и закона Кулона-Амонтона из анализа графиков, иллюстрирующих результаты экспериментов

Презентация

Комплексный анализ

141

Измерение коэффициента упругости пружин различной жесткости с помощью графика

Алгоритм действий

142

Измерение коэффициента упругости пружин различной жесткости с помощью графика

Алгоритм действий

143

Применение метода размерностей для колебаний математического маятника

Исследования. Алгоритм действий

Обобщение и итоговое закрепление (9 часов)

144

Этапы планирования и выполнения эксперимента

Исследования.

Комплексный анализ исследования

145

Выбор метода измерений и измерительных приборов

146

Вычисление погрешностей эксперимента. Учет влияния измерительных приборов

Комплексный анализ исследования

147

Результаты эксперимента в форме творческого отчета

Презентация, творческий отчет

148

Применение полученных знаний для выполнения творческого задания

Алгоритм действий

149

Применение полученных знаний для выполнения творческого задания

Алгоритм действий

150-

Требования, предъявляемые к научному докладу и научной работе.

Творческая работа

151

Конференция.

Творческая работа

152

Защита творческой работы

Творческая работа

Рекомендуемая литература

  1. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научн. -попул. кн. - М.: Дет. лит., 1993. - 255 с.
  2. Коган Б.Ю. Сто задач по механике. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1973. - 78 с.
  3. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред.и стар. возраста. - Мн.: Беларусь, 1994. - 448 с.
  4. 5 минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. - Мн.: Университетское, 1993. - 104 с.
  5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. - М: АРКТИ,2001. -192 с.
  6. Проекты по темам: "Физика осенью", "Физика весной", "Физика зимой", "Физика человека", "Праздничная физика", "Высота тона и частота колебаний", "Физика и электричество" (Интернет- ресурсы: class="c0 c5">


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"

Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...