Методическая работа по теме "Функциональная грамотность через призму физики"
методическая разработка по физике

Козлова Вера Николаевна

                                                           ВВЕДЕНИЕ

Век наш таков, что он гордится машинами,

умеющими думать, и побаивается людей, проявляющих ту же способность

Г. Мамфорд Джонс

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания.

Зачастую мы обнаруживаем, что выпускники образовательных организаций, успешно овладевшие знаниями в различных предметных областях, не способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности. 

Обозначенное противоречие обусловило зарождение в педагогической науке новых направлений о полноценной самореализации подрастающего поколения. В их основу положены идеи о личности, способной критически и творчески мыслить, успешно взаимодействовать в коллективе, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся аспектам сферы жизнедеятельности. Все эти идеи включает в себя концепция формирования функциональной грамотности обучающихся. 

Вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы формирования функциональной грамотности школьников как одной из приоритетных задач повышения качества российского образования на всех её образовательных ступенях. Этот запрос отражен в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования (Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027).

Вот и встаёт перед учителем вопрос: как формировать функциональную грамотность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauch_-_isl.docx549.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ "Образовательный центр № 3 «Созвездие»

г. Вольска Саратовской области»

Picture backgroundФункциональная грамотность через призму физики.

                                                                                                   Козлова Вера Николаевна

                                                                           учитель физики

СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ         

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Ведущая идея педагогического опыта 

2.Методические приёмы формирования

 функциональной грамотно

3. Краткое описание методических приёмов и примеры задач на формирование функциональной грамотности

  1. Читательская грамотность  
  2. Математическая грамотность
  3. Естественно-научная грамотность
  4. Финансовая грамотность  
  5. Глобальная компетентность и креативная грамотность  

4. Результативность и эффективность педагогического опыта 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Оригинальность представленного материала

         2. Разработка урока

                                                           ВВЕДЕНИЕ

Век наш таков, что он гордится машинами,

умеющими думать, и побаивается людей, проявляющих ту же способность

Г. Мамфорд Джонс

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания.

Зачастую мы обнаруживаем, что выпускники образовательных организаций, успешно овладевшие знаниями в различных предметных областях, не способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности.  

Обозначенное противоречие обусловило зарождение в педагогической науке новых направлений о полноценной самореализации подрастающего поколения. В их основу положены идеи о личности, способной критически и творчески мыслить, успешно взаимодействовать в коллективе, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся аспектам сферы жизнедеятельности. Все эти идеи включает в себя концепция формирования функциональной грамотности обучающихся.  

Вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы формирования функциональной грамотности школьников как одной из приоритетных задач повышения качества российского образования на всех её образовательных ступенях. Этот запрос отражен в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования (Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027).

Вот и встаёт перед учителем вопрос: как формировать функциональную грамотность?

Появляется необходимость в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приёмах обучения.

ЦЕЛЬ: формирование функциональной грамотности школьников, используя современные приёмы и методы обучения на уроках физики, астрономии и на занятиях внеурочной деятельности.  

ЗАДАЧИ: 

  1. Изучить эффективные современные приёмы и методы, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся.
  2.  Определить современные приёмы и методы развития креативного мышления,   формирования естественно-научной, математической, читательской, финансовой грамотности для разных этапов урока.
  3. Разработать задания по физике и астрономии для данных приёмов.
  4. Апробировать приёмы и методы, разработанные задания на уроках физики, астрономии и на занятиях внеурочной деятельности.
  5. Оценить уровень сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности как составляющих функциональной грамотности у обучающихся 8-9-х классов.

6.На основании полученных результатов, разработать систему преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительной динамики: достижение повышенного и высокого уровня сформированности составляющих функциональной грамотности не менее чем у 25% обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 

  1. Изучен передовой педагогический опыт по формированию функциональной грамотности обучающихся.
  2. Определены современные приёмы и методы развития креативного мышления, формирования естественно-научной, математической, читательской, финансовой грамотности для разных этапов урока.
  3. Разработаны задания по физике и астрономии для приёмов сингапурской методики, технологии развития критического мышления, технологии учебных проектов.
  4. Современные приёмы и методы, формирующие функциональную грамотность, а также разработанные задания внедрены в образовательный процесс как на уроках физики, астрономии, так и во внеурочной деятельности.
  5. Проведена диагностика сформированности функциональной грамотности обучающихся.
  6. Разработана система преподавания предмета в повседневной практике, направленная на достижения положительной динамики сформированности функциональной грамотности обучающихся: достижение повышенного и высокого уровня сформированности составляющих функциональной грамотности не менее чем у 25% обучающихся.

АДРЕСНОСТЬ .

Методические рекомендации по использованию приёмов и методов, способствующих формированию функциональной грамотности, разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся и могут быть применены с 1 по 11 класс на различных предметах. За основу можно взять примеры разработанных заданий по физике и астрономии для каждого предложенного приёма.

Данные приёмы и методы эффективно использовать как при организации образовательной деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, так и при проведении классных часов.  

РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Для реализации методических рекомендаций используются собственные разработанные примеры заданий по физике и астрономии для каждого приёма, способствующего формированию функциональной грамотности.

Данные приёмы можно применять также и с использованием ИКТ, как компоненты тестов, презентаций и онлайн-квестов.

ИННОВАЦИОННОСТЬ данных методических рекомендаций заключается в формировании у школьников не только предметных знаний, но и компетенций, которые позволят учащимся успешно адаптироваться в быстроменяющемся мире. Для учащихся, которые привыкли к традиционным формам проведения занятий, перестройка урока с применением предложенных приѐмов и методов позволит сделать переход от выполнения указаний по образцу к осуществлению самостоятельной деятельности, к принятию на себя ответственности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что полученные результаты в виде отобранных приёмов и методов могут быть использованы как начинающими молодыми специалистами, так и педагогами с высоким мастерством при подготовке и проведении занятий по своим предметам (в независимости от его направленности).

ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ И ТИРАЖИРУЕМОСТЬ

Данный опыт был представлен на:

  • городском конкурсе «Учитель года – 2022» (ноябрь 2022 года);
  • заседании городского методического объединения учителей физики – выступление с темой «Применение заданий на формирование функциональной грамотности на уроках физики» (10 декабря 2023года);
  • методическом совещании по вопросам введения обновлѐнных Ф ООО в общеобразовательных организациях – выступление с темой «Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на предметах естественнонаучного цикла» (21 апреля 2023 года);
  • на персональном сайте учителя – предметника Козловой Веры Николаевны.

                                                                   

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Ведущая идея педагогического опыта 

Понятие «функциональная грамотность» впервые было предложено использовать на организованном под эгидой ЮНЕСКО Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации безграмотности в Тегеране в 1965 году. Однако, несмотря на достаточно продолжительное использование функциональной грамотности в решении проблемы ликвидации неграмотности в мире, в настоящее время данное понятие не только не потеряло своей значимости, но, наоборот, получило широкое распространение в образовательной среде.  

Обусловлено это тем, что образование в современном мире переживает серьезную трансформацию, основу которой составляет идея обучения не только академическим знаниям, но и подготовки личности к постановке и достижению функциональных и операционных целей, связанных с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Отмеченное указывает на необходимость формирования у человека разных видов грамотности, как возможности осознания им собственных образовательных потребностей.  

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:  

 

  • грамотность в чтении (читательская грамотность) – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;  
  • грамотность в математике (математическая грамотность) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;  

грамотность в области естествознания (естественно-научная грамотность) – способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы

и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.  

С 2018 года в исследовании выделено еще направление – глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:  

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;  
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и

иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;  

  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.  

С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся. Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

Для эффективного формирования всех компонентов функциональной грамотности сложно выбрать какую-то одну технологию.

Эффективной технологией формирования функциональной грамотности является технология развития критического мышления. Целью технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Использование технологии критического мышления развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Очень часто используемый прием – это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации. Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.  

Одним из методов формирования функциональной грамотности является физический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся.  

Использование на уроках виртуальной физической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий. А использование физического оборудования готовит учащихся к решению реальных жизненных задач.  

Другой метод – метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.  

Среди методов также важным является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.  

Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся может быть обеспечено успешной реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Во ФГОС заложены возможности формирования функциональной грамотности школьников:  

  • за счёт достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов;  
  • за счёт реализации системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС;  
  • за счёт включения школьников в исследовательскую и проектную деятельность;  
  • за счёт включения школьников в процесс решения различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос знаний и умений в нетипичные ситуации.  

Итак, перед школой стоит задача формирования функциональной грамотности обучающихся. И задача каждого педагога – освоить технологии формирования и оценивания функциональной грамотности.

Мой педагогический опыт работы по формированию функциональной

грамотности начался с января 2022 года. На тот момент я прошла марафон

«Апгрейд 45 минут», в ходе которого я познакомилась с приёмами сингапурской методики. Тогда же началось и применение изученных

приёмов, и разработка заданий на основе данных приемов.

Осенью 2021 года изучение теории продолжилось непосредственно в области

функциональной грамотности: прошла курсы «Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся (для учителей физики) Это позволило мне углубить знания в оценке составляющих компонентов функциональной грамотности.

Это способствовал тому, что я смогла определить наиболее эффективные современные приёмы, позволяющие формировать ту или иную грамотность учащихся и разработать для каждого приёма задания по своим предметам.

2. Методические приёмы формирования функциональной грамотности

3.Краткое описание методических приёмов и примеры задач на формирование функциональной грамотности

3.1. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами: мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления.  

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любом этапе урока. Это могут быть вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Или вопросы как способ активной фиксации по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Подобный метод формирует у учащихся умение смыслового чтения.

По ходу работы с таблицей в левую колонку «Тонкие вопросы» записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку «Толстые вопросы» – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Пример задания по физике:

На этапе закрепления изученных способов действий по теме «Закон Всемирного тяготения» (9 класс) учащимся предлагается ответить на вопросы, воспользовавшись изученным ранее материалом:

 

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

  1. Кто открыл закон Всемирного тяготения?
  2. Когда         был         открыт         закон

Всемирного тяготения?

  1. Верно ли, что мы притягиваем к себе Землю?
  2. Кто         экспериментально вычислил значение гравитационной постоянной?
  3. Во сколько раз изменится сила притяжения двух тел, если, не меняя расстояние между ними, уменьшить массы каждого тела в 2 раза?
  1. Что являлось предпосылками к открытию         закона         Всемирного тяготения?
  2. Для каких тел выполняется закон Всемирного тяготения?
  3. От чего зависит сила, с которой два тела притягиваются друг к другу?
  4. Что такое гравитация?
  5. Как можно объяснить влияние Луны на земные приливы и отливы?

Результатом работы над таблицей с «тонкими» и «толстыми» вопросами будет являться таблица ответов, которой можно воспользоваться при подготовке к самостоятельной работе.

Пример задания по астрономии:

На итоговом уроке изучения темы «Планеты Солнечной системы» в 10 классе учащимся предлагается ответить на вопросы, воспользовавшись изученным ранее материалом (работа выполняется в командах):

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

  1. Сколько планет земной группы и планет-гигантов в Солнечной системе?
  2. У каких планет нет спутников?
  3. На какой планете не наблюдается смены времен года?
  4. Какая планета вращается вокруг Солнца, «лежа на боку»?
  5. На какой планете идут кислотные дожди?
  6. Самая         холодная         планета Солнечной системы?
  1. В чем отличие планет земной группы от планет-гигантов?
  2. Объясните, какой может быть причина отсутствия спутников у некоторых планет Солнечной системы?
  3. Почему         на         Меркурии наблюдается самый большой перепад между         дневной         и         ночной температурами?
  4. Почему         именно         Марс рассматривают в качестве планеты для колонизации?

 

Командная работа продолжается в течение 10 минут. После идёт обмен информации между командами.

 

Финк-райт раунд робин

(«Подумай-запиши-обсуди в команде»)

Финк-райт-раунд робин (Think Round Robin) является приѐмом сингапурской методики. Во время работы над данным приѐмом учащиеся ОБДУМЫВАЮТ         высказывание         или         ответ         на         какой-либо         вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. 

Пример задания:

На этапе контроля изученных способов действий по теме «Тепловые двигатели» (8 класс) учащимся в командах предлагается выполнить следующее задание:  

Воспользовавшись текстом параграфов по данной теме, каждый член команды должен ответить на следующий вопрос: «Тепловые двигатели известны человечеству уже очень давно, и они достаточно широко используются: в транспорте – для путешествия, в сельском хозяйстве, промышленности, для выработки электроэнергии и т.д. Двигатель Стирлинга, паровая машина, ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель – каким образом можно сгруппировать данные тепловые двигатели? Что взять за основу для классификации?»

После того, как участники команды ответят на вопрос и запишут ответ, они по очереди озвучивают ответы внутри команды и обсуждают их. После этого представитель каждой команды озвучивает ответ на поставленный вопрос для всего класса.

Данный приём помогает формировать умение смыслового чтения, умение находить и извлекать нужную информацию из текста.

 

Зигзаг (мозаика) 

Данный методический прием уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:  

  • анализировать текст совместно с другими людьми;  
  • вести исследовательскую работу в группе;  
  • доступно передавать информацию другому человеку;  
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.  

Приём используется для изучения и систематизации большого по объѐму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.  

 Пример задания:

Изучение темы «Диффузия» в 7 классе можно провести, используя приѐм «зигзаг». Класс разбивается на команды по 4 человека.  

 

                                    

        Команда 1         Команда 2         Команда 3         Команда 4

 

Команде выдаются тексты «Диффузия в различных агрегатных состояниях». Каждый учащийся работает над своим вопросом, выделяет главное, составляя опорный конспект либо используя одну из графических форм (например, кластер).

Вопросы:

  1. При каких условиях возникает и протекает явление диффузии?
  1. Закономерности протекания явления диффузии? Положительное применение диффузии.
  2. Отрицательные примеры протекания диффузии.

Для более эффективной работы учащиеся из каждой команды переходят в другие группы – группы экспертов над своими вопросами.

 

                                    

        Эксперты 1         Эксперты 2         Эксперты 3         Эксперты 4

 

Работа в группе экспертов продолжается в течение 7-10 минут. Затем учащиеся возвращаются в свои рабочие команды, обмениваются информацией. Таким образом, в каждой команде, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. На эту работу отводится 5 минут.

Следующим этапом является презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на уточняющие вопросы членов команд.

 

3.2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Корзина идей

Корзина идей – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по заданному вопросу. Это строго индивидуальная работа. Затем происходит обмен информацией в парах, группах или в классе. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (командная работа). Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации или коллективного ответа на вопрос.

Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы – что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

 Пример задания:

На уроке по теме «Равномерное прямолинейное движение» (9 класс) учащимся предлагается выбрать, каким способ можно решить задачу на совместное движение двух тел:  «Расстояние между двумя городами А и В составляет 250 км. Одновременно из обоих городов навстречу друг другу выезжают автомашины. Машина из города А движется со скоростью 60 км/ч, из города В – со скоростью 40 км/ч. Определите, на каком расстоянии от города А произойдет встреча машин?»

Учащимся необходимо выбрать один из способов решения подобного вида задач: графический или аналитический. С помощью таких задач учащиеся научатся представлять информацию в другой форме: в виде графика или уравнения. А «корзина идей» систематизировать знания. Экспериментальные и исследовательские задачи

Использование в процессе обучения физике эксперимента позволяет решать разнообразные функции. В форме демонстрационных опытов он служит источником фактов, знаний о мире, средством развития интереса к физике, особенно на раннем ее изучении. В форме фронтальных лабораторных работ и физического практикума он является средством организации самостоятельной деятельности учащихся, способствующей приобретению умений применять теоретические знания на практике. Одним из путей осуществления связи теории с практикой, повседневной жизнью является решение экспериментальных задач и выполнение экспериментальных и исследовательских заданий.

Основным признаком экспериментальной задачи является не просто наличие эксперимента, проделанного в связи с ее решением, а невозможность постановки задачи и осуществления ее решения без эксперимента.  

 Пример задания:

В 7 классе при изучении темы «Давление твѐрдых тел» учащимся предлагается выполнить экспериментальное задание, в ходе которого они определяют какое давление они оказывают на пол стоя и при ходьбе, сравнивают и объясняют полученные результаты.

Инструкция:

1.Измерьте массу своего тела на бытовых весах. Измерения и вычисления производите в системе СИ.  

2.Рассчитайте силу, с которой вы давите на опору. Она численно равна весу вашего тела:

-определите площадь опоры вашей стопы. Для этого:  

− поставьте ногу на лист клетчатой бумаги и обведите ее контур;  

       − рассчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и  прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура, это будет число всех квадратиков N 

       − полученное число квадратиков N умножьте на площадь одного

квадратика (0,25 см2)

− определите площадь опоры S одной ноги в см2, а в таблицу результат запишите в м2:

 

 Площадь ноги можно определять в тапочках, в туфлях (тогда площадь будет состоять из площади каблука и носочной части туфли), можно босиком.  

3.Зная силу давления (равную весу) и площадь опоры, определите давление, которое вы создаете стоя на полу и при ходьбе:

 

         4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:  

 

Масса, кг

Сила давления,

Н

Число квадратиков

Площадь опоры

Давление на пол стоя, Па

Давление на пол при ходьбе, Па

 

 

 

 

 

 

 5.Сделайте вывод о проделанной работе. Отчѐт должен содержать оформленную по всем правилам работу, а также контур ноги, с подсчитанными клетками.

 

    3.3. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Модель фрейер

Модель фрейер (Frayer Model) – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

Лист А4 делится на области, согласно схеме:

Модель фрейер выступает в роли визуального органайзера, который помогает ученикам идентифицировать и отделять обязательные характеристики понятия от простой интересной информации. Заполнение модели фрейер поддерживает комплексный и продуманный анализ информации, подталкивает учащихся к уточнению глубины понимания терминов.

 Пример задания:

Заполнение модели фрейер можно провести на этапе мотивации и целеполагания по теме «Идеальный газ» (10 класс):

  • В середине напишите ГАЗ. Запишите в модель одну основную характеристику, одну – неосновную, по одному примеру и антипримеру.  

 

 

 

  • Далее в командах обсуждаем, не повторяясь, записывая несовпадения. Начинаем с того, у кого светлее верхняя часть одежды. Зачитываем от группы свои ответы (можно выписать на доске).
  • Как думаете, сложно изучать газы и решать задачи?  
  • Что обычно в таких случаях делают ученые? Придумывают модель…модель газа как назовем?
  • ИДЕАЛЬНЫЙ газ.

 

                                                 Бортовой журнал 

Приём «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления. Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам         развивать         умение         фиксировать         информацию,         используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему. Бортовые журналы могут отличаться количеством вопросов в таблицах или внешним видом этих таблиц, но суть приёма всегда одна – мы рисуем таблицы для того, чтобы зафиксировать на бумаге свои мысли по изучаемой теме.

Пример задания:

Изучение темы «Законы Ньютона» в 9 классе можно сопровождать заполнением бортового журнала в виде таблицы:

 

Первый закон

Второй закон

Третий закон

Формулировка закона

 

 

 

Формула закона (основные и дополнительные – если имеются)

 

 

 

Рисунок

 

 

 

Суть закона, какое явление описывается

 

 

 

Примеры проявлений

(опыты, в окружающем мире)

 

 

 

Границы применимости закона (общие для всех)

 

 

 

В течение 10 минут учитель читает лекцию для всех. Учащиеся индивидуально заполняют свои бортовые журналы (ключевые слова, рисунки, схемы).  

Затем они в парах (или командах) обсуждают содержание своих журналов, дополняют, при необходимости обращаются за консультацией к учителю. Учитель обсуждает бортовые журналы со всем классом.  

Далее читает следующий фрагмент лекции и цикл повторяется. 

 

Смысл приёма «реставратор» заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искажённый учителем или выданный в неполном объеме, который предстоит восстановить. Данный приём         способствует         актуализации и систематизации естественно-научных знаний, распознавать допущения, доказательства.

                                                Реставрация текста.

Может быть организована как индивидуально, в парах, так и в командах Данный прием также помогает в подготовке к ОГЭ по физике: задание 4 контрольно-измерительных материалов основано на приеме «реставрация текста». рассуждения в научных текстах.

Пример задания: 

На этапе закрепления изученных способов действий по теме «Закон сохранения импульса» (9 класс) учащимся предлагается выполнить задание:

- Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведѐнного списка. Текст и варианты слов (словосочетаний) приведены ниже.

Реактивным называется движение, которое происходит под действием ________ (А), действующей на движущееся тело со стороны струи вещества, выбрасываемого из двигателя. Пояснить принцип реактивного движения можно на примере движения ракеты.

Пусть в двигателе, установленном на ракете, происходит сгорание топлива и продукты горения (горячие газы) под высоким давлением выбрасываются из сопла двигателя. На каждую порцию газов, выброшенных из сопла, со стороны двигателя действует некоторая сила, которая приводит эту порцию газов в движение. В соответствии с ________ (Б) законом Ньютона, на двигатель со стороны выбрасываемых газов действует сила, такая же по модулю и противоположная по направлению. Эта сила называется реактивной. Под еѐ действием ракета приобретает ускорение и разгоняется в направлении, ________ (В) выбрасывания газов.

При реактивном движении ракеты еѐ масса непрерывно уменьшается изза сгорания топлива и выбрасывания наружу продуктов сгорания. По этой причине модуль ускорения ракеты всѐ время ________ (Г), а скорость ракеты нелинейно зависит от массы сгоревшего топлива. Впервые задача об отыскании модуля конечной скорости v ракеты, масса которой изменилась от значения m0 до величины m, была решена русским учѐным, пионером космонавтики К. Э. Циолковским.

 Список слов и словосочетаний:

  1. сила реакции
  2. сила тяжести
  3. первый
  4. второй
  5. третий
  6. противоположное направление
  7. совпадающий с направлением
  8. изменяется
  9. остаѐтся постоянным

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

                                                                     

                                                             Фишбоу

«Фишбоун» - дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно содержательной форме.

Суть данного методического приёма- установление причинно- следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Заготовку «фишбоуна» можно сделать заранее. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает

основная кость или хребет рыбы.

  • Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия те мы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Пример задания:

Применение «фишбоун» на итоговом уроке по теме «Тепловые двигатели» (8 класс) в формате парной работы:

Голова - «Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей».

Верхние косточки - перечислить экологические проблемы.

Нижние косточки - способы решения экологических проблем.

Хвост - «Как найти выход из сложившейся ситуации?».

Учащиеся в парах заполняют модель «фишбоуна» в течение 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Данное задание поможет учащимся вспомнить и применить знания по теме «Тепловые двигатели», выдвигать и объяснять гипотезы, применять естественно- научные знания для доказательства и опровержения гипотез.

                                                                 Тимбилдинг.

Тимбилдинг (Teambuilding) - приём сингапурской методики на командообразование.  При формировании естественно- научной грамотности помогает в команде систематизировать знания по изучаемой теме.

Пример задания:

Повторно- обобщающий урок по теме «Основные положения молекулярно- кинетической теории» в 10 классе можно провести, разделив класс на 4 команды и воспользоваться приемом «тимбилдинг»:

- Запишем в тетради таблицу «Основные положения МКТ», заполним левый столбец

Основные положения МКТ

Экспериментальное обоснование

Все вещества состоят из

мельчайших частиц

молекул и атомов

Механическое дробление

Растворение вещества в растворителях

Сжатие, растяжение

Диффузия

Деформация

Наблюдение и фотографирование крупных молекул

Частицы находятся в

непрерывном тепловом хаотическом движении

Диффузия

Броуновское движение

Давление газа на стенки сосуда

Стремление газа занять весь объем

Молекулы разделены промежутками

Диффузия

Деформация

При смешивании различных жидкостей объем смеси меньше суммы объемов отдельных жидкостей

Между частицами существуют силы притяжения и отталкивания

Для разрыва тела требуется усилие

Две капли сливаются в одну

Твердые тела и жидкости трудно сжать

Деформация

Смачивание

Сохранение формы твердого тела

     Каждая команда разбирает одно из положений МКТ, вспомнив какими экспериментами и опытами можно его обосновать. Сначала каждый участник работает индивидуально, заполняя 2 столбец таблицы «Экспериментальное обоснование» напротив данного положения. На выполнение работы 1,5 минуты.

Далее командам выдается лист А4 с начерченным треугольником. Но прежде необходимо определить, кто будет записывать фразы, и на лист записать фамилии участников команды.  

Участники команды перечисляют записанные ранее обоснования: если повторилось у всех участников – записывают в область «все», если у трех – в область «3» и т.д.

- Обсудите и откорректируйте свои записи в таблице. Продиктуйте классу ответы, запишите в таблицу.

Данный приём позволит не только повторить изученный материал, но и проверить сплоченность команды.

 

3.4. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Домашние мини-проекты и практические работы

Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов,

т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.

Проект назначается на определенный промежуток времени.

Цель проектного обучения – научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Данная технология позволяет формировать финансовую грамотность, а именно понимание расходов в семейном бюджете и его экономии.

Примеры заданий:

1. В 8 классе при изучении темы «Работа и мощность электрического тока» учащимся предлагается выполнить домашнюю практическую работу «Расчет стоимости электроэнергии»:

  1. Выбрать один день (лучше выходной), когда будут проводиться все измерения, утром отметить и записать в таблицу 1 показания электросчётчика.
  2. В течение дня записывать какими электроприборами и в течение какого времени вы пользуетесь. Данные внести в таблицу 2.
  3. Записать мощности всех электроприборов в таблицу 2.
  4. В конце дня повторно записать показания электросчётчика в таблицу1.
  5. Провести необходимые вычисления и сравнить стоимость электроэнергии по счетчику и по электроприборам:

  1. Сделать вывод, как можно сэкономить электроэнергию.

Таблица 1

Показания электросчѐтчика утром, кВт•ч

Показания электросчѐтчика вечером, кВт•ч

Тариф, руб/кВт•ч

Стоимость электроэнергии, руб

 

 

 

 

Таблица 2

п/п

Электроприбор

Мощность прибора, кВт

Время работы

прибора в течение суток, ч

Затраченная электроэнергия

каждым

прибором, кВт•ч

Тариф, руб/кВт•ч

Стоимость электроэнергии, руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог стоимости:

 

2. В 8 классе при изучении темы «Работа и мощность электрического тока» учащиеся выполняют домашнюю практическую работу «С крышкой или без?».

  1. Взять две одинаковые кастрюли, налить в них одинаковое количество воды (1 литр), поставить их на одинаковые конфорки.
  2. Одну кастрюлю закрыть крышкой, вторую оставить без крышки. Дождаться, когда вода в кастрюлях закипит и записать результат измерения в таблицу.

Кастрюля

Время закипания воды, ч

Мощность электроплиты, кВт

Затраченная электроэнергия, кВт•ч

Тариф, руб/кВт•ч

Стоимость электроэнергии, руб

С крышкой

 

 

 

 

 

Без

крышки

 

 

 

 

 

  1. Вычислите затраченную электроэнергию и ее стоимость для каждой кастрюли:

  1. Сравните стоимость электроэнергии, затраченной на закипание воды в каждой кастрюле. Сделайте вывод. 5) Вместо электроплиты можно воспользоваться электрочайником.

 

3.5. ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И  КРЕАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Тик-тэк-тоу («Крестики-нолики»)

1

 

Газ

2

 

Жидкость

3

 

Твердое  тело

4

 

Объем

5

 

Форма

6

 

Молекула

7

 

Промежутки

8

 

Движение

9

 

Диффузия

Тик-тэк-тоу (Tic-Tac-Toe) – мыслительный приѐм на развитие критического и креативного мышления. Данный прием направлен на выявление и создание связей между изучаемыми понятиями, фразами, формулами и т.д. вместо бездумного заучивания определений и фактов. Также он способствует развитию навыков ведения диалогов и дебатов.

  Команде учащихся выдаются пронумерованные карточки (от 1 до 9) со словами/терминами/формулами/рисунками и т.д. Карточки раскладываются 3 Пример задания по физике: В 7 классе на итоговом уроке изучения раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся выдаются карточки с терминами по данной теме:

Каждый участник команды выбирает одну линию и из полученных слов составляет предложение. На данную работу 30 секунд. Далее учащиеся озвучивают свои предложения внутри команды по часовой стрелке, начиная с номера 2.

Затем любой участник команды повторяет предложение, сказанное его соседом по плечу.

Си-финк-уанде (Si-Fink-Wonde)- мыслительный приѐм, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на вопрос с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого

Си-финк-уанде (посмотри-подумай-задай вопрос)

Учитель представляет визуальный раздражитель – картинку, ученики ее рассматривают и описывают свои наблюдения, и делятся своими идеями с другими, отвечая на вопросы: что вы видите на этой картине? что вы думаете об этом? о чем это заставляет вам задуматься?  Данный приѐм можно использовать на этапе постановки цели урока. 

 Пример задания:

На этапе мотивации учащимся 10-го класса при изучении темы «Статика» предлагается выполнить следующее задание:

- Вы видите перед собой фотографию памятника Петру I («Медный всадник»), автором которого является Этьен-Морис Фальконе. 

        

Как удержать вздыбленную лошадь на пьедестале? (- скульптор увеличил площадь опоры, добавил третью точку опоры, поместив змею под задними копытами, в этом случае проще обеспечить попадание проекции центра тяжести тела на площадь опоры. Также скульптор понизил общий центр тяжести всего памятника. Каким образом? - установил пьедестал, который понижает общий центр тяжести; скульптор также произвел отливку таким образом, что передняя часть всадника оказалась облегченной, а задние ноги и хвост массивными).

 

Эй ар гайд («До» и «после»)

Эй ар гайд (Anticipation-Reaction Guide) – обучающий приём сингапурской методики, в котором сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)

Используя данный приѐм, учащиеся делают прогнозы, основанные на первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после получения новой информации.

Пример задания по физике:

Для учащихся 9 класса при изучении темы «Законы Ньютона» предложено выполнить следующее задание:

- Прочитайте утверждения и отметьте в столбике слева «ДО»: «+», если утверждение верное, и «–», если неверное. Время работы 1 минута (таймер).

 

ДО

Утверждение

ПОСЛЕ

 

Самая известная легенда об Исааке Ньютоне гласит, что яблоко упало наголову ученого, после чего он сделал открытие, является правдивым фактом.

 

 

Исаак Ньютон работал преподавателем математики в Кембриджском университете на протяжении 40 лет.

 

30 лет

 

Исаак Ньютон изобрел оптический телескоп с 30-ти кратным увеличением.

 

40

 

Исаак Ньютон увлекался алхимией, занимался поиском философского камня.

+

 

Исаак Ньютон увлекался не только наукой, но и музыкой, спортом.

 

 

Исаак Ньютон враждовал с математиком Готфридом Лейбницом и доказывал ему, что систему счисления открыл не Лейбниц, а Ньютон.

+

Зуб Ньютона занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в истории человечества (стоимость 730 фунтов стерлингов, что на начало 21 века составляло примерно 35,5 тысяч долларов)

+

- Просмотрите видеоролик «10 фактов о Ньютоне» и заполните графу «ПОСЛЕ»: «+», если утверждение верное, и «–», если неверное.

-Запишите в строку на доске свои ответы «ПОСЛЕ». Обсудите верные ответы.

-Выберите 1 утверждение, где у вас отличаются «до» и «после» и проговорите в команде: «Раньше я думал, что _____, а теперь знаю _____».

 

Пример задания по астрономии:

Для учащихся 10 класса при контроле знаний по теме «Конфигурации планет» необходимо выполнить задание:  

  • В течение 1 минуты (включается таймер) прочитайте утверждения и отметьте верные и неверные утверждения («+»/«–») в столике «ДО».  

 

ДО

Утверждение

ПОСЛЕ

 

В нижнем соединении Меркурий в системе отсчѐта «Земля» будет наблюдаться на максимальном удалении от Солнца.

 

В верхнем соединении Венеру невозможно наблюдать, так как планету в данной конфигурации скрывает от нас Солнце.

+

 

Для         Марса         невозможна         конфигурация         –         нижнее соединение.

+

 

В восточной и западной элонгации Юпитер в системе отсчѐта «Земля» будет образовывать прямоугольный треугольник, в вершинах которого оказывается Земля, Солнце, Юпитер.

В квадратуре

 

Соединение – это наиболее благоприятная конфигурация для наблюдения Сатурна в Земли.

 

  • Просмотрите видеоролик «Конфигурации планет Солнечной системы» и заполните графу «ПОСЛЕ»: «+», если утверждение верное, и «–», если неверное.

Обсудите верные ответы.

Выберите 1 утверждение, где у вас отличаются «до» и «после» и проговорите в команде: «Раньше я думал, что _____, а теперь знаю _____».

                               Фо бокс синектикс  

Фо бокс синектикс (Four-Box Synectics) – методический приём, помогающий рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий. Данный приѐм целесообразно проводить на этапе подведении итогов урока, когда учителю важно увидеть, как усвоили учащиеся суть изучаемого явления. Он является приёмом формирования креативное мышление.

Пример заданий:

1. В 10 классе на обобщающем уроке по теме «Силы в природе» учащиеся выполняют следующее задание:

- Перед вами изображен квадрат, нарисуйте в 4 больших областях, находящихся в углах этого квадрата по 1 предмету (любому, например, ракета, бильярд, платье, бусы…)

Условие 1: нельзя изображать предметы, которые находятся рядом с нами в кабинете;

Условие 2: нельзя изображать предметы, по теме нашего урока. На выполнение данного задания 4 минуты.

 

 

 

 

 

После того учащиеся нарисуют 4 предмета, в центре напишут: СИЛА.

  1. парты – Сила тяжести
  2. парты – Сила упругости
  3. парты – Сила трения
  4. парты – Сила всемирного тяготения
  5. парты – Вес тела

- Сейчас рядом с рисунком напишите аналогии вашего предмета с СИЛОЙ в формате: «СИЛА ТЯЖЕСТИ похожа на ______, потому что_______.

Пример: Импульс тела похож на книгу, потому что оказывает воздействие, заставляющее двигаться в заданном направлении.

Проговорите с соседом по парте свои ответы. Выберите 1 лучший. Затем объединитесь с партами в классе (итого 6 человек), проговорите 1 лучший и выберите для класса 1 из 3 (30 секунд)

Проговорите классу. В 8 классе на уроке по теме «Двигатель внутреннего сгорания» учащиеся выполняют следующее задание: Перед вами изображен квадрат, нарисуйте в 4 больших областях находящихся в углах этого квадрата по 1 предмету (любому, например, ракета, бильярд, платье, бусы…)

Условие 1: нельзя изображать предметы, которые находятся рядом с

Условие 2: нельзя изображать предметы, по теме нашего урока

На выполнение данного задания 4 минуты.

После того учащиеся нарисуют 4 предмета, в центре напишут: ДВС

Сейчас рядом с рисунком напишите аналогии вашего предмета с ДВС

формате: «ДВС похожа на _____, потому что_____.»

Проговорите с членами команды ответы (начинает №1 против часовой стрелки)

Выберите 1 лучший. Затем проговорите с классом.

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Для оценки сформированности функциональной грамотности проведена входная и промежуточная диагностики учащихся 8-9 класса. Для диагностики были выбраны следующие компоненты: читательская, естественно-научная и математическая грамотности. Диагностика проводилась средствами Интернет-ресурса https://fg.resh.edu.ru/ 

Методологической основой заданий для формирования и оценки функциональной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA, результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня сформированности компетенций, как способности мобилизовать знания, умения, отношения и ценности при решении практических задач; проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в различных жизненных ситуациях, вырабатывая осознанную стратегию поведения. Для формирования и оценки каждого вида функциональной грамотности использовался задачный подход.  

Учащимся были предложены не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики, естественно-научных предметов. Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным текстам – текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в разное время, но которые относятся к одной проблематике.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определялся уровень сформированности компонента функциональной грамотности:

Уровень

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Математическая грамотность

Недостаточный 

0-3 балла

0-3 балла

0-3 балла

Низкий 

4-7 баллов

4-10 баллов

4-7 баллов

Средний 

8-11 баллов

11-15 баллов

8-12 баллов

Повышенный 

12-15 баллов

16-19 баллов

13-14 баллов

Высокий 

От 16 баллов

От 20 баллов

От 15 баллов

Максимальный

балл

21 балл

23 балла

16 баллов

Результаты выполнения диагностической работы по читательской грамотности

                                                            Читательская грамотность.        

Уровень

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Недостаточный

19%

8%

Низкий

24%

23%

Средний

38%

42%

Повышенный

10%

12%

Высокий

10%

10%

 Из таблицы видно, что процент учеников 8-9-х классов, которые показали повышенный и высокий уровни сформированности читательской грамотности при выполнении входной диагностики очень низкий – 20%. А тех учащихся, кто показал недостаточный и низкий уровни – большинство (43%).

Следует отметить, что обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни при выполнении диагностической работы столкнулись с трудностями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку читательской грамотности, как направления функциональной грамотности. Таким образом, эти группы обучающихся продемонстрировали недостаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Из диаграммы можно увидеть, что наблюдается небольшая положительная динамика: процент учащихся с недостаточным и низким уровнем понизился на 9%, количество учащихся со средним уровнем сформированности читательской грамотности увеличилось на 4%, а процент учащихся с повышенным уровнем – на 2%.  

 Результаты выполнения диагностической работы

по естественно- научной грамотности

        Естественно- научная грамотность.

Уровень

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Недостаточный

15%

11%

Низкий

38%

29%

Средний

28%

29%

Повышенный

19%

26%

Высокий

0%

5%

Из таблицы видно, что процент учащихся 8-9-х классов, которые показали повышенный и высокий уровни сформированности естественно-научной грамотности при выполнении входной диагностики очень низкий – 19%.

Из них на высоком уровне – 0% учащихся. А тех учащихся, кто показал недостаточный и низкий уровни – вновь большинство (53%).

Обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни сформированности естественно-научной грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных. Кроме этого, обучающиеся испытывают трудности при самостоятельной формулировке описаний, объяснений и выводов. Это свидетельствует о дефицитах в сформированности умений письменной речи с использованием естественно-научной терминологии. Из диаграммы видно, что за текущий учебный год наблюдается положительная динамика: процент учащихся с недостаточным и низким уровнем понизился на 13%, средний уровень остается примерно на том же уровне, а процент учащихся с высоким и повышенным уровнем увеличился на 12%

Результаты выполнения диагностической работы

по математической грамотности

Математическая грамотность.

Уровень

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Недостаточный

14%

12%

Низкий

57%

49%

Средний

24%

29%

Повышенный

5%

10%

Высокий

0%

0%

Из таблицы видно, что при выполнении заданий входной диагностической работы учащимися 8-х и 9-х классов высокий и повышенный уровень сформированности математической грамотности показали всего 5% обучающихся. Из них на высоком уровне – 0% учащихся. При этом низкий и недостаточный уровни у 71% участников диагностической работы. Обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни сформированности математической грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в относительно знакомых ситуациях. Для них характерно прямое применение только хорошо известных математических знаний в знакомой ситуации и выполнение очевидных вычислений. Так же по результатам промежуточной диагностики можно наблюдать небольшую положительную динамику: понижение на 10% количества учащихся с недостаточным и низким уровнями сформированности читательской грамотности и повышение на 10% – со средним и повышенным уровнями. Процент учащихся с высоким уровнем сформированности математической грамотности остался на 0.

 Проведённый анализ результатов исследования уровня сформированности функциональной грамотности по трѐм направлениям (читательская грамотность, естественно-научная грамотность и математическая грамотность) у обучающихся 8-9-х классов позволяет сделать следующие выводы: − среди обучающихся 8-9 классов, участников диагностической работы по функциональной грамотности, высокий процент, кто столкнулись с трудностями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности; − при выполнении заданий по всем видам функциональной грамотности обучающиеся показали низкий уровень сформированности обще-учебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в различной форме (текстах, таблицах, диаграммах или рисунках); − при выполнении заданий по направлению «Читательская грамотность» затруднения вызывают задания репродуктивного характера, в которых предлагаются не сплошные тексты, а именно: найти информацию, данную в явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить её, а также задания, в которых надо высказать собственное мнение, основываясь на прочитанном тексте, и на вне текстовых знаниях; − так как формат заданий по направлению «Естественно-научная грамотность» отличался от обычного и был приближен к реальной жизни, то при выполнении заданий участники диагностической работы столкнулись с трудностями, которые свидетельствуют о недостаточной практико-ориентированности содержания естественно-научного образования; − участники диагностики по направлению «Математическая грамотность» не смогли выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои знания для решения задач, включѐнных в работу; − причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся 8-9 классов могут быть связаны с тем, что в процессе обучения школьники практически не имеют опыта выполнения заданий междисциплинарного характера, а развитие общеучебных умений осуществляется преимущественно в границах учебных предметов; обучающиеся редко оказываются в жизненных ситуациях (в том числе моделируемых в процессе обучения), в которых им необходимо решать социальные, научные и личные задачи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Глядя на многообразие приемов по формированию всех составляющих функциональной грамотности, на большое количество умений, которыми должен обладать учащийся, достигая высоких уровней сформированности функциональной грамотности, возникает вполне резонный вопрос: «А на каждом ли уроке мы можем формировать такой набор умений?» Конечно же нет. Почему так происходит?

В основе работы на уроке лежит так же и предметное содержание материала, поэтому не нужно забывать и о предметном результате. При этом на уроке можно формировать и отрабатывать 1-3 умения, которые лежат в основе компонентов функциональной грамотности. Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у школьника? Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни и в которых использован внеучебный контекст. Итак, на данный момент уже можно сказать, что достигнуты следующие промежуточные результаты:

1. Изучен передовой педагогический опыт по формированию функциональной грамотности обучающихся.

2. Определены современные приёмы и методы развития креативного мышления, формирования естественно-научной, математической, читательской, финансовой грамотности, глобальных компетенций для разных этапов урока.

3. Разработаны задания по физике и астрономии для приёмов сингапурской методики, технологии развития критического мышления, технологии учебных проектов. И банк разработанных заданий постоянно пополняется.

4. Современные приѐмы и методы, формирующие функциональную грамотность, а также разработанные задания внедрены в образовательный процесс как на уроках физики, астрономии, так и во внеурочной деятельности.

5. Проведена диагностика сформированности функциональной грамотности обучающихся, которая показала низкие уровни сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности учащихся 8-9-х классов.

6. На промежуточном этапе работы повышенный уровень сформированности компонентов функциональной грамотности показали 10-26% учащихся 8-9-х классов, высокий уровень – 0-10% учащихся 8-9-х классов.

РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию методической разработки в образовательной деятельности: Преимуществом использования предложенных приёмов и методов, способствующих формированию функциональной грамотности, является то, что учитель выступает не просто в качестве транслятора знаний и умений, когда материал ученикам подаѐтся в готовом виде, а в качестве модератора, помощника и консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Устанавливается эффективное сотрудничество среди обучающихся в парах и в командах, а также с учителем. Таким образом достигается лучшее восприятие нового материала и отработка уже изученного. Приёмы и методы можно применять как на уроках, так и вне учебного времени: в рамках проведения внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, классных часов, направленных на повышение функциональной грамотности учащихся. С помощью примеров заданий по физике и астрономии, разработанных для каждого приёма и метода, любой учитель сможет разработать аналогичные задания по своим предметам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кудинов Владимир Валерьевич, Даммер Манана Дмитриевна Экспериментальные задачи и задания: понятия и классификации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. №23 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnye-zadachi-i-zadaniya-ponyatiya-iklassifikatsii (дата обращения: 02.11.2021).
  2. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ipraktika-otsenivaniya-chitatelskoy-gramotnosti-kak-komponenta-funktsionalnoygramotnosti (дата обращения: 03.11.2021).
  3. Исследование         PISA-2018.         Краткий         отчет.         URL:

https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20от чет.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

  1. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyekompetentsii-novyy-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения:

03.11.2021). 5.         Леонтьев Дмитрий. Педагогика здравого смысла: гуманистическая философия образования А.А. Леонтьева // Образовательная политика. 2015. №4 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-zdravogo-smyslagumanisticheskaya-filosofiya-obrazovaniya-a-a-leontieva         (дата         обращения:

03.11.2021).

6.Овчаренко В.А., Репина И.А. Технология развития критического мышления // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogomyshleniya-1 (дата обращения: 03.11.2021).

  1. Открытый         банк         заданий         для         оценки         естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlyaotsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 03.11)

8.Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenkeestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 03.11.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  

Технологическая карта урока.

 

Класс: 9.

Тема урока: «Закон всемирного тяготения и условия его применимости».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование понятия «гравитация» и вывод формулы закона Всемирного тяготения, показав его практическую значимость и границы его применения.  

Планируемые результаты: 

Личностные: сформирован познавательный интерес к силе всемирного тяготения и открытию И. Ньютона, творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на применение закона всемирного тяготения.

Метапредметные: 

- регулятивные:

развито умение строить самостоятельные высказывания в устной

и письменной форме; развито креативное мышление, воображение, логический

подход к решению поставленных задач

; 

- коммуникативные: сформировано

умение слышать, слушать и понимать

партнѐра по команде, согласованно выполнять совместную деятельность, уметь

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи; умение

эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками, умение и

готовность вести диалог.

 

познавательные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний о явлении всемирного тяготения; овладение навыками смыслового чтения; сформировано умение перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной или символьной форме; Предметные: учащиеся знают природу силы всемирного тяготения и понимать, от чего она зависит; понимают смысл закона всемирного тяготения; умеют записать закон всемирного тяготения в математическом виде.Оборудование: набор карточек по числу команд с письмами и фотографиями в конверте для приема финк-райт раунд робин» («Подумай-запиши-обсуди в команде»); набор карточек по числу команд для приема «континиус раунд робин»; - набор карточек по числу команд для приема «тик-тэк-тоу»,листы взаимооценки, презентация Power Point; - Компьютер, проектор, экран. Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемый

компонент функциональной грамотности

1.

Организационный этап

2  

Приветствует учащихся,

 

  

Приветствуют

 

Устное

-

проверяет их готовность

учителя,

 

сообщение

 

к уроку.

 

настраиваются на

 

учителя

,

- Добрый день! Я рада

восприятие

 

фронтальна

нашей встрече.

 

материала урока.

 

я работа

 

Надеюсь, что наш урок

 

пройдет интересно, с

 

большой пользой для вас.

2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5  

Организация этапа целеполагания и мотивации учащихся: учитель раздает командам конверты, в которых содержатся письма и фотографии.

  • Сыграем         в         игру

«Детективное агентство». Каждая команда – это отдельное детективное агентство.

  • Итак, вам в агентство пришло письмо от некоего джентльмена. Воспользовавшись

письмом         и приложенными к нему «уликами», вы должны сказать, о каком ученом идет речь в письме и какое открытие от совершил.

По истечению 3 минут: - Итак, какие ваши предположения, о ком идет речь в письме? - О каком открытии?

  • Какова же тема сегодняшнего урока?
  • Какую цель вы поставите на

Учащиеся

работают         в командах-

«агентствах», совместно читают письмо, анализируют         его и         снимки, обсуждают.

 

По истечению 3 минут (или ранее, если будет досрочный ответ) отвечают на вопросы учителя:

 

  • И. Ньютон.
  • Закон всемирного тяготения.
  • Тема         урока

«Закон

всемирного

тяготения         и условия         его применимости». -         Цель         урока (ставят         перед собой цели). 

 

Записывают тему урока в тетрадь.

Командная работа, прием «финк-райт раунд робин» («Подумай -запишиобсуди         в

команде»)

3. Этап открытия новых знаний.

10  

Рассказ-подготовка к изучению нового материала:

- Сегодня мы поговорим о великой силе природы –

силе         всемирного тяготения.

Тысячелетиями сетовал человек на эту силу. Она не позволяла строить многокилометровые башни, мосты через

широкие реки. Между тем человек и не подозревал, скольким этой силе он обязан. - Именно она собирает воды планеты, образуя

        моря         и         океаны,

удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Не будь этой силы, Земля и другие тела нашей планетной системы –

от мельчайшего астероида до гигантского Юпитера – понеслись бы в разные стороны в черное

пространство

Вселенной. А сама Вселенная? И она не устояла бы без силы всемирного тяготения – галактики распались бы. - Человек заставил

служить себе эту силу. Издавна она направляла потоки воды, на пути которых человек

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя. В ходе командной работы высказывают свои предположения после         анализа

карточек, внимательно и не перебивая слушают членов команды. Совместно

приходят к единому правилу.

Записывают его в тетрадь.

 

Определено правило:         сила гравитационного взаимодействия прямо пропорциональна массам взаимодействующ их тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Командная работа, прием «континиус раунд робин»  

Математическ

ая грамотность (определение зависимости между величинами, представлени е информации в символьной форме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История повседневной жизни Англии XVI– начала XVIIвека через призму работ В. Шекспира.

Учащиеся 8-го класса представили статью, отражающую быт английского общества  XVI– начала XVIIвека на основе произведений В. Шекспира, а также дали выступление на открытом уроке, в...

О слово русское, родное. Микротопонимия села Михайловка через призму понятия "дом".

Русский  язык  как  никакой  другой  тесно  связан  с  жизнью  человеческого  общества,  его  историей  и  культурой. Измен...

План урока "Утюг через призму времени"

История возникновения и развитие утюга....

Методическая разработка "Знакомство с английской литературой через призму грамматики английского языка".

Как правило, преподаватель-учитель иностранных языков обеспокоен тем, насколько хорошо ученик усвоил грамматику языка. Ведь именно она лежит в основе красивой и грамотной  речи. И зачастую в силу...

Методическая разработка "История родного края через призму спорта"

Материалы для теоретической подготовке по предпрофессиональным программам...