Практическая работа «Исследование зависимости сопротивления металла от температуры и вычисление температурного коэффициента»
методическая разработка по физике (11 класс)

Дубровская Ирина Александровна

Данная методическая разработка предназначена учителям физики, работающим в 11 классе. Практическую работу «Исследование зависимости сопротивления металла от температуры и вычисление температурного коэффициента» можно предложить к выполнению в рамках физического практикума. Тема «Зависимость сопротивления металла от температуры» изучается на базовом уровне, поэтому работу можно включать в планирование для любого профиля. Учитель может самостоятельно определить критерии оценивания выполнения задания. Достаточно, чтобы обучающиеся на практике обнаружили изменение сопротивления металла при нагревании. В гуманитарном профиле можно упростить работу в части оценки и анализа относительной погрешности, в техническом профиле эту составляющую не следует исключать, т.к. вычисление или оценка погрешностей являются важной частью выполнения практических работ. Целесообразно до начала выполнения работы показать обучающимся мультиметр с датчиком температуры и технологию его использования (если в лаборатории кабинета физики подобный мультиметр отсутствует, то проводить данную работу не следует). При выполнении работы предполагается самостоятельный поиск обучающимися в сети Интернет табличного значения температурного коэффициента. При отсутствии такой возможности учителю следует сообщить ученикам табличное значение искомой величины. Критерии оценивания составляются учителем для конкретного класса самостоятельно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Исследование зависимости сопротивления металла от температуры

 и вычисление температурного коэффициента»

Цель работы: исследовать зависимость сопротивления металла от температуры и вычислить температурный коэффициент для данного вещества.

Оборудование: источник тока, ключ, проволока из нихрома или константана длиной 10 см, резистор сопротивлением 10 Ом, ноутбук с программой цифровых измерений различных параметров, датчики силы тока, напряжения, мультиметр с датчиком измерения температуры.

Теория

С повышением температуры металлического проводника его сопротивление увеличивается.

Температурный коэффициент – величина, выражающая относительное изменение сопротивления проводника при изменении его температуры на 1°С и являющаяся характеристикой вещества, из которого изготовлен проводник.

Пусть R0 – сопротивление проводника при комнатной температуре,

            Rn – сопротивление нагретого проводника ( n – номер опыта)

            Δt – величина изменения температуры,

           (Rn – R0) – изменение сопротивления,

            - относительное изменение сопротивления (отношение изменения сопротивления к его

                             первоначальному значению)

  - относительное изменение сопротивления, приходящееся на 1°С.

Из последнего выражения выведите самостоятельно выражение зависимости сопротивления проводника от изменения температуры Rn(Δt).

Ход работы

Соберите цепь из последовательно соединенных источника тока, ключа, исследуемого проводника (отрезок проволоки), резистора и амперметра. Датчик температуры подключите к проволоке.  Вольтметр подключите к концам отрезка проволоки. Начертите в бланке отчета схему данной цепи. Выполните 6 измерений силы тока, напряжения и температуры проволоки с интервалом 20 с, причем первое измерение необходимо выполнить сразу после замыкания цепи, пока проводник еще не начал нагреваться. Рассчитайте 6 значений сопротивления, используя закон Ома для участка цепи. Заполните таблицу, вычислив значения температурного коэффициента для каждого из последовательных интервалов температур. Вычислите среднее значение температурного коэффициента αср. = (α1 + α2 + α3 + α4 + α5)/5 и найдите отклонение каждого из значений температурного коэффициента от среднего значения Δαn = |αср. – αn|., после чего рассчитайте среднее значение отклонения.  Сделайте вывод о качестве выполнения работы.

n

Un

In

Rn, Ом

Δtn, °С

αn, 1/°С

αср.,1/°С

Δαn,1/°С

Δαn,1/°С

0

1

2

3

4

5

Контрольные вопросы

1) Каков физический смысл температурного коэффициента?

2) Может ли температурный коэффициент иметь отрицательное значение?

3) Сравните значение температурного коэффициента, полученного в работе, с табличным значением для данного металла. Оцените относительную погрешность и сделайте вывод, о реальности полученного результата. В случае большой относительной погрешности, попробуйте объяснить этот факт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Определение удельного сопротивления проводника"

Практическая работа проводится с целью отработки практических навыков...

Исследовательская работа «Исследование зависимости давления твердых тел»

Изучая тему в 7 классе «Давление твердых тел» можно выполнить исследовательскую работу «Исследование зависимости давления твердых тел». В ходе работы анализируются результаты 2 опытов.Организаци...

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

Бинарный урок физики по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».

Бинарный урок физики с информатикой по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».Для учащихся  класса....

Методическая разработка " Практическая работа «Исследование зависимости сопротивления проволоки от ее длины»"

Данная разработка предназначена для проведения практической работы по физике в 8 классе при изучении темы «Электрическое сопротивление проводника». Работу следует выполнять после изучения ...

Методическая разработка "Исследование зависимости сопротивления проволоки от площади ее поперечного сечения"

Данная методическая разработка предназначена учителям физики, работающим в 8 классе и использующим цифровую лабораторию при проведении практических работ. Выполнять работы на цифровом оборудовании в 8...