Тема: «Реостаты»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС для основного общего образования 2 часа в неделю (базовый уровень), по учебному плану 68 часов. Рабочая программа «Физика. 8 класс», составлена на основе программы «ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Автор программы: А.В. Перышкин. 8 класс. Сборник «Физика. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы ». Дрофа 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Реостаты»
Учебник «Физика 8 класс» А.В. Перышкин М, Дрофа, 2021 г.
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС для основного общего образования 2 часа в неделю (базовый уровень), по учебному плану 68 часов. Рабочая программа «Физика. 8 класс», составлена на основе программы «ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Автор программы: А.В. Перышкин. 8 класс. Сборник «Физика. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы ». Дрофа 2021 г.
Цели урока: Образовательные:
- Познакомить обучающихся с устройством и принципом действия реостата;
- Научить обучающихся пользоваться реостатом;
- Формировать умение регулировать силу тока в электрической цепи с помощью реостата;
- Совершенствовать навыки работы с электрическими приборами;
- Закрепить полученные ранее знания по теме "Электрический ток".
- Воспитательные:
- Содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга;
- Содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;
- Содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению физики;
- Развивающие:
- Развитие у учащихся умения логически излагать свои мысли;
- Развитие познавательных интересов, интереса к предмету;
- Применение полученных знаний и умений для обеспечения безопасности своей жизни.
Тип урока: Комбинированный. Изучение новой темы и первичное закрепление новых знаний, лабораторная, самостоятельная работа обучающихся, исследовательская работа.
Оборудование:
1. Телевизор;
2. Демонстрационное оборудование: источник тока, амперметр, ползунковый и рычажный реостаты, ключ, соединительные провода.
3. Лабораторное оборудование: лабораторный амперметр (15 штук), источник тока (15 штук), ключ (15 шт), реостат (15 штук), амперметр (15 шт), соединительные провода.
4. На партах учащихся в начале урока лежат: 1) Шаблон кластера (Приложение 1), листочки с шаблоном лабораторной работы (Приложение 2), условие задач (Приложение 3), «Рефлексия» (Приложение 4).
Демонстрации: устройство и принцип действия реостата; различные виды реостатов; изменение силы тока в электрической цепи с помощью реостата; презентация «Реостаты».
Виды контроля: устный, фронтальная письменная лабораторная работа.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Используемые на уроке технологии обучения (ФГОС): исследовательская, проблемное обучение, критического мышления, смыслового чтения, личностно-ориентированного обучения
Методы обучения: диалогическое общение, проблемно-сообщающие, исследовательские, метод демонстрации, лабораторный метод, кластер.
Приемы обучения: Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, применение сравнения и аналогии.
Форма работы: групповая
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: Знать устройство и принцип действия реостата; знать правила включения в цепь реостата, уметь регулировать силу тока в электрической цепи с помощью реостата;
Личностные: способность принимать самостоятельные решения, выстраивать аргументацию, приводить примеры
Познавательные: проводить наблюдение и измерения, самостоятельно выполнять лабораторную работу по указанию к работе в учебнике.
Ход урока.
1.Орг. момент. (2 мин.) Проверка присутствующих. Формулировка цели урока.
2. Актуализация знаний. (15 мин.)
Мы сегодня продолжаем изучение раздела физики (темы) «Электричество». На уроке будем работать так же по группам. На последнем уроке у вас была тема «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление». На повторение темы я вам даю 1 минуту, затем нужно заполнить на доске таблицу. Из каждой группы к доске выходит 1 ученик и заполняет 1 строку.
- Давайте вспомним, зависимость сопротивления проводника от его размеров. Вопрос к 1ой группе:
- Как зависит сопротивление проводника от его размеров и в каких единицах оно измеряется? (Ответ: Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника).
На доске записывает формулу сопротивления проводника ученик из 1 группы.
Вопрос ко 2ой группе:
- Как найти площадь поперечного сечения проводника и какова единица ее измерения в СИ? Записать на доске формулу вычисления площади поперечного сечения и единицу измерения проводника.
- Вопрос к 3й группе:
- Как найти длину проводника и какова ее единица измерения? Записать на доске формулу вычисления длины и единицу измерения проводника.
Ответы:
Величина | Формула | Единица измерения |
Сопротивление проводника | Ом | |
Удельное сопротивление | 1 Ом • мм2 м | |
Площадь поперечного сечения | мм2 | |
Длина проводника | м |
- Проверка домашней работы: Упр. 30 № 1 , № 2 (в), № 3, 4.
Вопрос к 4й группе: Как читается закон Ома? (Cила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению).
5ая группа: - Как зависит сила тока от сопротивления проводника? (Между силой тока и сопротивлением проводника обратно пропорциональная зависимость. Чем больше сопротивление, тем меньше сила тока, и наоборот, …)
3. Изучение нового материала.
Постановка проблемы. (Слайд 2).
Проведем опыт, при котором лампочка в цепи может гореть ярко, иногда тускло.
Вопрос к 1й группе: В чём причина в различии яркости лампочек? От какой величины зависит свечение и яркость лампочки? (Ответ: от напряжения и силы тока).
- МЫ НАПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕМ!
- Как изменить силу тока в электрической цепи, не производя в ней конструктивных изменений? (Ответ: Силу тока меняется с изменением сопротивления проводника).
Выслушав предложения обучающихся выбираем зависимость СИЛЫ ТОКА от сопротивления проводника и его длины
- Просмотр фрагмента видеоурока У. № 46 (00.03 – 03.24).
- Вывод: Есть более удобный прибор, позволяющий менять силу тока в зависимости от длины проводника, найдите название таких приборов в учебнике с. 168 (108).
Ответ: для регулирования силы тока в цепи применяют специальные приборы — реостаты.
Возьмите карточку 1 и запишите на ней (Откройте тетради, запишите число 28 января 2025 г и) тему урока: Реостаты. (Слайд 3).
Постановка цели урока учащимися:
- Какую цель на этом уроке вы себе поставите?
Выслушать ответы учащихся и обсудить их.
Приложение 1. Кластер.
Запишите в тетрадях определение прибора. Заполнить схему кластера (Приложение 1).
- Итак, Реостат – это специальный прибор, применяемый для регулирования силы тока в цепи.
Историческая справка: что слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.
Русский физик Борис Семенович Якоби в 1840 году доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока.
По способу изменения силы тока различают несколько видов реостатов: ползунковые и рычажковые.
Демонстрация ползункового реостата. Объяснение устройства и принципа действия ползункового реостата. (Слайд 4).
Один из реостатов (ползунковый реостат) изображён на рисунке 76, а, (с. 169 (109)), а его условное обозначение в схемах — на рисунке 76, б. В этом реостате стальная проволока намотана на керамический цилиндр. Проволока покрыта тонким слоем не проводящей ток окалины, поэтому витки её изолированы друг от друга. Над обмоткой расположен металлический стержень, по которому может перемещаться ползунок. Своими контактами он прижат к виткам обмотки. От трения ползунка о витки слой окалины под его контактами стирается, и электрический ток в цепи проходит от витков проволоки к ползунку, а через него в стержень, имеющий на конце клемму 1. С помощью этой клеммы и клеммы 2, соединённой с одним из концов обмотки и расположенной на корпусе реостата, реостат подсоединяют в цепь.
Перемещая ползунок по стержню, можно увеличивать или уменьшать сопротивление реостата, включённого в цепь.
Каждый реостат рассчитан на определённое сопротивление и на наибольшую допустимую силу тока, превышать которую не следует, так как обмотка реостата накаляется и может перегореть. Сопротивление реостата и наибольшее допустимое значение силы тока указаны на реостате.
Чтобы лучше понять устройство и действие реостата, покажите на рисунке 76 путь тока по нему, если клеммы 1 и 2 включены в цепь.
Существует много разновидностей ползункового реостата. (Слайд 5,6). Перемещая ползунок по стержню, можно увеличивать или уменьшать сопротивление реостата, включенного в цепь.
Каждый реостат рассчитан на определенное сопротивление и на наибольшую допустимую силу тока, превышать которую не следует, так как обмотка реостата накаляется и может перегореть. Сопротивление реостата и наибольшее допустимое значение силы тока указаны на реостате.
Демонстрация рычажкового реостата. Объяснение устройства и принципа действия рычажкового реостата. (Слайд 7).
В электрической цепи реостат обозначается определённым символом. Стр. 169, рис 76.
1 | 2 | |
(Слайд 8).
Демонстрация изменения силы тока в электрической цепи с помощью реостата. (Слайд 10).
- Принцип действия реостатов основан на том, что реостат обладает переменным сопротивлением.
ИТАК, ВЫ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ УЗНАЛИ НОВЫЙ ПРИБОР, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ …(Реостат).
Для чего применяется реостат? (… регулирования силы тока)
- Применение реостатов в быту и промышленности. (Слайд 11-14).
Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока. Для уменьшения или увеличения силы тока служат приборы, называемые реостатами.
- Домашнее задание. (Слайд 16). (2 мин.)
§ 47; упр. 31 № 1,30 № 2, 4, № 1319, 1322.
ГИМНАСТИКА.
- Инструктаж по ТБ. Перед выполнением работы провести с обучающимся инструктаж по соблюдению техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
Так же при работе с реостатом необходимо обратить внимание на соблюдение техники безопасности: нельзя касаться руками рабочих частей реостата, расположение ползунка реостата должно быть в среднем положении. (Слайд 9).
- Возьмите карточку 2 на парте. Лабораторная работа №5. (10 мин.)
Лабораторная работа выполняется на розданных листочках с печатной основой (Приложение 2).
Цель работы: изучить устройство реостата, научиться пользоваться прибором для регулирования силы тока электрической цепи.
Оборудование: источник тока, амперметр, ползунковый реостат, ключ, соединительные провода.
Учащиеся лабораторную работу выполняют по инструкции к работе по учебнику.
Работа заканчивается записью вывода работы на листочках.
Вывод. Увеличение сопротивления реостата приводит к уменьшению силы тока в цепи и наоборот.
- Решение задач. Кто выполнил лабораторную работу возьмите карточку 3. Решите в тетради задачи.
Рефлексия. (Слайд 15). (3 мин.). Заполнить лист «Рефлексия» (Приложение 4).
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
Карточка № 4. Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…….
Теперь я могу……….
Было интересно……..
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…
6. Подведение итога урока. (3 мин.). Выставить оценки.
Приложение 3.
Лабораторная работа №5.
Регулирование силы тока реостатом
Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока электрической цепи.
Приборы и материалы: источник тока, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.
Выполните лабораторную работу по инструкции к работе по учебнику (стр. 226)
Задание 2. Схема электрической цепи.
Задание 3. Показание амперметра:
Задание 4. Схема электрической цепи и показание амперметра:
Задание 5. Показание амперметра:
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики по теме "Реостат"
В работе использую элементы различных технологий: деятельностного подхода, проблемного и исследовательского обучения, ИКТ. Предлагаю разработку урока в 8 классе по теме "Реостат" по УМК А.В.Перы...

Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"
Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...
Реостаты. Регулирование силы тока реостата
Урок изучения нового материала...

Разработка урока физики по теме "Реостаты" (8 класс)
Данный материал содержит развернутый план-конспект урока физики по теме "Реосаты" в 8 классе....

«Реостаты. Регулирование силы тока реостатом».(лабораторная работа)
Лабораторная работа"Реостаты" необходима для овладения навыками работы с оборудованием, но является простой для выполнения. Потому в материале представлены теоретические вопросы, которые даю...

Технологическая карта к уроку "Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»".
Технологическая карта к уроку Предмет: физика, класс 8 Тема урока: Реостаты. Ла...