Главные вкладки

    Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"
    план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

    Гусева Александра Александровна

    Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon модуль74.5 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку599.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФИЗИКА – 8                                   МОДУЛЬ 13                             учебник: А. В.Пёрышкин

    § 46, 47  “Реостаты. Решение задач”

            Для изучения этой темы вам потребуется 1 урок

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:   познакомиться с устройством и использованием реостатов для регулировки силы тока в цепи, научиться делать расчёты электрического сопротивления проводников, силы тока и напряжения; научиться работать на уроке самостоятельно с учебником и компьютером, научиться использовать компьютерные технологии в обучении.

    УЭ

    УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

    КОММЕНТАРИИ

    1

    9мин

    ЦЕЛЬ: повторение пройденного материала для успешного усвоения нового

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

    • Запишите в тетради дату и тему урока “Расчет сопротивления проводника силы тока и напряжения. Реостаты”
    • Выполните задание, которое предложит учитель
    • После выполнения задания занесите в свой оценочный лист 5 баллов в графу «повторение», если вы отвечали, то за каждый правильный ответ занесите в оценочный лист по 1 баллу

    При изучении темы руководствуйтесь данным вам планом, непонятные вопросы обсуждайте с учителем

    2

    10мин

    ЦЕЛЬ: научиться делать расчеты электрических сопротивлений проводников

    • Прочитайте §46 с.106-108. Внимательно изучите примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.
    • При решении задач на расчёт сопротивления проводника целесообразно пользоваться следующими формулами:

    ;     ;    .

    •   Выполните упражнение 20  №1
    • Правильность выполнения упражнения проверьте по карточке учителя
    •  Проведём виртуальный эксперимент и проверим результаты опыта.
    • Для этого вам понадобится ноутбук. Запустите программу «Начала электроники» (ярлык на рабочем столе «Электроника»)
    • Откройте схему «параграф 46, 47»
    • Включите в цепь вольтметр и амперметр, используя правила включения данных приборов в электрическую цепь (соблюдайте полярность)
    • Двойным щелчком по РЕЗИСТОРУ вызовите окно ПАРАМЕТРЫ ДЕТАЛИ, в открывшемся окне вы можете увидеть длину проводника, материал, из которого сделан проводник, и площадь поперечного сечения проводника
    • ЗАДАНИЕ 13.1. Проверьте правильность показаний вольтметра, для этого используйте данные: показания амперметра, длину проводника, площадь поперечного сечения проводника, удельное сопротивление меди  примите равным 0,0172. Оформите в виде задачи
    • Правильность выполнения ЗАДАНИЯ 13.1  проверьте по карточке учителя, если возникли затруднения, обратитесь за помощью к учителю
    • Занесите баллы в оценочный лист  (см. комментарии)

    В случае затруднения обращайтесь  за помощью к учителю

    После изучения УЭ2 поставьте в свой оценочный лист графе «§46» 5 баллов за правильное выполнение упражнения – 1балл,  задания 13.1 – 3 балла

    3

    10мин

    ЦЕЛЬ: изучить устройство и принцип действия реостата – прибора для регулирования силы тока в цепи

    • Как создать устройства для регулирования силы тока в цепи? Обратите внимание на полученную ранее зависимость . Какие же параметры проводника (длину, площадь или что-то другое) следует изменять, чтобы изменить его сопротивление, а следовательно и силу тока в цепи? Об этом вы сможете узнать, прочитав §47.
    • Прочитайте внимательно §47 (с.108) учебника
    • Итак, приборы, используемые для регулировки силы тока в электрических цепях, называются реостатами.

                                                 - реостат, обозначение на схемах электрических цепей (запишите и зарисуйте в тетрадь)

    •   Выучите, для каких целей и где применяют реостаты, а также устройство и принцип их действия
    • Проведём компьютерный эксперимент. На монтажном столе замените резистор реостатом (находится в верхнем левом углу монтажного стола). Передвигая ползунок реостата, пронаблюдайте, как изменяется сила тока в цепи. Заметьте, что при движении ползунка вправо сила тока увеличивается,  уменьшается длина проводника и как следствие сопротивление реостата
    • Поставьте ползунок реостата в крайнее левое положение, когда сила тока минимальна, а сопротивление принимает максимальное значение. Вычислите длину проволоки реостата, если известно, что она изготовлена из никелина (удельное сопротивление никелина 0,4) и имеет площадь поперечного сечение 0,1мм2. Оформите решение.
    • Правильность выполнения УЭ 3 проверьте по карточке учителя
    • Занесите баллы в оценочный лист

    ЗНАТЬ!!!

    В случае затруднения обратитесь за помощью к учителю

    После изучения УЭ3 поставьте в свой оценочный лист графе «§47» 5 баллов за правильное решение задачи  – 3 балла

    4

    5 мин

    ЦЕЛЬ: проверить уровень знаний по теме

    • Выполните тестовое задание
    • Сделайте выход из программы «НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ»
    • Запустите программу «ТЕСТИРОВАНИЕ. КОНСТРУКТОР ТЕСТОВ. ТРЕНАЖЕР» (ярлык на рабочем столе)
    • В появившемся окне выберите значок ГРУППА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, а затем ДОБАВИТЬ, введите свою фамилию, имя и класс. ЗАКРЫТЬ. ВХОД.
    • Начните тестирование
    • Занесите баллы в оценочный лист

    Поставьте в оценочный лист то количество баллов, которое вы получили в результате тестирования

    5

    3мин

    ЦЕЛЬ: подведение итогов

    • Прочитайте ещё раз цель занятия. Достигли вы её, что вызвало затруднения?

          Подсчитайте баллы в своём оценочном листе и поставьте себе оценку: за 30-26 баллов «5»; за 25-21 баллов – «4»; за 20-16  – «3».

         Если вы набрали меньше 18 баллов, то посетите индивидуальную консультацию. Начало в 12.35, кабинет физики №11

    • Заполните графу «отзыв об уроке» в оценочном листе, напишите, что вам понравилось и что вызвало затруднения на сегодняшнем уроке
    • Сдайте тетради и оценочные листы учителю.

    ПОЖАЛУЙСТА, ВЫКЛЮЧИТЕ НОУТБУК (пуск – выключение)

    Оценка «3» ставится в журнал по желанию учащихся

           

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

    Класс________  Фамилия Имя____________________________________

    УЭ 1

    УЭ 2

    УЭ 3

    УЭ 4

    УЭ 5

    Повторение

    Дополни-тельно

    § 46

    Задачи

    § 47

    Опыт

    Тестирование

    Итог

    Моя оценка «______»

    Отзыв об уроке   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ФИЗИКА – 8                                   МОДУЛЬ 13                             учебник: А. В.Пёрышкин

    § 46, 47  “Реостаты. Решение задач”

            

    КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ

    УЭ2

    УПРАЖНЕНИЕ 20 №1

    Сопротивление проводника длиной 1,6м в 8 раз больше сопротивления проводника длиной 0,2 м.

    ЗАДАНИЕ 13.1

    Дано:                           Решение

    ρ=0,0172         U=I*R

    l=10 м                           R=ρ*l/S

    S=0,1 мм2                     R=1,72 Ом

    I= 1,48 А                      U=1,72 Ом*1,48 А=2,55 В

    U –?                              Ответ: U=2,55 В

    УЭ3

    Дано:                           Решение

    ρ=0,4              I=U/R             R=U/I;   R=ρ*l/S             l=R*S/ ρ

    S=0,1 мм2                     R=2,6 В/1,3 А=2 Ом

    I= 1,3 А    

    U= 2,6 В                    l=2 Ом*0,1мм2/0,4 =0,5 м

    l –?                              Ответ: l=0,5 м


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Электрические явления. Законы постоянного тока Темы: Закон Ома для участка цепи Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты Параллельное соединение проводников Презентация к уроку 8 класс

    Слайд 2

    Разминка Найдите ошибки в изображениях

    Слайд 3

    Как называется физическая величина, определяемая зарядом, проходящим через поперечное сечение проводника за единицу времени? Обозначается – I Выражается в амперах – А Прибор для измерения – амперметр Включается в цепь последовательно 0 1 2 A 300 мА= 25 мА= 0,3 А 0,025 А Сила тока

    Слайд 4

    Обозначается – U Выражается в вольтах - В Прибор для измерения - вольтметр Включается в цепь параллельно Эта физическая величина, характеризует работу электрического поля по перемещению заряда. 0 5 10 V Напряжение

    Слайд 5

    Какой из графиков выражает зависимость силы тока от напряжения? I I I U U U А) Б) В)

    Слайд 6

    Какая физическая величина характеризует свойства проводника ограничивать силу тока в цепи? Сопротивление 2 кОм= Обозначается – R Единица измерения – 1 Ом 500 Ом= 2000 Ом 0,5 кОм

    Слайд 7

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Класс______ Фамилия Имя___________________________ Моя оценка «______» Отзыв об уроке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ УЭ1 УЭ2 УЭ3 УЭ4 УЭ5 Повторение Дополни-тельно Опыт § 42 Основное задание Дополнительное Тестиро-вание Итог

    Слайд 9

    Начала Электроники Изготовлено в учебной лаборатории Компьютерного Моделирования механико-математического факультета НИИ механики и математики Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби. В интернете: http//elektronika.newmail.ru Работа выполнена по заказу мэрии г.Алма-Аты и опубликована в интернете, как дар мэрии всем школьникам Не требует установки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

    Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

    Конспект к уроку на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА, СИЛЫ ТОКА, НАПРЯЖЕНИЯ».

    Конспект урока позволяет  продолжить формирование понятий силы тока, напряжения, сопротивления, закона Ома для участка цепи;представлять результаты измерений в виде таблицы, выделять зависимость ...

    конспект урока по физике в 8 классе на тему " Решение задач на расчет количества теплоты и энергии топлива"

    комбинированный уол по физике,в основу которого положена презентация,ЭОР, фрагмент фильма, дифференцированные задания...

    Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи»

    Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дид...

    урок физики "Незнайка на планете Плотность. Решение задач"

    урок физики в 7 классе "Незнайка на планете Плотность. Решение задач"...