Практическая работа по физике в 9 классе
план-конспект занятия по физике (9 класс)
Практическая работа по физике в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физике:
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Подготовка к ОГЭ
17 задание
Подготовила: учитель физики
Антошина Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ п.свх Агроном
2025г
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Тип урока | Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Дидактические цели: урок применения знаний и умений. Способ проведения: лабораторная работа |
Авторы УМК | Пёрышкин А.В. |
Цели урока | Систематизировать знания по теме: механические колебания. Показать практическое значение физических величин-период и частота колебаний. |
Задачи урока | Общеучебные: - повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника. Обучающие: - применить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника во время проведения лабораторной работы. - продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания об математическом маятнике. -сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы. Развивающие: - развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. - развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение); - развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни; Воспитывающие: - стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД); - воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД); - развить уверенность в собственных силах (личностные УУД). |
Метод обучения: | Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения. Системно – деятельностный подход. |
Планируемые образовательные результаты: | Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела. Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника. Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы. Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание. |
Оборудование: | Интерактивная доска, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, груз на нити длиной 130 см, часы с секундной стрелкой. |
Компетенции |
|
Принципы обучения. | 1) Принцип деятельности: ученик добывает знания сам при определении периода и частоты, выявляет зависимость периода и частоты от длины маятника. 2) Принцип непрерывности: от простого к сложному. 3) Принцип целостности: значимость понятия период и частота в жизни человека, в природе… 4) Принцип минимакса: соблюдение требований стандартов образования и расширение области знаний. 5) Принцип психологической комфортности: работа в группах, смена динамической позы, смена вида деятельности. 6) Принцип творчества: творческая работа на уроке. |
Ход урока:
Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Я надеюсь, вы будете активно работать также как и всегда и у нас все получится.
- Ответьте на вопросы:
Что называется периодом колебаний? (Периодом колебаний маятника в физике называют время, за которое маятник совершает один полный цикл колебаний)
Давайте вспомним формулу, как найти период колебаний (написать у доски) и единицы измерения, в чем измеряется период колебаний?
Что называется частотой колебаний? (Частотой колебаний маятника в физике называют количество колебаний, выполняемых маятником за единицу времени). Запишем формулу
От чего зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника?
Период и частота колебаний связаны между собой обратной пропорциональностью: чем больше период колебаний, тем меньше частота, и наоборот
- Задача:
Как будет изменяться ход маятниковых часов при наступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними днями, если часы установлены в неутепленном помещении (стержень маятника металлический)?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним с вами лабораторную работу, и попробуем ответить на поставленный вопрос, будем исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
У вас на столах: рабочие листы для выполнения лабораторной работы, штатив лабораторный с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, часы с секундной стрелкой, линейка.
Повторим технику безопасности перед выполнением лабораторной работы. Техника безопасности:
- Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.
- До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.
- Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
- Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
- Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
- Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.
- Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.
- Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.
- Берегите оборудование и используйте его по назначению.
После выполнения работы, рабочее место привести в порядок.
Ход работы:
- Собрать экспериментальную установку по рисунку
- Установить длину маятника, указанную в таблице.
- Отклонить маятник от положения равновесия на 5 см и отпустить его. Измерить время тридцати полных колебаний. Результат измерения записать в таблицу.
1 | 2 | 3 | |
Длина маятника, l, м | 1м | 0,5м | 0,25 |
Число колебаний, N | 30 | 30 | 30 |
Время колебаний, t, с | |||
Период колебаний T=t/N, с | |||
Частота колебаний v=1/T, Гц |
- Вычислите период колебаний и частоту, результат вычисления запишите в таблицу.
- При остальных указанных в таблице длинах маятника проделайте аналогичные измерения и вычисления, их результаты запишите в таблицу.
- Сделайте вывод.
- Выполните дополнительное задание. Вернемся к поставленной задаче в начале урока и дадим ответ на вопрос.
Ответ: летом длина металлического стержня увеличивается, значит период колебаний увеличится, т.е. увеличится время одного колебания и поэтому часы будут идти медленнее. Зимой при понижении температуры длина маятника уменьшается, частота его колебаний увеличивается - часы спешат. Летом наоборот, длина увеличивается, частота уменьшается - часы идут медленнее - отстают.
- Домашняя работа: готовимся к ОГЭ, продолжаем решать задачи 20-23 из сборника 2025 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по физике для 8 класса "Распространение, отражение и преломление света".
Разработана по следам физических сборов, проводимых в Южноуральске Еремяшевым Николаем Константиновичем. Даёт возможность всем детям прикоснуться к оптическим экспериментам, ощутить себя "Ньютонами", ...

Серия Практических работ по физике для учащихся 10 класса
С помощью простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы и т.п.), использую знания из курса физики, можно узнать о человеке и его организме много интересного....

Практические работы по физике
Материал представляет собой комплект пракических заданий к рабочей программе учебной дисциплины ОДП.02 "Физика". Работа включает пояснительную записку с указание формируемых метапредметных и предметны...

Практические работы по физике
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-пра...

Практическая работа по физике 8 класс "Электричество"
Практическая работа "Соединение проводников"...

Практическая работа по физике " Определение показаний прибора. Точность и погрешность" 7 класс, 8 класс
Практические работы для 7 класса составлена в период дистанционного обучения. К работе высылается ссылка на видеоурок (2 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=Dk5pPARGq3w . Общение с уча...
Сборник практических работ по физике (домашний практикум) 10 класс
Практические задания разработаны в соответствии с рабочей программой предмета «Физика» в 10 классе. Данные практические работы можно выполнить в домашних условиях, с использова...