Практическая работа по физике в 9 классе
план-конспект занятия по физике (9 класс)

Антошина Ирина Анатольевна

Практическая работа по физике в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fizike_moy.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике:

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» 

Подготовка к ОГЭ

17 задание

Подготовила: учитель физики

Антошина Ирина Анатольевна

МБОУ СОШ п.свх Агроном

2025г

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» 

Тип урока

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Дидактические цели: урок применения знаний и умений.

Способ проведения: лабораторная работа

Авторы УМК

Пёрышкин А.В.

Цели урока

Систематизировать знания по теме: механические колебания. Показать практическое значение физических величин-период и частота колебаний.  

Задачи урока

      Общеучебные:

- повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

      Обучающие:        

- применить знания о способах исследования зависимости периода и частоты от длины маятника во время проведения лабораторной работы.

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания об математическом маятнике.  

-сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.

      Развивающие:        

- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

- развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни;

       Воспитывающие: 

- стимулировать познавательный интерес учащихся (познавательные УУД);

- воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД);

- развить уверенность в собственных силах (личностные УУД).

Метод обучения:  

Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровье сбережения. Системно – деятельностный подход.

Планируемые образовательные результаты:

    Личностные: оценивание практического значения зависимости периода и частоты от длины маятника тела.

    Предметные: повторить понятие период и частота, исследовать зависимость периода и частоты от длины маятника.

    Метапредметные: измерение длины маятника, вычисление периода и частоты колебаний, работа с различными единицами измерения

     Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

      Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения лабораторной работы.

      Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание.

Оборудование:

Интерактивная доска, штатив лабораторный с лапкой и муфтой, груз на нити длиной 130 см, часы с секундной стрелкой.  

Компетенции  

  1. учебно-познавательная,
  2. коммуникативная,
  3. социально-трудовая,
  4. ценностно-смысловая.

Принципы обучения.

     1) Принцип деятельности: ученик добывает знания  сам при определении периода и частоты, выявляет зависимость периода и частоты от длины маятника.

     2) Принцип непрерывности: от простого к сложному.

     3) Принцип целостности: значимость понятия период и частота в жизни человека, в природе…

     4) Принцип минимакса: соблюдение требований стандартов образования и расширение области знаний.

     5) Принцип психологической комфортности: работа в группах, смена динамической позы, смена вида деятельности.

     6) Принцип творчества: творческая работа на уроке.

Ход урока:

Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Я надеюсь, вы будете активно работать также как и всегда и у нас все получится.

  1. Ответьте на вопросы:

Что называется периодом колебаний?  (Периодом колебаний маятника в физике называют время, за которое маятник совершает один полный цикл колебаний)
Давайте вспомним формулу, как найти период колебаний (написать у доски) и единицы измерения, в чем измеряется период колебаний?

Что называется частотой колебаний? (Частотой колебаний маятника в физике называют количество колебаний, выполняемых маятником за единицу времени). Запишем формулу

От чего зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника? 

Период и частота колебаний связаны между собой обратной пропорциональностью: чем больше период колебаний, тем меньше частота, и наоборот 

  1. Задача:

      Как будет изменяться ход маятниковых часов при наступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними днями, если часы установлены в неутепленном помещении (стержень маятника металлический)?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним с вами лабораторную работу, и попробуем ответить на поставленный вопрос, будем исследовать зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

У вас на столах: рабочие листы для выполнения лабораторной работы, штатив лабораторный с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, часы с секундной стрелкой, линейка.

Повторим технику безопасности перед выполнением лабораторной работы. Техника безопасности:

  • Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.
  • До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.
  • Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
  • Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
  • Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  • Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.
  • Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.
  • Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.
  • Берегите оборудование и используйте его по назначению.

           После выполнения работы, рабочее место привести в порядок.

Ход работы:

  1. Собрать экспериментальную установку по рисунку
  2. Установить длину маятника, указанную в таблице.
  3. Отклонить маятник от положения равновесия на 5 см и отпустить его. Измерить время тридцати полных колебаний. Результат измерения записать в таблицу.

1

2

3

Длина маятника, l, м

0,5м

0,25

Число колебаний, N

30

30

30

Время колебаний, t, с

Период колебаний

T=t/N, с

Частота колебаний

v=1/T, Гц

  1. Вычислите период колебаний и частоту, результат вычисления запишите в таблицу.
  2. При остальных указанных в таблице длинах маятника проделайте аналогичные измерения и вычисления, их результаты запишите в таблицу.
  3. Сделайте вывод.
  4. Выполните дополнительное задание. Вернемся к поставленной задаче в начале урока и дадим ответ на вопрос.

Ответ: летом длина металлического стержня увеличивается, значит период колебаний увеличится, т.е. увеличится время одного колебания и поэтому часы будут идти медленнее. Зимой при понижении температуры длина маятника уменьшается, частота его колебаний увеличивается - часы спешат. Летом наоборот, длина увеличивается, частота уменьшается - часы идут медленнее - отстают.

  1. Домашняя работа: готовимся к ОГЭ, продолжаем решать задачи 20-23 из сборника 2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по физике для 8 класса "Распространение, отражение и преломление света".

Разработана по следам физических сборов, проводимых в Южноуральске Еремяшевым Николаем Константиновичем. Даёт возможность всем детям прикоснуться к оптическим экспериментам, ощутить себя "Ньютонами", ...

Серия Практических работ по физике для учащихся 10 класса

С помощью простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы и т.п.), использую знания из курса физики, можно узнать о человеке и его организме много интересного....

Практические работы по физике

Материал представляет собой комплект пракических заданий к рабочей программе учебной дисциплины ОДП.02 "Физика". Работа включает пояснительную записку с указание формируемых метапредметных и предметны...

Практические работы по физике

Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-пра...

Практическая работа по физике 8 класс "Электричество"

Практическая работа "Соединение проводников"...

Практическая работа по физике " Определение показаний прибора. Точность и погрешность" 7 класс, 8 класс

Практические работы для 7 класса составлена в период дистанционного обучения. К работе высылается ссылка на видеоурок (2 минуты)  https://www.youtube.com/watch?v=Dk5pPARGq3w  . Общение с уча...

Сборник практических работ по физике (домашний практикум) 10 класс

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей программой предмета  «Физика» в 10 классе. Данные практические работы можно выполнить в домашних условиях,  с использова...