Программа внеурочной деятельности "Занимательная физика" для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс)
В данном документе представлена программа ВД "Занимательная физика" для 7 класса. Тематика занятий разработана в соответствии с ФГОС и программой по физике для 7 класса: механическое движение, давление, плавание тел и другое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7 класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- письмо Министерства образования пи науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Цель: развивать интерес к физике, расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках, показать использование знаний в практике, в жизни.
Задачи:
- развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и
выполнять творческие задания;
- овладение методами научных исследований, освоение способов анализа
экспериментальных данных.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- у учащихся будут сформированы:
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
у учащихся могут быть сформированы:
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
- пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- учащиеся получат возможность научиться:
- монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
познавательные
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
II. Содержание курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе
1. «Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени» (5 ч)
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.
Практическая работа: Измерение длины , ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.
Урок- защита проектов
2. «Движение и силы» (12ч)
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!
Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
Решение задач на равноускоренное движение.
Трение в природе и технике.
Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач
Невесомость. Выход в открытый космос.
С какой силой давят ножки стола?
Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
3.«Работа и мощность. Энергия» (8ч)
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.
Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно
Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач
Практическая работа: Действие водяной турбины.
Условия равновесия тел. Решение задач
Урок- защита проектов
4.«Звуковые явления» (4ч)
Кто-то там крадется в полной тишине?
Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера
Решение расчетных и качественных задач
Урок- защита проектов
5.«Световые явления» (4ч)
Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?
Решение расчетных и качественных задач
Проектная работа: «Радуга»
Проектная работа: «Световые явления»
6.Заключительные занятия (1ч)
Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
Основные формы организации занятий:
решение расчетных, качественных и экспериментальных задач
занимательные опыты;
познавательные игры;
выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой;
выполнение проектов
III. Тематическое планирование
№п/п | Темы | Количество часов |
1 | Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени | 5 |
2 | Движение и силы | 12 |
3 | Работа и мощность. Энергия | 8 |
4 | Звуковые явления | 4 |
5 | Световые явления | 4 |
6 | Заключительное занятие | 1 |
Материально-техническое обеспечение
компьютер, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Реализация воспитательного потенциала на занятиях внеурочной деятельности по физики в 7 классе в 2024 - 2025 учебном году будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Обоянская СОШ №2» на 2024 - 2025 учебный год и предполагает следующее:
- установление взаимоотношений субъектов деятельности на занятии внеурочной деятельности по физике как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
- организацию на занятии внеурочной деятельности по физике активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих физических задач, решения проблемных ситуаций для дальнейшего обсуждения в классе;
- формирование уважения к достижениям и открытиям великих ученых-физиков, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей;
- групповой работы, которая учит школьников командной работе;
- включение в занятия развивающих игр, практических работ, проектов, которые помогают поддержать мотивацию к получению новых знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся, которая дает возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей.
Таким образом, при реализации рабочей программы внеурочной деятельности по физике в 7 классе основными воспитательными целями станут:
-воспитание культуры личности;
-отношение к физике как к части общечеловеческой культуры;
-понимание значимости физики для жизни человека;
-воспитание активности, самостоятельности, ответственности;
-воспитание нравственности, культуры общения;
-воспитание эстетической культуры.
В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Темы занятий | Количество часов | Даты |
1 | Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования | ||
2 | Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними | ||
3 | Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная | ||
4 | Практическая работа :Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора. | ||
5 | Урок- конкурс «Физические явления» | ||
6 | Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь! | ||
7 | Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение. | ||
8 | Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. | ||
9 | Решение задач на равноускоренное движение. | ||
10 | Решение задач на расчет плотности вещества | ||
11 | Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения. | ||
12 | Трение в природе и технике. | ||
13 | Решение задач на силы | ||
14 | Невесомость. Выход в открытый космос. С какой силой давят ножки стола? Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач | ||
15 | Невесомость. Выход в открытый космос | ||
16 | Решение задач | ||
17 | Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы». | ||
18 | Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена. | ||
19 | Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач | ||
20 | Как устраивались чудеса? Механика цветка. | ||
21 | Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно | ||
22 | Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. | ||
23 | Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач | ||
24 | Практическая работа: Действие водяной турбины. | ||
25 | Урок- защита проектов | ||
26 | Кто-то там крадется в полной тишине? | ||
27 | Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера | ||
28 | Решение расчетных и качественных задач | ||
29 | Урок- защита проектов | ||
30 | Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы | ||
31 | Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет? Решение расчетных и качественных задач | ||
32 | Проектная работа: «Радуга» | ||
33 | Проектная работа: «Световые явления» | ||
34 | Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?» Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. |
Учебно-методическое обеспечение
1. А.В. Перышкин. Физика, 7. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа 2019г.
2. Рабочая тетрадь: Физика 7 класс. Т.А.Ханнанова,Н.К.Ханнанова. - М.:Дрофа.2019г.
3.Т.А.Ханнанова,Н.К.Ханнанова .Физика.Тесты.7 класс - М.: Дроф.2020г.
4..Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : Тренировочные задания. Задания для самоконтроля. Самостоятельные работы. Разноуровневые контрольные работы. Примеры решения задач. - М. : Дрофа, 2021г.
5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.2020г.
6. А.В. Чеботарева Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкин. «Физика. 7 кл»2021.
7. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/collection, http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
