Программа внеурочной деятельности "Занимательная физика" для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс)

МАЗУРКЕВИЧ НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

В данном документе представлена программа ВД "Занимательная физика" для 7 класса. Тематика занятий разработана в соответствии с ФГОС и программой по физике для 7 класса: механическое движение, давление, плавание тел и другое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_vneurochka_7_klass_zanim_fizika.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7 класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»
  • письмо Министерства образования пи науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Цель: развивать интерес к физике, расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках, показать использование знаний в практике, в жизни.

Задачи:

  • развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и

выполнять творческие задания;

  • овладение методами научных исследований, освоение способов анализа

экспериментальных данных.

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

  • у учащихся будут сформированы:
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

у учащихся могут быть сформированы:

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • учащиеся получат возможность научиться:
  1. монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  2. действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  3. работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

II. Содержание курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе

1. «Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени» (5 ч)

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.

Практическая работа: Измерение длины , ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.

Урок- защита проектов

2.  «Движение и силы» (12ч)

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!

Практическая работа:  Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

Решение задач на равноускоренное движение.

Трение в природе и технике.

Практическая работа:  Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский

Практическая работа:  Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

Невесомость. Выход в открытый космос.

С какой силой давят ножки стола?

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».

 

3.«Работа и мощность. Энергия» (8ч)

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.

Практическая работа:  Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

Практическая работа:  Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

Практическая работа:  Действие водяной турбины.

Условия равновесия тел. Решение задач

Урок- защита проектов

4.«Звуковые явления» (4ч)

Кто-то там крадется в полной тишине?

Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера

Решение расчетных и качественных задач

Урок- защита проектов

5.«Световые явления» (4ч)

Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?

Решение расчетных и качественных задач

Проектная работа:  «Радуга»

Проектная работа:   «Световые явления»

6.Заключительные занятия (1ч)

Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

Основные формы организации занятий:

решение расчетных, качественных и экспериментальных задач

занимательные опыты;

познавательные игры;

выполнение творческих заданий;

работа с дополнительной литературой;

выполнение проектов

III. Тематическое планирование


№п/п

Темы

Количество часов

1

Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени

5

2

Движение и силы

12

3

Работа и мощность. Энергия

8

4

Звуковые явления

4

5

Световые явления

4

6

Заключительное занятие

1


Материально-техническое обеспечение

 компьютер, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска

    Реализация воспитательного потенциала на занятиях внеурочной деятельности по физики  в  7 классе в 2024 - 2025 учебном году будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Обоянская СОШ №2»  на 2024 - 2025 учебный год и предполагает следующее:

  • установление взаимоотношений субъектов деятельности на занятии внеурочной деятельности по физике как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
  • организацию на  занятии внеурочной деятельности по физике активной деятельности учащихся, в том числе поисково-исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);
  • использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих физических задач, решения проблемных ситуаций для дальнейшего обсуждения в классе;
  • формирование уважения к  достижениям и открытиям великих ученых-физиков,  признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей;
  • групповой работы, которая учит школьников командной работе;
  • включение в занятия развивающих  игр, практических работ, проектов, которые помогают поддержать мотивацию к получению новых  знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся, которая дает возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей.

          Таким образом, при реализации рабочей программы внеурочной деятельности по физике в 7 классе основными воспитательными целями  станут:

-воспитание культуры личности;

-отношение к физике как к части общечеловеческой культуры;

-понимание значимости физики для жизни человека;

-воспитание активности, самостоятельности, ответственности;

-воспитание нравственности, культуры общения;

-воспитание эстетической культуры.

        В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Темы занятий

Количество часов

Даты

1

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования

2

Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними

3

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная

4

Практическая работа :Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.

5

Урок- конкурс «Физические явления»

6

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!

7

Практическая работа:  Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

8

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

9

Решение задач на равноускоренное движение.

10

Решение задач на расчет плотности вещества

11

Практическая работа:  Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

12

Трение в природе и технике.

13

Решение задач на силы

14

Невесомость. Выход в открытый космос.

С какой силой давят ножки стола?

Практическая работа:  Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

15

Невесомость. Выход в открытый космос

16

Решение задач

17

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».

18

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.

19

Практическая работа:  Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

20

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

21

Практическая работа:  Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно

22

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка.

23

Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

24

Практическая работа:  Действие водяной турбины.

25

Урок- защита проектов

26

Кто-то там крадется в полной тишине?

27

Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера

28

Решение расчетных и качественных задач

29

Урок- защита проектов

30

Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы

31

Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?

Решение расчетных и качественных задач

32

Проектная работа:  «Радуга»

33

Проектная работа:   «Световые явления»

34

Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.


Учебно-методическое обеспечение

1.  А.В. Перышкин. Физика, 7. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа 2019г.

2. Рабочая тетрадь: Физика 7 класс. Т.А.Ханнанова,Н.К.Ханнанова. - М.:Дрофа.2019г.

3.Т.А.Ханнанова,Н.К.Ханнанова .Физика.Тесты.7 класс - М.: Дроф.2020г.

4..Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : Тренировочные задания. Задания для самоконтроля. Самостоятельные работы. Разноуровневые контрольные работы. Примеры решения задач. - М. : Дрофа, 2021г.

5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.2020г.

6. А.В. Чеботарева Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкин. «Физика. 7 кл»2021.

7. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/collection, http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...