Открытый урок по физике «О технике Великой Отечественной войны в задачах по физике»
методическая разработка (8 класс)
Проведение открытого урока "О технике Великой Отечественной войны в задания по физике" на Республиканском семинаре "Системно-деятельностный подход в обучении физике"
Метод обучения: Исследовательский.
Тип занятия: Урок совершенствования и закрепления знаний.
Вид занятия: Комбинированный урок с элементами развивающего обучения.
Цели урока:
- Использование приобретенных знаний и умений учащихся по физике для решения практических задач;
- формирование представлений у учащихся о физике как основе техники через решение задач военно-технического содержания;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач;
- воспитание гордости за советскую науку и технику, глубокое уважение к тем, кто своими знаниями и трудом отстоял от врагов нашу свободу, обеспечил мирную жизнь будущих поколений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 407 КБ | |
| 1.42 МБ | |
| 12.65 КБ | |
| 397.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока мужества
«О технике
Великой Отечественной войны
в задачах по физике»
Урок мужества
О технике
Великой Отечественной войны
в задачах по физике
Метод обучения: Исследовательский.
Тип занятия: Урок совершенствования и закрепления знаний.
Вид занятия: Комбинированный урок с элементами развивающего обучения.
Цели урока:
- Использование приобретенных знаний и умений учащихся по физике для решения практических задач;
- формирование представлений у учащихся о физике как основе техники через решение задач военно-технического содержания;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач;
- воспитание гордости за советскую науку и технику, глубокое уважение к тем, кто своими знаниями и трудом отстоял от врагов нашу свободу, обеспечил мирную жизнь будущих поколений.
Чем дальше уходит в историю победный 1945-й год, тем сильнее человечество осознаёт величие беспримерного подвига нашего народа-победителя, проявившего несгибаемое мужество и стойкость в борьбе с фашизмом. Истинными творцами Победы были простые солдаты и офицеры, но эту славу по праву делят с ними и те, кто создавал и выпускал для них оружие и военную технику. Без достижения военно-технического превосходства невозможно было бы сокрушить вероломного врага. Образцы вооружения и военной техники тех лет – не просто участники войны и не только символы победы. Это плоды таланта, опыта и упорного труда ученых и инженеров. История предоставляет современному человеку массу возможностей для расширения кругозора, а будучи рассказана, опираясь на действительные величины и научные закономерности - становится более наглядной и живой. Ведь за конкретными цифрами стоят человеческие судьбы и жизни. Воссоздать события Великой Отечественной войны ответами на вопросы: «с какой скоростью?», «какая дальность полета?», «какова мощность?» можно, решая задачи по физике исторического и технического содержания.
Сегодня наш урок посвящен Великой Отечественной войне. На уроке познакомимся с военной техникой времен Великой Отечественной войны, решая задачи по физике. К этому уроку вы подготовились самостоятельно, получив задание найти материалы о военной технике времен Великой отечественной войны.
Тема: «Движение и сила»
Задача 1. На каком расстоянии от советского воина находился в Великую Отечественную войну фашистский танк, если пуля выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 1000м/с, настигла танк через 0,5 с?
Дано: V=0 V0=1000м/с t =0,5с | Решение a= |
S-? | a ==-200м/с2 |
S= V0t-
S==250м
Ответ: S=250м.
В тяжелых условиях первых месяцев войны возникла острая нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которое всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два ведущих советских конструктора военной техники - С. .Г. Симонов и В.А. Дегтярев. Они в течение месяца сконструировали и представили для испытаний образцы новых противотанковых ружей. Один из них-14,5миллимитровое; при длине 2м оно имело массу 17,3кг и делало 8-10 выстрелов в минуту; начальная скорость пули массой 63г равнялась 1012м/с. Уже с ноября 1941г к командованию Красной Армии стали поступать сведения о большой эффективности и надежности новых противотанковых ружей.
Симонов Сергей Гаврилович [родился 04.10.1894, деревня Федотово, ныне Владимирской области], советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1954), заслуженный изобретатель РСФСР (1964). Член КПСС с 1927. С 1910 работал слесарем на различных заводах. С 1922 мастер, старший мастер. С 1929 С. ‒ начальник сборочного цеха, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. За создание противотанкового ружья и самозарядного карабина удостоен Государственной премии СССР (1942, 1949). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 другими орденами, а также медалями.
Дегтярёв Василий Алексеевич [02.01.1880 в, Туле, ‒ 16.1.1949, Москва], советский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1941. Он возглавлял первое в СССР конструкторское бюро по разработке стрелкового оружия. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1944, 1949 ‒ посмертно). Награждён 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Похоронен в Коврове.
Задача 2. Скорость бронированного самолета штурмовика ИЛ-2, участвовавшего в Великой Отечественной войне, равно 440 км/ч. Какой путь преодолел самолет, если полет по заданию командования продолжался 1ч40 мин?
Дано V=440км/ч t =1ч 40мин | 122м/с 6000с | Решение: S=V·t S=122м/с·6000с=732000м |
S-? | Ответ: S=732000м=732км. |
Ил-2 (конструктор Илюшин) с первых дней войны представлял грозную опасность для фашистов, поскольку был способен поражать и живую силу, и боевую технику, причем на суше и на море, в условиях сильного огня зениток. Вооружение ИЛ-2, состоявшее из двух пушек, двух пулеметов, бомб и реактивных снарядов, открывало широкие возможности для выбора характера боевых действий. Даже один самолет порой наносил противнику такие потери, словно действовал авиационный полк. Удобный и неприхотливый в обслуживании, ИЛ-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки, мог базироваться там, где проходил фронт. Самолеты ИЛ-2 прозвали «Тружениками войны». День за днем, месяц за месяцем работали они на Победу, оставляя после своих рейдов коробки сожженных вражеских танков, вывернутые на изнанку блиндажи, свалку боевой техники врага. Подобных самолетов не было ни у противников, ни у союзников.
Задача 3. Один из скоростных советских самолетов времен Великой Отечественной войны- истребитель ЛА-5 развивает скорость 650 км/ч. За какое время он преодолеет 130 км?
Дано:
| Решение: V=; t= T==0,2ч=720с=12 мин. | |
t -? | Ответ: t=12 мин. |
Трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб сбил на самолете ЛА-5-64 вражеских самолета!
Ива́н Ники́тич Кожеду́б (8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда Черниговской губернии, Украинская ССР — 8 августа 1991, Москва) — советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации. Кавалер двух орденов Ленина
Кавалер семи орденов Красного Знамени
Кавалер ордена Александра Невского
Кавалер ордена Отечественной войны I степени
Кавалер двух орденов Красной Звезды
Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
Кавалер ордена Боевого Красного знамени МНР
Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др.
Сильно усовершенствовалась боевая техника за минувшие годы и какими глубокими знаниями нужно владеть, чтобы управлять ею стоя на страже священных рубежей нашей Родины.
Задача 4. Скорость современного истребителя МиГ-21 около 2000км/ч. Во сколько раз больше расстояние пролетит МиГ 21 по сравнению с ЛА-5 за 2ч?
Дано: Решение:
V1=2000км/ч V2=650км/ч t =2ч | S1=V1t; S2=V2t ; |
=3раза |
Ответ: 3 раза.
Задача 5. Во время Великой Отечественной войны страшным для врагов смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 часа?
Дано:
S =165км t =3ч | 165000м 10800с | V=; |
V-? | V= Ответ: V=15,3м/с. |
Не счесть сколько вражеских полков и дивизий оставили свои позиции под ударами прославленных «тридцать четверок»
T-34 (или «три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1944 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР. Стал самым массовым танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Последняя из модификаций (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
В годы суровых боев с фашистами использовались бронеавтомобили, созданные в послевоенные годы. Они предназначались для ведения высокоманевренных разведывательных действий, преследования противника.
Эти машина снабжались легкими пушками, крупнокалиберными пулеметами, броня их достигала 10-11 мм. Наиболее яркую жизнь «прожил» самый маленький бронеавтомобиль БА-64. При массе 2,4т он имел в длину всего3,66м и 1,9м в высоту, развивал хорошую скорость до 80км/ч. Небольшие размеры и масса делали его незаменимым в разведке и доставке донесений.
Современные боевые машины, составляющие технический арсенал наших Вооруженных сил, во много опередил свои первых собратьев: они обладают большой мощностью двигателя, лучшей маневренностью.
Задача 6. Какова площадь опоры одной такой боевой машины пехоты БМП, если при массе 11т она оказывала давление на почву 59 кПа?
Дано: m=11т P=59 кПа | С.И. 11·103кг 59·106Па | Решение: P=; S=; F=mg; S= |
S-? | S==1,82м2 |
Ответ: S=1,82 м2
Тема «Давление жидкости и газов»
Торпедные катера начали строить в СССР в 1928г. Маневренные, скоростные, они свой выпущенный торпедой так «больно жилили» судно врага, что игнорировать их не могли ни фашистские эсминцы, ни крейсеры, ни даже гиганты моря-линкоры.
Задача 7. Каково было водоизмещение торпедного катера Г-5, сражавшегося с фашистами на «голубых дорогах» Великой Отечественной войны, если его длина 20м, ширина 3,5м, осадка 0,6м?
Дано: a=20м b=3,5м c=0,6м g=9,8м/с2 p=1030кг/м3 | Решение: Fа=pgV; V=abc; V=20м·3,5м·0,6м=42м3 Fа=1030кг/м3·9,8м/с2·42м3=4,2·106Н. |
Ответ: Fа=4,2·106Н. |
Fа-?
Тема: «Работа и мощность»
Катю́ша — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31. Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.
···· Задача 8. Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала Великой Отечественной войны, 19,6кН. Выпущенный из нее снаряд летел на расстоянии 8км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если у нее их 16?
Дано: F=19,6кН S=8км n=16 | С.И. 19,6·103Н 8·103м | Решение: A=F·S; Aобщ= n·F·S=n·A; A=19,6·103Н·8·103м=156,8·106Дж Aобщ=16·156,8·106Дж=2508,8·106Дж |
Ответ: Aобщ=2508,8·106Дж. |
Aобщ-?
Задача 9. Какова была мощность «катюши», если длительность залпа (время выпуска 16 снарядов) составляла 8с? Недостающие данные взять из предыдущей задачи.
Дано: t=8с F=19,6кН A=2508,8·106Дж | С.И. 19,6·103Н | Решение: P=; P==313,6·106Вт |
P-? Ответ: P=313,6·106Вт.
Значение ракетного орудия в годы Великой Отечественной Войны подчеркивает, что такое маневренное и могущее оружие имела только Советская Армия.
Первый залп ракетных установок впоследствии названных «катюшами», раздался 1 июля 1941гг. в 15ч 15 мин в районе железнодорожного узла Орша, неподалеку от Красноярского шоссе. Удар был ошеломляющим. На станции бушевал пожар, взрывались и полыхали фашистские машины, танки, вагоны, цистерны. Спасаясь отбушевавшего пламени, метались в панике вражеские солдаты.
Впоследствии первая батарея реактивной артиллерии, которой командовал капитан И. А. Флеров, попала в окружение. Чтобы враг не раскрыл секрета грозного оружия, командир подал команду взорвать батарею… И сам погиб вместе с нею.
И. А Флеров
В начале Великой отечественной войны в частях ВВС Красной Армии появились первые истребители Як-1, а затем –их модификация Як-3.
Як-1
Задача 10. Через сколько времени Як-3, летевший со скоростью 650 км/ч мог догнать фашистский бомбардировщик, находящийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?
Дано: V1=650 км/ч S1=3 км V1=500 км/ч | С.И. 181м/с 3000м 139м/с | Решение: t1=; t1= S2=V2·t1; S2=139км/ч·17с=2363м. |
t-? | t2=; t2==17с. t = t1+ t2 t =17с+17с=34с. Ответ: t =34с. |
Як-3 до 1946 года считался лучшим истребителем в мире по своим летно-тактическим данным. Малая масса при достаточно мощном двигателе определила его хорошие маневренные качества. 16 июля 1944г. на западном направлении разгорелся неравный воздушный бой: 18 «яков» сражались против 24 немецких истребителей. Наши летчики сбили 15 фашистских машин, при этом только один Як-3 был потеря и один поврежден. За одну декаду октября 1944г. летчики из полка «Нормандия-Неман» на самолете Як-3 сбили 119 вражеских самолетов-«Мессершмаиттов» и «Фове-Вульфов», не потеряв ни одной своей машины.
Вывод
Изучая физику, вы наверное, же поняли каково ее влияние на производство техники, транспорта, связи. И что огромную роль и значение имеет для укрепления обороноспособности страны.
В суровые годы Великой Отечественной Войны советский народ одерживал победу не только на фронтах, но и в тылу. На шахтах, заводах и фабриках, у станков и мартеновских печей труженики тыла своим самоотверженным героическим трудом ковали победу: их руками создавались самолеты и танки, снаряды и пушки-могучая боевая техника тех дней, многие образцы военной техники превосходили вражеские.
«Все для фронта! Все для победы!» этим лозунгом жили все советские люди.
Но не надо забывать о тех, кто остался на полях сражения, и какой ценой завоевана Победа…
Почтим их память минутой молчания.
Ресурсы:
http://www.google.ru/search великая+отечественная+война+фото
http://mrk-kprf-spb.narod.ru/skorohod.htm
http://nova.rambler.ru/search
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод обучения: Исследовательский Тип занятия: Урок совершенствования и закрепления знаний Вид занятия: Комбинированный урок с элементами развивающего обучения.
Цели : Использование приобретенных знаний и умений учащихся по физике для решения практических задач ; Ф ормирование представлений у учащихся о физике как основе техники через решение задач военно-технического содержания ; Р азвитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач ; В оспитание гордости за советскую науку и технику , глубокое уважение к тем , кто своими знаниями и трудом отстоял от врагов нашу свободу . Обеспечил мирную жизнь будущих поколений .
ИЛ - 2
И стребитель ЛА–5
И стребител ь МиГ –21
С оветский танк Т–34
Советская боевая ракетная установка « К атюша »
«Докладчики » - представители команды, выступая у доски, докладывают свой вариант решения, отвечают на вопросы оппонентов, защищают свое решение. Максимальная оценка за доклад- 5 баллов;
« Оппоненты » - критически анализируют выступление «докладчиков», находят слабые места и ошибки, выступают со своими замечаниями. Показывают свое решение. Максимальная оценка за оппонирование- 4 балла;
«Рецензенты » - дают развернутые и обоснованные заключения на выступления «докладчика» и «оппонента ». Могут показать свое решение. Максимальная оценка за рецензирование- 3 балла.
Защита
МИНУТА МОЛЧАНИЯ…
Задача : Скорость бронированного самолета – штурмовика ИЛ – 2, участвовавшего в Великой Отечественной войне равна 440 км /ч. Какой путь преодолел самолет , если полет по заданию командования продолжался 1 час 40 минут ?
Задача : Один из скоростных советских самолетов времен Великой Отечественной – истребитель ЛА–5, мог развивать скорость 650 км /ч. За какое время он преодолевал 130 км ?
Задача : Скорость советского истребителя МиГ –21 около 2000 км /ч. Во сколько раз большее расстояние пролетит МиГ –21 по сравнению с ЛА–5 за два часа ?
Задача : Во время Великой Отечественной войны страшным для врагов , смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т–34. Какую скорость развивал этот танк , если танковая колонна , перебрасываемая с одного участка фронта на другой , прошла 165 км за три часа ?
Задача : Сила , действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала Великой Отечественной войны, 19,6кН . Выпущенный из нее снаряд летел на расстоянии 8км . Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если у нее их 16?
Предварительный просмотр:
Задача 1. Скорость бронированного самолета штурмовика ИЛ-2, участвовавшего в Великой Отечественной войне, равно 440 км/ч. Какой путь преодолел самолет, если полет по заданию командования продолжался 1ч40 мин?
Задача 2. Один из скоростных советских самолетов времен Великой Отечественной войны- истребитель ЛА-5 развивает скорость 650 км/ч. За какое время он преодолеет 130 км?
Задача 3. Скорость современного истребителя МиГ-21 около 2000км/ч. Во сколько раз больше расстояние пролетит МиГ 21 по сравнению с ЛА-5 за 2ч?
Задача 4. Во время Великой Отечественной войны страшным для врагов смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 часа?
Задача 5. Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала Великой Отечественной войны, 19,6кН. Выпущенный из нее снаряд летел на расстоянии 8км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если у нее их 16?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс
Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный ...

Открытый урок по физике в 7 кл: "Решение задач по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. МАССА. ПЛОТНОСТЬ."
Урок по физике в 7 классе позволяет повторить и обобщить материал, пройденный по теме " Взаимодействие тел. Масса. Плотность", а так же позволяет совершенствовать умение применять теоретические знания...

Конспект открытого урока по математике на тему: «Отечественная война 1812 года в цифрах и задачах»
Урок маткматики в рамках недели истории....
Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...
Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Открытый урок по истории на тему "Отечественая война 1812 г."
I.Организационный момент. II. Входной контроль. Опрос. III. Объяснение нового материала....

Методическая разработка урока мужества «О технике Великой Отечественной войны в задачах по физике»
Методическая разработка урока мужества «О технике Великой Отечественной войны в задачах по физике»...







































