Главные вкладки

    Открытый урок по теме: "Начало Великой Отечественной войны" 9 классс
    план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

    Михальченко Наталья Михайловна

    Урок- объяснение нового материала с элементами лекции, сопровождается презентацией.

    В ходе урока используется: проверка домашнего задания- работа с датами, терминами, развернутый ответ на поставленный вопрос;

    объяснение нового материала, в котором присутствуют элементы самостоятельной работы учащихся с учебником, работа с тетрадью ( выписать основные дати и понятия), фронтальный опрос, как способ закрепления изученного материала. Для подготовки урока использованы: учебник " История России20 век" А.А. данилов, Л.Г.Косулина, М. Ю. Брандт, " Просвещение", 2008г., энциклопедия для детей " История России 20 век" " Аванта" 1999 г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               Урок-объяснение нового материала по теме:

                               Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

                                                            история 9 класс.

    Цели:

    1. Дать характеристику государства накануне войны;
    2. Оценить внешнеполитические действия советского руководства;
    3. Отметить роль предвоенных пятилеток в создании экономической базы для обеспечения обороноспособности страны;
    4. Дать характеристику событий начала войны, подвести к пониманию причин поражений Красной Армии в начале ВОВ;
    5. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
    6. Совершенствовать навык работы над основными понятиями , историческими терминами, исторической картой.

    Оборудование: карта Вторая Мировая война: боевые действия на территории СССР, презентация « Начало Великой Отечественной войны»

    Оформление доски:

    Основные понятия:

    пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, Вермахт, блицкриг, «Тайфун»

    Число   тема

    План урока:

    1

    2

    3

    Даты:

                                                          Ход урока:

    • Орг. Момент:
    • Сообщение темы и целей урока:
    • Проверка домашнего задания:

    1. Терминологическая разминка:

    очаг войны, антикоминтерновский пакт, умиротворение агрессора,театр военных действий, геноцид.

    2.Работа с датами:( учитель называет дату- дети событие и наоборот)

    1. март 1938г.- аншлюс Австрии со стороны Германии,

    сентябрь 1938г.- Мюнхенский сговор,

    1.09.1939г.- нападение Германии на Польшу ( начало Второй Мировой войны),

    июнь 1940г.- поражение Франции,

    7.12.1941г.- атака японской авиации на бухту Пёрл-Харбор,

    1942-1943г.- коренной перелом в ходе Второй Мировой войны,

    апрель- май 1945г.- Берлинская операция.

             

    1. Опишите периодизацию Второй Мировой войны.

    -Подготовка учащихся к восприятию нового материала:

    1. Давайте вспомним, какие цели преследовал Гитлер, готовясь развязать войну против СССР;
    2. Существует мнение, что Сталин сам готовился нанести удар по Германии. Насколько, по вашему мнению, это было реально для СССР начала 40-х годов?

    -Новый материал: (см. презентацию)

    ( в ходе объяснения материала учащиеся должны делать пометки в тетради и выписывать даты).

    ( Слайд 1- план урока)

                                                             План:

                                           1.Советско-германские отношения

                                      2.Расширение территории СССР

    1. Готовность СССР к войне
    2. Военные действия 1941 года

    -Объяснение нового материала:

                                                        1.

           Давайте еще раз вспомним, какой режим установился в Германии 1933 году?

           Итак, нацисты во главе с Гитлером объявили, что не собираются выполнять статьи Версальского договора в военной области, тогда СССР заключает договор с Францией о взаимопомощи, а через некоторое время советско- чехословакский  договор, имеющий оговорку, что « условия взаимопомощи будут выполняться, если помощь жертве будет оказана со стороны Франции».

    В марте 1938 года Германия захватила Австрию, следующей должна была стать Чехословакия. СССР объявил, что помощь будет оказана, даже без содействия Франции. Чехословакия ожидала помощи, но в сентябре1938 года Англия и Франция встретились с Германией и  Италией в Мюнхене, где было принято решение о расчленении Чехословакии и передаче её пограничных районов Германии-( Мюнхенский сговор).

    Весной 1939 года Германия оккупировала всю страну. СССР не мог прийти на помощь Праге без согласия Варшавы. После неудачных действий в вопросе Чехословакии, начинается постепенное сближение Советского Союза с Германией.

    В этот  период времени Сталин Сосредоточил все внимание на внешней политике и показал себя изощренным и коварным дипломатом. Суть его замыслов сводилась к тому, чтобы втравить Германию в войну с Францией и Англией, а потом, когда они достаточно ослабнут, двинуть в Европу многочисленную армию и разжечь пожар мировой революции.

    Летом 1939 года Германия готовилась к нападению на Польшу.

    11 августа- в Москве начались переговоры о заключении военного союза между Англией, Францией и СССР. Переговоры зашли в тупик, но Сталин умело использовал этот факт для давления на Гитлера, чтобы заключить с ним сделку на более выгодных условиях.

    19 августа Сталин доложил о своих планах на Политбюро, а 21 августа Москва объявила о намерении принять министра иностранных дел Германии- Иоаххима фон Риббентропа.

    (! интересный факт: самолет Риббентропа был обстрелян и поврежден советскими войсками ПВО, которых не успели предупредить, но в Берлине на это закрыли глаза, настолько важным было подписать соглашение с СССР.

    23 августа 1939 года Риббентропом и Молотовым подписан « Пакт о ненападении», сроком на 10 лет, и секретный протокол о разграничении « сфер интересов»:

                        Германия- Западная Польша, Литва;

                       СССР- Латвия Эстония,Финляндия Бессарабия и районы восточной Польши ( Зап. Украина, Зап Белоруссия).

    Обезопасив себя от Советов, Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 года- Началась 2 Мировая война.

                                                        2.

    Соглашение, подписанное в Москве, не предусматривало ввода советских войск на территории стран, оказавшихся в сфере интересов СССР. Однако 17 сентября 1939 Красная Армия вступила в Польшу под предлогом « оказания украинским и белорусским братьям по крови помощи».

    В ноябре 1939 года СССР аннексировал Латвию, Литву, Эстонию, которые стали Советскими республиками.

     В июне 1940 года на территории Румынской Бессарабии была образована Молдавская ССР.

    Все эти действия предпринимались Москвой с целью создания « защитного пояса», который позволил бы обезопасить территории  государства от возможного нападения немцев. Кроме того территория государства увеличилась на 200 тыс. км. кв., а население на 12 млн. человек.

     По подписанному секретному протоколу» Финляндия тоже оказалась в  « сфере интересов» СССР.

    • Как развиваются события в отношениях с Этим государством в период ноябрь 1939-март 1940? Прочитать самостоятельно стр.196-197.

    1. Почему СССР был заинтересован в перенесении границ?

    2. Что такое денонсация? Как вы понимаете « эшелонированная» система укреплений?

    3.Почему Советский Союз был исключен из Лиги Наций?

    4. Победой какого гос-ва закончились события « зимней войны»?

    5. На каких условиях был подписан мирный договор с Финляндией?

    6. Какие недостатки Красной Армии были выявлены в ходе этой войны?

                                                                   3.

    Итак, мы пришли к выводу, что « зимняя война» выявила недостатки армии, но все же Сталин готовился к вступлению в европейскую войну. Выпуск мирной продукции резко сократился. Зато разрабатываются и немедленно запускаются в производство разнообразные образцы военной техники: истребители Лавочкина и Яковлева, штурмовик Илюшина, пикирующий бомбардировщик Петлякова; легкие танки БТ, средние Т-34, тяжелые КВ.

    Растет и численность армии.

    Из Германии поступали сообщения о готовящемся нападении, разведчик Рихард Зорге  называл и сроки нападения, но Сталин считал что это может произойти не раньше 1942 года, поэтому приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность был дан лишь в ночь на 22 июня 1941 года. В войска эта директива поступила тогда, когда немецкая авиация  бомбила советские города.

    22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны, германская армия обрушилась на советскую землю.

    В тот же день объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в зап. районах страны.23 июня образована Ставка Главного командования: Сталин, Молотов, Тимошенко, Будённый, Ворошилов, Шапошников, Жуков.

    По численности обе армии имели примерно одинаковое количество дивизий и единиц техники.

    Военные действия ведуться Германией в соответствии плану « Барбаросса»- «молниеносная война» на трех направлениях « Север», « Центр», « Юг»

    Уже через три недели враг продвинулся в глубь государства на 350- 600км, оказались разгромлены все силы первого  эшелона Красной Армии. Однако и со стороны врага были значительные потери людей и техники.

    Несмотря на всю трагичность ситуации, Красная Армия смогла не только выстоять но и собрать все силы для перехода в контрнаступление на московском направлении.

    • прочитать стр.202-205.
    • Что такое « Тайфун»? Когда началось генеральное наступление немцев на Москву?
    • Как проходила Московская битва?
    • Когда началось контрнаступление Советских войск?
    • Какое значение имела победа под Москвой?
    • Какая судьба ожидала город Ленинград в случае захвата немцами?
    • Что такое Дорога жизни?
    • В каком году блокада Ленинграда была снята?
    • Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

    Домашнее задание:

    -Подготовить рассказ о Московском сражении и защите Ленинграда

         


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Начало Великой Отечественной войны

    Слайд 2

    План Советско-германские отношения Расширение территории СССР Готовность СССР к войне Военные действия 1941 года

    Слайд 3

    Краткое описание событий в Европе Март 1938г.-аннексия Австрии со стороны Германии; Сентябрь 1938г.- « Мюнхенский сговор»( расчленение Чехословакии); Весна 1938г.- Оккупация Чехословакии; 11 августа 1939го- переговоры между СССР, Англией и Францией;

    Слайд 4

    «Пакт о ненападении»

    Слайд 6

    Предложение СССР взаимного обмена территориями; Отказ Финляндии; Денонсация договора о ненападении; Ноябрь 1939- февраль «1940г.- боевые действия Территориальные претензии СССР к Финляндии удовлетворены «Зимняя война»

    Слайд 7

    Основные виды вооружения начала Великой Отечественной войны истребители Лавочкина и Яковлева, штурмовик Илюшина, пикирующий бомбардировщик Петлякова ; легкие танки БТ, средние Т-34, тяжелые КВ

    Слайд 8

    истребитель Т-34

    Слайд 9

    Пикирующий Бомбардировщик Петлякова ИС-2

    Слайд 10

    22 июня 1941 года 4 часа утра- начало Великой Отечественной войны

    Слайд 11

    Силы сторон

    Слайд 12

    Битва за Москву

    Слайд 13

    Оборона Ленинграда

    Слайд 14

    Домашнее задание: п.28-29; подготовить рассказы о битве за Москву и обороне Ленинграда


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

    Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УРОК ПАМЯТИ" посвящена событиям Великой Отечественной войны

    Презентация может использоваться на уроках литературы для 5-11 классов с целью воспитания патриотизма на примерах героических подвигов советских солдат в Великой Отечественной войне...

    Открытое занятие «Чтобы помнили» посвященное Великой Отечественной войне.

    Патриотическое воспитанию учащихся. Урок посвящен 70 - летию Великой Отечественной войне. Урок воспоминание с презентацией. ...

    Учебно-методическая разработка урока по теме: "Начало Великой Отечественной войны"

    Урок предназачен для учащихся 9-х классов. В нем характеризуется начальный период Великой отечественной войны,приводятся примеры мужества и героизма советских воинов,анализируются мероприятия,которые ...

    конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны".

    Конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны" для 9 класса по учебнику А.А.Данилова с опорным конспектом для учащихся и презентацией....

    Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

    Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

    Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

    Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...