конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны".
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

Конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны" для 9 класса по учебнику А.А.Данилова с опорным конспектом для учащихся и презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc76.5 КБ
Office presentation icon opornyy_konspekt_k_uroku.ppt828.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Начало войны» 9 класс.

Цель: сформировать у учащихся представление о начальном периоде Великой Отечественной войны, сформировать понимание в чем проявились особенности данного периода.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными событиями и сражениями начального периода войны; сформировать представление о значении данного периода в истории всей войны;
  • Способствовать развитию уважения и любви к Родине на примере героев войны; понимания необходимости защиты своего Отечества;
  • Развивать умение работать с текстом учебника:

- самостоятельно извлекать знания, выделять главное, делать выводы;

  • формировать временные и пространственные представления;
  • анализировать материал документальных источников;
  • развивать творческое воображение;
  • понимать и объяснять исторические термины.

Основные понятия: план Барбаросса, блицкриг, блокада, всеобщая мобилизация, план Тайфун.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, опорный конспект, презентация, мультимедийный проектор, компьютер

Литература:

Данилов  А.А. История России, XX – начало  XXI века:  учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.-/ М: Просвещение, 2009

ХОД УРОКА.

I. Проблемно-мотивационный блок.

На фоне нарастающей музыки «Священная война» учитель читает стихотворение С.Щипачева.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли, Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках, весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали руки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель: Ребята о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: о начале Великой Отечественной войны.

Учитель: Верно. (открывает тему урока-слайд 1). Предположите, пожалуйста, какие вопросы мы должны рассмотреть?

Ученики: Когда началась война? Как началась? Какие сражения происходили?

Учитель: Ваши предположения в большинстве верны(открывает план урока- слайд2)

План урока.

  1. «Июнь. Граница. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…»

  1. «Часы отступлений, как вы нелегки!

Ведь каждый считал- он виновен…»

  1. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
  2. «Я говорю с тобой под свист снарядов»

В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и героическим?»

(слайд 3)

II. Информационный блок

1.Учитель:

Через секунду мир взорвётся, 
Смерть поведёт парад-алле, 
И навсегда погаснет солнце 
Для миллионов на земле. 
Июнь. Граница. Воскресенье. 
Страна на грани: быть не быть… 
И это жуткое мгновенье 
Нам никогда не позабыть…

Просмотр видеоролика «План Барбаросса». Работа с опорным конспектом по вопросам:

- Как назывался план нападения на СССР?

- Кто был его разработчиком? Когда принят?

- Какой характер должна была носить война в соответствии с планом?

- Когда началась война?

Проанализировать силы сторон. Сделать вывод. (слайд 4)

Звучит голос Левитана на фоне плаката «Родина-мать»(слайд 5)

На контурной карте отметить направления главных ударов немецких войск и линию фронта.(слайд 6)

Работа с текстом выступления В.М.Молотова. Ответить на вопросы:

- К кому обращается Молотов?

- К какой войне призывает В.М.Молотов? Почему?

-Какой эмоциональный настрой у выступления?

Работа с текстом учебника. Заполнение схемы в опорном конспекте(ученики). Учитель вывешивает схему на доске с портретами полководцев, акцентируя внимание на маршале Шапошникове уроженце г.Златоуста Челябинской области.

Мероприятия в СССР в начале войны

Всеобщая мобилизация

Военное положение

Образование фронтов

Ставка Верховного Главнокомандования

Государственный Комитет Обороны


2.Учитель:

Пропахшие порохом тучи неслись,
пролившись свинцом с небосвода.
"Ни шагу назад... И ни пяди земли..."
- Касается каждого взвода.

Но Киев захвачен, в кольце Ленинград,
бои – на пороге столицы:
бессонные ночи, кровавый закат,
суровые, скорбные лица.

Учитель: С первых минут войны фашистские войска столкнулись с небывалым сопротивлением советского народа.

Говорят погибшие герои (персонификация)

Защитники Брестской крепости

"Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль". 
      "Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся.
   Товарищи, отомстите за нас. 1941 г."

 "Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В.
   Мы приняли первый бой 22.VI.1941 г. - 3.15.
   Умрем, но не уйдем!" 


  "1941 год. 26-го июня. Нас было трое.
   Нам было трудно, но мы не пали духом.
   И умираем как герои". 
  
    "1941 г. Июнь.
   Нас было пятеро.
   Мы умрем за Сталина".
   "Умрем, но из крепости не уйдем".

   "Артиллерийский расчет 131-224.
   Погиб, не сдался врагу. Наш девиз
   "Победа или смерть". 
   Лейтенант Зыбин.
   Рядовые: Захаров и Кудрявцев". 

ЗАПИСКА И ПИСЬМО ПАРТИЗАНКИ В. ПОРШНЕВОЙ МАТЕРИ

29-30 ноября 1941 г.

29 ноября 1941 г.

Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека! 

ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕ

Сегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.

 

19 сентября 1941 г. 22.00

- Какая главная мысль у всех авторов?

- О чем они мечтают?

- Какой призыв звучит во всех письмах?

3. Учитель:

Дивизии, что защищали
Москву от полчищ ига зла,
Стояли намертво, не сделав шагу
Назад к Москве. Туда нельзя!

Панфиловцы и катуковцы,
Сибиряки и казаки,
Рабочие с Урала, Волги
И ополченцы москвичи.

Учитель: В сентябре 1941 года немецкое командование начинает подготовку к захвату советской столицы- план «Тайфун»

Рассказ учеников об обороне Москвы.(под песню В землянке-театрализация)

Чтец:

«Нас 28. И Москва за нами,
Поля, снега… Россия велика!
Но отступать нельзя перед врагами.
Ни на вершок. И не на полвершка».
Пусть пять шагов всего – под танк с гранатой
Пусть пять шагов, но пять шагов вперед.
И вот на неизвестном полустанке,
Не в сказочной легенде – наяву
Они сердцами подрывали танки
За сердце человечества – Москву.
И стал их подвиг песней и былиной,
Хоть не в угоду песенной красе
Их жизнь вонзилась в улицы Берлина
Стрелой Волоколамского шоссе.

(Панфиловцы. Д. Холендро.)

1 ведущий: В октябре 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. Чтобы окончательно блокировать столицу, им оставалось взять Можайск и Калинин (Тверь). Как раз туда и направилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова.

2 ведущий: Но по дороге стало известно, что эти города пали, и их в считанные часы перекинули на Волоколамское направление. 16 ноября панфиловцам довелось принять ставший уже легендарным бой у разъезда Дубосеково.

3 ведущий: Долгое время считалось, что погибли все 28 участников боя у разъезда Дубосеково, но это не так. Шестеро выжили.  Во многом благодаря их рассказам стал в подробностях известен подвиг бесстрашных защитников Родины.

1-й боец: «Участок обороны высота 241 – деревня Петелино – разъезд Дубосеково занимает наш полк… 
С утра рыли окопы, вдруг видим, идет генерал Панфилов. Посмотрел и говорит: «Вы же здесь у врага, как на ладони». Приказал отнести позицию на 80 метров ближе к разъезду. «Теперь, – говорит, – хорошо, замаскируйтесь», – и ушел.
2-й боец:  Нас 28 и приняли мы удар 50 неприятельских танков. Уже с утра 16 ноября на нашу позицию с воздуха посыпались бомбы. Взрывы грохотали один за другим. Не успел леденящий ветер развеять дым, как видим, поднимаются цепи вражеских автоматчиков. А тут поземка вихрит по полю. Идут фашисты во весь рост сомкнутыми шеренгами. Только подошли они на метров 100, как раздался свист. По этому сигналу открыли огонь…
3-й боец:Отбили атаку. Тогда противник бросил на нас 20 танков и под их прикрытием еще большую группу автоматчиков. От темной полоски леса идут на наши окопы танки. Слышим мы спокойный голос Клочкова:
– Двадцать танков. Меньше чем по одному на брата. Это не так уж и много.
4-й боец: Один танк шел на мою ячейку. Осталось до меня 20 метров, я приподнялся и кинул гранату. Взрывная волна завихрила снег. Вижу, метко бросают бутылки с горючей смесью и мои товарищи… Так уничтожили 14 танков, уцелевшие повернули назад.
Четыре часа длился этот бой. Поредели наши ряды… А на нас двинулись еще 30 вражеских танков.

Клочков: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»

Все: Мы тогда 18 танков подбили, уничтожили много немецких автоматчиков. Прорвать оборону врагу не удалось».]

1 ведущий: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года героям-панфиловцам было присвоено звание Героев Советского Союза.

Учитель: Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегическом военном московском направлении.

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялось знаменательное событие – парад, с которого войска уходили на защиту столицы.(слайд)


5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Работа с учебником и картой. (Работая с учебником, учащиеся на контурной карте отмечают флажками освобожденные города, выстраивают линию фронта и делают вывод).

 Каковы были итоги этого контрнаступления?

4. Учитель:

Над Ленинградом — смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

(Ольга Берггольц)

Учитель: На северном направлении немецкое командование особое значение придавало захвату Ленинграда – символу революции 1917 года. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

Виртуальная экскурсия в музей Обороны и блокады Ленинграда(экскурсоводы – дети).(на фоне музыки «Аве, Мария»)

Обсуждение экскурсии

- О чем рассказывают экспонаты музея?

- Какие чувства вызывают у вас эти экспонаты?

- Какими вы увидели жителей блокадного Ленинграда?

Учитель: Ребята, мы с вами возвращаемся к нашему вопросу:

: «Почему в истории Великой Отечественной войны 1941 год одновременно называют и трагическим и героическим?»

Ответы учащихся.

Работа с датами.

IY. Рефлексивно-оценочный блок. (Под звук метронома дети читают стихотворение)

Всесильный Бог, молю тебя сейчас
О тех, кто не вернулся с поля боя,
В ком светлый дух уже давно погас
И тех, кого мы вспоминаем стоя.

Прошу, храни покой святых сынов,
Кто пал в боях больших и даже малых,
Кто за Отчизну кровь пролить готов
И тех, кто был достоен пьедестала.

Храни покой всех тех, кто умирал
Среди бомбёжек и резни кровавой,
Среди морей, полей, лугов и скал
И кто покрыл себя нетленной славной.

Храни покой всех тех, кто не сумел
Увидеть битвы грозной окончанье.
Лишь только память - вечный их удел,
Хранит покой в ночи и утром ранним.

Храни их Бог средь золотых полей
В благом Раю, где место им отныне,
Всем тем, кто жизни не щадил своей
И в ком сердца вовеки не остынут.

Храни покой бойцов, кто принял бой,
С неисчислимой злобной вражьей силой,
Свои объятья ты для них открой,
Для тех солдат, чья слава нас хранила.

Храни покой всех тех, кто погибал
В боях за Брест, в горах Афганистана.
Храни всех тех, чей подвиг вечным стал
И тех, кого забыли слишком рано.

Минута молчания.

Список литературы

1. http://www.rupoem.ru   С.Щипачев 22 июня 1941 года

2. http://www.stranakids.ru Д.Попов 22 июня  

3 http://www.yandex.ru/video/ 

4 http://www.ru.wikipedia.org 

5 http://www.images.yandex,ru 

6http://www.rupoem.ru В.Снегирев война 41 года

7 http://www.fortification.ru  Надписи на стенах Брестской крепости

8. http://www.Bibliotekar.ru  Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом.

9. http://www.Chitalnya.ru  Б.Кочетков Московская битва.

10  http://www.blokadamus.ru  Музей блокады

11 http://www.olga-derggolc.gatchina3000.ru 

12. http://www.stihi.ru   Д.Ахрименко Молитва о погибших воинах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. «Июнь. Граница. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть…» 2 «Часы отступлений, как вы нелегки! Ведь каждый считал- он виновен…» 3. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». 4. «Я говорю с тобой под свист снарядов» Как назывался план нападения на СССР? Кто был его разработчиком? Когда принят? Какой характер должна была носить война в соответствии с планом? Когда началась война?

Слайд 2

Соотношение вооружённых сил СССР и Германии к июню 1941 г. вооружение СССР Германия Личный состав 5,7 млн чел. 7,3 млн чел. Танки, САУ 23,2 тыс. 6,0 тыс. Самолёты 22,0 тыс. 6,0 тыс. Орудия 115,9 тыс. 8,2 тыс. Пулемёты 250,2 тыс. 203,2 тыс. Автоматы 90,3 тыс. 166,7 тыс. автомашины 272,2 тыс. 340,8 тыс. На контурной карте отметить направления главных ударов немецких войск и линию фронта.

Слайд 3

«…Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы. Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору. Не первый раз нашему народу приходится иметь Дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, об’явившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу. Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом. Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. В.М.Молотов - К кому обращается Молотов? К какой войне призывает В.М.Молотов? Почему? Какой эмоциональный настрой у выступления?

Слайд 4

Мероприятия в СССР в начале войны "Нас было трое москвичей - Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву - не уйдем отсюда. 1941 год. Июль". "Я остался один, Жунтяев и Степанчиков погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас. 1941 г." 29 ноября 1941 г. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья — партизаны. Они уничтожат захватчиков. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов. Наша победа недалека! ПИСЬМО И ЗАПИСКА КРАСНОАРМЕЙЦА-СВЯЗИСТА М. А. БЛЮМИНА 22 октября 1941 г. ПИСЬМО РОДНЫМ Здравствуйте, мои дорогие. Пишу в одной квартире, в одном городе, где наша часть заняла оборону. Это письмо я пишу под аккомпанемент нашей артиллерии, которая посылает гадам «гостинцы». Сегодня четыре месяца, как идет война… Пока жив и здоров, чувствую себя хорошо, уверен, что победа за нами. У немцев уже воинский дух сел, они уже стали сами приходить к нам и сдаваться. Видно, у них несладко. Что слышно у вас? Напишите что-нибудь о папе. Где он? Где вы работаете и чем помогаете фронту? А мы, бойцы-фронтовики, обещаем разгромить ненавистных фашистов, и на великом празднике Победы вместе (если буду жив) будем торжествовать. ПИСЬМО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ КРЫМОВА ЖЕНЕ Сегодня днем я приехал в свое подразделение. Отсутствовал я двое суток. Выводил испорченную машину. По дороге, уходя из села, в которое вступил немец, я забрал боеприпасы, которые не успели вывезти растерявшиеся тыловики. Забрал двух тяжелораненых, отвез их от переднего края. Всю ночь я возил на машине ящики с гранатами и двух стонущих, истерзанных людей. Перепуганные военврачи отказались их принять. Я грозил им наганом, но это еще больше их испугало. Тогда я бросил этих чертей, разыскал родильный дом на селе и сдал туда раненых. Приказал замаскировать их на случай прихода немцев. Когда я уходил, один из них притянул меня за ворот гимнастерки и поцеловал в губы. Он сказал: «Товарищ майор, ты мне дороже отца». А он в эту минуту был мне дороже моего будущего.

Слайд 5

- Какая главная мысль у всех авторов? - О чем они мечтают? - Какой призыв звучит во всех письмах? Обсуждение экскурсии - О чем рассказывают экспонаты музея? - Какие чувства вызывают у вас эти экспонаты? - Какими вы увидели жителей блокадного Ленинграда?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Начало Великой Отечественной войны.

Слайд 3

План урока. 1. «Июнь. Граница. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть…» 2 «Часы отступлений, как вы нелегки! Ведь каждый считал- он виновен…» 3. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». 4. «Я говорю с тобой под свист снарядов»

Слайд 7

Соотношение вооружённых сил СССР и Германии к июню 1941 г. вооружение СССР Германия Личный состав 5,7 млн чел. 7,3 млн чел. Танки, САУ 23,2 тыс. 6,0 тыс. Самолёты 22,0 тыс. 6,0 тыс. Орудия 115,9 тыс. 8,2 тыс. Пулемёты 250,2 тыс. 203,2 тыс. Автоматы 90,3 тыс. 166,7 тыс. автомашины 272,2 тыс. 340,8 тыс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе книги писателя  и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....

Конспект урока по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."

Урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг"...

Конспект урока по теме: "Великая отечественная война"

Тема урока: «Великая Отечественная война»...

Конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

 Цель урока:1. Образовательная:  - познакомить  учащихся с трагическими событиями в начале войны; - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной вой...

Конспект урока по теме: "Великая отечественная война"

Тема урока: «Великая Отечественная война»...

Конспект урока "СССР накануне Великой Отечественной войны"

Материал представляет собой конспект урока для 11 класса. На уроке обучающиеся получают возможность познакомиться с внешней и внутренней политикой СССР накануне Великой Отечественной войны, дать оценк...