Урок по теме "Начало Великорй Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Чайка Наталья Васильевна

В данной публикации представлена разработа урока для обучающихся 10 класса "Начало Великой Отечественной войны". В разработке пресутствуют исторические документ, ссылки на видеофрагменты которые позволят обучающимся лучьше разобраться с событиями тех лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nachalo_vov.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Начало Великой Отечественной войны

Обучающиеся знакомятся с планом работы:

1. Начало войны

2. Силы и планы сторон

3. Перестройка страны на военный лад

4. Военные действия в первые действия войны

5. Операция «Тайфун». Разгром немецких войск под Москвой

Задание. На основе видеофрагмента «Начало Великой Отечественной войны» (https://yandex.ru/video/preview/10515620594808781763 )(1 минута) оцените мощь немецкого нападения.

Работа с документами (индивидуально каждому приготовлен пакет документов)

Изучите следующие документы и ответьте на вопросы.

-Какие причины первоначальных поражений Красной Армии выделяют их авторы? Сформулируйте эти причины.

-  Какие ещё вы можете добавить?

Г.К. Жуков.

«Теперь, пожалуй, пора сказать о существенной ошибке того времени, из которой, естественно, вытекали многие другие, — о просчете в определении сроков вероятности нападения фашистской Германии на Советский Союз. В оперативном плане 1940 года... предусматривалось в случае угрозы войны: привести все вооруженные силы в полную боевую готовность... Введение в действие мероприятий... могло быть осуществлено только по особому решению правительства. Это особое решение последовало лишь в ночь на 22 июня 1941 года, да и то не полностью. <...> Однако вопрос о командных кадрах вооруженных сил в 1941 году продолжал оставаться острым. Массовое выдвижение на высшие должности молодых командиров снижало на какое-то время боеспособность армии. Накануне войны при проведении важных и больших организационных мероприятий ощущался недостаток квалифицированного командного состава., специалистов: танкистов, артиллеристов и летно-технического состава — сказывалось значительное увеличение численности наших вооруженных сил. Предполагалось, что все это можно будет в основном устранить  к концу 1941 года».

Ответы учащихся, обсуждение, запись результатов в тетрадь.

2)  Силы и планы сторон

-  На основе представленной таблицы проанализируйте подготовленность обеих сил к войне.

Соотношение сил вермахта (включая войска сателлитов Германии) и РККА на западной границе 22 июня 1941 года

 

Вермахт 

РККА 

Дивизии

166

190

Личный состав

4.306.800*

3.289.851**

Дивизии

166

190

Личный состав

4.306.800*

3.289.851**

Орудия и минометы

42.601

59.787

Танки

3.582

15.687

Самолеты: из них истребители

4.846 1067

10.743 3311

3. Сообщение о мобилизации в крае и в (-22 июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В Стране  была объявлена мобилизация. У военкоматов и и призывных пунктов стояли очереди из числа желающих идти на фронт.

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников 

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

3) Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.

Вопрос: Можно ли называть в качестве причин поражения СССР в первые месяцы войны численное превосходство вооружённых сил Германии над армией СССР?

Ответы учащихся

 Задание. Используя данные, содержащиеся в документах, определите сущность военной доктрины Вооруженных Сил СССР

ИЗ проекта доклада командующего 2-ой немецкой танковой армией Х. Гудериана «краткая оценка русских вооруженных сил». 7 ноября 1941 год

Из воспоминаний Г.К. Жукова.

1) В советском руководстве господствовало убеждение о том, что война со стороны СССР будет наступательной, будет вестись на чужой территории и закончится победой, достигнутой «малой кровью».

Советская военная доктрина была выражена в проекте Полевого устава 1939 года: «Если враг навяжет нам войну, Рабоче-Крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий. Войну мы будем вести наступательно, перенеся ее на территорию противника. Боевые действия Красная Армия будет вести на уничтожение, с целью полного разгрома противника».

Предполагалось, что Вооруженные Силы СССР, отразив нападение, нанесут сокрушительный ответный удар и перенесут боевые действия на территорию агрессора. Как следствие — мероприятия по оборонительной подготовке войск не проводились, оборонительные сооружения на старой границе СССР были демонтированы, а новых построить не успели.

2) Разворачивая войска на западной границе, советское командование исходило из того предположения, что вермахт нанесет главный удар по Украине для захвата плодородной земли и промышленных ресурсов. Поэтому на юго-западном направлении были сосредоточены основные пехотные и танковые дивизии Красной Армии.

3) Пропаганда убеждала советских людей, что нападение на СССР спровоцирует пролетарские революции в Европе, что рабочие и крестьяне европейских стран откажутся воевать против первой социалистической страны — СССР.

Вопрос: Какие ещё причины поражений Красной Армии в первые месяцы войны вы можете назвать?

Обсуждение

4)   Сражения первого этапа ВОВ

На столах учеников таблица, которую нужно будет заполнить

«ЮГ»

«Север»

«Центр»

5.   Битва за Москву. Операция «Тайфун»

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видео запись https://yandex.ru/video/preview/10511033449568590272). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23  .Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

Беседа по вопросам:

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник п.30 стр. 322-329 (История России 1914-1945 годы 10 класс Мединский В.Р., Торкунов А.В.) .

(Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был развеян миф о непобедимости германской армии: победа над Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина. Это победа талантливых полководцев. Это победа тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, лечил и одевал фронтовиков.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)

.Запишите в тетради основные события битвы за Москву

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...