Развитие критического мышления на уроках физики
презентация к уроку по физике
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
В презентации представлен опыт работы поразвитию критического мышления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 537.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Вызов Вызов Осмысление Рефлексия
Технология развития критического мышления, ч тения и письма Ученые выделяют три стадии на уроке: I стадия II стадия III стадия Вызов: Осмысление содержания: Рефлексия: актуализация имеющихся знаний;- пробуждение интереса к получению новой информации;- постановка учащимся собственных целей обучения. получение новой информации;- корректировка учащимся поставленных целей обучения. размышление, рождение нового знания;- постановка учащимся новых целей обучения.
Функции стадий Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Функции трёх стадий технологии развития критического мышления.
Методические приемы критического мышления на уроках физики
Вызов -Парная мозговая атака. -Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши , почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). -Работа с ключевыми терминами. -Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). -Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). -Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления -Маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён). - Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). -Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия -Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). -Возврат к ключевым словам. -Возврат к перевернутым логическим цепочкам. -Возврат к кластерам (их заполнение). -Возврат к ЗХУ.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
На доске: водяной пар, насыщенный пар, упругость водяного пара, точка росы, психрометр, гигрометр, термометр, давление, температура, прогноз погоды. Знаю уже новое Хочу узнать подробнее водяной пар точка росы точка росы насыщенный пар упругость водяного пара упругость водяного пара испарение гигрометр термометр психрометр давление температура прогноз погоды Таблица:
Прием « Фишбоун » (рыбный скелет) : голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы , нижние косточки — суть понятии , хвост – ответ на вопрос(вывод). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Теория является основанием для газовых законов
Прием «Выделение цветом» по заданным условиям . Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания.
Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Сюжетная таблица . Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая «скелет» текста : Кто? Что? Когда? Где? Почему?
? ? Кто ? … Дайте объяснение, почему… Что ? … Почему вы думаете… Когда ? … В чём разница… Таблица Толстые и тонкие вопросы Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие»), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя («толстые»). «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Существует ли диффузия в твердых телах? Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? Зависит ли скорость диффузии от температуры? Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось? Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе на стадии рефлексии.
Пример дискуссии на тему: «Научно – технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?» На стадии вызова определяем, какие конкретные достижения НТР будем рассматривать. Достижения Результат достижения положительный отрицательный Строительство ГЭС-гигантов Большая выработка электроэнергии Затопление огромных территорий, разрушение природных ландшафтов, вредные экологические последствия Строительство АЭС Выработка дешевой электроэнергии Радиационная опасность в случае аварии, проблема транспортирования и захоронения радиационных отходов Космические исследования Создание спутников связи и метеоспутников, обеспе-чение радио- и телесвязи, прогнозы погоды, иссле-дование планет Вселенной и разума жизни Отрицательное воздействие на озоновый слой атмосферы, большие денежные затраты, образование космического мусора. Конструирование реактивных двигателей и ракет Создание реактивного миномета «Катюша», запуск ИСЗ, появление реактивных самолетов, скоростных воздушных лайнеров Создание ракетного современного вооружения, представление опасности для человечества. Разработка новейшей техники Облегчение трудовых операций, обеспечение высокого качества товаров, скоростное передвижение Для управления требуются высококачественные специалисты, дороговизна оборудования, частые поломки, аварии, жертвы Изучение оптического излучения Создание лазеров и их использование в медицине, строительстве, обработке материалов, создание многоканальной телесвязи Создание смертоносного лазерного оружия Нано- технологии Использование нанотехнологий в медицине, военной технике, в арт-искусстве, в создании новых веществ и их свойств Опасное влияние на организм человека и природу
Предлагаю учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют. Приём «Перепутанные логические цепочки» на стадии рефлексии применяю в 7 классе при изучении темы «Почему существует воздушная оболочка Земли?». Дана фраза: «Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, а воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов». Находим ошибку в тексте и рассуждаем о весе воздуха, какими экспериментами можно это доказать. Перепутанные цепочки
Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности Пример при рассмотрении темы «Взаимодействие молекул». На стадии рефлексии учащиеся должны дать ответ: «да» или «нет». 1.Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет). 2.Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да). 3.Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет). 4.Молекула – мельчайшая частица вещества (да). 5.В молекуле может быть более 1000 атомов (да). 6.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да). 7.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).
Некоторые приемы технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Развитие критического мышления на уроках физики.»
Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации...
Доклад "Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»
В публикуемом материале обозначены стратегии технологии развития критическго мышления через чтение и письмо с применением на уроках физики...

Применение технологии кластер для развития критического мышления на уроке физики
Буклет по теме:Применение технологии кластер для развития критического мышленияна уроке физики...

ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ «ПОЮЩИЕ ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА»
Три фазы технологии развития критического мышления1. Стадия вызоваИнформация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально — в парах &mdash...

Участие в Международной конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в качестве докладчика по теме: Применение технологии развития критического мышления на уроках физики
Участие в Международной конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в качестве докладчика по теме: Применение технологии развития критического мышления на уроках физики...

