Использование краеведческого материала на уроках физики (на примере тем оптика и телевидение)
учебно-методический материал по физике (9 класс)
Предварительный просмотр:
Александров А., ученик 9 класса
Руководитель:
Юдин С. А., учитель физики
МБОУ «СШ №1 г. Суздаля»
СУЗДАЛЬСКИЙ «ПРОФЕССОР ТЕЛЕВИДЕНЬЯ»
Много сейчас споров о роли отдельного человека в истории. В пример приводят правителей, военных, политиков. Но в жизни достаточно примеров того, как не относившиеся к «сильным мира сего» люди - учёные, писатели, просто энтузиасты – делали для истории много больше, чем иные вершители судеб.
«...В настоящее время человечество находится накануне глобального телевизионного вещания, которое сделает нас очевидцами событий, происходящих в любом уголке земного шара». Слова эти принадлежат Суздальского района - Шмакову Павлу Васильевичу, которого уважительно называют «профессором телевидения»
Имя ученого, вложившего свой талант, знания и труд в создание теории и техники телевидения, хорошо знали в Советском Союзе. Благодаря этому вкладу осуществлялись и первые в стране телепередачи с Шаболовки и последующие телепередачи с советского лунохода на Луне.
Имя Шмакова хорошо знали и за рубежом — он часто представляет страну на международных научных симпозиумах по телевидению. Там участвовал в разработке важнейших проблем телевидения.
Родился Павел Васильевич в селе Сновицы Владимирского уезда, 16 (28) декабря 1885 года, в семье крестьян. На его доме установлена мемориальная доска. Павел жил в родном селе до 12 лет, учился в приходской школе. Потом они с отцом, Василием Андреевичем Шмаковым, уехали в Москву.
До 1899 года П.В. Шмаков учился в третьем Рогожском мужском начальном училище, куда он был определен отцом, затем в Дельвиговском железнодорожном училище, которое окончил в 1903 году.
В 1905 году был участником декабрьского вооруженного восстания в Москве. Тяга к знаниям была у юноши так велика, что, несмотря на огромные трудности, он сумел самостоятельно подготовиться для поступления на физико-математический факультет университета.
С 1911 года Шмаков занимается исследовательской работой в лаборатории известного ученого-физика профессора Лебедева. Во время учебы проходил практику на сооружении Московской окружной железной дороги, десятник. Занятия были прерваны первой мировой войной. В 1914 году Шмакова призывают в действующую армию, отправляют на фронт. В войсках его зачисляют связистом.
В первые месяцы Великой Октябрьской революции Шмаков — помощник командира радиодивизиона. После демобилизации из армии Шмаков вернулся в Сновицы. Здесь он включается в строительство новой жизни. Сновицкие крестьяне избирают его заместителем председателя волостного земельного комитета.
С 1918 года Павел Шмаков работал над исследованиями в области радиотехники, создал отечественные фототелеграфные и радиотелефонные линии связи, принимал участие в становлении советской радиопромышленности. По влечению сердца он избирает трудный, подвижнический путь в еще неведомую область знания — телевидение.
«В основе телевизионной передачи изображения, — пишет он, — лежат три физических процесса:
1) преобразование световой лучистой энергии в электрические сигналы;
2) передачи и прием электрических сигналов;
3) преобразование электрических сигналов в световые импульсы.
Все три указанные проблемы решались в России».
Шмаков пишет, что первая проблема была решена А.Г. Столетовым, установившим в 1888—1890 гг. основные закономерности внешнего фотоэффекта, вторая — А.С. Поповым, открывшим в 1895 году беспроволочный телеграф, и третья — преподавателем петербургского технологического института Б.Л. Розингом, разработавшим в 1907 году систему «катодной телескопии» с использованием электронно-лучевой трубки для воспроизведения изображений и осуществившим в 1911 году первую в мире телевизионную передачу.
А.Г. Столетов, как известно, родился и учился во Владимире. Продолжая дело, начатое великим ученым-владимирцем, его последователь Шмаков успешно раскрывает некоторые другие загадки физических процессов, решает новые проблемы. В 1924 году, совместно с В. Шулейкиным, ему удалось провести радиотелефонную связь с движущимся поездом. В 1927 году им была установлена дальняя фототелеграфная связь Москва — Берлин.
Шмаков принимал участие в становлении советской радиопромышленности, был одним из руководителей строительства радиостанции на Шаболовке. Позже антенна этой станции первой в Советском Союзе начала телевизионные передачи. В 1931 году в стране было положено начало телевизионному вещанию. Огромная доля заслуги в этом принадлежала Шмакову.
Первая промышленно пригодная электронно-лучевая трубка — иконоскоп — была сконструирована советским ученым С.И. Катаевым. Через два года, в 1933 году, П.В. Шмаков и В.П. Тимофеев создали новый тип передающей трубки, более чувствительный — супериконоскоп.
Он возглавлял лабораторию телевидения в Московском Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ), стал одним из руководителей строительства радиостанции на Шаболовке. Позже антенна этой станции первой в СССР начала телевизионные передачи. В 1931 году в стране было положено начало телевизионному вещанию. Огромная доля заслуги в этом принадлежала Шмакову.
В 1930-е годы Павел Шмаков реализует поистине фантастические проекты для своего времени. Под его руководством были проведены первые опыты по применению телевидения для производства подводных работ. Он стал пионером телевизионной связи с использованием самолетов и спутников Земли.
В конце 1930-х годов им была выдвинута идея «самолетного телевидения» – размещение ретранслятора не на земле, а на самолете, который летает между пунктами передачи и приема. Интересно, что эта идея была реализована на практике. В 1957 году Московский телецентр транслировал передачи с VI Всемирного Фестиваля молодежи и студентов на Смоленск, Минск и Киев. Воздушная цепочка протяженностью 1100 км состояла из трех звеньев, на стыках которых барражировали самолеты.
В 1947 году он пришел к идее о глобальном спутниковом телевидении, которое назвал «Телевидением через ракетные снаряды-спутники и Луну». Он теоретически доказал, что для обслуживания телевидением всего земного шара понадобится всего 3 спутника. Тогда еще не было спутников, и это казалось фантастикой.
В конце 1950-х годов под его руководством завершается разработка опытного цветного телевизионного вещания. Первая экспериментальная передача цветного изображения была успешно проведена в Ленинграде 7 ноября 1952 года, ранее, чем во многих европейских странах. В марте 1955 года создается принципиально новая аппаратура для обеспечения цветного телевещания на всю страну, в 1959 году в Ленинграде был создан экспериментальный телецентр.
В 60-е годы Павел Шмаков занимается прикладным применением телевизионного вещания – использованием его в медицине, промышленности, космосе.
Павел Васильевич Шмаков прожил долгую жизнь и работал до последнего дня, оставив после себя большое количество научных открытий, книг, статей, изобретений, учеников. Выдающийся ученый, изобретатель и педагог, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии П.В. Шмаков умер в Ленинграде 17 января 1982 года на 97-м году жизни.
По влечению сердца Павел Васильевич избрал трудный, подвижнический путь в еще неведомую область знания – телевидение, и внес неоценимый вклад в его развитие. На всех этапах развития отечественного телевидения он находится на его переднем крае.
Список использованной литературы
- Ко Дню рождения учёного в области телевидения, уроженца г. Суздаля Шмакова Павла Васильевича // Библиотека № 4 (Малеевка) "Гармония" [Электронный ресурс]
- 135 лет со дня рождения «профессора телевидения» – Павла Васильевича Шмакова // ВСМЗ [Электронный ресурс]
- Павел Васильевич Шмаков. // Сайт «Герои страны». [Электронный ресурс]
- Шмаков, Павел Васильевич // Большой советской энциклопедии. Т. 48 1957.
- Жизнеописание и фото надгробия П. В. Шмакова // Funeral-spb [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках географии
В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Аннотация. Методическая разработка, представленная Рожковой М.А., учителем английского языка ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

Использование краеведческого материала на уроках географии
Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

Использование краеведческого материала на уроках биологии
Материал создан для обмена опытом по использованию на уроках биологии краеведческого компонента. В работе изложено значение знаний о природе родного края для формирования личности рученика, формы и пр...
Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...