Изучение и сравнение методов измерения плотности жидкостей
опыты и эксперименты по физике (7 класс)
определение плотности жидкостей различными способами, в том числе методом гидростатического
взвешивания с помощью цифровой лаборатории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 118.17 КБ | |
| 105.55 КБ | |
| 784.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение и сравнение методов измерения плотности жидкостей
Цели;
Образовательные
- Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;
- Через эксперимент определить плотность раствора соли;
- Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Развивающие
- Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления интуиции, пространственного воображения, смекалки.
- Суметь реализоваться в этом уроке.
Воспитательные
- Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;
- Воспитывать активную позицию.
Задачи
Личностные УУД:
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно составлять алгоритм своей поисковой деятельности;
- адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять сотрудничество при взаимодействии;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- согласовывать свои действия с мнением другого;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- искать наиболее эффективные средства достижения решения поставленной проблемы.
Цель: Изучить, применить и сравнить методы измерения плотности жидкостей.
Оборудование: цифровая лаборатория, ноутбук, датчик усилия, цилиндр, пресная вода и раствор соли, электронные весы, мензурки
Планируемый результат
Ход занятия
Добрый день! Сегодня у нас очередное занятие факультатива "решение задач в опытах и экспериментах" Известно, что для определения плотности твердого тела или жидкости достаточно по определению найти отношение массы тела к его объему. С другой стороны, соотношение плотностей твердого тела и жидкости определяет, например, условие плавания твердого тела в жидкости, а значения их плотности – величину выталкивающей силы со стороны жидкости и вес тела, находящегося внутри жидкости. Эта взаимосвязь открывает возможность измерения плотности через взаимодействие жидкости и твердого тела, погруженного в жидкость.
сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с занимательных задач Григория Остера
- Двa пepcoнaжa нapoднoй cкaзки: oтpицaтeльный и пoлoжитeльный пooчepeднo пoгpужaлиcь в тpи жидкocти: в вapeную вoду, в cтудeную вoду и в мoлoкo. B кaкoм cлучae вытaлкивaющaя cилa былa бoльшe? Oтвeт. Плoтнocть мoлoкa больше, пoэтoму мoлoкo вытaлкивaeт сильнее, чeм oбe вoды. Ho oдинaкoвo вытaлкивaeт и пoлoжитeльныx, и oтpицaтeльныx, бeз paзбopу
- Пoжилыe гpeки paccкaзывaют, чтo Apxимeд oблaдaл чудoвищнoй cилoй. Дaжe cтoя пo пoяc в вoдe, oн лeгкo пoднимaл oднoй лeвoй мaccу в 1000 кг. Пpaвдa тoлькo дo пoяca, вышe пoднимaть oткaзывaлcя. Moгут ли быть пpaвдoй эти poccкaзни? Oтвeт. Moгут, ecли у мaccы, кoтopую дo пoяca, нe вынимaя из вoды, пoднимaл xитpый Apxимeд, был дocтaтoчнo бoльшoй oбъeм
- . Гeнepaл ныpнул в жидкocть coлдaтикoм и пoдвepгcя дeйcтвию вытaлкивaющиx cил. Moжнo ли утвepждaть, чтo жидкocть вытoлкaлa гeнepaлa в шeю? Oтвeт. Heт. Жидкocть тoлкaлa гeнepaлa в пoдмeтки caпoг. Bнутpи вcякoй жидкocти дaвлeниe нa oднoм и тoм жe уpoвнe пo вceм нaпpaвлeния oдинaкoвo, пoэтoму cилы, дaвящиe гeнepaлa c бoкoв, уpaвнoвeшивaют дpуг дpугa. A вoт cилы, жмущиe нa фуpaжку и пoдмeтки, нe paвны, пoтoму чтo фуpaжкa и пoдмeтки нaxoдятcя нa paзныx уpoвняx жидкocти. Paзнocть этиx cил и тoлкaлa гeнepaлa в пoдмeтки Какие силы действуют генерала, находящиеся в жидкости? Каково их направление? Покажите на рисунке.
- Пoчeму в нeдocoлeннoм cупe oщипaннaя куpицa тoнeт, a в пepecoлeннoм cпacaeтcя вплaвь? Oтвeт. Плoтнocть oчeнь cильнo пepecoлeннoгo cупa бoльшe, и этo дaeт куpицe пocлeдний шaнc нa cпaceниe
- видимая граница между сообщающимися водными пространствами: двумя морями, морем и океаном, рекой и притоком и т.д. И тем не менее, выглядит это всегда настолько необычно, что поневоле задаешься вопросом: почему их воды не смешиваются? Ответ: Вода не смешивается из-за разной плотности.
Напоминаю, что данное явление мы с вами демонстрировали на опыте, который вы проводили в домашних условия. Вы выполняли и снимали на видео опыт лава лампа. (показать видео)
В 7 классе мы с вами определяли плотность твердых тел прямоугольной формы и тел произвольной формы. Как вы думаете, какие способы существуют для определения плотности жидкости.
Задание 1 определить плотность раствора соли определению найти отношение массы тела к его объему
1 определить массу сосуда,m1
2 определить массу сосуда с налитым соляным раствором, m2
3 найти массу раствора mp=m1-m2
3 определить объем раствора V
4 рассчитать плотность соляного раствора 
Знаете ли вы другой способ определения плотности раствора
Предлагаю вам... для сравнения....
Задание 2.определите плотность раствора соли методом гидростатического
взвешивания. Проведем эксперимент с цифровой лабораторией.
Порядок выполнения работы:
- Изучить методические указания, подготовить форму отчета.
- Собрать установку , как показано на рисунке
- Подключить датчик усилия к USB разъемам компьютера
- Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск»
- С помощь. Датчика усилия найти вес цилиндра в воздухе Р0. Показания записать в таблицу.
- Постепенно опуская цилиндр в жидкость , сделать вывод о том, как изменяется сила Архимеда от объема погруженной части цилиндра.
- Погрузить цилиндр в сосуд с водой полностью и определить вес тела в жидкости Р. Показания занести в таблицу.
- Рассчитать выталкивающую силу по формуле Fa=P0-P. Результаты занести в таблицу.
- Пользуясь формулой , определить объем цилиндра
![]()
- Повторить п7-8, используя сосуд с раствором соли.
- Пользуясь , определить плотность раствора соли
![]()
P0,Н | P,Н | Fa,Н | V,м3 | ,кг/м3 | |
вода | 1000 | ||||
Раствор соли |
Ребята, в химии вы изучали электролиты. Скажите, что такое электролит?
Где в какой теме в курсе физики мы с вами встречались с электролитами? Правильно, когда изучали источники тока. Таким прибором определяют плотность электролита?
Задание 3 определение плотности жидкости с помощью ареометра
Сравните полученные результаты в ходе
Как на ваш взгляд, какой из способов более надежный? Почему?
Задача....
Где и в какой отрасли еще учитывают плотность жидкости?
Ваше впечатление от занятия.
Предварительный просмотр:
Порядок выполнения работы:
- Изучить методические указания, подготовить форму отчета.
- Собрать установку , как показано на рисунке
- Подключить датчик усилия к USB разъемам компьютера
- Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск»
- С помощь. Датчика усилия найти вес цилиндра в воздухе Р0. Показания записать в таблицу.
- Постепенно опуская цилиндр в жидкость , сделать вывод о том, как изменяется сила Архимеда от объема погруженной части цилиндра.
- Погрузить цилиндр в сосуд с водой полностью и определить вес тела в жидкости Р. Показания занести в таблицу.
- Рассчитать выталкивающую силу по формуле Fa=P0-P. Результаты занести в таблицу.
- Пользуясь формулой , определить объем цилиндра
![]()
- Повторить п7-8, используя сосуд с раствором соли.
- Пользуясь , определить плотность раствора соли
![]()
P0,Н | P,Н | Fa,Н | V,м3 | ,кг/м3 | |
вода | 1000 | ||||
Раствор соли |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения природы: Наблюдение. Эксперимент. Измерение.
Наблюдение.Эксперимент.Измерение...
Лабораторная работа «Измерение плотности вещества твердого тела» для 7 класса к учебнику Н.С. Пурышевой
Цель данной работы: научится измерять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки)....
Урок физики в 7 классе по теме «Плотность. Измерение плотности твердого тела»
Цель урока:- повторить понятия «плотность вещества», «единицы измерения плотности»; - способствовать формированию у учащихся представлений о практическом измерении плотности твердого...

Лабораторная работа № 1 "Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра"
Бланк лабораторной работы по физике...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Лабораторная работа «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра»
Цель работы: научиться обращаться с физическим оборудованием, пользоваться измерительным цилиндром и определять с его помощью объём жидкости....










