Изучение возможности формирования общих и профессиональных компетенций студентов посредством решения физических задач
статья по физике
Проблема данного исследования состоит в том как знания физики могут способствовать формированию общих и профессиональных компетенций студентов. В ходе исследования я изучаю роль физических знаний в формировании общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по профессии машинист дорожно-строительных машин. Цель моего исследования: изучить возможность формирования профессиональных навыков студентов и повышения роли физики посредством решения качественных задач и задач профессиональной направленности с последующим оформлением сборника задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 495.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение возможности формирования общих и профессиональных компетенций студентов посредством решения физических задач»
Громова Тамара Михайловна, преподаватель физики,
г.Хабаровск, КГБ ПОУ ХДСТ
Среди студентов есть мнение, что стоит изучать только специальные предметы, в которых формируются профессиональные навыки и умения: «Нас научат управлять транспортом, осуществлять техническое обслуживание, ремонт, диагностику и т.п. Ведь на любой вопрос можно найти ответ в Интернете. И совсем неважно знать физику, достаточно только знать ответ на конкретный интересующий тебя вопрос. Зачем нам физика?» Зачем бульдозеристу физика?
Проблема кроется в поверхностном изучении предмета, в непонимании роли физики в будущей профессии и её практической значимости. Такое мышление приводит к формализму в знаниях и не даёт глубоко погрузиться в суть вопроса. А между тем, физика-основа техники. Законы физики позволяют объяснять физические явления, процессы, принципы действия технических устройств и технологических процессов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года Федеральные образовательные стандарты определяют требования к двум видам компетенций: профессиональным (ПК) и общим (ОК).
Как знания физики могут способствовать формированию общих и профессиональных компетенций студентов? Вот в чём состоит проблема данного исследования.
В ходе своего исследования я изучаю роль физических знаний в формировании общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин (МДСМ)
При изучении физики важно не только знать теоретический материал, но и применять полученные знания на практике, а именно:
- уметь объяснять физические явления или процессы;
- уметь проводить опыты;
- решать вычислительные задачи,
- понимать устройство и принцип действия различных механизмов и приборов.
Умение использовать полученные знания на практике служит критерием успешного усвоения физики. Решение задач профессиональной направленности - эффективное средство усвоения физики, инструмент, позволяющий контролировать степень понимания физических законов.
Цель моего исследования: изучить возможность формирования профессиональных навыков студентов и повышения роли физики посредством решения качественных задач и задач профессиональной направленности с последующим оформлением сборника задач. Я поставила перед собой следующие задачи:
- Выявить и проанализировать мнение студентов о значении физики в их будущей профессии
- Составить сборник задач по физике с профессиональной направленностью
- Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень умений студентов решать задачи с профессиональной направленностью.
- Оценить умение студентов в решении задач с профессиональной направленностью (обобщать, структурировать, выделять главное и существенное, представлять.
- Внедрить сборник задач при преподавании физики.
- Оценить эффективность применения сборника в сравнении с первоначальной оценкой умения студентов решать задачи по физике
Гипотеза: предполагаю, что знания и навыки, полученные при решении качественных задач по физике из составленного сборника, помогут студентам в будущей специальности, и будут способствовать формированию их профессиональных и общих компетенций.
Фото1. Практикум по решению физических задач.
Эффективным средством усвоения физики является решение задач производственного характера, качественных задач и задач профессиональной направленности. Качественная задача по физике - это задача, в которой внимание акцентируется на качественной стороне физических явлений, свойств тел, вещества, процессов. «Качественные задачи приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах. При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Следовательно, можно говорить лишь о едином аналитико-синтетическом методе решения физических (и в частности, качественных) задач». Тульчинский М.Е. Приведу примеры некоторых задач из составленного сборника:
№7.Зависит ли давление колесного трактора на дорогу от давления внутри баллона колеса? Ответ: зависит. Пpи увеличении давления внутри баллона уменьшается площадь опоры колеса на дорогу, поэтому давление трактора на дорогу возрастает (2)
№36.Трактор имеет три скорости: 3,08, 4,18 и 5,95 км/ч. На какой скорости он будет развивать при той же мощности большую силу тяги на крюке? Ответ: На наименьшей, так как N=F*v. (2)
№44. Когда автомобиль больше расходует горючего: при езде без остановки или с остановками? Ответ: При остановке кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок и др. Что6ы каждый раз после остановки приобрести необходимую скорость (а значит, и кинетическую энергию), в двигателе должно быть израсходовано дополнительно некоторое количество горючего. (3)
Количественные (вычислительные) задачи дают возможность получать числовой результат и сопоставлять его с реальной ситуацией, физическим процессом, явлением. Такие задачи должны стать неотъемлемой частью обязательного использования в практике обучения физике в средних специальных учебных заведениях.
№75. В мастерской Ивана Петровича электрическая линия для розеток оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если сила тока в ней превышает 16 А. Напряжение электрической сети 220 В. (1)
В таблице представлены электрические приборы, используемые в мастерской, и потребляемая ими мощность.
Электрические приборы Потребляемая мощность, Вт
Электрический рубанок 800
Электрическая ударная дрель 1400
Электрический лобзик 600
Шлифовальная машина 1900
Циркулярная пила 1600
Торцовочная пила 2200
В мастерской работает торцовочная пила. Какой(-ие) из указанных выше приборов можно включить в сеть дополнительно к торцовочной пиле? Запишите решение и ответ (порядковый номер(-а) прибора(-ов)).
Ответ: Максимальная мощность, на которую рассчитана проводка равна:
Ρ = ΙU = 16 ·220 = 3520 Вт. Суммарная мощность всех включенных в сеть электроприборов не должна превышать 3,5 кВт. Мощность, которую потребляет торцовочная пила составляет 2200 Вт. Дополнительно к ней можно включить либо рубанок, либо лобзик. Ответ: 1 или 3.
Сформированные навыки по решению задач в дальнейшем помогут обучающимся и студентам глубже разбираться в физических закономерностях и применять их в практической жизни.
В ходе исследования было проведено анкетирование студентов по теме «Физика в моей будущей специальности». В анкетировании приняли участие 54 студента 1и 2курса Хабаровского дорожно-строительного техникума по специальностям: ОПУТ, ТЭМО, ТОРД и профессиям: МРОА, МДСМ. Анкета состояла из 4 взаимосвязанных вопросов:
- Нужно ли изучать физику?
- Если «Да», то зачем?
- Пригодятся ли знания физики в вашей будущей профессии?
- Если «Да», то приведите примеры.
Результаты анкетирования приведены в таблице и на диаграмме:
№ | Вопросы анкеты | Ответили «Да» | Ответили «Нет» | Ответили «Не знаю» |
1. | Нужно ли изучать физику? | 45 | 7 | 2 |
Дали объяснение | Не смогли объяснить | |||
2. | Если «Да», то зачем? | 20 | 25 | |
3. | Пригодятся ли знания физики в вашей будущей специальности? | 38 | 6 | 10 |
Привели примеры | Не смогли | |||
4. | Если «Да», то приведите примеры | 7 | 31 | |
Таблица 1.Результаты анкетирования «Физика в моей будущей профессии»
На первый вопрос анкеты 83% студентов ответили «Да», 13%-«Нет», 3%-«Не знаю». На второй вопрос из 45 человек, ответивших положительно на первый вопрос, 20студентов ответили зачем нужна физика. На третий вопрос положительно ответили 70% студентов, отрицательно 11%, «Не знаю»-18%. На четвертый вопрос уже из 38 студентов 7 привели примеры, где пригодится физика.
Так выглядят результаты анкетирования «Физика в моей будущей профессии» по вопросам 2 и 4 на диаграмме:
Рисунок 1.Результаты анкетирования по вопросам №2 и №4.
Подведя итоги анкетирования, хотела бы обратить внимание, что большая часть студентов считает, что нужно изучать физику, но только малая часть из них может привести примеры, зачем и для чего. Исходя из данных результатов, мною был сделан вывод о необходимости формирования практического применения физических знаний. С этой целью был составлен сборник задач по физике профессиональной направленности.
Сборник задач по физике профессиональной направленности содержит качественные и количественные (вычислительные) задачи по различным разделам курса физики: текстовые, графические, экспериментальные и др.
Цель данного пособия заключается в приобщении обучающихся к самостоятельной работе, в процессе которой они научатся анализировать физические явления, выделять главные факторы процесса, подбирать метод решения задачи, применять полученные знания. Сборник адресован студентам, обучающимся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Моё исследование продолжается. Мне ещё предстоит решить следующие задачи: подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень умений студентов решать задачи с профессиональной направленностью; оценить их умения; внедрить сборник задач при преподавании физики; оценить эффективность применения сборника в сравнении с первоначальной оценкой.
Проект будет успешным, если в результате исследования у 30% студентов будут сформированы умения использовать физические знания в практической деятельности на базовом уровне; у 10% студентов на повышенном.
В ходе работы осуществлена подборка профессионально-ориентированных задач для повышения профессиональной идентичности будущей специальности. Решение задач профессиональной направленности способствует развитию физического и логического мышления и тем самым формирует профессиональные и общие компетенции студентов.
Составленный сборник задач по физике с профессиональной направленностью будет полезен студентам и преподавателям при изучении различных тем курса физики в ходе семинаров и практикумов.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1.Примерный учебно-методический комплекс по общеобразовательной дисциплине «Физика» Москва, Институт развития профессионального образования, 2022г. https://infourok.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizika-7118343.html
2. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях.7-9 классы. Н.А.Янушевская. Москва «Планета» 2011г
3.Качественные задачи по физике в 7-8 классах. Тульчинский М.Е. Москва «Просвещение»1976г.
4. Задачи по физике профессиональной направленности. https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2016/04/21/zadachi-po-fizike-professionalnoy-napravlennosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций
Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....
Решение математических задач прикладной направленности как способ развития общих и профессиональных компетенций студентов СПО.
Ромахова Н.В. преподаватель математики в профессиональной деятельности ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум»Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по специальности 08.02.07...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа
В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов
В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...

Решение математических задач прикладной направленности как способ развития общих и профессиональных компетенций студентов
В работе анализируется необходимость и возможность применения заданий с практическим содержанием для повышения заинтересованности студентов в изучении основ профессий...


