Роль домашних заданий по физике в развитии познавательного интереса к предмету
методическая разработка по физике (7 класс)

Домашняя работа по физике я вляется одним из важных видов работы учащихся. В домашние работы можно включать изучение нового материала, выполнение графических работ, решение задач и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль домашних заданий по физике в развитии познавательного интереса к предмету».

Домашняя работа учащихся по физике является одним из важных видов работы, так как непосредственно связана с классной работой, которую нельзя планировать без учета того, что уже сделано домашней и предусмотреть, что необходимо проделать дома в дальнейшем. Роль и значение домашней работы учащихся повышается в связи с тем, что время урока ограничено, большой объем учебного материала, поэтому знания, полученные в классе, необходимо закрепить и расширить за счет самостоятельной работы, по сути, домашняя работа является продолжением классной. При организации домашней работы учащиеся повторяют ранее пройденный материал, разработанный в классе, изучают его более расширенно, закрепляют навыки, необходимые для самостоятельной работы, преследуют цели политехнического обучения.

В домашние задания можно включать изучение нового материала, выполнение различных графических работ (чертежей, схем, графиков, рисунков), решение задач, проведение опытов по физике, работу с дополнительными источниками информации. С целью формирования осознанных умений большую роль играют домашние опыты из «подручных» материалов и простейших самодельных приборов. Домашние опыты пробуждают творчество, способствуют решению не сложных конструктивных задач, повышают интерес к учебе (по сути дела, тем самым, мы растим будущих инженеров). Так, при рассмотрении понятий «наблюдение», опыт, в результате которого проводят измерения, «гипотеза» в 7 классе, я рекомендую учащимся провести исследования: как зависит дальность полета тела, пущенного горизонтально от высоты над поверхностью земли. Эту работу ребята проводят в домашних условиях. Такие исследования учащиеся проводят группой, или вместе с родителями, желательно на большом пространстве с учетом того, что скорость броска должна быть одинаковой и, конечно, обращаю внимание на правила техники безопасности. Используя деревянную рейку, сантиметровую ленту и камень небольшого размера, ребята измеряют высоту пуска, дальность полета камня и делают вывод: «чем больше высота пуска, тем больше дальность полета», затем, учитывая масштаб, чертят рисунки, т. е. графически изображают траекторию движения тела. А уже в 9 и 10 классах, изучая тему: «свободное падение тел» на уроках объясняют, используя формулы, почему дальность полета тела разная. Можно привести и другой пример: перед изучением темы «Сила Архимеда» даю задание на определение выталкивающей силы от объема погруженной части тела, или рассмотреть вопросы:

  1. Зависит ли выталкивающая сила от материала погруженного тела.
  2. Как зависит выталкивающая сила от плотности жидкости.

Перед тем, как дать такое задание на дом, советую заранее приготовить деревянные кубики – 2 шт., кубик из другого материала, соль, выводы прошу записать в тетрадь. Эта работа «подогревает» интерес к новой теме, ребята более осознанно воспринимают задания учителя на уроке, ориентируются в правильных ответах и практически готовы к выполнению лабораторной работы в классе. Материал этой темы далее ребята будут использовать в 8 классе, при изучении темы «Конвекция», задания на силу Архимеда есть в ОГЭ и ЕГЭ. Изучая вид теплопередачи – конвекцию в 8 классе, я прошу дома провести опыт в соответствии с (рис. 9а) учебника, при этом используя стакан, свечу и спираль, вырезанную из плотной бумаги, насаженную на изогнутую проволоку, описать это явление, сделать вывод, а в классе при выполнении теста применить их для объяснения вопроса «в каком случае кастрюля с горячим супом остынет быстрее, если ее поставить на снег, или снег положить на крышку? Такое задание есть и в ВПР в 8 классе и в 9 классе в тестах ОГЭ. Как правило ребята отвечают верно. В разделе «Электростатика» и в 8 и в 10 классах учащиеся по желанию вместе с родителями изготавливают прибор – электроскоп для доказательства заряженности тел при трении, изготавливают конструкцию для доказательства существовании магнитного поля, используя гвоздь, провода, батарейку, доказывают как изменяется магнитное поле с увеличением расстояния по распределению металлических опилок на картоне, делают выводы; при помощи двух стаканов теплой и холодной воды, получают росу и т.д. Постановка опытов и результаты помогают в понимании этих процессов при изучении материала в классе. Такая работа вызывает большой интерес, желание продолжить и познать больше, развивает практические навыки учащихся.

В 9 классе при изучении темы «Свободное падение» можно поставить эксперимент по определению быстроты реакции. Необходимо к стене прижать линейку и, в какой-то момент, отпустить; линейка падает, ученик рукой останавливает ее, прижав к стене, затем измерить пройденный путь и по формуле вычислить время падения                    это и будет время реакции ученика. В классе ребята сравнивают данные и это вызывает живой интерес к работе. Домашние задания желательно индивидуализировать, учитывая возможности и способности учеников, при проверке выполнения этой работы, отмечать и поощрять тех ребят, которые смогли выполнить весь объем заданий. Так как учитель представляет возможности ребят и в состоянии предусмотреть трудности, то на уроке, в течении некоторого промежутка времени даю рекомендации: как составить план выполнения домашней работы, как пользоваться учебником, записями в тетрадях, как выполнить чертеж и решить задачу и это принесет ребятам удовлетворение, при наличии таких рекомендаций учащиеся будут четко представлять алгоритм свой работы. Объем домашнего задания должен соизмеряться с тем  объемом учебного материала, который был пройден на уроке. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопленного опыта нельзя. В этом состоит принцип единства обучения на уроке и домашней работы школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательного интереса к предмету биологии

Познавательный  интерес -это один из важнейших факторов, который позволяет  повысить качество знания....

Интегрированные уроки как способ развития познавательного интереса к предмету

Из опыта работы использования интегрированнх уроков....

Роль факультативных занятий по физике в развитии познавательных интересов обучающихся в коррекционной школе VIII вида

Для детей с отклонениями в развитии, как известно, характерен общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности.Чтобы помочь учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний...

Методическая разработка " развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии"

География - это единственный школьный предмет, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук....

Развитие познавательного интереса к предмету через дифференцированный подход при обучении физике

рассмотрены методы повышения познавательного интереса к предмету физики...

Роль домашних заданий по физике в развитии познавательного интереса к предмету

Домашняя работа учащихся по физике является одним из важных видов самостоятельных работ. Роль и значение такой работы повышается в связи с тем, что время на уроке ограничено, большой объем учебного ма...