Ассоциативные связи и их роль в обучении физики
методическая разработка по физике
Важной компонентой учения являются ассоциативные связи, во многом определяющие содержание и качество знаний обучающихся, а также индивидуальные особенности мышления. Ассоциативные связи оказывают влияние на восприятие и осмысление информации в ходе общения, при чтении учебной литературы, в процессе решения задач. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ассоциативные связи и их роль в обучении физики. Преподаватель: Дондокова Любовь Гармаевна Актуальность темы. Совершенство логики изложения материала само по себе еще не обеспечивает высоких результатов в овладении знаниями и умственном развитии обучающихся. Логика учебного материала постоянно должна находить опору в уже известном, ранее приобретенном на уроках и в различных жизненных ситуациях знании. Важной компонентой учения являются ассоциативные связи, во многом определяющие содержание и качество знаний обучающихся, а также индивидуальные особенности мышления. Ассоциативные связи оказывают влияние на восприятие и осмысление информации в ходе общения, при чтении учебной литературы, в процессе решения задач. Общепедагогические аспекты влияния ассоциаций на формирование структур знания обучающихся и развитие его мыслительных способностей рассматривались в 50-60-е годы видными педагогами и психологами: Ю.А.Самариным, Н.Ф.Добрыниным, Н.А.Менчинской, П.А.Шеваревым, СЛ.Рубинштейном. В работах Б.Ф.Ломова, З.И.Калмыковой, Ю.А.Самарина отражены некоторые аспекты, раскрывающие роль ассоциаций в процессе обучения физике. Методические основы применения ассоциаций к решению различных дидактических задач, тем не менее, не определены до настоящего времени. Отсутствует классификация ассоциаций по их содержанию и значению для развития структур физического знания в сознании обучающегося, для формирования положительного отношения к учению, к предмету физики. Таким образом, на современном этапе представляется актуальным исследование роли ассоциаций в процессе обучения физике. Объект исследования: процесс обучения физике. Предмет исследования: ассоциативные связи в учебном материале по физике. Цель исследования: обосновать возможность и определить эффективные методы использования ассоциаций в процессе обучения физике. Методологическую основу исследования составляют: - разработанные в педагогике основы обучения и воспитания обучающихся; - теоретические и практические обобщения возрастной и педагогической психологии. ГГипотеза исследования - ассоциативные связи станут средством развития познавательных интересов и творческой активности обучающихся, окажут существенное влияние на уровень их знаний, на развитие личностных качеств, если учтены важные характеристики ассоциативных связей: Были поставлены следующие задачи:
Проверить в педагогическом эксперименте эффективность разработанной методики. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической, физической и методической литературы; - анализ организации процесса обучения физике; - проведение педагогических измерений (наблюдение, интервью); - проведение сравнительного педагогического эксперимента с целью выяснения эффективности предлагаемой методики; Основная часть. |
Использование метода ассоциаций помогает студентам запоминать физические величины и законы. Например, при прохождении темы «Механические колебания и волны» для лучшего запоминания понятия «длина волны» можно использовать следующие ассоциации:
Длина волны – это кратчайшее расстояние между двумя точками волны колеблющимися в одной фазе.
«Агрегатные состояния вещества», строение веществ в различных агрегатных состояниях можно провести ассоциацию между молекулами и студентами. Молекулы в кристаллической решетке твердого тела могут колебаться вокруг состояния равновесия, так же как студенты во время пары могут вращаться на своем месте, иногда молекулы перескакивают с места на другое, как и студент вышедший к доске меняет свое положение равновесия. В жидком состоянии частицы вещества ассоциируются студентами во время перемены, могут перемещаться, но не отдаляются друг от друга на большие расстояния. Характер движения и взаимодействия частиц в газообразном состоянии ассоциируется со студентами после пар, которые вышли на улицу и разошлись на большие расстояния, взаимодействуют только при столкновениях.
Аналогично при прохождении темы: «Параллельное и последовательное соединение проводников» можно провести ассоциацию электронов, идущих по проводникам, и воды, текущей по трубам. При прохождении темы «Основные характеристики электрического тока» хорошо срабатывает ассоциация сопротивления проводника с сопротивлением испытываемым студентами при прохождении по коридорам.
Первый закон Ньютона игра в керлинг, камень катится. Второй закон Ньютона, что чем больше масса объекта, тем больше силы потребуется для его ускорения.
То есть ускорение объекта прямо пропорционально действующей на него силе и обратно пропорционально ускорению объекта.
Басня Крылова Лебедь, щука и рак. о сложении сил, равнодействующая сила равна нулю
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Вести с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ассоциации «по группировке чего-либо» можно использовать для запоминания темы: «Газовые законы». Для запоминания законов, их авторов и сути используется следующая группировка:
1. Все фамилии авторов идут по алфавиту:
a. Бойля-Мариотта
b. Гей-Люссака
c. Шарля
Если расположить все параметры по порядку их написания в уравнении Менделеева-Клайперона
,
С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, при которых сохраняются постоянными масса газа и один из его макроскопических параметров.
Газовыми законами называются законы, определяющие количественную зависимость между двумя макроскопическими параметрами газа данной массы
Изопроцессами (греч.: izos - "равный ") называются процессы, протекающие в газах данной массы т.е. p,V,T и продолжить еще раз повторяя ряд p, V, T, p, V, T первые 2 параметра обводим, они изменяются третий постоянный, следующий закон со второй буквы обводим 2 параметра, четвертый постоянный и последний закон аналогично
1.Бойля-Мариотта, 2.Гей-Люссака, 3.Шарля.
Трудность в запоминании названий «изобарный», «изохорный» проводятся ассоциации Изос(постоянный) - изображение – постоянный, не изменяющийся рисунок; Барос(давление) – бар (при посещении бара у взрослых людей может подняться артериальное давление, а у молодежи давление со стороны родителей); Хорос(объем) – хор(много людей по объему больше чем один солист)
Закон всемирного тяготения и закон Кулона.
Гравитация похожа на любовь — тела притягиваются с равными по модулю силами, которые уменьшаются с увеличением расстояния. Правда, силы еще и увеличиваются за счет увеличения массы, но сделаем вид, что все равно похоже.
Закон Ома физические величины, то запоминаем по единицам измерения
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и обратно пропорционально его сопротивлению
Дисперсия света и радуга
Дисперсия света (разложение света; светорассеяние) — это разложение света в спектр, обусловленное зависимостью показателя преломления среды от частоты световой волны.
Модель атома Резерфорда. Планетарная модель атома, подобна планеты движутся вокруг Солнца
Периодическая система химических элементов
Строение атомного ядра, энергия связи атомного ядра
А — массовое число,
Z — порядковый номер элемента,
N — число нейтронов в ядре.
Эффективность предлагаемой методики:
- Наблюдается положительная динамика развития познавательных интересов;
- Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность создания на уроках физики педагогических ситуаций;
- Логическая структура учебного материала становится более доступной для обучающихся, а его содержание более понятным, если учтена и контролируется учителем ассоциативная составляющая процесса обучения физике;
- Повышение педагогического мастерства педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Электризация в быту» Учитель физики: Сипкова Людмила Владимировна Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять.
Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстраци...
МЕТОДИКА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ОСНОВЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК, ВЫЗЫВАЕМЫХ АССОЦИАТИВНОЙ СВЯЗЬЮ.
Причины и устранение ошибрк, которые вызваны ассоциативными связями....
Научно-публицистическая статья "Роль обратной связи в познавательной деятельности при обучении"
Роль обратной связи в познавательной деятельности при обучении иностранному языку....

Межпредметные связи в процессе обучения физики
В работе представлено методическое обоснование метапредметности естественных наук с приведением практических примеров (конспект урока, рабочая программа по биофизике)...

Межпредметные связи в обучении физике
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино различные факты, им наблюдаемые.Д. Хевеши...







