Технологическая карта открытого профориентационного урока физики в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс)
Технологическая карта составлена для проведения открытого профориентационного урока физики в 8 классе. Урок содержит игровые моменты, позволяющие обучающимся почувствовать себя в роли электриков, электромонтеров, инженеров электроустановок. Урок будет полезен обучающимся также для повторения и закрепления теоретического материала по теме "Электрические цепи", "Электрический ток"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 443 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока-практикума, Мерзляков Сергей Владимирович МОУ «СОШ№ 21» г. Магнитогорска
Предмет: физика
Класс: 8
Тип урока: комбинированный с элементами профориентации
Тема: «Электрические цепи и принципиальные электрические схемы. Обобщение»
Цель – составление принципиальной электрической схемы разводки для жилого помещения, согласно поставленной задаче и монтаж электрической цепи;
Задачи:
Личностные(Л) | - мотивация к учебной, образовательной и самообразовательной деятельности; - развитие абстрактного мышления; - умение работать в коллективе; - формирование уважительного отношения к специалистам в любой профессии | ||
Регулятивные(Р) | Познавательные(П) | Коммуникативные(К) | |
- формирование устойчивых навыков: * определения и формулировки целей деятельности, а также поставленных задач, методичного подхода, планирования решения задачи; * коррелирования своей деятельности на уроке с планом решения поставленной задачи, исправление допущенных ошибок; - развитие аналитического мышления, умения прогнозировать результат своей деятельности, видеть связь между результатом и целью работы. | - уметь определять природу и причины электрических явлений, зависимость физических величин, описывающих эти явления; - искать необходимую информацию для решения задачи; - развивать способность переводить полученную информацию в формат схем, таблиц, графиков и обратно; | - уметь ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи; - аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - уметь договариваться с партнером о правилах поведения, общения и следовать им; - быть готовым выслушать собеседника и вести с ним диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя и пр.). | |
Предметные (Пр) | - определить уровень усвоения обучающимися материала по теме «Элементы электрической цепи»; - закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных | ||
Этапы урока
Учебная задача | Методы, приемы, формы обучения | Средства обучения | Результаты |
Организационно-мотивационный этап | |||
этап мотивации Цели: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Здравствуйте, молодые люди! Разрешите поприветствовать вас на собеседовании в ходе конкурса на замещение вакантной должности. Не пугайтесь, вы там, где должны быть – на уроке физики, но примерно такие слова вы услышите в ближайшем будущем от вашего работодателя. Дело в том, что объем знаний, который вы получили с момента начала изучения электрических явлений, вполне достаточен, чтобы пока только примерить на себя роль одной из самых востребованных профессий в стране – профессию инженера – электрика – человека, который «на ТЫ» с высоким напряжением и самым сложным электрооборудованием. Конечно, профессия электрика далеко небезопасная. Поэтому, чтобы не подвергать себя и окружающих воздействию электрического тока, необходимо строгое соблюдение правил безопасности. Давайте напомним себе эти нехитрые правила: (инструктаж по ТБ, Приложение 1) | - Презентация; - Учащиеся проверяют организацию своего рабочего пространства, осматривают учебное оборудование; - изучают памятки по ТБ при работе с электричеством. | - мотивация к учебной, образовательной и самообразовательной деятельности; (Л). |
Информационно-аналитический этап (практические работы с элементами профпробы) | |||
#1040;ктуализация опорных знаний и умений Цель: Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Итак, вы специалисты, работающие с электричеством: электрики, электромонтажники, электрики по монтажу и обслуживанию электрооборудования, инженеры – электрики, в общем, выбор широкий. Но каждая профессия, связанная с этим удивительным явлением, требует уверенных теоретических знаний. Поэтому, коллеги, чтобы выполнить поставленные перед нами задачи, мы должны оперировать основными понятиями, законами и формулами. Проверим, насколько хорошо вы их знаете. Это будет код -доступа к работе. Установите соответствие между позициями в столбцах (Приложение 3) Проверим правильность выполнения заданий. Помимо понятий и формул нам необходимо повторить условные обозначения элементов электрической цепи. Это нам будет необходимо при решении практических задач. Вам необходимо к каждому элементу электрической цепи подобрать соответствующее ему условное обозначение. Для решения практических задач нам необходимо вспомнить виды соединения проводников: последовательное, параллельное и смешанное соединение. (Работа с презентацией, ответы на вопросы) Именно эти понятия и формулы помогут решить практические задачи, поставленные перед нами. | Повторение пройденного материала. Работа с карточками на соответствие категорий Работа с презентацией | (К) - уметь договариваться с партнером о правилах поведения, общения и следовать им; - быть готовым выслушать собеседника и вести с ним диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя и пр.). |
3. Постановка учебной проблемы, постановка цели Цель: - составление принципиальной электрической схемы разводки для жилого помещения, согласно поставленной задаче монтаж электрической цепи; | Коллеги, в адрес нашей организации поступила заявка от жительницы города М. на разводку электропроводки в однокомнатной квартире с возможностью подключения:
В квартире имеются бытовые электроприборы: - чайник мощностью 2,2 кВт; - пылесос 2 кВт; - микроволновая печь 1,8 кВт; - телевизор 500 Вт; - компьютер 300 Вт; - все лампы накаливания в осветительных приборах по 60 Вт каждая Коллеги, перед началом монтажных работ нам необходимо начертить принципиальную электрическую схему разводки электропроводки, рассчитать параметры цепи при максимальной нагрузке (в одну розетку можно включить не более одного электроприбора). | - Составляют ПЭС; - производят расчет параметров цепи с максимальной нагрузкой (пиковая сила тока) - определяют оптимальные рабочие характеристики автоматического выключателя (5,10, 15, 25 А) | (Р) - формирование устойчивых навыков: * определения и формулировки целей деятельности, а также поставленных задач, методичного подхода, планирования решения задачи; * коррелирования своей деятельности на уроке с планом решения поставленной задачи, исправление допущенных ошибок; - развитие аналитического мышления, умения прогнозировать результат своей деятельности, видеть связь между результатом и целью работы. (Пз) - уметь определять природу и причины электрических явлений, зависимость физических величин, описывающих эти явления; - развитие способности переводить полученную информацию в формат схем, таблиц, графиков и обратно; |
Цель: монтаж электрической цепи; | Настало время проверить работоспособность ваших принципиальных электрических схем. Предлагается произвести монтаж модели электрической цепи, согласно представленным схемам. | Производят монтаж цепей из элементов конструктора, используя соединительные провода, лампы накаливания, ключи, учебные приборы для имитации бытовой техники (электромоторы, резисторы, реостаты) | (Р) - развитие аналитического мышления, умения прогнозировать результат своей деятельности, видеть связь между результатом и целью работы. |
Итоги, рефлексия | |||
|
| ||
| Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке? Все ли удалось выполнить? В чем вы испытывали затруднения? По какой причине? Над чем еще нужно поработать? | Фразы: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Я понял, что… Я научился… Мне кажется, данный опыт можно применить… С моим опытом можно связать профессию… (высказывается каждый обучающийся, ответы не должны повторяться) | |
Приложение 1 (Рисунки для презентации и памятки)
Приложение 2.Профессии, связанные с электричеством — это сфера профессиональной деятельности, включающая разработку, установку, обслуживание, ремонт и управление системами и оборудованием, которые генерируют, передают, распределяют или используют электрическую энергию. Общие характеристики профессий электричества: глубокие знания в области электрики и электротехники и связанных с ней дисциплин; строгое соблюдение стандартов и норм безопасности при работе с электричеством; способность быстро и точно диагностировать и решать возникающие проблемы; опыт работы с электрическим оборудованием, инструментами и технологиями. Примеры профессий: электрик, электромонтажник, инженер-электрик, техник по обслуживанию электрооборудования. Профессии, связанные с электричеством, объединяют специалистов, занимающихся разработкой, установкой и обслуживанием систем и оборудования, работающих на электричестве. Эти специалисты обладают высокой технической квалификацией, глубокими знаниями в области электротехники и строгим соблюдением норм безопасности.
Электрик — это специалист, который занимается установкой, обслуживанием и ремонтом электрических систем и оборудования. Этот профессионал имеет знания и опыт в работе с электрическими проводами, силовыми и слаботочными системами, а также может выполнять электромонтажные работы в соответствии с требованиями безопасности и нормами электротехники. Электрики работают в различных сферах, включая строительство, производство, ремонт и обслуживание электрических сетей, а также установку и обслуживание бытовой электротехники.
Термин "электрик" является более общим и широким, и может относиться к любому специалисту, работающему в сфере электротехники. Он может включать в себя и электромонтажников, и электрослесарей, и электромонтеров, а также других специалистов, занимающихся электротехническими работами.
Чем занимаются электрики
Установка электрических систем: Электрики устанавливают электрические провода, розетки, выключатели, осветительные приборы, электрические панели и другое электрическое оборудование.
Проведение электромонтажных работ: Электрики производят электромонтажные работы на строительных объектах, обеспечивая правильную и безопасную установку электрооборудования.
Обслуживание и ремонт электрических систем: Электрики выполняют периодическое обслуживание и ремонт электрических систем и оборудования, чтобы поддерживать их работоспособность и безопасность. Они проверяют электрические провода на целостность, заменяют поврежденные компоненты, настраивают и обновляют программное обеспечение в электрических панелях.
Выявление и устранение неисправностей: Электрики анализируют электрические системы для выявления возможных неисправностей и необычных ситуаций. Они производят тестирование и диагностику оборудования, чтобы определить и устранить проблемы.
Соблюдение стандартов и нормативов: Электрики строго соблюдают электробезопасность и другие нормативы, чтобы обеспечить безопасную и надежную работу электрических систем.
Разработка электрических схем и планов: Электрики создают электрические схемы и планы, которые определяют расположение и подключение электрических компонентов.
Сотрудничество с другими специалистами: В работе электриков часто требуется взаимодействие с другими специалистами, такими как инженеры, строители и дизайнеры, чтобы обеспечить правильную интеграцию электрических систем в общее строительство или производственный процесс.
Обучение и консультирование: Некоторые электрики предоставляют обучение и консультации по использованию электрических систем и оборудования для клиентов или коллег.
Ведение документации: Электрики поддерживают документацию о выполненных работах, обслуживании, ремонте и других важных аспектах своей деятельности.
Работа электриков крайне важна для обеспечения надежной и безопасной работы электрооборудования и систем в различных сферах жизни.
Специализации электриков
Строительный электрик: Этот тип электриков занимается установкой и подключением электрических систем и оборудования в строительных объектах, таких как дома, здания, магазины и офисы.
Промышленный электрик: Промышленные электрики занимаются обслуживанием и ремонтом электрических систем в промышленных предприятиях, таких как заводы и фабрики.
Автомобильный электрик: Этот тип электриков специализируется на обслуживании и ремонте электрических систем автомобилей и других транспортных средств.
Судовой электрик: Морские электрики работают на морских судах и плавучих объектах, обслуживая и ремонтируя их электрические системы.
Электрик по обслуживанию и ремонту: Этот тип электриков занимается регулярным обслуживанием и ремонтом электрических систем и оборудования в различных объектах.
Электрик по установке и обслуживанию альтернативных источников энергии: Электрики этой специализации занимаются установкой и обслуживанием систем солнечных панелей, ветрогенераторов и других альтернативных источников энергии.
Электрик по системам безопасности: Этот тип электриков специализируется на установке и обслуживании систем безопасности, таких как видеонаблюдение, пожарная и охранная сигнализация.
Коммерческий электрик: Коммерческие электрики занимаются установкой и обслуживанием электрических систем в коммерческих зданиях и объектах, таких как рестораны, магазины и офисы.
Электрик по установке и обслуживанию электронного оборудования: Электрики этой специализации работают с устройствами и системами электроники, такими как компьютеры, системы связи и другие электронные устройства.
Каждая специализация требует особых знаний и навыков, и электрики могут выбрать определенную область работы в зависимости от своих интересов и профессиональных предпочтений.
Кому подойдет профессия электрика
Профессия электрика подойдет для людей, которые обладают следующими качествами и интересами:
Технический склад ума: Электрики должны иметь хорошее понимание принципов работы электротехнических систем и устройств. Интерес к технике и желание разбираться в технических аспектах работы электрических систем будет полезным.
Решение сложных проблем: Работа электрика часто связана с выявлением и устранением неисправностей и проблем в электрических системах. Это требует умения анализировать и находить решения для различных ситуаций.
Точность и внимательность: В работе с электрическими компонентами и системами допущение ошибок может быть опасным. Электрики должны быть внимательны к деталям и строго соблюдать правила безопасности.
Постоянное обучение: Технологии и стандарты в электротехнике постоянно меняются и совершенствуются. Электрики должны быть готовы к обучению и освоению новых методов и технологий.
Коммуникабельность: Коммерческие электрики и специалисты, работающие с клиентами, должны иметь хорошие коммуникационные навыки для взаимодействия с заказчиками и коллегами.
Ответственность: Электрики несут ответственность за безопасность работы электрических систем и должны быть готовы выполнять свою работу с высокой степенью ответственности.
Умение работать в команде: В некоторых случаях электрики могут работать в команде с другими специалистами, такими как инженеры и строительные рабочие. Умение работать в коллективе и согласовывать свои действия с коллегами важно для успешного выполнения проектов.
Если у вас есть интерес к электротехнике, умение разбираться в технических аспектах и желание развиваться в этой области, то профессия электрика может быть отличным выбором для вас.
Карьера электрика
В зависимости от специализаций электрика его карьерная лестница может начинаться со 2 разряда и заканчиваться 8 разрядом. Ниже представлена карьерная лестница электрика с учетом разрядов с 2 по 8:
Электрик 2 разряда: Начальный уровень специалиста, который обладает базовыми знаниями и умениями в области электротехники. Работает под руководством более опытных коллег и выполняет простые задачи по монтажу и обслуживанию электрооборудования.
Электрик 3 разряда: Специалист с расширенными знаниями в электротехнике и определенным опытом работы. Может самостоятельно выполнять более сложные работы по монтажу и обслуживанию электрооборудования.
Электрик 4 разряда: Этот уровень предполагает специалиста с опытом работы и углубленными знаниями в электротехнике. Может заниматься диагностикой и устранением неисправностей, а также выполнять профилактическое обслуживание сложных систем.
Электрик 5 разряда: Специалист с высокой квалификацией, обладающий опытом работы с различными типами электрооборудования. Может выполнять сложные технические задачи и заниматься наладкой систем.
Электрик 6 разряда: Этот уровень предполагает высококвалифицированного специалиста, который имеет опыт работы с крупными проектами и специализируется на сложных системах электроснабжения и автоматики.
Электрик 7 разряда: Это уровень опытного специалиста, который занимается разработкой и реализацией проектов в области электротехники. Осуществляет контроль и координацию работы бригады электриков.
Электрик 8 разряда: Специалист с высочайшей квалификацией и опытом работы. Ответственен за руководство крупными проектами, разработку технических решений и контроль за выполнением стандартов и норм безопасности.
Каждый разряд подразумевает различные уровни ответственности, сложности выполняемых задач и уровень квалификации. Переход с одного разряда на другой обычно осуществляется на основе опыта и прохождения соответствующих квалификационных экзаменов или аттестации.
Востребованность электриков
Профессия электрика остается востребованной в обществе из-за ряда факторов:
Неотъемлемая потребность в электроэнергии: Современное общество зависит от постоянного и надежного электроснабжения. Большинство устройств, механизмов и систем, которые мы используем каждый день, работают от электричества.
Сложность систем: Электрические системы становятся все более сложными с развитием технологий, что требует высоко квалифицированных специалистов для их установки, обслуживания и ремонта.
Строительство и реконструкция: Новые здания и сооружения, а также реконструкция старых, требуют установки и модернизации электрооборудования.
Безопасность: Неправильная установка или неисправность электрооборудования может привести к пожарам, травмам или даже смерти. Квалифицированные электрики обеспечивают безопасную эксплуатацию систем.
Развитие альтернативных источников энергии: Увеличение использования солнечных панелей, ветрогенераторов и других источников альтернативной энергии создает дополнительный спрос на специалистов, способных их устанавливать и обслуживать.
Постоянное обновление норм и стандартов: Постоянное обновление электротехнических стандартов и нормативов требует, чтобы электрики регулярно обновляли свои навыки и знания.
Не все задачи можно автоматизировать: Несмотря на продвижение технологий, многие задачи, связанные с электрикой, требуют человеческого вмешательства, особенно когда речь идет о диагностике и решении сложных проблем.
Многозадачность профессии: Электрики работают в разных отраслях: от строительства и производства до сферы обслуживания и сельского хозяйства, что делает их незаменимыми во многих секторах экономики.
Где работают электрики
Строительство: Электрики участвуют в монтаже электрической проводки, систем освещения, электрических панелей и другого оборудования в жилых и коммерческих зданиях.
Производство: Электрики занимаются обслуживанием и ремонтом электрооборудования на производственных предприятиях.
Электроэнергетика: Электрики работают на электростанциях и подстанциях, обеспечивая стабильное функционирование электрических сетей.
Транспорт: Электрики обслуживают электрические системы и оборудование на транспортных средствах, таких как поезда, трамваи, автобусы и т.д.
Техническое обслуживание: Электрики работают в компаниях, специализирующихся на обслуживании и ремонте электротехнического оборудования и бытовой техники.
Сервисные службы: Электрики могут работать в службах обслуживания клиентов, предоставляя услуги по установке и ремонту электротехники в домах и офисах.
Авиация и космонавтика: Электрики участвуют в обслуживании и ремонте электрических систем на самолетах и космических аппаратах.
Медицина: В медицинском секторе электрики обслуживают медицинское оборудование, такое как аппараты и приборы для диагностики и лечения.
Приложение 3.
Задание на карточках «Код доступа»
Найти соответствие позиций левого столбца к позициям правого:
А: сила тока |
Б: напряжение |
В: электрическое сопротивление |
Г: электрическая мощность |
Д: работа тока |
Е: Закон Джоуля – Ленца |
Ж: удельное сопротивление |
З: сопротивление при последовательном соединении проводников |
1: R*S/l |
2: q/t |
3: R1+R2+…+Rn |
4: U*I |
5: U/I |
P*t |
7: A/q |
8: I2*R*t |
Код доступа к работе __ __ __ __ __ __ __ __ (8-значное число)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»
Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART Notebook на уроках физики....
Технологическая карта и презентация урока в 5 классе по теме:"Слесарный верстак. Организация рабочеге места".
Представлена технологическая карта урока по ФГОС, а также презентация по теме урока. Надеюсь будет полезна для педагогов....

Технологическая карта и разработка урока физики 7 класса "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Технологическая карта урока физики 7 класс. Разработка урока.по учебнику перышкина....

Технологическая карта модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин)
Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализации индивидуаль...

2019 Технологическая карта открытого урока физики в 11 классе по теме "Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи"
Тип урока: Урок новых знаний (урок-проект)Цели урока:-Обучающая: усвоение понятий: радиолокация, мозаичное изображение, развертка. Показать роль науки и техники в развитии НТП, роль приборов в на...
Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе
Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого группового урока с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5-ого класса «Дифференциация звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи»
Цель данного урока - закрепление навыков дифференциации звуков и букв С – Ц в устной и письменной речи.Коррекционно-образовательные задачи:Совершенствовать навыки различения и произношения...
