9 класс "Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки"
методическая разработка по физике (9 класс)
Технологическая карта, маршрутный лист и содержание урока "Первая космическая скорость" для урока физики в 9 классе. Урок расчитан на сильный класс. В "обычном" классе новый материал изучается и закрепляется за 2 учебных часа. Для проведения урока использовался симулятор https://www.vascak.cz/?id=1&language=ru#gp_beztizny.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист ученика(цы) 9 «__»класса____________________________
__________________________________________________________________
1) Попробуйте вывести формулу первой космической скорости считая, что тело находится на поверхности Земли:
______________________________________ ______________________________________
______________________________________
______________________________________
_______________________________________
2)Получим формулу первой космической скорости, когда тело находится над поверхностью Земли на высоте h. Воспользуемся формулой для ускорения свободного падения: g =
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Вычислите первую космическую скорость для Луны, если её радиус 1740 км, масса 7·1022 кг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)Траектория движения тела, если оно движется
А)с первой космической?____________________________________________
Б)со второй космической?____________________________________________
В)с третьей космической?____________________________________________
5)Проанализируйте таблицу первой и второй космических скоростей для Земли. Какой вывод можно сделать?___________________________________
__________________________________________________________________
6) Всегда ли вес тела равен силе тяжести?
Представьте груз, лежащий на полу лифта, движущегося с ускорением. Изобразите силы, действующие на груз и определите вес груза при его движении, если а) ускорение лифта направлено вертикально вверх, б) ускорение лифта направлено вертикально вниз. Решите задачу в общем виде (II-й закон Ньютона).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7)Перегрузка – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формула веса тела при перегрузке: ____________________________________
__________________________________________________________________
8)Невесомость – это _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формула веса тела, когда он меньше веса покоящегося тела:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9) Наблюдение явлений невесомости и перегрузки
1.К динамометру прикрепили 2 груза массой по 100г. Какой вес показывает динамометр, когда грузы покоятся?
2.Рывком опустили руку с динамометром и грузами.
3.Определите показания динамометра в момент начала движения.
____________________________________________
В каком состоянии находились грузы?
____________________________________________
А*.Рассчитайте ускорение, с которым вы опускали динамометр.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4.Почему далее вес грузов изменился? Чему он равен в этот момент? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Б*.Рассчитайте ускорение, с которым вы поднимали динамометр с грузом.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Сделайте вывод
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Урок физики в 9 классе «Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: «вывести» с учащимися формулу первой космической скорости и научить применять ее к решению задач.
Задачи урока:
- изучить движение тел в гравитационном поле Земли;
-сформировать интерес учащихся к изучаемому материалу, показать его практическую значимость;
- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции.
Оборудование: интерактивная доска, ПК, экран, презентация, симулятор https://www.vascak.cz/?id=1&language=ru#gp_beztizny, маршрутные листы.
Планируемые результаты: | ||
Предметные: -учащиеся узнают о движении тел в гравитационном поле Земли; - учащиеся выведут формулу первой космической скорости и научатся применять ее для решения задач по изучаемой теме | Метапредметные: -познавательные: определять цель учебного занятия; самостоятельно приобретать новые знания; анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы; -коммуникативные: согласованно сотрудничать с одноклассниками и учителем; -регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную задачу; выдвигать гипотезу, искать пути ее решения; оценивать уровень усвоения материала | Личностные: формировать интерес к учению, самостоятельному получению знаний, преодолению трудностей |
Технологическая карта урока
№п/п | Этап урока, время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности | ||
1 | Организационный момент (2-3 мин) | Здравствуйте, ребята! Желаю нам с вами результативной совместной деятельности!
--Друзья! У меня в руках книга. Зачем я ее принесла на урок? Какая связь между литературой и сегодняшним уроком? Давайте узнаем, кто автор и что за произведение нам сегодня интересно. -Это фантастическая повесть французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», которая увидела свет в 1865 г. -Откроем книгу. Что мы видим? Автор утверждает, что «из пушки на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут». Для этого Жюль Верн предлагает послать на Луну исполинский пушечный снаряд-вагон с людьми. И он так так правдоподобно представил свой проект, что у большинства читателей возник вопрос: нельзя ли в самом деле осуществить эту идею? | Настраиваются на учебную деятельность; концентрируют внимание на работе во время урока | Навыки самоорганизации | ||
2 | Актуализация знаний, постановка учебной задачи (1-2 мин) | -Друзья, из вышеизложенного попробуем сформулировать тему урока. Ваши предложения? | Формулируют возможную тему урока, слушают предложения одноклассников | Навыки самоконтроля и целеполагания | ||
3 | Постановка цели урока (2-3 мин) | -Благодарю за идеи и обобщаю их: «Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки». Перед вами маршрутные листы. Подпишите их и в самый большой овал впишите тему урока. В маленькие овалы впишем вопросы, на которые нужно ответить при изучении темы. Обсуждаем… | Записывают в тетрадь тему урока и предполагают цели урока | Навыки самоконтроля и целеполагания | ||
4 | Изучение нового материала (10-12 мин) | - До Жюля Верна идеей «запуска ИСЗ» занимался Ньютон. Его рассуждения по этому поводу вошли в историю физики под названием Ньютонова гора. Внимание на доску! ( Работа с симулятором). Предлагает «увидеть» зависимость между модулем горизонтальной скорости и дальностью полета. Далее предлагает учащимся: - вывести формулу и рассчитать первую космическую скорость, обсудить орбиту тела, движущегося с первой космической скоростью; -проанализировать зависимость первой космической скорости от высоты тела над поверхностью Земли. | Наблюдают картинку на симуляторе, слушают информацию учителя, обсуждают увиденное, делают записи в маршрутных листах и на доске. | Формируется умение принимать и сохранять учебную задачу. Анализ информации. Умение выражать свои мысли устно и письменно | ||
5 | Закрепление полученной информации (8-10 мин) | Предлагает: - решить задачу на определение первой космической скорости для Луны; -проанализировать траектории тел при движении с различными космическими скоростями; -ответить на вопросы по теме урока; -сделать «мысленный» эксперимент. | Решают задачу, отвечают на вопросы учителя, выполняют мысленный эксперимент, анализируют ответы товарищей | Закрепление навыков грамотного чтения и математических вычислений; доказательства своих мыслей; грамотной устной речи | ||
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия (2-3мин) | Анализирует реакцию учащихся на полученную на уроке информацию | Подводят итоги своей работы на уроке. Оценивают свои ответы и ответы одноклассников. Рефлексируют | Отслеживание цели учебной деятельности | ||
7 | Домашнее задание (1 мин) | §21, упр.21 | Записывают домашнее задание | Формирование навыков самоорганизации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость"
Презентация к уроку по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость, 9 класс. Цели показа презентации: познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства, ра...

Контрольная работа по физике в 9 классе "Вес тела. Невесомость. Перегрузки"
В работе использованы дифференцированные задания для проверке знаний учащихся по физике в 9 классе по теме "Вес тела. Невесомость. Перегрузки". Первая часть заданий представлена в виде теста с выбором...
Разработка урока физики в 9 классе. Тема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».
Разработка урока физики в 9 классе. Тема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость»....

Презентация "Первая космическая скорость"
Материал для урока физики в 9 классе по теме" Первая космическая скорость"...
Урок по астрономии в 11 классе «Космические скорости. Межпланетные перелеты"
Цели урока:· продолжить формирование знаний учащихся о движении тел под действием силы притяжения;·...

Разработка урока по физике для 9 класса "Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки"
Технологическая карта, маршрутный лист и содержание урока "Первая космическая скорость" для урока физики в 9 классе. Урок расчитан на сильный класс. В "обычном" классе новый матери...









