Разработка урока по физике для 9 класса "Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки"
методическая разработка по физике (9 класс)

Павлова Татьяна Николаевна

Технологическая карта, маршрутный лист и содержание урока "Первая космическая скорость" для урока физики в 9 классе. Урок расчитан на сильный класс. В "обычном" классе новый материал изучается и закрепляется за 2 учебных часа. Для проведения урока использовался симулятор https://www.vascak.cz/?id=1&language=ru#gp_beztizny

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 9 классе «Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: «вывести» с учащимися формулу первой космической скорости и научить применять ее к решению задач.

Задачи урока:

- изучить движение тел в гравитационном поле Земли;

-сформировать интерес учащихся к изучаемому материалу, показать его практическую значимость;

- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, экран, презентация, симулятор https://www.vascak.cz/?id=1&language=ru#gp_beztizny, маршрутные листы.

Планируемые результаты:

Предметные: -учащиеся узнают о движении тел в гравитационном поле Земли;

- учащиеся выведут формулу первой космической скорости и научатся применять ее для решения задач по изучаемой теме

Метапредметные:

-познавательные: определять цель учебного занятия; самостоятельно приобретать новые знания; анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы;

-коммуникативные: согласованно сотрудничать с одноклассниками и учителем;

-регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную задачу; выдвигать гипотезу, искать пути ее решения; оценивать уровень усвоения материала

Личностные: формировать интерес к учению, самостоятельному получению знаний, преодолению трудностей

Технологическая карта урока

№п/п

Этап урока, время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

1

Организационный момент (2-3 мин)

Здравствуйте, ребята! Желаю нам с вами результативной совместной деятельности!

Людей всегда манили дали,

Их вечно звали океаны,

Колумбы земли открывали,

Мир обходили Магелланы.

А космос жил не торопясь,

Он был загадочен и страшен…

                         А. Алдан –Семенов «Гагарин»

Людей всегда манили дали,

Их вечно звали океаны,

Колумбы земли открывали,

Мир обходили Магелланы.

А космос жил не торопясь,

Он был загадочен и страшен…

                         А. Алдан –Семенов «Гагарин»

--Друзья! У меня в руках книга. Зачем я ее принесла на урок? Какая связь между литературой и сегодняшним уроком? Давайте узнаем, кто автор и что за произведение нам сегодня интересно.

-Это фантастическая повесть французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», которая увидела свет в 1865 г.

-Откроем книгу. Что мы видим?  Автор утверждает, что «из пушки на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут». Для этого Жюль Верн предлагает послать на Луну исполинский пушечный снаряд-вагон с людьми. И он так так правдоподобно представил свой проект, что у большинства читателей возник вопрос: нельзя ли в самом деле осуществить эту идею?

Настраиваются на учебную деятельность; концентрируют внимание на работе во время урока

Навыки самоорганизации

2

Актуализация знаний, постановка учебной задачи (1-2 мин)

-Друзья, из вышеизложенного попробуем сформулировать тему урока. Ваши предложения?

Формулируют возможную тему урока, слушают предложения одноклассников

Навыки самоконтроля и целеполагания

3

Постановка цели урока (2-3 мин)

-Благодарю за идеи и обобщаю их: «Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки». Перед вами маршрутные листы. Подпишите их и в самый большой овал впишите тему урока. В маленькие овалы впишем вопросы, на которые нужно ответить при изучении темы. Обсуждаем…

Записывают в тетрадь тему урока и предполагают цели урока

Навыки самоконтроля и целеполагания

4

Изучение нового материала (10-12 мин)

- До Жюля Верна идеей «запуска ИСЗ» занимался Ньютон. Его рассуждения по этому поводу вошли в историю физики под названием Ньютонова гора. Внимание на доску! ( Работа с симулятором).

Предлагает «увидеть» зависимость между модулем горизонтальной скорости и дальностью полета. Далее предлагает учащимся:

- вывести формулу и рассчитать первую космическую скорость, обсудить орбиту тела, движущегося с первой космической скоростью;

-проанализировать зависимость первой космической скорости от высоты тела над поверхностью Земли.

Наблюдают картинку на симуляторе, слушают информацию учителя, обсуждают увиденное, делают записи в маршрутных листах и на доске.

Формируется умение принимать и сохранять учебную задачу. Анализ информации. Умение выражать свои мысли устно и письменно

5

Закрепление полученной информации (8-10 мин)

Предлагает:

- решить задачу на определение первой космической скорости для Луны;

-проанализировать траектории тел при движении с различными космическими скоростями;

-ответить на вопросы по теме урока;

-сделать «мысленный» эксперимент.

Решают задачу, отвечают на вопросы учителя, выполняют мысленный эксперимент,  анализируют ответы товарищей

Закрепление навыков грамотного чтения и математических вычислений; доказательства своих мыслей; грамотной устной речи

6

Подведение итогов урока. Рефлексия (2-3мин)

Анализирует реакцию учащихся на полученную на уроке информацию

Подводят итоги своей работы на уроке. Оценивают свои ответы и ответы одноклассников. Рефлексируют

Отслеживание цели учебной деятельности

7

Домашнее задание (1 мин)

§21, упр.21

Записывают домашнее задание

Формирование навыков самоорганизации


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ученика(цы) 9 «__»класса____________________________

__________________________________________________________________

1)  Попробуйте  вывести формулу первой космической скорости считая, что тело находится на поверхности Земли:                               https://kemuk.ru/wp-content/uploads/2022/09/slide-2.jpg

______________________________________    ______________________________________

______________________________________

______________________________________

_______________________________________

2)Получим формулу первой космической скорости, когда тело находится над поверхностью Земли на высоте h. Воспользуемся формулой для ускорения свободного падения: g = 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Вычислите первую космическую скорость для Луны, если её радиус 1740 км, масса 7·1022 кг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)Траектория движения тела, если оно движется

А)с первой космической?____________________________________________

Б)со второй космической?____________________________________________

В)с третьей космической?____________________________________________

5)Проанализируйте таблицу первой и второй космических скоростей для Земли. Какой вывод можно сделать?___________________________________

__________________________________________________________________

6) Всегда ли вес тела равен силе тяжести?

Представьте груз, лежащий на полу лифта, движущегося с ускорением. Изобразите силы, действующие на груз и определите вес груза при его движении, если а) ускорение лифта направлено вертикально вверх, б) ускорение лифта направлено вертикально вниз. Решите задачу в общем виде (II-й закон Ньютона).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7)Перегрузка – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Формула веса тела при перегрузке: ____________________________________

__________________________________________________________________

8)Невесомость – это _________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Формула веса тела, когда он меньше веса покоящегося тела:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

9)  Наблюдение явлений невесомости и перегрузки

1.К динамометру прикрепили 2 груза массой по 100г. Какой вес показывает динамометр, когда грузы покоятся?

2.Рывком опустили руку с динамометром и грузами.

3.Определите показания динамометра в момент начала движения.

____________________________________________

В каком состоянии находились грузы?

____________________________________________

А*.Рассчитайте ускорение, с которым вы опускали динамометр.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4.Почему далее вес грузов изменился? Чему он равен в этот момент? _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Б*.Рассчитайте ускорение, с которым вы поднимали динамометр с грузом.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Сделайте вывод

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике в 9 классе: "Влияние магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки"

Урок по физике для 9 класса. Предоставлен конспект урока, презентация к нему....

Разработка урока в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"

План-конспект и презентация к уроку в 11 классе по теме "Скорость химической реакции"...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...