Рабочая программа учебного курса "Физика в расчетах и задачах"
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа учебного курса «Физика в расчетах и задачах» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. План курса рассчитан на 34 часа. Изучение курса направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мотмосская средняя школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Физика в расчетах и задачах»
для обучающихся 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Физика в расчетах и задачах» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
План курса «Физика в расчетах и задачах» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Данный курс развивает системное мышление и способствует решению следующих задач:
- знакомства обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретения обучающимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
- овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Ценностными ориентирами при освоении курса служат: социальная солидарность, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество и его развитие.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ФИЗИКА В РАСЧЕТАХ И ЗАДАЧАХ»
Изучение курса «Физика в расчетах и задачах» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
- Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- Умение контролировать процесс и результат учебной и
исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
- Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
- Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
- Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.
- Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики (законов равномерного прямолинейного движения, равнопеременного прямолинейного движения, законов механики Ньютона, Галилея, Кулона, Паскаля, Архимеда).
- Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
- Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
- Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
- Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИЗИКА В РАСЧЕТАХ И ЗАДАЧАХ»
Введение
Теория:
Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. Единицы измерения физических величин. Система СИ. Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений. Учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Применение теории погрешностей при выполнении экспериментальных задач, практических работ.
Механика
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная и центростремительная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определение коэффициента трения. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Гидростатика
Теория: закон Архимеда, закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины.
Практика: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины). Исследование зависимости силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости, изучение условий плавания тел.
Статика
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем.
Практика: исследование условия равновесия рычага, изготовление работающей системы блоков, исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона, проверка «золотого правила» механики.
Формы контроля:
Так как этот курс является курсом внеурочной деятельности, то учащимся отметка в баллах не ставится. Учащиеся учатся оценивать себя и других сами, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность; зачетные работы. Промежуточная аттестация может быть проведена в форме открытого занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Введение | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | ||
2 | Механика | 12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | ||
3 | Гидростатика | 9 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | ||
4 | Статика | 8 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | ||
5 | Обобщение | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 34 | ||||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
2 | Система СИ. Единицы измерения физических величин | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
3 | Точность и погрешность измерений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
4 | Скорость. Расчет пути и скорости движения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
5 | Виды механического движения. Графическое представление движения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
6 | Решение задач на равномерное прямолинейное движение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
7 | Ускорение. Движение с ускорением | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
8 | Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
9 | Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
10 | Плотность вещества. Плотности земные и космические | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
11 | Решение задач на расчет массы, объема и плотности | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
12 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
13 | Расчет силы упругости, возникающей в пружине. Закон Гука | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
14 | Невесомость на Земле и в космосе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
15 | Сила трения. Определение коэффициента трения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
16 | Расчет давления твердых тел | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
17 | Расчет давления твердых тел | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
18 | Давление жидкости и газа. Проверка закона Паскаля | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
19 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
20 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
21 | Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
22 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
23 | Решение задач на применение закона Архимеда | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
24 | Решение задач по теме «Плавание тел» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
25 | Решение задач на расчет работы и мощности механизмов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
26 | Условия равновесия твердых тел. Правило моментов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
27 | Решение задач на применение условия равновесия рычага | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
28 | «Золотое правило» механики | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
29 | КПД простых механизмов | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
30 | Решение качественных задач на простые механизмы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
31 | Механическая энергия | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
32 | Решение задач на закон сохранения энергии | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
33 | Физика и мир в котором мы живем | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
34 | Промежуточная аттестация | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416194 | |||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика» 7-9 кл. основного общего образования под редакцией А.В. Перышкина. Издательство «Просвещение», 2023 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физика : 7-й класс : базовый уровень: методическое пособие к учебнику И. М. Перышкина, А. И. Иванова / О. А. Черникова, С. Н. Гладенкова, В. В.
Кудрявцев. — 3-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2023. — 94, [1] с.
Физика : 8-й класс : базовый уровень : методическое пособие к учебнику И. М. Перышкина, А. И. Иванова / О. А. Черникова, С. Н. Гладенкова, В. В. Кудрявцев. — 3-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2023. — 92, [1] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...
Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...

Рабочая программа учебного курса «Решение геометрических задач»
решение геометрических задач с практическим содержанием...

Рабочая программа учебной практики по физике для 9 класса «Методы решения физических задач»
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА «Методы решения физических задач» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс предполагает участие детей в ко...

Рабочая программа учебного предмета «Применение MS Excel для экономических расчетов» 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «Применение MS Excel для экономических расчетов» 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 класс
Тип программы: программа основного общего образованияСтатус программы: рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 классНазн...
