Рабочая программа учебного курса «Решение геометрических задач»
рабочая программа (9 класс) на тему

УБЕЙКО ЛАРИСА ИВАНОВНА

решение геометрических задач с практическим содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon планирование99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   средняя общеобразовательная школа № 6г. Сальска

                                                                                   

Рассмотрено на заседании

ШМО «Мыслитель»  

Протокол № 1

 от 28.08.2013г.

______  Руководитель ШМО

Согласовано

с заместителем

директора по УВР

29.08.2013г.

________  Набока Ю.Г.

Утверждено

приказом по школе № _____

от 02.09.2013г.

Директор  МБОУ СОШ № 6

 г. Сальска

_________ С. М. Артеменко

 

Рабочая программа

учебного курса «Решение геометрических задач»

учителя математики

I квалификационной категории

Убейко Ларисы Ивановны.

г.Сальск

2013 г.

Рабочая программа

курса «Решение задач практической направленности»

9класс

Курс составлен из расчета 17 ч в году,

                                                                                                                                           Учитель:

Убейко Л.И.

I квалификационная категория

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Решение геометрических задач» составлена  на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

3.Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089";

6. Приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 года № 1994 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

8. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

9. Программы основного общего образования по геометрии для 9 класса « Геометрия» авторов Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутусов,С.Б.Кадомцев,Л.С.Киселева,Э.Г.Поздняк // Примерные программы по математике для общеобразовательных учреждений. Математика - М.: Дрофа, 2008.-128 с.;        

 10.Сборник нормативных документов. Математика. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-    2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа , 2008.- 128с.;

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;

              12.Годовой календарный график МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2013-2014 учебный год;

             13.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 25.04.2013 года  № 296 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год»;

Место предмета в учебном плане

Решение геометрических задач как ничто другое заставляет мыслить, рассуждать, а значит, развивает логическое мышление, сообразительность, способствует уровню математической грамотности.

Именно поэтому, данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, которым предстоит сдача экзамена по математике в форме ГИА.  В демоверсии работы по математике ГИА содержатся задачи по геометрии обязательного и повышенного уровня сложности. Они требуют от ученика умения анализировать ситуацию, увидеть знакомые свойства фигур в непривычном их расположении, составить план решения.

Курс "Практикум решения геометрических задач" призван помочь учащимся восполнить недостатки в навыках решения задач.

Следует отметить одну особенность систематического курса школьной геометрии, в известной форме затрудняющего процесс обучения решению геометрических задач. Учащиеся большей частью заняты изучением конкретной темы и решением задач по этой теме. Времени на то, чтобы прорешать задачи по всей геометрии в целом практически не остается. В отличие от школьного курса, последовательность изучения задачного материала в данном курсе определяется уровнем сложности задач и степенью стандартности.

Курс дает ученику возможность проработать сразу со всей планиметрией, освоить ее в целом, а не отдельные темы.

Цели курса:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений;
  • формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении проявлять такие умозаключения как анализ, систематизация, абстрагирование, аналогия;
  • формирование умения решать геометрические задачи;
  • формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, понимание красоты и изящества математических рассуждений, восприятие геометрических форм.

Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

  • обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой геометрических знаний;
  • выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
  • подготовка к экзаменам.

                                                          Содержание курса.

  1. Важные понятия планиметрии Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. Геометрические места точек. Задачи на построение. Пропорции. Правильные многоугольники и их части. Пифагоровы тройки. Данные и произвольные элементы в задаче. Чертеж и дополнительные построения. Прямые и обратные теоремы. Необходимые и достаточные условия.
  2. Задачи-теоремы. Окружность (хорды, касательные, углы). Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). Окружность и треугольник. Окружность и четырехугольник. Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки.
  3. Методы решения задач. Введение вспомогательных отрезков и углов. Введение вспомогательной площади. Введение вспомогательной окружности. Применение геометрических преобразований. Применение тригонометрии. Задачи геометрические и алгебраические. Применение идеи обратного хода.  Применение принципа Дирихле.
  4. Поиск решений. Анализ и синтез. Эвристические идеи, общематематические идеи. Разные решения одной задачи. Одно решение  разных задач.
  5. Применение нескольких задач-теорем. Применение нескольких задач-теорем. Задачи для самостоятельного решения.
  6. Координаты и векторы. Координатный метод. Векторный метод. Множества точек плоскости.

Поурочное планирование

9 «А» ,  9«Г» классы

   

Раздел тема

Кол-во часов

дата

Форма урока

Вид контроля

1

Логическое строение курса геометрии.   Измерение отрезков.

1

О5.09

12.09

Комбинированный

Устный счёт

2

Задачи на построение

1

19.09

26.09

Комбинированный

Индивидуальное задание

3

Правильные многоугольники и их части

1

0310

10.10

Комбинированный

Взаимоконтроль

4

Пифагоровы тройки.

1

17.10

24.10

Комбинированный

Фронтальный опрос

5

Данные и произвольные элементы в  задаче

1

31.10

14.11

коррекции знаний и умений

Устный счёт

6

Чертеж и дополнительные построения.

1

21.11

28.11

ознакомления с новым материалом

Фронтальный опрос

7

Окружность (хорды, касательные, углы).

1

05.12

12.12

Комбинированный

Взаимоконтроль

8

Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы).

1

19.12

26.12

Комбинированный

Устный счёт

9

Окружность и треугольник.

1

16.01

23.01

коррекции знаний и умений

Фронтальный опрос

10

Окружность и четырехугольник.

1

30.01

06.02

Комбинированный

Индивидуальное задание

11

Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки

1

13.02

20.02

применения знаний и умений

Математический диктант

12

Разные решения одной задачи

1

27.02

06.03

ознакомления с новым материалом

Взаимоконтроль

13

Одно решение  разных задач.

1

13.03

20.03

обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

14

Координатный метод.

1

03.04

10.04

применения знаний и умений

Взаимоконтроль

15

Векторный метод.

1

17.04

24.04

коррекции знаний и умений

Индивидуальное задание

16

Применение тригонометрии

1

08.05

15.05

применения знаний и умений

Взаимоконтроль

17

Применение нескольких задач-теорем

1

22.05

обобщения и систематизации знаний

Индивидуальное задание

итог        

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Издательство

Год

1

Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы

Атанасян А.С., Бутузов В.Ф. и др.

М-Просвещение

2010

2

Задачи к урокам геометрии 7-9 классов

Зив Б.Г.

С-Петербург

2009

3

Геометрия в таблицах7-9 классы

Звавич Л.И., Рязановский А.Р

М-Дрофа

2009

4

Решение задач. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений.

Шарыгин И.Ф.

М-Просвещение

1994

5

Математическое открытие

Пойа Д

М-Наука

1976

6

Учись решать задачи

Колягин О.М., Оганесян В.А.

М-Просвещение

1980

7

Задачи по планиметрии и методы их решения

Готман Э.Г.

М-Просвещение

1996

8

Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы

Сканави М.И.

М-Мир образования

2002

РЕЦЕНЗИЯ

на программу спецкурса «Практикум решения геометрических задач»   Убейко Л.И.

                                                        учителя математики .

Данный спецкурс предназначен учащимся 9-х классов, желающим расширить и углубить свои знания по планиметрии, получить конкретную помощь в развитии умения решать геометрические задачи, взятые из школьных учебников, практики вступительных экзаменов в вузы и большинства олимпиадных задач. Практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки учащихся. На занятиях спецкурса особое внимание уделяется процессу поиска решения геометрической задачи, различным методам решений одной задачи и поиску общей идеи решения разных задач. Программа спецкурса предполагает формирование культуры чертежей и вычислений, развитие логики и умения применять различные способы  решений задач.        

В программу спецкурса включены различные темы из планиметрии:

Важные понятия планиметрии.

Логическое строение курса геометрии. Измерение отрезков. Геометрические места точек. Задачи на построение. Пропорции. Правильные многоугольники и их части. Пифагоровы тройки. Данные и произвольные элементы в задаче. Чертеж и дополнительные построения. Прямые и обратные теоремы. Необходимые и достаточные условия.

Задачи-теоремы.

Окружность (хорды, касательные, углы). Треугольник (высоты, медианы, биссектрисы). Окружность и треугольник. Окружность и четырехугольник. Четырехугольник. Средние пропорциональные отрезки.

Методы решения задач.

Введение вспомогательных отрезков и углов. Введение вспомогательной площади. Введение вспомогательной окружности. Применение геометрических преобразований. Применение тригонометрии. Задачи геометрические и алгебраические. Применение идеи обратного хода.  Применение принципа Дирихле.

Поиск решений.

Анализ и синтез. Эвристические идеи, общематематические идеи. Разные решения одной задачи. Одно решение  разных задач.

Применение нескольких задач-теорем.

Применение нескольких задач-теорем. Задачи для самостоятельного решения.

Координаты и векторы.

Координатный метод. Векторный метод. Множества точек плоскости.

Каждое занятие сопровождается рассказом о возникновении и развитии математики, интересными фактами из биографии известных учёных, внёсших весомый вклад в развитие геометрии.

На основе этого данная программа рекомендована для использования.

Рецензент __________________(руководитель МО                                   )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс

Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....

Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс

   Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений  по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...

Рабочая программа по курсу "Решение текстовых задач"

АННОТАЦИЯДля обучающихся решение текстовых задач в процессе изучения курса математики в 5 классе вызывает наибольшие затруднения. Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в ре...

Рабочая программа дистанционного курса «Решение генетических задач"

Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности применения...

Программа учебного курса «Решение экспериментальных задач по физике» (8 класс)

В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. К которым относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с раз...