Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа для учащихся 5-11 классов «Спартианские игры»
    методическая разработка по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

    Фирсин Сергей Анатольевич

    Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга школьников, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.

    Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:

    • воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
    •  полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;
    • воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
    • патриотическоевоспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;
    • организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;
    • профилактиканаркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
    • социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Spartianskie_igry.doc441 КБ

    Предварительный просмотр:

            К. 2 П. 3.

    Администрация

    Волжского района муниципального образования

    «Город Саратов»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова»


    Дополнительная образовательная программа для учащихся

     5-11 классов «Спартианские игры»

     (68 часов)

    Фирсин Сергей Анатольевич,

    учитель физической культуры

    САРАТОВ 2010


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досугашкольников, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.

    Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:

    1. воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
    2. полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;
    3. воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
    4. патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;
    5. организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;
    6. профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
    7. социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

     Первая особенность спартианской программы, состоит в том, что она предусматривает принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.

    При разработке программы учитывались два важных положения:

    1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., т.е. от формы (модели) организации спортивных соревнований;

     2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, во многом препятствует социальной реабилитации и интеграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать огромный гуманистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целостного, интегративного гуманистического воздействия на личность, к тому же во многом негативно влияет на личность и отношения между людьми.

    Поэтому в качестве центральной была поставлена задача найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая:

    1. в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции;
    2. выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и

    творчески  отдохнуть,  получить  положительные  эмоции,  эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми;

    -        является соревновательной, предусматривает соревнование участников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведению, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п.;

    -        ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.);

    1. создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»;
    2. содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.

    Вторая особенность спартианской программы - ее ярко выраженный комплексный характер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает це лый комплекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе:

    1. организацию новой системы образования и подготовки к соревнованиям на базе создания Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т.д.; постановку и решение в ходе этой подготовки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но и с формированием и развитием у них интеллектуальных, художественных, творческих способностей, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры общения и т.д.
    2. разработку и пропаганду определенного духовно-нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);
    3. новые формы культурно-спортивной работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения "СпАрт" - спартианского движения;
    4. использование в рамках этого движения специально разработанной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов  в различных сферах творческой деятельности и т.д.;

    • изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д.

    Комплексный характер спартианской программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздействия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.

    Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.), и т.д.

    Главная цель: содействовать духовному и физическому оздоровлению обучающихся, их активному участию в разнообразных формах творческой социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности

    В отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.

    Основные задачи:

    1. формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство;
    2. организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи;
    3. создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве, с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования;
    4. профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
    5. выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;
    6. формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;
    7. содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
    8. формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и различением, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей молодежи;
    9. укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.

    Дополнительная образовательная программа предусматривает участие детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, срок реализации программы 1 год (сентябрь-май).

    Программа включает в себя следующие этапы:

    1. Подготовительный – сентябрь;
    2. Отборочный – октябрь, ноябрь;
    3. Соревновательный – декабрь – февраль;
    4.  Финальный – март – май.

    График проведения Спартианских игр

    Этапы

    Вид соревнований

    I

    Спартианские игры внутри классов

    II

    Спартианские игры в параллелях классов

    III

    Спартианские игры между параллелями классов

    «А», «Б», «В», «Г».

    IV

    Городской турнир  по Спартианским играм 5-11х классов (март).

    Программа Спартианских игр для учащихся 5-11 х классов

    Спортивная часть

    Художественно-творческие конкурсы

    1. 1. Встречная эстафета (10 девочек и  10 мальчиков).
    2. 2. Прыжки в длину с места; (10 девочек и  10 мальчиков).
    3.  3. Подтягивание на перекладине (10 мальчиков).

    4. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа(10 девочек).

    5. Поднимание туловища из положение, лежа (10 девочек и  10 мальчиков).

    6. Настольный теннис (5 мальчиков + 5 девочек).

    7. Упражнение  «вращай себя» «якутский мостик» (5 мальчиков).

    8. Армрестлинг (5 мальчиков).

    9. Прыжки через скакалку за 60 сек (10 мальчиков и 10 девочек).

    10. Перетягивание каната (5 мальчиков + 3 девочки).

    11. Дартс (5 мальчиков + 5 девочек).

    12. Стритбол (3 мальчика)

    14. Стритбол (3 девочки)

    15. Волейбола (смешанный волейбол 3 мальчика + 3 девочки).

    1. «Визитная карточка команды» - художественно-театрализованное выступление команды для ознакомления зрителей и жюри с составом и атрибутикой команды, ее названием, эмблемой и талисманом.

    2. Олимпийская викторина. Все команды получают карточки билетов

    с вопросами и различными вариантами ответов. В течение 7 минут команды отмечают правильные ответы и сдают карточки судье (приложение.  6).

     3. Песни на спортивно-туристическую тематику (поощряются исполнение собственных песен, коллективное исполнение, актуальность и мастерство).

     4. Частушки.

    5. «Танцевальное искусство». Под собственную фонограмму или музыкальное сопровождение исполняется национальный танец.

    6. Пантомима. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ.

    7.Свободный номер (с участием родителей  и учителей).

    Программа  Спартианских игр для родителей

    1. Перетягивание каната (5 мужчин +3 женщина).

    2.  Дартс (1 мужчина + 1 женщина).

    3. Настольный теннис (1 мужчина + 1 женщина).

    4. Волейбол (смешанный волейбол 3 мужчины +3 женщины).

                   5. Стритбол. (3 мужчины). 6. Стритбол. (3 женщины).

              Родителям предлагается:

    -   периодически проводить беседы с детьми на темы здорового образа жизни;

    - приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;

    - участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой;

    - следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

                Спартианский кодекс поведения участников соревнований.

    1. Воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревнованиях.
    2. Благородные поступки.
    3. Доброжелательное и уважительное отношение:  к соперникам

    (приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким результатом, победой и т.п.; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т.д.); к судьям и другим официальным лицам; к зрителем точное соблюдение правил соревнований.

    1. Беспрекословное выполнение даже неприятных судейских решений.
    2. Скромность после победы (не подчеркивание своего превосходства,

    критическое отношение к своему выступлению, признание ошибок) и сохранение достоинства после поражение.

    Все  игры  строятся  на  следующих  принципах:

              а) отсутствие победителей;

              б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача, как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставиться задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т.д.);

              в) все участники должны получать удовольствие от игры;

              г) ни один участник не может быть исключен  из  игры до ее окончания;

              д) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния  здоровья (инвалидности) и т.д.;

              е)  каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, помогут ему, обеспечат его безопасность.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа «Волейбол» 8 классы

    Пояснительная записка Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.В соответствии с социально-экономическими потребностями современного обществ...

    Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

    Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

    Дополнительная образовательная программа учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

    Дополнительная образовательная программаучащихся 9 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

    Дополнительная образовательная программа учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

    Дополнительная образовательная программаучащихся 5 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

    Дополнительная образовательная программа учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

    Дополнительная образовательная программаучащихся 8 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....