Дополнительная образовательная программа для учащихся 5-11 классов «Спартианские игры»
методическая разработка по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга школьников, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.
Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:
- воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
- полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;
- воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
- патриотическоевоспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;
- организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;
- профилактиканаркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
- социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Spartianskie_igry.doc | 441 КБ |
Предварительный просмотр:
К. 2 П. 3.
Администрация
Волжского района муниципального образования
«Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова»
Дополнительная образовательная программа для учащихся
5-11 классов «Спартианские игры»
(68 часов)
Фирсин Сергей Анатольевич,
учитель физической культуры
САРАТОВ 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досугашкольников, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.
Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:
- воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
- полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;
- воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;
- организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;
- профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
- социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
Первая особенность спартианской программы, состоит в том, что она предусматривает принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.
При разработке программы учитывались два важных положения:
1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., т.е. от формы (модели) организации спортивных соревнований;
2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, во многом препятствует социальной реабилитации и интеграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать огромный гуманистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целостного, интегративного гуманистического воздействия на личность, к тому же во многом негативно влияет на личность и отношения между людьми.
Поэтому в качестве центральной была поставлена задача найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая:
- в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции;
- выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и
творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми;
- является соревновательной, предусматривает соревнование участников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведению, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п.;
- ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.);
- создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»;
- содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.
Вторая особенность спартианской программы - ее ярко выраженный комплексный характер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает це лый комплекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе:
- организацию новой системы образования и подготовки к соревнованиям на базе создания Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т.д.; постановку и решение в ходе этой подготовки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но и с формированием и развитием у них интеллектуальных, художественных, творческих способностей, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры общения и т.д.
- разработку и пропаганду определенного духовно-нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);
- новые формы культурно-спортивной работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения "СпАрт" - спартианского движения;
- использование в рамках этого движения специально разработанной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов в различных сферах творческой деятельности и т.д.;
• изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д.
Комплексный характер спартианской программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздействия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.
Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.), и т.д.
Главная цель: содействовать духовному и физическому оздоровлению обучающихся, их активному участию в разнообразных формах творческой социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности
В отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.
Основные задачи:
- формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство;
- организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи;
- создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве, с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования;
- профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
- выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;
- формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;
- содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
- формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и различением, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей молодежи;
- укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.
Дополнительная образовательная программа предусматривает участие детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, срок реализации программы 1 год (сентябрь-май).
Программа включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный – сентябрь;
- Отборочный – октябрь, ноябрь;
- Соревновательный – декабрь – февраль;
- Финальный – март – май.
График проведения Спартианских игр
Этапы | Вид соревнований |
I | Спартианские игры внутри классов |
II | Спартианские игры в параллелях классов |
III | Спартианские игры между параллелями классов «А», «Б», «В», «Г». |
IV | Городской турнир по Спартианским играм 5-11х классов (март). |
Программа Спартианских игр для учащихся 5-11 х классов
Спортивная часть | Художественно-творческие конкурсы |
4. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа(10 девочек). 5. Поднимание туловища из положение, лежа (10 девочек и 10 мальчиков). 6. Настольный теннис (5 мальчиков + 5 девочек). 7. Упражнение «вращай себя» «якутский мостик» (5 мальчиков). 8. Армрестлинг (5 мальчиков). 9. Прыжки через скакалку за 60 сек (10 мальчиков и 10 девочек). 10. Перетягивание каната (5 мальчиков + 3 девочки). 11. Дартс (5 мальчиков + 5 девочек). 12. Стритбол (3 мальчика) 14. Стритбол (3 девочки) 15. Волейбола (смешанный волейбол 3 мальчика + 3 девочки). | 1. «Визитная карточка команды» - художественно-театрализованное выступление команды для ознакомления зрителей и жюри с составом и атрибутикой команды, ее названием, эмблемой и талисманом. 2. Олимпийская викторина. Все команды получают карточки билетов с вопросами и различными вариантами ответов. В течение 7 минут команды отмечают правильные ответы и сдают карточки судье (приложение. 6). 3. Песни на спортивно-туристическую тематику (поощряются исполнение собственных песен, коллективное исполнение, актуальность и мастерство). 4. Частушки. 5. «Танцевальное искусство». Под собственную фонограмму или музыкальное сопровождение исполняется национальный танец. 6. Пантомима. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ. 7.Свободный номер (с участием родителей и учителей). |
Программа Спартианских игр для родителей
1. Перетягивание каната (5 мужчин +3 женщина). 2. Дартс (1 мужчина + 1 женщина). 3. Настольный теннис (1 мужчина + 1 женщина). 4. Волейбол (смешанный волейбол 3 мужчины +3 женщины). 5. Стритбол. (3 мужчины). 6. Стритбол. (3 женщины). |
Родителям предлагается:
- периодически проводить беседы с детьми на темы здорового образа жизни;
- приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;
- участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой;
- следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.
Спартианский кодекс поведения участников соревнований.
- Воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревнованиях.
- Благородные поступки.
- Доброжелательное и уважительное отношение: к соперникам
(приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким результатом, победой и т.п.; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т.д.); к судьям и другим официальным лицам; к зрителем точное соблюдение правил соревнований.
- Беспрекословное выполнение даже неприятных судейских решений.
- Скромность после победы (не подчеркивание своего превосходства,
критическое отношение к своему выступлению, признание ошибок) и сохранение достоинства после поражение.
Все игры строятся на следующих принципах:
а) отсутствие победителей;
б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача, как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставиться задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т.д.);
в) все участники должны получать удовольствие от игры;
г) ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
д) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.;
е) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, помогут ему, обеспечат его безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа "Подвижные игры"...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа "Подвижные игры"...
Дополнительная образовательная программа «Волейбол» 8 классы
Пояснительная записка Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.В соответствии с социально-экономическими потребностями современного обществ...
Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».
Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....
Дополнительная образовательная программа учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».
Дополнительная образовательная программаучащихся 9 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....
Дополнительная образовательная программа учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».
Дополнительная образовательная программаучащихся 5 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....
Дополнительная образовательная программа учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».
Дополнительная образовательная программаучащихся 8 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....