Дополнительная образовательная программа для учащихся 5-11 классов «Спартианские игры»
методическая разработка по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Фирсин Сергей Анатольевич

Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга школьников, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.

Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:

  • воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
  •  полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;
  • воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
  • патриотическоевоспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;
  • организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;
  • профилактиканаркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
  • социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Spartianskie_igry.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

        К. 2 П. 3.

Администрация

Волжского района муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова»


Дополнительная образовательная программа для учащихся

 5-11 классов «Спартианские игры»

 (68 часов)

Фирсин Сергей Анатольевич,

учитель физической культуры

САРАТОВ 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досугашкольников, которые предполагают гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.

Эти формы и методы призваны содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач. Основные из них следующие:

  1. воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
  2. полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие;
  3. воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
  4. патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности: уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;
  5. организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;
  6. профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
  7. социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

 Первая особенность спартианской программы, состоит в том, что она предусматривает принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.

При разработке программы учитывались два важных положения:

1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценности, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., т.е. от формы (модели) организации спортивных соревнований;

 2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, во многом препятствует социальной реабилитации и интеграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать огромный гуманистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целостного, интегративного гуманистического воздействия на личность, к тому же во многом негативно влияет на личность и отношения между людьми.

Поэтому в качестве центральной была поставлена задача найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая:

  1. в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции;
  2. выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и

творчески  отдохнуть,  получить  положительные  эмоции,  эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми;

-        является соревновательной, предусматривает соревнование участников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведению, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п.;

-        ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.);

  1. создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»;
  2. содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.

Вторая особенность спартианской программы - ее ярко выраженный комплексный характер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает це лый комплекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе:

  1. организацию новой системы образования и подготовки к соревнованиям на базе создания Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т.д.; постановку и решение в ходе этой подготовки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но и с формированием и развитием у них интеллектуальных, художественных, творческих способностей, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры общения и т.д.
  2. разработку и пропаганду определенного духовно-нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);
  3. новые формы культурно-спортивной работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения "СпАрт" - спартианского движения;
  4. использование в рамках этого движения специально разработанной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов  в различных сферах творческой деятельности и т.д.;

• изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д.

Комплексный характер спартианской программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятельность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздействия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи.

Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.), и т.д.

Главная цель: содействовать духовному и физическому оздоровлению обучающихся, их активному участию в разнообразных формах творческой социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности

В отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.

Основные задачи:

  1. формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство;
  2. организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи;
  3. создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве, с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования;
  4. профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
  5. выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;
  6. формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;
  7. содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
  8. формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и различением, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей молодежи;
  9. укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.

Дополнительная образовательная программа предусматривает участие детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, срок реализации программы 1 год (сентябрь-май).

Программа включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный – сентябрь;
  2. Отборочный – октябрь, ноябрь;
  3. Соревновательный – декабрь – февраль;
  4.  Финальный – март – май.

График проведения Спартианских игр

Этапы

Вид соревнований

I

Спартианские игры внутри классов

II

Спартианские игры в параллелях классов

III

Спартианские игры между параллелями классов

«А», «Б», «В», «Г».

IV

Городской турнир  по Спартианским играм 5-11х классов (март).

Программа Спартианских игр для учащихся 5-11 х классов

Спортивная часть

Художественно-творческие конкурсы

  1. 1. Встречная эстафета (10 девочек и  10 мальчиков).
  2. 2. Прыжки в длину с места; (10 девочек и  10 мальчиков).
  3.  3. Подтягивание на перекладине (10 мальчиков).

4. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа(10 девочек).

5. Поднимание туловища из положение, лежа (10 девочек и  10 мальчиков).

6. Настольный теннис (5 мальчиков + 5 девочек).

7. Упражнение  «вращай себя» «якутский мостик» (5 мальчиков).

8. Армрестлинг (5 мальчиков).

9. Прыжки через скакалку за 60 сек (10 мальчиков и 10 девочек).

10. Перетягивание каната (5 мальчиков + 3 девочки).

11. Дартс (5 мальчиков + 5 девочек).

12. Стритбол (3 мальчика)

14. Стритбол (3 девочки)

15. Волейбола (смешанный волейбол 3 мальчика + 3 девочки).

1. «Визитная карточка команды» - художественно-театрализованное выступление команды для ознакомления зрителей и жюри с составом и атрибутикой команды, ее названием, эмблемой и талисманом.

2. Олимпийская викторина. Все команды получают карточки билетов

с вопросами и различными вариантами ответов. В течение 7 минут команды отмечают правильные ответы и сдают карточки судье (приложение.  6).

 3. Песни на спортивно-туристическую тематику (поощряются исполнение собственных песен, коллективное исполнение, актуальность и мастерство).

 4. Частушки.

5. «Танцевальное искусство». Под собственную фонограмму или музыкальное сопровождение исполняется национальный танец.

6. Пантомима. Участники демонстрируют способность создавать в движениях художественный образ.

7.Свободный номер (с участием родителей  и учителей).

Программа  Спартианских игр для родителей

1. Перетягивание каната (5 мужчин +3 женщина).

2.  Дартс (1 мужчина + 1 женщина).

3. Настольный теннис (1 мужчина + 1 женщина).

4. Волейбол (смешанный волейбол 3 мужчины +3 женщины).

               5. Стритбол. (3 мужчины). 6. Стритбол. (3 женщины).

          Родителям предлагается:

-   периодически проводить беседы с детьми на темы здорового образа жизни;

- приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;

- участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой;

- следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

            Спартианский кодекс поведения участников соревнований.

  1. Воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревнованиях.
  2. Благородные поступки.
  3. Доброжелательное и уважительное отношение:  к соперникам

(приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким результатом, победой и т.п.; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т.д.); к судьям и другим официальным лицам; к зрителем точное соблюдение правил соревнований.

  1. Беспрекословное выполнение даже неприятных судейских решений.
  2. Скромность после победы (не подчеркивание своего превосходства,

критическое отношение к своему выступлению, признание ошибок) и сохранение достоинства после поражение.

Все  игры  строятся  на  следующих  принципах:

          а) отсутствие победителей;

          б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача, как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставиться задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т.д.);

          в) все участники должны получать удовольствие от игры;

          г) ни один участник не может быть исключен  из  игры до ее окончания;

          д) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния  здоровья (инвалидности) и т.д.;

          е)  каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, помогут ему, обеспечат его безопасность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» 8 классы

Пояснительная записка Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.В соответствии с социально-экономическими потребностями современного обществ...

Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

Дополнительная образовательная программа учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

Дополнительная образовательная программа учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

Дополнительная образовательная программаучащихся 9 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

Дополнительная образовательная программа учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

Дополнительная образовательная программаучащихся 5 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....

Дополнительная образовательная программа учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений «Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе».

Дополнительная образовательная программаучащихся 8 класса общеобразовательных учреждений«Языковой портфель» к УМК «Английский в фокусе»....