Главные вкладки

    Рабочая программа по физической культуре для 1- 4 класса
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Карпов Виктор Владимирович

    Рабочая пртграмма для 1-4 класса по новым стандартам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fizicheskaya_kultura_1-4_klass.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №6

     муниципального образования Тимашевский район

                                                                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                                                                             Решение педсовета протокол № ______

                                                                                                                   От_____    20_______г

                                                                                                               _________ Т.И. Татарникова

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    КЛАСС   1-4 

    Ступень обучения (класс) начальное общее образование,1-4 класс

    Количество часов    405

    Составитель  Карпов Виктор Владимирович

    Программа разработана на основе комплексной программы Физического воспитания учащихся 1-11 классов. Автор В.И. Лях  А.А Зданевич Москва «Просвящение» 2009 года

    Пояснительная записка

    Структура документа

    Примерная программа включает три раздела:

    Пояснительную записку,  рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

    В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится  102 часа в год.

    Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в начальной школе предлагается использовать следующие учебники.

    Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005

    Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

    По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

     раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

    Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

    Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

    Примерная программа не задает жесткого объема знаний, не разделяет эти знания по годам обучения и не связывает их с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. Это позволяет реализовать вариативный принцип развития современной школы и предоставляет создателям авторских программ широкие возможности на практике реализовать свои взгляды и идеи, выстраивать собственную логику и структуру обучения, внедрить новые формы и методы в образовательный процесс.

    Общая характеристика учебного предмета

    Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).

    При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.

    Основные содержательные линии

    В примерной программе выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».

    Первая содержательная линия включает: 1)знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; 3) комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.

    Вторая содержательная линия включает: 1) знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности; 3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.

    Цели обучения

    При изучении физической культуры реализуются следующие цели:

    1. укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
    2. развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
    3. овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
    4. воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    В процессе овладения физической культурой происходит формирование общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия. Развиваются также умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.

    Основное содержание

    (405 час)

    Укрепление здоровья и личная гигиена

    (116 час)

    Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.

    Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.

    Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем).

    Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.

    Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физической культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.

    Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).

    Физическое развитие и физическая подготовка

    (289 час)

    Знания о физической подготовке. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд.

    Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления).

    Правила самостоятельного освоения физических упражнений.

    Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.

    Способы деятельности с общеразвивающей направленностью. Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения).

    Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.

    Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.

    Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.

    Акробатические упражнения с элементами гимнастики

    Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.

    Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.

    Легкоатлетические упражнения. Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.

    Подвижные игры с элементами спортивных игр. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола.

    Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.

    Требования к уровню подготовки,

    оканчивающих начальную школу

    В результате изучения физической культуры

    выпускник научится: 

    1. ориентироваться в понятиях « физическая культура», «режим дня»;
    2. характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток, уроков физической культуры, закаливание, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
    3. отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки;
    4. организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
    5. измерять показатели физического развития и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой;
    6. выполнять упражнения по коррекции профилактики нарушений зрения и осанки, упражнения на развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации), оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
    7. выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
    8. выполнять организующие строевые команды и приемы;
    9. выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
    10. выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
    11. выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание и броски мяча разного веса и объема);
    12. выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

     выпускник получит возможность научиться:

    1. выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
    2. характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
    3. целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
    4. выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
    5. сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
    6. выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
    7. играть в баскетбол, футбол, волейбол  по упрощенным правилам;
    8. выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

    Учащиеся должны уметь демонстрировать:

    Физические
    способности

    Физические упражнения

    Мальчики

    Девочки

    Скоростные

    Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с

    6,5

    7,0

    Силовые

    Прыжок в длину с места, см

    130

    125

    Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз

    5

    4

    К выносливости

    Бег 1000 м

    Без учета времени

    К координации

    Челночный бег 3  10 м, с

    11,0

    11,5

    Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.

    Распределение программного материала уроков физической культуры

    Разделы и темы

    Количество часов

    Примерная программа

    Рабочая программа по классам

    1 кл

    2кл

    3 кл

    4 кл

    Укрепление здоровья и личная гигиена:

    116

    - знание о физической культуре

    14

    14

    14

    14

    - способы физкультурной деятельности

    15

    15

    15

    15

    Физическое развитие и физическая подготовка

    289

    - гимнастика с элементами акробатики

    24

    28

    30

    30

    - легкая атлетика

    14

    16

    22

    22

    - гимнастика

    12

    12

    12

    12

    - подвижные игры

    20

    17

    9

    9

    Итого

                       405

    99

    102

    102

    102

    Список рекомендуемой учебно-методической литературы

            Учебники по Физической культуре для 1-4 класса автор В.И. Лях издательство «Просвещение» 2010 год

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания методического объединения  учителей естественного цикла от______ 2011г.

    Руководитель ШМО ________  А.Ф. Лейхнер

    СОГЛАСОВАНО

     Заместитель директора по УВР __________Е.И.Горбасенко.   «____»_________ 2011г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

    Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

    Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

    Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

    Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

    Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

    Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

    Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...

    Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

    Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

    Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

    Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

    Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

    Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...