Работа с детьми младшего и среднего звена по формированию технико-тактических навыков игры в мини-футбол.
материал по физкультуре по теме

Данный материал является обобщением опыта физкультурно-оздоровительной работы, одним из направлений которой является развитие мини-футбола.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_kategoriyu.docx73.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

«Работа с детьми

младшего и среднего звена

по формированию технико-тактических навыков игры

в мини-футбол»

Подготовил:

учитель физической культуры

Макаров Алексей Владимирович

г. Выкса

2010 г.

Оглавление:

1. Исторический контекст становления педагогического опыта………………стр. 3

2. Теоретическое обоснование педагогического опыта:…………………………….стр. 5

        2.1. Характеристика ведущей идеи…………………………………………………..стр.5

        2.2. Представление целей и задач педагогической деятельности……………..стр. 5

3. Технология педагогического опыта:…………………………………………………..стр. 7

        3.1. Личная концепция…………………………………………………………………..стр. 7

        3.2. Социопрактический аспект педагогического опыта………………………стр. 7

        3.3. Ценностно-смысловой аспект педагогического опыта…………………...стр. 8

        3.4. Деятельностный аспект педагогического опыта………………………….стр. 9

        3.5. Прогностический аспект педагогического опыта…………………………стр. 19

4. Диссеминация педагогического опыта:…………………………………………….стр. 20

        4.1. Диапазон опыта и степень его новизны…………………………………….стр. 20

        4.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты……………………стр. 22

        4.3. Трудоёмкость опыта, риски…………………………………………………...стр. 23

        4.4. Формы тиражирования опыта……………………………………………….стр. 23

5. Методическая литература…………………………………………………………..стр. 24

1. Исторический контекст становления педагогического опыта.

Современная школа выполняет важные социальные функции. Дети должны получить здесь возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Ребёнку должно быть комфортно и психологически, и физически. Именно в этот период формируется здоровье на всю последующую жизнь. Поэтому так важны уроки физической культуры, занятия спортом для подрастающего поколения.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.

Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений.

Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

Противоречия:

- между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой;

- между необходимостью формирования у младших школьников базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигательного опыта учащихся;

- между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

Актуальность решения проблемы формирования здорового образа жизни определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

2. Теоретическое обоснование педагогического опыта.

2.1. Характеристика ведущей идеи.

Одним из направлений физкультурно-оздоровительной работы в МОУ СОШ №12, где я работаю, является развитие мини-футбола.

Технические приемы, тактические действия и собственно сама игра в мини-футбол включают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Научные исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности для физического воспитания школьников, для повышения их работоспособности и улучшения состояния их здоровья.  Но  главное - это возможности нравственного воспитания детей: выработка воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитание, с одной стороны, чувства коллективизма, а с другой стороны, воспитание личности, способной к самостоятельной, творческой деятельности.

В связи с этим ведущая идея моего педагогического опыта такова:

«Создание на уроках физической культуры и во внеурочное время условий для формирования у школьников младшего и среднего возраста устойчивого интереса к занятиям физической культурой».

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она предполагает обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путём целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений.

2.2. Представление целей и задач педагогической деятельности.

Цели моей работы по программе «Мини-футбол в школу»:

  1. Повышение массовости занятий футболом среди учащихся школы.
  2. Организация регулярных внутришкольных соревнований по мини-футболу, участие в турнирах разного уровня.
  3. Содействие формированию  у школьников здорового и активного образа жизни.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Организовать обучение учащихся школы технико-тактическим элементам мини-футбола.
  2. Пропагандировать мини-футбол среди школьников как универсальное и эффективное средство физического воспитания.
  3. Добиться увеличения числа школьников, систематически занимающихся мини-футболом и участвующих в массовых турнирах по этому виду спорта.

3. Технология педагогического опыта.

3.1. Личная концепция:

- поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры и на занятиях мини-футбольной секции;

- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;

- расширение границ двигательной активности младших и средних школьников за счет использования подвижных игр;

- активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших и средних школьников.

3.2. Социопрактический аспект педагогического опыта.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам.

Подростковый возраст - переломный период в развитии двигательных функций ребёнка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей.

В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний.

В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках.

Техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование учащихся в возрасте 10-11 лет наиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательности, системности и индивидуализации) учитель должен приучать школьников к тому, чтобы они выполняли задания на технику и тактику, прежде всего, правильно (т.е. адекватно и точно).

В данный период жизни детей развитие их координационных способностей необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрасте сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

3.3. Ценностно-смысловой аспект педагогического опыта.

Почему был выбран именно мини-футбол? Известно, что мини-футбол - всеми любимая и доступная для любого возраста игра, для организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. В тоже время мини-футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. А ещё у этой спортивной игры есть одно очень ценное качество. Мини-футбол универсален. Систематические занятия ребят мини-футболом оказывают на их организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и участия  в соревнованиях у занимающихся совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как взаимопомощь, активность, умение подчинять личные интересы задачам, стоящим перед коллективом, чувство ответственности, стремление к достижению высокого результата. 

3.4. Деятельностный аспект педагогического опыта.

Главным оружием игрока на поле, безусловно, является техника, то есть умение легко и непринужденно владеть мячом в самых разных ситуациях. Техничный футболист даже в одиночку может обыграть нескольких соперников, создать острый момент у ворот, легко отобрать мяч у атакующего противника или же просто подержать мяч, чтобы сбить атакующий прорыв противника. Поэтому значительную часть времени отвожу на тренировках технической подготовке ребят. Упор на «технику» на тренировках позволяет им во время игр в меньшей  степени акцентировать внимание на мяче, его обработке и сохранении, что  предоставляет больше времени на разработку комбинаций, оценку ситуации на поле, определение стратегии игры.

Прежде чем приступить к освоению основных технических приёмов игры, я даю своим ребятам несколько советов:

1. Разучивание каждого технического приёма лучше всего начинать с сильной ноги, то есть с той, которой легче бить по мячу.

2. Отрабатывать технические приёмы необходимо не от случая к случаю, а систематически.

3. Закрепляйте каждый разученный технический приём или в игровых упражнениях (2х2, 3х3, 1х1), или же непосредственно в играх.

4. Играя в мини-футбол с друзьями, старайтесь примечать у них положительное, чтобы затем попробовать выполнить это на тренировке.

5. Если у вашего товарища что-то не получается, постарайтесь помочь ему, продемонстрировав правильное выполнение приёма.

Техника мини-футбола делится на технику игры без мяча и технику владения мячом.

Что же представляет собой техника игры без мяча? В мини-футболе игрокам приходится постоянно совершать рывки, прыжки, резко  тормозить и вновь начинать движение под любым углом к первоначальному. С помощью поворотов игроки с минимальной потерей скорости получают возможность изменить направление перемещения, которое более соответствует возникшей игровой ситуации.

Для успешного ведения единоборств футболистам приходится также перемещаться по площадке в «защитной стойке», которая представляет собой позицию игрока на расставленных примерно на ширину плеч ногах, согнутых в коленях.

Для освоения этого необходимого в мини-футболе технического приёма можно использовать упражнения в передвижении приставными шагами, которые выполняются в парах.

1. Встав лицом друг к другу в положении защитной стойки, передвигайтесь по площадке в таком положении и постарайтесь осалить партнёра рукой в голень.

2. Один из игроков выполняет роль защитника, приняв защитную стойку. Его партнёр медленно ведёт на обороняющегося, заставляя его отступать, сохраняя защитную стойку. Действия защитника можно усложнить. Он должен убрать руку за спину (левая рука держит правую за локоть), что даёт возможность обороняющемуся почувствовать всю важность правильной «работы ног» при опеке соперника.

Однако для участников игры в мини-футбол, естественно, прежде всего, характерна игра с мячом. Составной частью техники владения мячом являются удары по мячу ногами и головой, прием (остановка) мяча, его ведение и финты, отбор, а также специальные технические приемы вратаря.

С чего же мы начинаем освоение технических премудростей этой игры? Самым эффективным способом для разучивания техники мини-футбола является жонглирование мячом. Сначала ребята учатся подбивать мяч стопой после отскока от поверхности поля. Освоив этот приём, они отрабатывают подъём мяча стопой прямо с поверхности поля. Почувствовав уверенность в выполнении жонглирования ногами, приступают к освоению жонглирования бедром и головой. В целом вырабатывается так называемое «чувство мяча» - это необходимое качество для освоения в дальнейшем всех технических секретов мини-футбола.

Удары по мячу ногами – основа техники мини-футбола. По способу выполнения они, как и в футболе, подразделяются на удары внутренней и внешней сторонами стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема, а также носком, пяткой и подошвой. Удары по мячу ногами игрокам приходится выполнять в самых различных ситуациях и положениях, по неподвижным, катящимся, летящим мячом – с места, в движении, в прыжке, в падении, с поворотами и т.д.

Однако во всех случаях выделяются три фазы удара: предварительная (разбег), подготовительная (замах бьющей ногой и постановка опорной ноги), рабочая (ударное движение и проводка). При выполнении ударов с места разбег, естественно, отсутствует.

В мини-футболе, для которого характерно постоянное давление соперников, а следовательно, и постоянный дефицит времени при выполнении технических приемов с мячом, время выполнения игроками упомянутых фаз сокращается. До минимума уменьшаются соответственно и мышечные усилия самого ударного движения. В соответствии с этим техника ударов по мячу ногами в этой игре приобретает свои специфические черты, которые также зависят и от динамических особенностей используемых в игре мячей.

Методическая последовательность разучивания каждого вида ударов по мячу ногами может быть такова: удары по неподвижным мячам с места, затем с одного шага (при этом главное внимание юных футболистов обращается на правильный подход к мячу и правильную постановку опорной и бьющей ноги в момент удара). После этого занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с разбега и, наконец, удары по катящимся и летящим мячам с места и с разбега.

В процессе обучения сразу же обращаю внимание занимающихся на правильное техническое выполнения каждого удара. После того, как тот или иной прием будет освоен в целом, можно перейти к работе над точностью ударов и лишь затем – над силой. Совершенствовать технику разученных ударов следует в комплексных упражнениях.

Итак, рассмотрим технику выполнения различных способов ударов по мячу ногами и методическую последовательность обучения занимающихся этим техническим приемам.

Освоение техники ударов, как правило, начинается с разучивания удара по неподвижному мячу внутренней стороны стопы. По мере его освоения занимающиеся переходят на разучивание этого удара по катящемуся мячу. Удар внутренней стороной стопы часто используется в мини-футболе как для передач мяча на короткие и средние расстояния, так и для обстрела ворот с близкого расстояния.

Достоинство этого удара – не в силе, а в надежности и точности. Техника выполнения его такова. Носок опорной ноги всегда должен совпадать с направлением предполагаемого движения мяча. Стопа согнутой в коленном суставе бьющей ноги перед ударом сильно разворачивается наружу и выносится вперед. Голеностоп напряжен. При соприкосновении стопы с серединой мяча туловище игрока наклоняется над мячом. Произведя удар, бьющая нога продолжает движение за мячом. Это движение и называется проводкой. Проводка распространяется на все виды ударов.

Примерные упражнения.

1. Занимающиеся выполняют размахивание бьющей ногой вперед с разворотом стопы на 90°. Затем это движение повторяется, но уже со сгибанием опорной ноги в коленном суставе перед началом движения бьющей ногой вперед.

2. Занимающиеся встают в 1–1,5 м от стойки и ударом по неподвижному мячу с места направляют мяч в стенку. Отскочивший мяч нужно остановить и вновь направить в стенку и т.д.

3. Занимающиеся упражняются в парах. Каждая пара имеет мяч. Игроки в парах, встав в 3 м друг от друга, выполняют удары сначала по неподвижному, а затем по катящемуся мячу, стараясь точно отдать партнеру в ноги.

4. Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры встают в 2,5–3 м друг против друга. Между ними из стоек сооружаются ворота шириной 70 см. Партнеры, остановив мяч, передают его друг другу низом так, чтобы он проходил в ворота. Затем упражнение выполняется в одно касание. Постепенно расстояние между игроками увеличивается, а также несколько уменьшается ширина ворот. Это упражнение можно провести в виде соревнования: за каждый неточный удар игрокам начисляется по одному штрафному очку.

5. На площадке из набивных мячей сооружаются ворота шириной 0,5 м. Занимающиеся с 7–8 м выполняют по 10 ударов по неподвижному мячу с места. Побеждает игрок, совершивший больше точных попаданий. Затем то же упражнение выполняется с одного, а потом с 2–3 шагов разбега.

6. На площадке размечается круг диаметром 10–12 м. Один из игроков встает в середину круга, остальные размещаются равномерно по кругу. Игрок, находящийся внутри круга, поочередно посылает мяч каждому занимающемуся. Принимающий мяч делает шаг вперед и внутренней стороной стопы возвращает мяч назад и т. д. Периодически игроки меняются ролью с участником, находящимся внутри круга.

7. То же, но игроки передвигаются по кругу, а мяч передается низом на ход бегущему игроку. При выполнении удара по мячу внешнее плечо игрока должно как бы выдвигаться вперед, а носок опорной ноги направляется в сторону игрока, стоящего в середине круга. Периодически игроки меняют направление своего передвижения по кругу.

8. Игроки разбиваются на пары. В каждой паре тот и другой игрок имеют по мячу. Они встают в 4–6 м друг от друга и ударом ногой посылают мяч партнеру, затем ударом по катящемуся мячу возвращают его обратно и т.д. При передачах игроки следят за тем, чтобы мячи не сталкивались.

В таблице 1 рассмотрены типичные ошибки, которые допускают начинающие игроки при освоении техники выполнения удара внутренней стороной стопы, их последствия, а также способы исправления таких ошибок.                                                                           Таблица 1

Удар внутренней стороной стопы

Технические ошибки

Их последствия

Как исправить ошибки

1

Опорная нога поставлена слишком далеко от мяча

Слабый удар

Сделайте специальную отметку для постановки опорной ноги и выполните 8-10 ударов

2

Недостаточно развёрнута стопа бьющей ноги

Неточный удар

Выполняйте размахивание бьющей ноги вперёд с разворотом на 90

3

Носок опорной ноги не совпадает с направлением удара

Неточный удар

То же, что и при исправлении ошибки 1

4

Туловище в момент удара отклонено назад

Мяч полетит по воздуху

Выполните 8-10 ударов с места, акцентируя внимание на наклон туловища в момент удара

Основными элементами технической подготовки полевых игроков в мини-футбол являются также ведение мяча, прием, обводка, дриблинг (ведение с обманными движениями и обводкой), подача. Рассмотрим несколько простых упражнений на развитие этих свойств:

Ведение.

Мяч запускается и ведется игроком на все возрастающей скорости.

То же, но скорость возрастает не от раза к разу, а в процессе ведения.

То же, с «переменой ног», т.е. четные касания, производятся правой ногой, а нечетные - левой (или наоборот).

Ни в одном из упражнений нельзя допускать отрыва мяча от игрока более чем на полтора метра и замедления скорости ведения.

Прием.

Прием «низом». Мяч запускается в сторону стоящего на месте игрока. Задача - принять и обработать мяч одним касанием, при этом остановив его.

То же, но принимающий игрок движется с достаточной скоростью. Его задача при этом либо остановить мяч, либо продолжить движение, применяя приемы ведения (пас «на ход»).

Прием «верхом». То же, что и в первых двух моментах, но мяч запускается на уровне головы игрока.

Обводка.

Обводка на скорости. Показать противнику, что в твои намерения входит уход в одну сторону, а после обманного движения уйти в другую.

«Обводка Гарринчи». Пробросить мяч между ног стоящего противник и быстро оббежать его. Очень опасный прием, т.к. велик риск потери мяча или травмы.

Дриблинг.

Дриблинг на скорости - Ведение мяча на высокой скорости с частой попеременной сменой ведущих ног

Дриблинг с препятствиями - проведение мяча между установленными согласно рис.1 отметками.

Изучение тактических действий и вариантов должно протекать в двух направлениях

- индивидуальная тактическая подготовка;

- групповая и командная тактическая подготовка

На основе индивидуальной тактической подготовки создаются прочные групповые и командные взаимодействия, как защитные, так и наступательные.

Когда решается задача индивидуальной тактической подготовки, речь больше должна идти о тактическом развитии индивидуума, личности, которая сумеет в нужное время использовать индивидуальные тактические знания и умения в интересах команды и гармонически взаимодействовать с коллективом.

В процессе повышения тактической подготовки должны совершенствоваться как защитные, так и наступательные варианты Больше внимания следует уделять воспитанию умения быстро переключаться от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему зашиты, от одних тактических действий к другим. Тренер обучает игроков тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. Однако механическое усвоение тактических действий и их вариантов может задержать проявление творческой мысли игроков и команды Тактическая подготовка — процесс творческий, игрок, имея необходимое тактическое мышление, должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям, несмотря на то, что противник в течение игры всегда будет стремиться к противодействию.

Основным средством тактической подготовки на этом этапе является тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение таким взаимодействиям надо начинать по мере того, как игроки овладеют основными техническими приемами. Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям с партнерами, не развивает в себе тактическое мышление, то в дальнейшем, даже имея необходимую техническую подготовленность, в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях он проявить себя не сможет. Развитие творческой мысли во время изучения групповых и командных взаимодействий важно и в том смысле, что оно способствует правильному восприятию действия противника в процессе игры. Это, в свою очередь, дает возможность в ходе матча перестроить без срывов и особых усилий план ведения игры.

Следует углублять познания игроков в тактике игры. Изучение теории должно предшествовать практическим занятиям по тактике. Действенным средством в овладении тактикой являются установки на игру и разборы прошедших игр, которые развивают способность к анализу своей игры и игры партнеров, открывают путь к творческому подходу в решении тактических задач, как общекомандных, так и индивидуальных.

Проводимые разборы игры являются своеобразной школой, где не только разбираются недостатки и достоинства игры, но, главное, намечаются пути, методы и средства к устранению ошибок. Практические занятия, проводимые после разборов, должны быть методическими, ставящими цель — устранение ошибок и недостатков, закрепление положительных действий, внесение нового для дальнейшего развития и совершенствования, уже известного.

На этом этапе футболисты уже знакомятся с системами игры. Тренеру следует подробно и доходчиво рассказать занимающимся о распределении обязанностей и функций игроков. Объяснение надо строить на будущих действиях игроков. Это и является первым шагом к его специализации. Известно, что футболисты, играющие на одном месте, лучше понимают поставленные перед ними задачи и лучше с ними справляются. Однако, иногда следует переставлять игроков, чтобы, играя на новых местах, они шире понимали игру, знакомились и овладевали бы функциями игроков других мест в команде. Это способствует лучшему пониманию взаимных действий, помогает анализировать игру каждого игрока в команде, вырабатывает умение предвидеть замыслы соперника и принимать более правильные решения в интересах всего коллектива

Как известно, футбольная игра ведется непрерывно. Поэтому следует специально рассмотреть отдельные игровые состояния. Назовем их условно тактическими фазами (фаза атаки и фаза обороны).

Что же представляет атака? Для фазы атаки характерны три стадии: начало, развитие и завершение. Начало атаки — это момент, когда команда овладела мячом. Развитие атаки — подготовка к взятию ворот. Завершение атаки — взятие ворот.

Методы атаки могут быть различными. Они определяются тренером и творчески дополняются игроками с учетом сил, игровых ситуаций и возможностей играющих команд. При разборе плана атак тренер, в основном, учитывает сильные стороны игроков своей команды и использует слабые стороны в игре соперника. Если команда располагает быстрыми, высокотехничными нападающими, опытными в индивидуальных и коллективных действиях, а соперник атакует большими силами, то выгоднее всего применить метод скоростных, малоходовых комбинаций. Если же он держит в обороне большое количество игроков, то малыми силами результата не достичь. В этом случае атаки готовятся с подтягиванием сил из тыла. Применяется широкий маневр, смена мест игроками. Средние передачи перемежаются с короткими, но в том и другом случае они должны быть очень точными и, конечно, своевременными. Завершающая стадия атаки проводится молниеносно, без дополнительных обработок мяча

Говоря о тактике обороны, прежде всего, следует определить, на чем она базируется и чему подчинена. Общеизвестно, что игроки оборонных линий на современном этапе развития футбола должны уметь не только разрушать, но также организовывать атаки и даже их завершать. Однако главная задача защитников состоит все-таки в том, чтобы бдительно и умело охранять свои ворота от наступающего противника. В связи с этим методика подготовки игроков защитных линий имеет свои особенности, связанные со спецификой их игры.

Защитники должны уметь предвидеть развивающие события; определять наиболее важные направления в развитии атаки соперника, отличать ложные ходы от истинных, принимать травильные решения, в плане как индивидуальных действий, так и коллективных.

На этом этапе используются уже знакомые футболистам средства тактической подготовки, но скорость и сложность их выполнения повышаются.

Применение тактических комбинаций, игровых упражнений, учебных и контрольных игр имеет более строгий характер. Здесь ставится задача не только четко выполнять задания, но и вносить элементы творчества в игру. Вводится ряд игровых упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 1:

игра через волейбольную сетку. Удары по мячу выполняются головой и ногами. Игра начинается с подачи ногой. Это упражнение можно варьировать в зависимости от подготовки игроков команды и конкретной цели данного упражнения.

Варианты упражнения:

а) с одним касанием мяча пола или земли;

б) игра на три или более передач;

в) опуская или поднимая сетку.

УПРАЖНЕНИЕ 2:

теннисбол:

а) только ногами;

б) только внутренней стороной стопы;

в) ногами и головой;

г) с касанием и без касания мяча пола, земли;

д) с ограничением и без ограничения касаний мяча и другие варианты

УПРАЖНЕНИЕ 3:

а) игры на меньшем по размеру поле с большим числом игроков, с ограничением и без ограничения касаний мяча с обводкой и без обводки соперника;

б) игры в двое ворот с ограничением касания мяча в середине поля и  обводкой соперника в их штрафной площадке.

Это упражнение способствует воспитанию физических качеств, совершенствованию технических приемов и тактических действий, которыми должны обладать современные футболисты.

Очень важными моментами в игре является сокращение времени на перестроение команды в переходах из обороны в атаку и организацию обороны после потери мяча

Разучивая отдельные тактические комбинации надо добиваться от партнеров единого понимания игровых ситуаций. Это определяет канву, по которой будет развиваться творчество футболистов.

Но разучивание игровых комбинаций не должно сковывать их. В тренировке следует отводить значительное место изучению, совершенствованию и применению тактических комбинаций при стандартных положениях (ввод меча в игру от ворот, из за боковой линии,  штрафные и свободные удары).

Таким образом, тактическая подготовка, по своему характеру, является одним из сложных этапов спортивной тренировки и требует серьезного, повседневного, творческого, последовательно труда.

На основании всех трех этапов тактической подготовки можно составить схему последовательности: развития навыков ее и подводящие упражнения, совершенствующие тактическое мастерство каждого игрока и команды в целом.

- Быстрое нападение;

- Зонная защита;

- Постепенное нападение;

- Персональная защита;

- Комбинированная зашита.

В процессе тактической подготовки футболистов, тренер должен уделять большой объем работы воспитанию и совершенствованию ее практических навыков и умений. Так как теоретическая часть подготовки вроде бы проста, занимающиеся легко и быстро усваивают и понимают все, что объясняет и требует тренер, а на занятиях на игровой площадке у футболистов возникают сложности во многих игровых упражнениях. Если индивидуальные тактические действия формируются довольно быстро, так как игрок легко запоминает свои игровые функции и обязанности, то с групповыми и командными действиями дело обстоит сложнее: они требуют высокого понимания и согласованности.

3.5. Прогностический аспект педагогического опыта. 

В результате систематических занятий в секции мини-футбола учащиеся младшей и средней групп смогут быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях, освоить основные технико-тактические навыки игры. Кроме того, регулярные занятия поспособствуют формированию у школьников силы и выносливости, улучшится деятельность их организма, увеличится работоспособность и укрепится здоровье.

Воспитанники примут участие в соревнованиях разного уровня. Участие в соревнованиях повысит их интерес к занятиям, позволит с наибольшей эффективностью продемонстрировать своё индивидуальное мастерство и обеспечит дальнейший рост технического мастерства в процессе занятий  мини-футболом.

4. Диссеминация педагогического опыта.

4.1. Диапазон опыта и степень его новизны.

Игра в мини-футбол является одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляет собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими.  

Мини-футбол дает широкие возможности для проявления личностных качеств, инициативы, доставляет удовольствие, создаёт хорошее настроение, содействует укреплению дружбы и взаимопомощи.

В спортивную секцию следует привлекать как можно больше обучающихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

С целью популяризации игры в мини-футбол во время каникул в нашей школе регулярно проводится мини-футбольный фестиваль. В этих увлекательных соревнованиях принимают участие и мальчики, и девочки.

 «Забей гол»

Игра проводится на волейбольной площадке. В каждой команде 6 человек (3 мальчика и 3 девочки). Между стойками на высоте 70–80 см протягивается шнур. На обеих сторонах поля обозначают ограничительные линии в 2 м от средней.

В игру вводят сразу два мяча. Игроки каждой команды стараются послать мяч ударом ноги под шнуром так, чтобы он вышел за пределы площадки соперника, т.е. забить гол, который будет засчитан лишь в том случае, если мяч пересечет лицевую линию площадки. Запрещается производить удары по мячу, находящемуся между ограничительной и средней линиями поля. Побеждает команда, забившая больше голов за установленное время.

 «Жонглеры»

Соревнования проводятся раздельно среди мальчиков и девочек. Ребята состязаются в жонглировании ногами мяча. Побеждает тот, кто успеет сделать больше ударов по мячу за установленное время.

Футбольный слалом

В каждой команде 8 человек (4 мальчика и 4 девочки). Перед каждой командой расставлено 6–7 флажков на расстоянии 3 м один от другого. Участники выстраиваются на старте в колонны по одному и начинают действовать одновременно. Первые номера берут футбольный мяч, по сигналу начинают продвигаться вперед, обводя мячом флажки («змейкой»), и таким же образом возвращаются обратно, останавливая мяч на линии старта. Это служит сигналом к началу игры для вторых номеров, в то время как первые становятся в конец колонны, и т.д. Побеждает команда, показавшая в эстафете лучшее время.

«Штурм крепости»

Участвуют две команды по 8 человек (4 мальчика и 4 девочки). В центре круга диаметром 8–9 м сооружается крепость из гимнастических палок в форме треноги.

По жребию одна из команд – атакующие. Расположившись за кругом, они передают друг другу футбольный мяч. Усыпляя таким образом бдительность защитников – 2 игроков из команды соперников, атакующие внезапно наносят по крепости удары мячом, стремясь разрушить ее. Защитники отбивают мяч любой частью тела, кроме рук. По истечении установленного времени команды меняются ролями. Победительницей признается команда, сумевшая разрушить крепость большее число раз.

«Пас-эстафета»

Участвуют несколько команд по 6 человек (3 девочки и 3 мальчика). Игроки выстраиваются за общей линией старта в колонну по двое. Перед каждой командой расставлено 5 флажков на расстоянии 3 м один от другого.

По сигналу два стоящих впереди игрока начинают продвигаться вперед, передавая друг другу мяч между флажками. Пройдя последний флажок, они меняются местами и таким же образом возвращаются обратно, останавливая мяч на линии старта. Это служит сигналом к началу игры для вторых номеров, в то время как первые становятся в конец колонны, и т.д. Побеждает команда, показавшая в эстафете лучшее время.

 «Эстафета футболистов»

Участвуют две команды по 6 человек (4 мальчика и 2 девочки). Команды выстраиваются друг против друга в колонну по одному. Расстояние между командами – 16 м. Впереди, в 15 м от линии старта, обозначается линия ворот. На ней устанавливают 3 стойки высотой 1,5–2 м на расстоянии 6 м одна от другой, которые образуют двое ворот. Далее, в 15 м от линии ворот, напротив каждой команды флажками отмечены поворотные пункты.

Первые номера занимают место в воротах перед командой противника. Вторые номера берут по футбольному мячу (желательно разного цвета) и по сигналу ведут их к воротам, стараясь забить гол. Защитники команды соперника стараются помешать им. В случае успеха вторые номера ведут мяч дальше к поворотным пунктам; обойдя флажки, возвращаются к воротам противника, передают мячи первым номерам, а сами занимают их место в воротах. Те, в свою очередь, начинают ведение мячей к линии старта, передают их третьим номерам, а сами встают позади своей колонны, и т.д. Эстафета заканчивается, когда головной игрок снова получает мяч и поднимает его над головой.

«Мяч в кругу»

Соревнуются две команды по 6 человек (4 мальчика и 2 девочки). Игроки одной команды располагаются по кругу радиусом 4 м и начинают передавать друг другу мяч, а два центровых игрока из команды соперника стараются его перехватить. По истечении определенного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, у игроков которой при передачах было меньше случаев потери мяча.

«Снайперы»

Соревнования проводятся раздельно среди мальчиков и девочек. На стене мишень диаметром 80 см. Каждый участник делает по ней с разбега 5 ударов мячом: девочки – с 7 м, мальчики – с 10 м. Побеждает тот, кто сделал больше точных ударов.

 4.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты.

С 2008 года ученики МОУ СОШ № 12 активно включились в проект «Мини-футбол в школу», который проводится под эгидой Российского футбольного союза совместно с Ассоциацией мини-футбола России.  

В 2008 году в районных соревнованиях по мини-футболу команда МОУ СОШ № 12 заняла 2 место.

В 2009 году в областных зональных соревнованиях  по мини-футболу команда МОУ СОШ № 12 заняла 2 место и завоевала путёвку в финал областных игр.

23 января 2010 г. команда школы №12 участвовала в финале областных игр по мини-футболу и стала серебряным призёром.

Участвуя в этих соревнованиях, ребята получают хороший урок настоящей спортивной борьбы, познают её вкус, приобретают бесценный опыт, который им пригодится в будущем.

 

4.3. Трудоёмкость опыта, риски.

Риски

Способы преодоления рисков

Потеря интереса к занятиям спортом

Мотивация детей с помощью похвалы, проведение  спортивных игр, эстафет и соревновательных мероприятий.

Переутомления организма  футболиста

Уменьшение нагрузки,

дополнительный отдых.  

Медленно осваивает   технические приёмы

Спортивные игры на развитие внимания, индивидуальные занятия.

4.4. Формы тиражирования опыта.

Опыт работы по формированию технико-тактических навыков школьников младшего и среднего звена по мини-футболу был представлен в 2010 году на конкурс педагогического мастерства учителей физической культуры Выксунского района и получил высокую оценку комиссии (2 место).

5. Методическая литература

1. Андреев С.Н. Футбол в школе. - М.: Просвещение, 1986 .

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М., 1980.

3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. - М., Фон, 1997.

4. Вихров К.Л. Футбол в школе: Учебно-методическое пособие. - К.: Рад. шк., 1990.

5. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2005)

6. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол - игра для всех. - М.: Советский спорт, 2007.

7. Чичикин В.Т. Физическая культура. Региональная программа для 1-4 классов. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: «Формирование технико-тактических действий школьников через систему занятий с углубленным изучением баскетбола»

Ведущей идеей опыта является постоянное совершенствование и новизна системы занятий по баскетболу с детьми, выявление эффективных форм и методов, единство уроков физической культуры и внек...

Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла.

"Природоведение»  продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физичес...

Сценарий Новогодней елки для младшего и среднего звена

Сценарий Новогоднего представления "Новогодние приключения трех поросят" можно использовать для проведения утренника в детском саду и детского представления в школе...