ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья по физкультуре по теме

 

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловля, упражнения с предметами, поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_i_sportivnye_igry.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

учитель физической культуры

Марочкина Елена Николаевна,

МОУ «СОШ № 30»

г. Старый Оскол

Где школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым от постоянной тирании предметников, как не в играх и соревнованиях после уроков!? Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка.

А ещё можно себя показать, какой ты сильный, быстрый, ловкий, смекалистый, получить награду и приз, попасть в сборную команду школы и участвовать в соревнованиях.

          Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. В основе игр лежат физические упражнения, в ходе выполнения которых занимающиеся незаметно для себя овладевают навыком основных движений.          

Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловля, упражнения с предметами, поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Все игры для детей, построенные на движении, делятся на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Первую группу составляют игры разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них выделяют сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы, игровые упражнения.

Вторая группа – спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол и другие. В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста  применяют их с упрощенными правилами. Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер. Поскольку сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (играющих может быть от 5 до 25 человек), то  широко используем игры в разных условиях и с разными целями, используем возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они исполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех (для 1-ых и 2-ых классов).

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания.

Особый интерес у детей вызывают игры-забавы, игры-аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (выполнить движение с завязанными глазами, бежать в мешке, пробежать, держа в руке ложку с положенным шариком и не уронить). Подобные забавы  организовываем и проводим на спортивных праздниках, досугах. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности.

Для детей 1 и 2 класса при ознакомлении с эстафетами используем простые эстафеты (с одним заданием); в 3-4, 5- 6 классах – комбинированные.

Линейные эстафеты – участники перемещаются прямолинейно или выполняют задания по цепочке.

Круговые эстафеты – участники построены в круг, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону.

Встречные эстафеты – половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет на встречу друг другу.

«Младшие братья» спортивных игр: мини-футбол, мини-волейбол, мини-гандбол, мини-баскетбол. Упрощение правил облегчает ребятам возможность «нарабатывать» постепенно специальные навыки. При всех упрощениях в правилах мини-игры нисколько не теряют в эмоциональности и зрелищности спортивных баталий.

Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности, но в целом, от других видов спорта игровые виды отличаются комплексным воздействием на организм занимающихся. Наряду с развитием двигательных качеств они воспитывают коллективизм, взаимопомощь, сознательную дисциплину, умение сдерживать эмоции, чувство ответственности, активность.

В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания, удары по мячу или шайбе.

Игроки выполняют работу переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. Разнообразные движения, особенно при занятиях на свежем воздухе способствуют улучшению общего обмена веществ в организме, улучшению деятельности органов и систем организма, развитию двигательных качеств, особенно ловкости, быстроте реакции и перемещений. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного и вестибулярного анализаторов.

У каждого из нас остались в памяти подвижные игры детства. Некоторые из них особенно любимы нами, потому что были проиграны в свое время десятки раз, изучены досконально. В одной и той же игре, особенно в сюжетной полуспортивной игре, ее участникам от раза к разу раскрываются все новые стороны. Кто не сумел догнать, перетянуть, осалить мячом, побывать в роли пленного или капитана, сможет это сделать на другом занятии при повторном проведении игры. И это особенно ценно для детей младшего и среднего школьного возраста.

Подготовка к проведению игры.

Игру можно сравнить с маленькой войной без человеческих жертв. Учитель (руководитель игры) выступает при этом, как полководец. Обязанность – продумать все детали, прежде чем сообщить задачу и ход операции (игры) своим подопечным.

«Руководство играми составляет очень трудную задачу» - много лет назад писал П.Ф. Лесгафт. Замечание это справедливо. Руководить коллективом играющих, решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации игры – дело непростое, требующее подготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ   ИГРЮЩИХ.

Младшие школьники неадекватно относятся к своим возможностям и умениям и поэтому все дети желают быть водящими или капитанами. Объясняем, что роль водящего в игре – самая ответственная, он (водящий) должен быть быстрым, сообразительным, хорошо владеть мячом и т.д. При выборе водящего использую «считалку», жеребьевку или назначаю по своему выбору (основываясь на физических показателях данного ученика).

Последующие водящие выявляются обычно сами собой по результату прошедшей игры.  

Командные игры -  наиболее эффективное средство закрепления навыков и воспитания коллектива. Интересно играть, когда команды примерно равны по силам.

При составлении команд используем следующие методы:

- по расчету в строю;

- перестроениями в движении (фигурной маршировкой);

- по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, вызывая их из строя.

          ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ проводим по схеме:

1. Название игры.

2. Роли играющих и расположение их на площадке.

3. Ход игры.

4. Цель игры.

5. Правила игры.

          Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Учитываем не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий, а также отмечаем тех, кто лучше всех действовал не площадке.

          В процессе проведения разноплановых игр проводим наблюдения за поведением занимающихся, уточняем особенности их характера, темперамента, физические возможности. Определяем для себя:

- общее физическое развитие ученика;

- степень развития отдельных физических качеств;

- способность сочетать качественные показатели спортивного двигательного акта (сила, быстрота, выносливость);

- способность концентрировать внимание;

- проявление инициативы и настойчивости;

- проявление трусости и нерешительности;

- отношение к соперникам по игре;

- отношение к партнерам по команде;

- отношение к собственным ошибкам, их исправление во время повторной игры;

- общую дисциплинированность, требовательность к себе;

- отношение к победе, поражению.

           Поскольку детям младшего школьного возраста нравятся веселые, зрелищные интересные игры и соревнования, то все мероприятия разрабатываем с учетом их интересов. В играх и соревнованиях широко используем народные костюмы, танцы, песни, эстафеты и конкурсы с неожиданными сюрпризами, шутками.

           Соревнования, игры, состязания, походы, викторины, спартакиады сближают самих учеников, а также решается проблема «учитель-ученик».

          При подведении итогов соревнования отмечаем каждого участника, для чего разработана система поощрений (обычно медали, значки, открытки с надписями «самый смелый», «самый ловкий» и т.д., девочки получают сердечки «Мисс красавица», «Мисс очарование»). Получение мини - призов сглаживают горечь поражения всей команды,  повышает интерес к подобным мероприятиям.

          Не меньшее значение имеет учёт психических особенностей учащихся:

          - детям с заторможенным восприятием и мышлением даётся больше времени для осмысления заданий, подготовки к выполнению упражнения;

          - эмоциональным, легко возбудимым детям создают спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они демонстрируют свои достижения;

          - детям нерешительным, предоставляется определенное время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказывается страховок и помощь (особенно необходимы поощрения и похвала).

          Ведущим считаем такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности. Главное же и в учебной, и во внеклассной  деятельности – создавать атмосферу интереса к занятиям физической культурой.

                                     

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. И.М.Бутин, И.А.Бутина, Т.Н.Леонтьева, С.М. Масленников

Физическая культура в начальных классах – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

  1. М.В. Видякин

Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе – Волгоград: Учитель, 2006

     3.  М.Н. Жуков

      Подвижные игры. – М.: Академия, 2000.

      4.   Ю.И. Иванов    

Играйте на здоровье: подвижные игры, народные забавы, аттракционы. –         М.: Просвещение, 1991.

      5.  О.П. Козак

      Путешествие в страну игр. – СПБ.: Дело, 1997.

      6.  И.М. Коротков

       Подвижные игры для детей. – М.: Просвещение, 1987.

      7. А.С. Кумынцев А.С.

       Подвижные игры на уроках физической культуры

       Спорт в школе. – 2002. - №16 – С.5

       8. Н.Д. Ломов

      Спортивные и подвижные игры: Учебное пособие. – М.: Просвещение,    1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности «Установи свой Здоровый Рекорд» (для обучающихся 5-11 классов)

В конспекте представлено:  ОРУ со скакалкой, обучение индивидуальным прыжкам на скакалке, групповым прыжкам на канате....

Технологическая карта внеурочного занятия «Мир спортивных игр» в 5 «В» классе

Занятие по БадминтонуТема: Различные виды жонглирования с воланом, выполнение ударов открытой и закрытой стороной ракетки.Тип занятия: образовательно – тренировочной направленности.Цель: содействие вс...

Внеурочные занятия. Подвижные игры в начальной школе.

Тематическое планирование. Подвижные в начальной школе....

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 8-11 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) педагогического работника...

Технологическая карта внеурочного занятия «Спортивные игры» в 7-8 классах

Технологическая карта внеурочного занятия  ( волейбол)...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...