Здоровье - основа эффективного обучения
статья по физкультуре по теме

Дюкарева Марина Валентиновна

« Физические управжения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит физическийх упражнений» Анджелло Моссо, итальснский физиолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_kak_osnova_effektivnogo_obucheniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье-основа эффективного обучения

Здоровье — богатство, которым нужно распоряжаться рационально и умело. Здоровье является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. От него зависит полноценная семейная жизнь, карьера, творческое долголетие, здоровье будущего потомства. К сожалению, во многих случаях мы пренебрежительно относимся к собственному здоровью, многие не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой, норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам(курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.

Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, т.е.от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в дошкольные годы и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Что входит в само понятие «здоровье» ?  

Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье- это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, т.к. оно направлено на оценку статистической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выбирать тактику последующих действий, направленных на их преодоление.

В современном научном понимании «здоровье школьника» включает комплекс признаков:

1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) гармоническое физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

4) высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней с полным выздоровлением.

Понятие "здоровье детей и подростков" и его комплексная оценка разработаны Всесоюзным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи в 1982 г.

Исследования НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России выявили функциональные отклонения здоровья у 52-65%, пониженную сопротивляемость болезням у 30%, отклонения в физическом развитии у 12-25% учащихся с 1 по 11-й классы общеобразовательных школ.

Обобщенные данные Министерства здравоохранения свидетельствует о том, что половина детей, поступивших в 1-ый класс, имеют функциональные отклонения здоровья, а 2/3 выпускников школ - хронические заболевания.

В России 25,3 млн. детей школьного возраста. Их зрелость перед поступлением в школу снизилась в 2 раза (!), уровни учебной нагрузки в школах завышены ( в гимназиях и лицеях до 8 раз !).  Уровни физической активности учащихся в 2,3 раза ниже минимально необходимых. что обуславливает снижение мышечной силы на 18% и жизненной емкости легких на 15%. В результате за последние10 лет число детей, страдающих сколиозом, выросло в 10 раз, болезни легких, ухо-горло-нос и часто болеющих (ОРЗ,ОРВИ, ..) - в 8 раз.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения.