Здоровье - основа эффективного обучения
статья по физкультуре по теме

Дюкарева Марина Валентиновна

« Физические управжения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит физическийх упражнений» Анджелло Моссо, итальснский физиолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_kak_osnova_effektivnogo_obucheniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье-основа эффективного обучения

Здоровье — богатство, которым нужно распоряжаться рационально и умело. Здоровье является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. От него зависит полноценная семейная жизнь, карьера, творческое долголетие, здоровье будущего потомства. К сожалению, во многих случаях мы пренебрежительно относимся к собственному здоровью, многие не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой, норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам(курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.

Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, т.е.от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в дошкольные годы и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Что входит в само понятие «здоровье» ?  

Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье- это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, т.к. оно направлено на оценку статистической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выбирать тактику последующих действий, направленных на их преодоление.

В современном научном понимании «здоровье школьника» включает комплекс признаков:

1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) гармоническое физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

4) высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней с полным выздоровлением.

Понятие "здоровье детей и подростков" и его комплексная оценка разработаны Всесоюзным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи в 1982 г.

Исследования НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России выявили функциональные отклонения здоровья у 52-65%, пониженную сопротивляемость болезням у 30%, отклонения в физическом развитии у 12-25% учащихся с 1 по 11-й классы общеобразовательных школ.

Обобщенные данные Министерства здравоохранения свидетельствует о том, что половина детей, поступивших в 1-ый класс, имеют функциональные отклонения здоровья, а 2/3 выпускников школ - хронические заболевания.

В России 25,3 млн. детей школьного возраста. Их зрелость перед поступлением в школу снизилась в 2 раза (!), уровни учебной нагрузки в школах завышены ( в гимназиях и лицеях до 8 раз !).  Уровни физической активности учащихся в 2,3 раза ниже минимально необходимых. что обуславливает снижение мышечной силы на 18% и жизненной емкости легких на 15%. В результате за последние10 лет число детей, страдающих сколиозом, выросло в 10 раз, болезни легких, ухо-горло-нос и часто болеющих (ОРЗ,ОРВИ, ..) - в 8 раз.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Доклад "Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий".

Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой ст...

Родительское собрание «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения».

Родительское собрание «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения»....

Взаимодействие воспитателя и воспитанника во внеурочное время как основа эффективного обучения

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и дела...

Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы.

Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка....

Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы школы

Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру. Здоровье учителя — категория не столько медицинска...

Группа, как субъект учебного взаимодействия - основа эффективности интерактивных технологий обучения.

В статье говорится о социально-психологических механизмов и процессов, которые делают взаимодействие  в группе эффективным инструментом обучения. Повышение мотивации учебной деятельности в процес...