Доклад "Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий".
методическая разработка по истории по теме

Лебедева Татьяна Тихоновна

 Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых  учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение, общеобразовательная школа – интернат №1 среднего (полного) общего образования г.Томск

Доклад на тему:

«Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий».

Разработала учитель истории:

Лебедева Т.Т.

 Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых  учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории.

Можно ли избежать трудностей, неизбежно возникающих при реализации знаниевого подхода к сущности исторического образования? Как с помощью истории развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?  Ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать его образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.

Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источником или решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, использовании всего учебно-методического комплекса. Очевидно, что нужно учитывать и индивидуальные различия ребят. Одним из возможных путей является использование информационных технологий обучения.

Компьютер уже давно и прочно вошёл в современную жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой «чудо-техники» нельзя представить себе и школу.

 В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.) значительная роль в развитии системы образования отводится информатизации образования. «Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий» - рассматривается как одна из главных задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования.

Главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий в обучении не только информатике, но и на уроках других предметов. ИКТ позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

Проблема использования информационных технологий в ходе изучения истории в настоящее время стала как никогда актуальной. Само содержание исторической науки создает широкие возможности для этого. Бесспорно, история принадлежит к циклу дисциплин гуманитарного профиля. Однако это не меняет того обстоятельства, что она оперирует совершенно точными понятиями, цифрами, датами, исследует состояние общества в динамике.

Компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным. Это актуализирует тему исследования: Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий.

Перед каждым педагогом, решившим работать с информационными технологиями, становятся вопросы: «Как правильно организовать урок с использованием средств мультимедиа? Как выбрать нужную программу? Как самостоятельно компоновать материал для конкретного урока? Как научиться максимально использовать возможности компьютера на уроках? Как учесть индивидуальные возможности ученика? Можно ли говорить о новой методике преподавания истории в школе?»

Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых  учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи необходимо найти пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории.

Как с помощью истории развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?  Ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Урок истории – один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать его образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.

 

Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источником или решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, использовании всего учебно-методического комплекса. Очевидно, что нужно учитывать и индивидуальные различия ребят.

 Одним из возможных путей является использование информационных технологий обучения, которые:

  • позволяют реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения;
  • оказывают сильное воздействие на память и воображение;
  • облегчают процесс запоминания;
  • позволяют сделать урок более интересным и динамичным;
  • погружают  ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи;
  • создают иллюзию соприсутствия, сопереживания;
  • содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом

 

 

Применение информационных технологий позволяет создать адаптивную систему обучения, которая:

  • дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения;
  • предполагает дифференциальный подход к учащимся;
  • повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
  • гарантирует непрерывную связь в отношениях “учитель - ученик”;
  • способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
  • повышает мотивацию учения;
  • развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

 Таким образом, можно  в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории.

 Технология опыта: 

  • исследование общих подходов к изучению информационных технологий обучения на уроках истории;
  • рассмотрение  особенностей применения информационных технологий на уроках истории;
  • диагностирование эффективности обучения истории, опытно-экспериментальная работа.

 

 Результативность: Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета истории, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Применение ИКТ на уроках истории способствует: овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне, формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулированию познавательного интереса к предмету, осуществлению практической подготовки к экзамену.

 Сущность опыта. 

Опыт деятельности по применению информационных технологий на уроках истории.

Как учителю истории, для меня важен вопрос использования информационных технологий в преподавании этого предмета.

В своей работе я применяю различные способы применения мультимедиа, которые помогают преобразить урок, сделать его более доступным для восприятия детей.

Во-первых, использование готовых электронных  пособий. Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

В  5 классе можно использовать диск «Древняя история. 5 класс» издательства электронной библиотеки «Просвещение». Здесь представлены: карты Древнего мира с описанием, возможностью навигации и масштабирования, тексты исторических первоисточников, биографии и портреты видных исторических деятелей, анимированные ролики, иллюстрирующие различные события, словарь, тесты. Диск: Семь чудес света.

В 6 классе я использую диск « Средневековье. Здесь содержатся:  презентации, тестовые задания, рисунки, схемы. В 7 – 8 – х классах я использую диски: « Новое время.» « Новейшее время.» В них содержатся: презентации, схемы, плакаты. Диск: « Новые семь чудес света.» В 9 – х классах Фотохроника ВОВ». Здесь представлены:фотохроника ВОВ, карты.

.

На уроках, посвященных Великой Отечественной войне, использую DVD диски с  фильмами. Например: «Накануне», Освобождение», «Июнь 41 года. и др.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологи,которая:.

  • расширяет возможности педагогического процесса и самообразования;
  • систематизирует отдельные элементы знания;
  • обобщает образовательный опыт, помогает находить и обрабатывать информацию;
  • дает возможность использовать различные источники данных;
  • учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
  • обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;
  • формирует «чувство локтя», командного сотрудничества;
  • воспитывает навыки самообразования и самоорганизации.

 

С этой точки зрения наиболее актуальными представляются проектные технологии. Использование метода проектирования позволяет подготовить и преподнести учебный материал  в необходимом объеме, но в качественно ином виде, что в свою очередь способствует лучшему усвоению этого материала учащимися.

Кроме того, данный метод создает пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.

Одним из инструментов метода проектов являются презентации программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

 Презентация включает план урока, проблемное задание, которое будет проверено затем в очной форме, те и иллюстративный материал, биографии исторических деятелей, плакаты тех лет.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-9 -x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность:

1. Использование карт.

2. Использование рисунков.

3. Демонстрация портретов исторических деятелей.

4. Использование диаграмм.

5.  Тесты

Целесообразна также организация работы с материалами, подготовленными самими школьниками. Например, среди моих учеников популярно подготавливать домашнее задание о выдающихся личностях в виде рефератов, готовить тесты.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При актуализации знаний, например, по теме “Северная война” использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Исследовательские работы учеников становятся более наглядными при использовании презентаций: здесь и самая главная информация и диаграммы, старые фотографии и отсканированные документы.

Информационные технологии можно применить в различных типах уроков. Например, вводный урок должен помочь учащимся восстановить в памяти основные знания предыдущего курса и дать общую характеристику нового курса. Здесь уместны будут презентации «Экскурс в историю».

В комбинированных уроках для проверки домашнего задания можно составить тесты с гиперссылками .Объяснение нового материала сопровождается слайдами с иллюстрациями: портреты исторических личностей с краткими биографическими сведениями, картинами, иллюстрирующими исторический период, событие, археологические находки, предметы культуры и т.д.

Изучение и закрепление нового материала может сопровождаться заданиями на заполнение таблиц.Например, привести в соответствие  картины и их авторов, портреты и имена деятелей. Так же нельзя забывать и устную речь - расскажи по схеме, оживи картину.

Работа с картами важная часть уроков истории. Здесь можно применить не только готовые карты, но и самим делать. Например, подготовленную картосхему можно разукрасить по заданию учителя.

Лабораторная работа на уроках истории чаще всего строятся на новых для учащихся источниках знаний. Большую часть урока ребята работают самостоятельно с источниками, документами по вопросам и заданиям, подготовленными учителем. Например, по теме «Петр - великий реформатор или вешатель», ученики, работая с источниками, выясняют оценку деяний  Петра Соловьевым, Ключевским, Карамзиным и т.д.

Повторительно-обобщающие уроки интересны будут, если их построить в виде игр. Например, типа телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «КВН».  Для старшеклассников одним из распространенных занятий является семинар, где сообщениям сопровождаются презентациями.

При проведении уроков очень удобны интерактивные доски. Специально разработанных программ для них пока недостаточно. Можно разработать самим с помощью применения различных технологических приемов. При этом, эти приемы хороши и для использования без интерактивной доски – проецированием на экран.. Интерактивная доска способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения – интерактивных электронных плакатов. 

По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, где обеспечивается передача определённого объёма информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля. В отличие от мультимедийного урока интерактивный плакат может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь.

Элементами такого плаката могут быть

  • Создание режима «скрытого изображения» (возможность включения и выключения разъясняющей информации;
  • Иллюстрированный опорный конспект;
  • Многоуровневый задачник;
  • Набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
  • Конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).

 

Прием – «Лови ошибку!»

Сам приём заимствован у А. Гина. Можно переделать его в мультимедийный вариант. На экране появляется учебный эпизод, в котором учитель намеренно допускает ошибки (неправильная запись даты, неправильный ответ, неверный комментарий к иллюстрации, изображение с какими-то искажёнными деталями и т.д.  И важное принципиальное условие. Завершить выполнение учебного задания необходимо подчёркнутой демонстрацией правильных ответов, не останавливаться только на устных версиях учащихся. Необходимо выделить правильный ответ другим цветом шрифта, эффектами анимации и другими способами выделения.

Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников - найти контраргументы.

Прием «Анимированная указка». Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться старая, добрая указка. В таком случае педагог не загораживает экран, обращает внимание на важный объект на слайде. Некоторые учителя используют и современные светящиеся указки. Но иногда полезнее использовать ниже описанный технологический приём.

Учитель обращает внимание на отдельный объект слайда с помощью анимированной указки. По щелчку мыши над нужным объектом (или под ним) появляется стрелка, указывающая на него. Стрелка должна быть хорошо видна, рекомендуется эффект моргания,  чтобы учащиеся обратили внимание на указанный объект.

Вариант 2. Возможно выделение объекта, благодаря созданию триггера. Объект меняется, когда учитель или ученик щёлкают по нему.

Вариант 3. Создаём гиперссылку. Настройка действия «по наведению мыши». Карта копируется столько раз, сколько объектов мы намереваемся указать (выделить). Каждому объекту придаём эффект анимации (лучше всего «мерцание»). Переход на другой слайд абсолютно незаметен. Не забудьте настроить презентацию так, чтобы вспомогательные слайды не были доступны при демонстрации.

Прием «Лупа». Этот прием можно использовать при изучении тем культуры. В более сложных компьютерных программах он, безусловно, работает эффективней, но и в условиях постановочных демонстраций его применение оправдано, когда нужно сконцентрировать внимание на детали иллюстрации при сохранении её общей панорамы.

Необходимый фрагмент «вырезается», увеличивается и затем по щелчку появляется в необходимом участке иллюстрации. Для создания полного эффекта «лупы» рекомендуется разместить рисунок в автофигуре «овал», создав имитацию настоящей лупы. Для анимации наиболее удачен эффект «увеличение». Ещё одна практическая рекомендация. Следите за качеством увеличенного фрагмента. Используйте только те, которые при увеличении не стали размытыми, нечёткими. Например, картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»: с помощью этого метода можно обратить внимание детей на отдельные персонажи.

Прием «Анимационная эвристика». Этот приём выполнить его достаточно просто. Пояснительный текст после термина появляется по щелчку. Это может быть не только текст. Учитель может создать проблемную ситуацию. В ходе обсуждения, «мозгового штурма» ученики выходят на решение учебной задачи. И лишь после этого появляется иллюстрация, формула, схема, таблица, фамилия учёного или литературного персонажа и т.п.

 Прием «Листание». Используется в целях концентрации большого объёма иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить сюжет произведения, творчество художника, поэта, писателя и т.д. Принцип «листания» может имитировать чтение книги, например, при описании череды событий.

Технически это достигается следующим образом. На одном из участков экрана создаётся рамочка, имитация развёрнутой книги и т.д. Иллюстрации, фрагменты текста, схемы, таблицы и пр. накладываются один на другой. Появляться они могут по щелчку или автоматически друг за другом в зависимости от дидактических целей учителя

Во внеклассной работе приемы мультимедиа сплачивают учителя и ученика. Они становятся одной командой. Например, проект « Томичи в боях за Родину.». Основополагающий вопрос - Какую роль сыграли Томичи в Победе в Великой Отечественной войне?

Вспомогательные вопросы:

1) Какую цену заплатили наши Томичи -фронтовики в Победе над фашизмом?
2) Какой вклад внесли женщины и дети в Победе в Великой Отечественной войне?
3) Какова была цена Победы для каждой семьи и для моей семьи в частности?

Еще одной сферой применения информационных технологий в практике преподавания истории сегодня является использование ресурсов сети Интернет. Интернет-сфера позволяет органично интегрировать информационные технологии в практику традиционного урока.

Как известно, в процессе обучения истории учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Традиционная библиотека сегодня уже не является основным источником подобного рода информации, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объёме не только на электронных носителях, но и в Интернете.

Электронная библиотека очень удобна в поиске необходимой информации. Достаточно зайти в сайт какой-нибудь библиотеки, найти необходимую литературу и написать в поиске одно или несколько слов из отрывка и тут же высветятся эти слова. Например, даны отрывки из поэмы Гомера «Илиада», где пропущены имена персонажей. Пользуясь этим методом, можно легко восстановить целостность отрывка или узнать о ком идет речь.

Использование ресурсов Сети, однако, не ограничивается развитием самостоятельных поисковых навыков учащихся.

Можно проводить «Интернет-бои»: ученикам дается ряд сложных вопросов, и они соревнуются, кто больше найдет ответов на эти вопросы по Интернету за определенное время.

Новые информационные технологии, в частности возможности передачи по сети Интернета текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, создают огромные возможности их использования в педагогическом процессе. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователю  - учителю и учащимся - громадные возможности выбора источников, получения разнообразной информации (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев).

Интернет - это также возможность совместных проектов c учащимися других школ, получения образования «на расстоянии»: в различных образовательных учреждениях нашей страны или за рубежом.

Социологические исследования, проводимые как за рубежом, так и в России, в частности в Российской академии образования, показывают, что школьники, активно работающие с компьютером (не обязательно в Интернете), обнаруживают более высокие коэффициенты умственного развития, общей культуры, стремление больше читать, посещать музеи и театры и т.п., чем их «некомпьютеризованные» одноклассники.

Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, a применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Традиционные модели обучения истории не дают возможности обращения к базам данных исторических источников. Учитель и учащиеся ограничены тем набором документов, которые размещены в учебниках и в хрестоматиях. Объем имеющейся в Интернете текстовой, статистической и графической информации на несколько порядков превышаютобъемы любых печатных изданий. Но это обстоятельство таит в себе и немалые трудности. Перед учителем возникает проблема отбора информации с учетом целей обучения, психолого-возрастных особенностей учеников. A те, в свою очередь, должны обладать определенными умениями работы с историческими источниками.

Всем известно, что на происхождение племени "русь (или "рось") существуют две точки зрения. Одни ученые придерживаются "норманнской" теории, другие - "славянской". Нужно  познакомить учащихся с обеими теориями, которые описаны в трудах А.В. Воронина, Р.Г. Скрынникова и И.Н. Данилевского.  После ознакомления можно спросить учащихся, какая точка зрения наиболее близка им самим и почему. В частности, по главе "Русь: варяги или славяне?" учащимся можно дать задание найти слова, подтверждающие мнение автора о том, что русские племена "норманнского" происхождения, в чем состоит разница между скандинавскими племенами и исконно славянскими, и попросить учеников найти в тексте описание, подтверждающих или опровергающих эту разницу.

Важное место на уроке принадлежит и работе с картографическим материалом. Работая с картой, ученики запоминают названия соседних с Русью племен, по просьбе учителя называют племена, вошедшие в древнерусское государство к 882 , 980 году. В конце урока учащиеся делают вывод, что в IX веке на территории проживания славянских племен сложились объективные предпосылки для создания Древнерусского государства.

Интернет-история Первой мировой войны

Львиную долю наиболее востребованной информации на сегодняшний день составляют коллекции рефератов и им подобных работ. Учащиеся, пользуясь готовой шпаргалкой, копируют рефераты, поверхностно видоизменяют их и представляют как собственную работу. Гораздо уместнее специальные задания, направленные на анализ, оценку с той или иной точки зрения готовых рефератов. Еще более интересным представляется постановка таких заданий, которые требуют анализа, осмысления текста, будь это книга или готовый реферат из Интернета, что снижает вероятность обнаружения готового реферата именно такого содержания. При данном подходе обращение к коллекции рефератов и работа с ней будут способствовать как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории. Или же по теме реферата подготовить презентацию. Ученику придется выбрать из огромного текста самую необходимую информацию, чтоб оформить небольшой текст слайда.

Обширная информация, представленная в сети Интернета, может быть использована учителями для подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы c лекциями выдающихся историков, выдержки из документов, схемы и таблицы можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (например, фрагменты из текстов трудов историков, из документов c вопросами и заданиями к ним, которые может составить сам учитель). Не у каждого  учителя есть в кабинете сочинения Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, тексты «Повести временных лет», Русской Правды, Соборного уложения. 

Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере, цветном или черно-белом. Используя специальную проекционную аппаратуру, можно иллюстрации, получаемые по сети Интернета, демонстрировать на большом экране в классе.

Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети Интернета, как организация виртуальных экскурсий,что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе организацию экскурсий реальных, c выездом за пределы своего города или региона.  Учитель после ознакомления с материалами сайта сам сможет составить план экскурсии или поручить это подготовленным учащимся.

Пользуясь материалами сети Интернета, можно организовать исследовательские творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории, активизации познавательной активности.Так, c помощью сайтов, посвященных Отечественной войне 1812 г., восстанию декабристов, Великой Французской революции, можно организовать проекты для учащихся.

При изучении темы «Отечественная война 1812 г.», используя сайт «Проект 1812 г.» (http://www.museum.ru/museum/1812/), учитель может дать опережающее задание нескольким группам учащихся — подготовить материалы об армиях и вооружениях России и Франции, o выдающихся деятелях войны, об отражении войны 1812 г. в изобразительном искусстве.

 При изучении темы «Восстание декабристов» уместно опережающее задание: проследить, воспользовавшись материалами алфавитного указателя на сайте «Музей декабристов» (http://www.dedemb.hobby.ru), чем был занят каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 г. Можно организовать предметный вечер, посвященный судьбам декабристов, их жен. Материал, в том числе иллюстративный, для этого на сайте есть, и его авторы не препятствуют копированию. Особую остроту придадут предметному вечеру использование взглядов судей: на сайте размещены воспоминания и записки Николая I, чиновника А.Д. Воровкова. Можно также просмотреть вариант использования того же сайта c рекомендациями, помещенными в разделе «В помощь учителю истории. Интернет на уроках».

При изучении курса истории Отечества ХХ В. в 9 классе   поручить одному-двум учащимся подобрать материал o самолетах и вертолетах Советской Армии, их возможностях. Еще одному-двум учащимся — такой же материал о летной технике противника.

Материалы сети Интернета можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем можно рекомендовать учащимся обратиться к материалам соответствующих сайтов для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение. Так, учащиеся 5 класса, имеющие навыки работы c компьютером, могут самостоятельно по заданию учителя провести поиск дополнительной информации на сайте «знаменитые греки» (http://www.geocities.com/Athens/Асадету/3923/Greek.htm/и выступить c сообщением на уроке.

Для учащихся, интересующихся археологией, можно рекомендовать подготовить доклад о новейших достижениях российских ученых в этой области, используя материалы Соответствующих сайтов.

Большинство сайтов позволяют вести с их помощью электронную переписку,  как с авторами, так и с другими пользователями. Так можно формировать дистанционные объединения учащихся по интересам, проводить электронные конференции, издавать в электронном виде работы учителей и учащихся. Творческие работы учеников и лучшие разработки уроков учителей можно разместить в «Методической страничке» сайта школы.

Иллюстративный материал сайтов, если нет препятствий к копированию, может быть использован учителями для оформления постоянной и сменной экспозиции в кабинете истории и обществознания. Немаловажно и то, что сегодня, когда издательства практически не выпускают раздаточные материалы, учителя могут сделать их самостоятельно, используя открытую информацию Интернета.

Наконец, материалы сети могут использоваться для контроля знаний. На некоторых сайтах содержатся тесты и проверочные задания («Античная мифология», «История Древней Месопотамии» и др.).

Заключение

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории способствует:

  • овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне;
  • формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
  • стимулированию познавательного интереса к предмету;
  • осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.

 

Исследовав общие подходы к изучению информационных технологий обучения на уроках истории, рассмотрев особенности применения информационных технологий на уроках истории, диагностировав эффективность обучения истории,  на основе опытно-экспериментальной работы я пришла к выводу:

Обучение на уроках истории будет эффективным, если:

  • на уроках будут применяться информационные технологии;
  • учитель истории будет достаточно компетентным в применении ИКТ;
  • кабинет истории будет оснащен компьютерной техникой;
  • ИКТ систематично применяются  на уроках истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Основы информационных технологий

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки....

Конспект урока по предмету: «Основы информационных технологий»

Работа в текстовом редакторе "Microsoft Word"Тема урока "Редактирование текста"...

Презентация "Основы информационных технологий"

учебное пособие по предмету "Основы информационных технологий"Работа в текстовом редакторе "Microsoft Word"...

Методическая разработка тестов по дисциплине "Основы информационных технологий"

Методическая разработка предназначена для проведенияитогового контроля дисциплины "Основы информационных технологий"...

Групповая форма обучения истории с использованием информационных технологий

В настоящее время в среде педагогов в повседневной практике все больше возрастает популярность групповой формы работы. Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формировани...