Методическая разработка программы нового поколения по дисциплине "Основы информационных технологий" по специальности НПО 230103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"
методическая разработка по информатике и икт на тему

Новая программа по специальности " Мастер по обработки цифровой информации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Санкт-Петербург  2011 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

Организации-разработчики:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей «Приморский» Санкт-Петербурга

Разработчики:

Барашкова М.Б., преподаватель Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей «Приморский» Санкт-Петербурга

Рекомендована на совместном заседании методических комиссий организаций-разработчиков.

Заседание МК №____________  от «____»__________200__ г.

номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО,  входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

        Примерная программа учебной дисциплины может быть использована:

  • в программах профессиональной подготовки по профессии ОКПР 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»;
  • для эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
  • в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
  2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
  • работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
  • работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия: информация и информационные технологии;
  • технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
  • классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
  • общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
  • назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
  • процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
  • периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
  • операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
  • локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
  • поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
  • идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
  • общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
  • информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.
  1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  50 часа;

самостоятельной работы обучающегося  25 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

практические занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебников [1], [2] [3], [4], [5], конспектом лекций;

выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, рефератов, поиск информации в сети Интернет;

подготовки к практическим занятиям и контрольным работам,

25

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы информационных технологий

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

75

50

Введение

Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность.

1

1

Тема 1. Информация и информационные технологии

Содержание учебного материала

5

Информация, ее основные свойства

Формы представления данных

Классификация информационных технологий по сферам применения.

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации

Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам

3

2

Практические занятия

2

№ 1 Определение качественных и количественных характеристик информации по заданным условиям

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Составление таблицы соответствия информации её свойствам

Составление сообщения по одной из тем:

Гипертекстовые способы хранения и представления информации

Основные виды угроз.

Способы противодействия угрозам

6

Тема 2. Общие сведения о компьютерах

Содержание учебного материала

4

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. Серверы и персональные компьютеры.

Процессор. ОЗУ. Дисковая и видео подсистемы

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы

Организация данных в ПК

Классы программ. Серверное и клиентское ПО.

4

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Составление глоссария

2

Тема 3. Операционные системы персонального компьютера

Содержание учебного материала

4

Функции и назначение ОС

Файлы, форматы файлов, файловые системы

2

2

Программы управления файлами

Практические занятия

2

№2 Настройка и оптимизация рабочей среды графической ОС

1

№3 Операции с папками и файлами

1

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

6

Тема 4. Прикладные программы

Содержание учебного материала

18

Текстовые редакторы.

1

2-3

Табличные редакторы

1

Редакторы презентаций

1

Редакторы баз данных

1

Техническая документация и файлы справок прикладных программ

1

Контрольная работа №1 по теме 4.

1

Практические занятия

12

№ 4 Создание документа в текстовом редакторе

3

№ 5 Создание документа в табличном редакторе

3

№ 6 Создание документа в редакторе презентаций

3

№ 7 Создание документа в редакторе баз данных

3

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе

6

Тема 5. Сети и сетевые технологии

Содержание учебного материала

17

Понятие локальной сети  Цели и характеристики локальной сети.

Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы.

Поиск, пересылка информации в локальной сети.

4

2

Общие сведения о глобальных сетях (Интернет)

Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных.

Сеть WWW, гипертекстовое представление информации. Электронная почта. 

Контрольная работа №2 по теме 5

4

2

Практические занятия

8

№8  Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей по заданным условиям

2

№9  Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей по заданным условиям

2

№10  Поиск и сохранение найденной информации по заданным условиям

2

№11  Работа с электронной почтой по заданным условиям

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций, поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте. Подготовка рефератов
Составление глоссария

7

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»

  1. Оборудование учебного кабинета:
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
  1. Технические средства обучения:
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер цветной лазерный;
  • принтер черно-белый струйный;
  • компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
  • сервер;
  • блок питания;
  • источник бесперебойного питания;
  • наушники с микрофоном;
  • сканер;
  • колонки.

3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности  и производственной санитарии;
  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
  1. Программное обеспечение:
  • текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
  • текстовый редактор StarOffice Writer;
  • программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
  • интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
  • менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
  • программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи  RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
  • звуковой редактор Cool Edit 2000;
  • растровый графический редактор StarOffice Image;
  • векторный графический редактор StarOffice Player;
  • мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
  • проигрователь презентаций StarOffice Player;
  • программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
  • калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
  • система управления базами данных StarOffice Base.

3.4. Информационное обеспечение обучения

3.4.1. Основная литература:

  1. Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2010
  2. Е.В.Михеева Практикум по информатике, Издательский центр «Академия», Москва, 2009
  3. М.Ю. Свиридова Информационные технологии в офисе, Издательский центр «Академия», Москва, 2007
  4. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.

3.4.2. Дополнительная

  1. Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
  2. Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
  4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
  5. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
  6. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
  7. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
  8. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). -  СПб: ПИТЕР, 2008.
  9. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). -  СПб: ПИТЕР, 2008.
  10. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
  11. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.

3.4.3. Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал
  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
  7. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 
  8. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 
  13. http://www.km.ru  - Мультипортал
  14. http://www.intuit.ru/  - Интернет-Университет Информационных технологий
  15. http://claw.ru/ - Образовательный портал  
  16. http://ru.wikipedia.org/  - Свободная энциклопедия
  17. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594  - Каталог библиотеки учебных курсов
  18. http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера.

  • Комбинированный: тестирование; практические занятия № 2, №9.

Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, практические занятия № 3, №10, №11

Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

  • Комбинированный: поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации, тестирование; практические занятия № 4-7;

Знания:

Основные понятия: информация и информационные технологии;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам, практическое занятие №1;

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 4-7; контрольная работа № 1

Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), сообщение по теме

Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
  • Групповой: заслушивание рефератов

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
  • Групповой: заслушивание рефератов

Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №2 и №3

Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), контрольная работа №2, составленный глоссарий

Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 8

Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 9

Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),  практические занятия № 10 и №11, контрольная работа №2, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте

Информационная безопасность: основные виды

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),
  • Групповой: заслушивание рефератов.


Разработчики:

Эксперты:

______________________

____________________

__________________

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

______________________

_____________________

__________________

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Информатика и ИКТ" для профессии "Мастер по обработке цифровой информации"

Урок по предмету общеобразовательного цикла ФГОС НПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации (1 курс)Урок из раздела 4 "Формализация и моделирование". Тема урока: "Основные этап...

Программа профессионального модуля "Ввод и обработка цифровой информации"

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Ввод и обработка цифровой информации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для профессий 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образов...

Учебно-методический комплекс по производственной практике по профессии 230103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"

Учебно-методический комплекс производственной практики по профессии 320103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"  разработан  в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС НПО, Типовым Пол...

Дифференцированный зачет по дисциплине "Основы информационных технологии" по профессии "Мастер по обработке цифровой информации"

Дифференцированный зачет по дисциплине "Основы информационных технологии" по профессии "Мастер по обработке цифровой информации"...

Методические рекомендации для составления электронного портфолио по профессии " Мастер по обработке цифровой информации"

Методические рекомендации по формированию и оформлению электронного портфолио работ по междисциплинарному курсу МДК 02 Технология публикации цифровой мультимедийной информации для обучающихся по профе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина: ОУД.07 «Информатика» По профессии: 09.03.01 Мастер по обработке цифровой информации

Учебная дисциплина «Информатика» относится к общеобразовательному циклу программы среднего общего образования. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи студента...