Комплексно-целевая программа Здоровье
материал по физкультуре по теме

 

 

 

 

 

1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна

 

2.      Номинация: «Физическая культура и здоровье человека»

 

3.      Название программы или разработки: комплексно-целевая программа  «Здоровье»

 

4.      Должность:заведующая спортивно-оздоровительным центром.                        Предмет преподавания: лечебная физическая культура

 

5.      Название образовательного учреждения:муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей  № 22 города Белово»

 

Краткая характеристика (аннотация) программы:

программа направлена на внедрение новых подходов к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; позволяет систематизировать работу педагогов по использованию современных здоровьесберегающих технологий укрепления здоровья. Содержит комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие коллектива школы, родителей и социума по вопросам сохранения здоровья детей. Предназначена для специалистов образовательных учреждений, занимающихся вопросами здоровьесбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Обоснование необходимости реализации Программы………………………………..

Ресурсы для эффективного решения поставленных задач…………………….………

Стратегические цели лицея по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни………………………………………………………………………………….…..

Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей ……………………….……

Сроки реализации Программы ………………………………………………….………

Перечень и описание программных мероприятий по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни …………………………………………………………….…...

Ожидаемые конечные результаты …………………………………….………………..

Система организации контроля за исполнением Программы ……………….……….

Критерии оценки достижения результатов по каждому направлению………………

Логико-структурная матрица ..……………………………………………………….…

Литература………………………………………………………………………………..

 

 

3

6

 

10

10

11

 

11

12

13

15

16

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Обоснование необходимости реализации Программы

1.1. Социально-экономическая ситуация на территории региона и лицея

  Медицинская  статистика  свидетельствует  о  резком  ухудшении  состояния  здоровья  подрастающего  поколения.  35-40%  детей  России  страдают  хроническими  заболеваниями.  В  Кузбассе  с  его  техносферной  специализацией,  неблагоприятной  экологической  ситуацией  и  климатическими  особенностями  87%  детей  страдают  хроническими  заболеваниями.  Обращаемость подростков к врачу на 1000 человек выше, чем в среднем по стране, а заболеваемость по злокачественным новообразованиям в 4 раза больше. К  окончанию  школы  каждый  четвертый  выпускник  имеет  патологию  сердечно-сосудистой  системы,  каждый  третий  -  близорукость,  нарушение  осанки. [4].

Национальная  доктрина  образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. №751, признает  образование  приоритетной  сферой  накопления  знаний  и  формирования  умений,  создания  максимально  благополучных  условий  для  развития  творческих  способностей  каждого  гражданина  России,  воспитания  у него   трудолюбия  и  высоких  нравственных  принципов,  а  также  воспитания  понимания  ценности  здорового  образа  жизни.

Процесс обучения часто связан со значительными интел­лектуальными и эмоциональными нагрузками не только учащихся, но и педагогов, с гиподинамией, что приводит к ухуд­шению функций вегетативной нервной системы: появляется усталость, вя­лость, сонливость, раздражительность, головная боль, рассеянность, сниже­ние умственной работоспособности.

Изучив организацию учебно-воспитательного процесса в 2007 году в лицее определили:

·         на уроках физики и химии в старших классах не были проведены физминутки;

·         физминутки на уроках литературы в 5-х и 6-х классах не соответствуют виду деятельности на уроке;

·         ценность здоровья не сформирована у 70% учащихся лицея;

·         культура здорового образа жизни в семье не сформирована у 38% учащихся.

Этим объясняются трудности и проблемы, с которыми сталкиваются педаго­ги, родители и школьники: плохое усвоение учебных программ, недостаточная реализация имею­щихся знаний, умений, навыков, переутомление и, как следствие, ухудшение здоровья. В то же время при создании здоровьесберегающей школьной среды вырабатывается единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что способствует повышению мотивации участников воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни.

       Существуют некоторые социально-экономические проблемы муниципального образования, отрицательно влияющие на процесс здоровьесбережения обучающихся:

·         отсутствие финансирования здоровьесберегающей деятельности;

·         сокращение в школах города ставок педагогов-психологов, валеологов,  других  специалистов по здоровьесбережению;

·         некоторые платные услуги (бассейн, лыжи, массаж);

·         низкое качество медицинского обслуживания;

·         неблагополучная ситуация в социуме по вредным привычкам.      

1.2.  Региональные особенности, влияющие на состояние здоровья обучающихся

Особенно остро стоит проблема сохранения здоровья населения городов и поселков, градообразующими предприятиями которых являются угольные шахты, разрезы.

Из факторов, влияющих на состояние здоровья лицеистов, значимыми являются:

-  неблагоприятная экологическая ситуация (открытая добыча угля характеризуется наличием в воздухе угольной пыли, повышенным радиационным фоном);

-    ограниченность возможностей реализации возрастающих потребностей жителей в общении с природой в ее первозданном, естественном состоянии как следствие отрицательного влияния горных работ на ландшафт и водоемы окружающей территории.

1.3. Параметры здоровьесбережения образовательного пространства

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов.[14].

В формировании здоровьесберегающего пространства лицея участвуют все субъекты образовательного процесса: учителя, учащиеся, родители. При поступлении в лицей с родителями и учащимися заключается договор, что делать участникам учебно-воспитательного процесса, чтобы сохранить здоровье.

Нами разработаны и реализуются здоровьесберегающие программы, стратегия противовирусной обороны. При анализе работы и перспективном планировании приоритетное значение имеют результаты мониторинга состояния здоровья, вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Вопрос о состоянии здоровья участников образовательного процесса (при поступлении в первый класс, в период адаптации в пятом классе, при выборе профиля, на выходе из школы) ежегодно рассматривается на заседаниях научно-методического совета лицея и медико-психолого-педагогического консилиума.

Относительно условий по формированию и развитию культуры здорового образа жизни учителей и учеников сильными сторонами образовательного пространства лицея являются:

·         заключение договоров со специалистами, которые будут осуществлять работу в спортивно-оздоровительном центре лицея: врач-педиатр, диагност, медсестра по массажу, медсестра физиокабинета, инструктор лечебной физической культуры, инструктор по плаванию, тренер,  психолог, социальный педагог;

·         наличие материальной базы спортивно-оздоровительного центра: физио- и диагностический кабинеты, зал лечебной физической культуры, массажный кабинет, фитобар, кабинет психологической разгрузки;

·         работа спортивных секций по интересам, кружок туризма;

·         обязательный третий час физической культуры с выбором учеником вида деятельности (плавание, художественная гимнастика, баскетбол, аэробика, спортивная гимнастика);

·         традиционные дни и недели здоровья;

·         мероприятия в рамках Дней здоровья параллельно урочной деятельности;

·         система профилактических мероприятий (кварцевание, ароматерапия коридоров и рекреаций и др.);

·         ежегодные спортивные соревнования в лицее;

·         уроки ОБЖ с 3 по 11 класс;

·         ежедневные прогулки в начальных классах после третьего урока;

·         ежедневная пятиминутная утренняя гимнастика, динамическая пятиминутка после четвертого урока;

·         работа спецкурса «Экология»;

·         улучшение ассортимента и качества питания, «шведский стол» для старшеклассников.

Слабые стороныобразовательной системы лицея:

·         с 2008 года нет руководителя группы здоровья для учителей, учителя вынуждены заниматься самостоятельно;

·         пассивная позиция некоторых педагогов по применению здоровьесберегающих технологий;

·         слабо развита интеграция содержания предметов, ориентированных на здоровый образ жизни, повышение мотивации на здоровый образ жизни;

·         недостаточное взаимодействие с родителями по формированию мотивации и обеспечению здорового образа жизни обучающихся;

·         недостаточно высокая мотивация учащихся на здоровый образ жизни;

·         низкая двигательная активность у 30% учащихся;

·         сокращение штатных единиц спортивно-оздоровительного центра.

1.4. Характеристика контингента обучающихся и их семей

       Социальный состав семей обучающихся: 23 многодетных семьи, 12 – малообеспеченных, социально неблагополучных – нет.

40% - родители с высшим образованием, 60% - со среднеспециальным.

52% родителей рабочих специальностей, 48% - инженерно-технические работники и интеллигенция.

1.5. Описание проблемного поля

       В лицее  социальные  нагрузки,  приходящиеся  на  учащихся,  характеризуются    интенсификацией  их  умственного  труда: планирование  массовой  компьютеризации  учебной  деятельности,  введение  дополнительных  предметов,  дополнительные  лекции,  работа  с  преподавателями  вузов  в  выходные  дни,  позволяют  считать,  что  процесс  интенсификации  умственного  труда  далек  от  завершения.  О  том,  что  процент  утомляемости  очень  высокий,  говорят  результаты  диагностического измерения с помощью аппаратно-программно-методического комплекса «Валеолог».  Поэтому вопрос  профилактики  утомления актуален.

       Диспансерный осмотр учащихся лицея (2005-2006 учебный год) показал следующие результаты:

·               заболевания желудочно-кишечного тракта у 2,8% учащихся,

·               заболевания щитовидной железы -  0,6%;

·               сердечно-сосудистые заболевания -1,4%;

·               нарушение зрения – 9,9%;

·               сколиоз – 4,8%.

       Последующие годы показали отсутствие увеличения количества учащихся с хроническими заболеваниями.

       Распределение детей по группам здоровья осуществляется в лицее ежегодно. К 1 группе здоровья отнесены 47,6% учащихся, ко второй группе – 47,1%, к третьей группе – 5,3%, учащихся четвертой и пятой групп здоровья в лицее  нет. Эти цифры если и претерпевают изменения, то незначительные.

       Учащиеся третьей группы здоровья занимаются по отдельной программе. Но крайне необходимо повышенное внимание к функциональным отклонениям  учащихся, отнесенных ко второй группе здоровья, поскольку они в меньшей степени наблюдаются врачами, но опыт показывает, что именно у них формируется хроническая патология. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями.             

1.6. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

        Проблема заключается в несоответствии уровня здоровья лицеистов требованиям образовательного процесса. Для того чтобы усваивать знания общеобразовательных предметов, нужен средний и высокий уровень соматического и психологического здоровья. На это направлена работа по сохранению и укреплению здоровья школьников.

       Распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р. (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.) были одобрены «здоровьесберегающиетехнологии». Поэтому деятельность педагогов лицея направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

        В связи с этим возникает потребность в разработке и обосновании программы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

 

2. Ресурсы, которыми располагает лицей для эффективного решения поставленных задач

2.1. Кадровые:

Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности - 1

Заведующая спортивно-оздоровительным центром -1

Педагог-психолог – 1

Врач-педиатр - 1

Медицинская сестра – 1

Социальный педагог – 1

Медсестра-массажист – 1

Медсестра  физиокабинета – 1

Тренер - 1

Инструктор по плаванию – 1

Учитель физической культуры – 3

Учитель основ безопасности жизнедеятельности - 1

2.2. Методические:

В лицее имеется следующее методическое обеспечение

Автоматизированные диагностические методики:

Аппаратно-программно-методический комплекс «Валеолог»  включающий следующие  программы:

   1.  «Вегетатика»

С  помощью  программы  «Вегетатика»  в  зависимости  от  реакции  сердечного  ритма  на  ортостаз  определяем  нормальная  или  сниженная  вегетативная  регуляция  сердечного  ритма,  функциональное  состояние  сердца  и  его  диапазон  к  нагрузкам.

   2.  «Акупунктура»

Метод  электропунктурной  диагностики  функционального  состояния  меридианов,  основан  на  измерении  электрокожного  сопротивления.

  3.  «Дыхание»

Определение состояния органов дыхания с помощью тестов и измерителей.

  4. «ЖКТ»

Определение состояния желудочно-кишечного тракта по алгоритмам.

  5.  «Психотестирование» - для  определения  степени  тревожности.

6.      «Антропометрия». С помощью данной программы определяется уровень физического развития, пропорциональность развития, индекс массы тела, осанка.

7.      «Биологический возраст»

Определение степени старения организма.

Неавтоматизированные диагностические методики:

·          Профориентационная диагностика: «Профессиональная мотивация учащегося» Л.А. Головей; «Краткий отборочный тест Вандерлика» (КОТ);  «Дифференциально-диагностический опросник»  Е.А. Климова (ДДО); «Карта интересов» А.Е. Голомшток; «Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося» Л.А. Головей; «Диагностика работоспособности» теппинг-тест Е.П. Ильина, «Активизирующий опросник» Пряжникова Л.С..

·          Диагностика личностных особенностей: «Опросник Баса-Дарки» (в адаптации А.К. Асницкого); «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).

·          Оценка психо-эмоционального состояния: «Тест школьной тревожности» Филипса; «Самочувствие – Активность – Настроение» (САН); «Тест на выявление степени невротизации» (из СанПиН); «Цветовой тест Люшера».

·          Оценка функционального состояния: «Диагностика работоспособности» теппинг-тест Е.П. Ильина.

·          Диагностика познавательной сферы: «Тест интеллектуального развития» Р.Амтхауэра; прогрессивная матрица Равенна; «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова; «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова; тест Ландольта; интеллектуальный тест Кетелла.

·          Диагностика индивидуально-типологических особенностей: «Патахарактерологический  диагностический опросник» А.Е. Личко; «Акцентуации характера» опросник К. Леонгарда-Шмишека; опросник Айзенка по определению темперамента; тест «Темперамент и социотипы» Франца-Хейманса; «Вопросник для выявления доминирующего инстинкта» Гарбузова В.Н..

·          Диагностика показателей социальной дезадаптации:  «Диагностика уровня социально-педагогической запущенности» В.Р. Овчаровой; «Проективная диагностика уровня школьной тревожности» А.М. Прихожан; комплекс методик В. Кореневской «Комфортно ли ребенку в школе».

·          Диагностика  готовности к школьному обучению: матрицы Равенна (детский вариант); тест «Четвертый лишний»; методики Л.А. Венгера и В.В. Холмовского; шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера.

Коррекционно-развивающие программы:

·         По коррекции психо-эмоциональной дезадаптации: «Групповая психотерапия с подростками» В.И. Гарбузова.

·         По коррекции социально-психологической дезадаптации:  «Приручи свой гнев» О.Мухиной, Г. Родионовой, Е. Скворцовой - программа социально-психологического тренинга.

·         Педагогическая коррекция: «Руководство по организации самовоспитания школьников» Г.К.Селевко.

·         По коррекции семейных отношений: «Тренинг с родителями подростков по развитию родительской компетенции» Г.И. Макарычевой.

·         По развитию познавательных процессов: «Коррекционная программа по результатам тестирования» Е.И. Рогова.

·         По развитию коммуникативной сферы: «Основы конструктивного общения» Т.П. Усольцевой, Т.Г. Григорьевой, Л.В. Линской.

Рабочие  программы:

·         Программа дополнительного образования по художественной гимнастике «Формирование грациозности и пластики учащихся средствами художественной гимнастики», автор-составитель Рыжкова О.С., тренер-преподаватель по художественной гимнастике.

·         Программа дополнительного образования для групповых и индивидуальных занятий учащихся начальной школы«Основы валеологии», автор-составитель Штрафметова Е.В., руководитель МО учителей начальных классов.

·         Программа групповых занятий с учащимися 1-11 классов «Плавание» авторского коллектива лицея №22.

·         Программа групповых занятий с учащимися 8-13 лет «Развитие основных двигательных качеств учащихся на занятиях по баскетболу», автор-составитель Горчакова В.Ю., тренер по баскетболу.

·         Программа дополнительного образования в младших классах «Школа мяча», автор-составитель Гусев С.В., учитель физической культуры.

·         Учебная рабочая программа для детей с ослабленным здоровьем «Лечебная физическая культура», автор-составитель Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром, учитель лечебной физической культуры.

·       Программа дополнительного образования «Курс хореографии», автор-составитель Кузнецова И.В., хореограф.

·         Программа развивающих занятий для младших школьников «Я расту, я развиваюсь», автор-составитель Виноградова Т.П., педагог-психолог.

Профилактические  программы:

·         «Профилактика утомления у школьников в процессе образовательной деятельности», автор-составитель Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром.

·         «Вредные привычки и их влияние на здоровье», автор-составитель Салихова Н.Н., педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

·         «Стратегия противовирусной обороны», авторы-составители: Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром; Моргалев Ю.Н., заведующий центром валеологии Томского государственного университета.

2.3. Материально-технические

Материальная база лицея:

Наименование кабинета

Оснащение кабинета

Медицинский кабинет

Письменный стол; стулья; шкаф со средствами для оказания неотложной помощи; холодильник (для вакцин и медикаментов); умывальная раковина; водонагреватель; ведро с педальной крышкой; весы медицинские; ростомер; спирометр; динамометр ручной; лампа настольная для офтальмологического и отоларингологического обследования таблица для остроты зрения, помещенная в аппарат Рота; тонометр; фонендоскоп; бикс маленький, бикс большой; шприцы одноразовые с иглами; пинцет; термометр медицинский электронный – 20 штук; ножницы; грелка резиновая; пузырь для льда; лоток почкообразный; шпатели металлические;  носилки; шины пластмассовые для верхних конечностей.

Процедурный кабинет

Ширма; кушетка; шкаф канцелярский; шкаф аптечный; медицинский столик: с набором прививочного инвентаря; кварц  тубусный.

Кабинет педагога-психолога

Шкаф канцелярский; стол письменный; набор мягкой мебели; компьютер; принтер; комплект диагностических методик; коррекционно-развивающие программы.

Кабинет психологической разгрузки

Набор мягкой мебели; мягкий ковер; свечи; аромалампа; набор масел для ароматерапии; магнитофон; фонотека записей для проведения  релаксации.

Физиокабинет

Кушетка; шкаф канцелярский; кресло; кварц тубусный; ультразвук; «Луч-2»; диадинамические токи; электрофорез; ингалятор.

Массажный кабинет

Кушетка; стол; стул; зеркало; электромассажоры: «Чародей», ПЭМ-1; «Коралл», Sculpturelle? Gellimassage.

Зал ЛФК

Ковровое покрытие; зеркала; «дорожка» для профилактики плоскостопия; эспандеры для рук и для ног; мячи набивные; гантели; мячи; обручи; гимнастические палки; палочки массажные для стоп; коврики индивидуальные для профилактики плоскостопия; гимнастическая стенка; скакалки; скамейка гимнастическая; коврики для выполнения упражнений; магнитофон; фонотека.

Спортивный зал

       Гимнастика с основами акробатики:

перекладина универсальная, конь гимнастический, мат поролоновый (2х2х0,1 м), мост гимнастический подкидной, стенка гимнастическая (2,4х0,8 м), брусья навесные универсальные.

             Легкая атлетика:

планка для прыжков в высоту, секундомер однокнопочный, стойка для прыжков в высоту, финишная ленточка, мат поролоновый (2х1х0,1), дорожка разметочная для прыжков и метания.

            Плавание:

 секундомер однокнопочный, свисток игровой.

           Атлетическая гимнастика:

горка для блинов и гантелей, скамья атлетическая, стенка гимнастическая (2,4х0,8 м), тренажер – доска наклонная универсальная, тренажер – перекладина навесная универсальная, гантели литые 2 кг, гантели литые 3 кг, гантели литые 4 кг.

       Художественная гимнастика:

мячи гимнастические, ленты, обручи, булавы.

           Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол:

мат поролоновый (2х1х0,1), мячи баскетбольные, мячи волейбольные, мячи футбольные, свисток игровой, секундомер однокнопочный, сетка волейбольная, флажки разметочные, щит тренировочный навесной с кольцом и сеткой.

       Лыжная база.

Танцевальный зал

Мягкое ковровое покрытие; зеркала; «станки»; пианино; магнитофон; фонотека; скамейки; стол письменный; стул.

Фитобар

Стол; табуреты; мебель мягкая для кухни; шкаф навесной для хранения трав; барная стойка; 4 термоса.

Бассейн, сауна

Бассейн с двумя ваннами; сауна; душевые; раздевалки с индивидуальными шкафчиками; скамейки.

Кабинет диагностики

Автоматизированный аппаратно-программно-методический комплекс «Вегететика»  с набором программ:

«Вегетатика» (для определения вегетативной регуляции сердечного ритма);

«Акупунктура» (метод  электропунктурной  диагностики  функционального  состояния  меридианов  основан  на  измерении  электрокожного  сопротивления);

«Дыхание» (определяем состояние органов дыхания);

«ЖКТ» (определение состояния желудочно-кишечного тракта по алгоритмам);

 «Психотестирование» (для  определения  степени  тревожности);

«Антропометрия»;

«Биологический возраст».

Зимний сад

Комната экзотических растений; аквариум; фонтан; комната каскадных и вьющихся растений; столы; скамейки; инвентарь для ухода за растениями; ящики для рассады.

Столовая

Столы; стулья; на столах солонки и салфетки.Морозильная камера для мяса, морозильная камера для рыбы, холодильник, холодильник для гастрономии, холодильник для проб, электропечи, тестомешалка, электромясорубка, варочный бак, жарочный шкаф, посудомоечная машина, стиральная машина, водонагреватели, разделочные столы.

Классные комнаты

Регулируемая мебель; конторки в начальных классах; ростовая линейка; комнатные растения; лампы с люминесцентным освещением; бутилированная питьевая негазированная вода. Кабинеты с аудиосопровождением. Кабинеты лекционного типа.

 

2.4. Информационные ресурсы

Модемная связь, Internet, электронная почта. В 4 кабинетах интерактивные доски, проекторы. 4 компьютерных класса. В кабинетах начальных классов компьютер с установленными учебными программами для индивидуальных занятий по русскому языку, математике, окружающему миру. Библиотека оснащена электронным каталогом систематической картотеки статей (СКС). В читальном зале – мультимедийный комплекс: экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, сканер; автоматизированная информационная библиотечная система (АИБС «МАРК–SQL– версия для школьных библиотек»).

3. Стратегические цели лицея по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ

Цель: создание в лицее условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.

4. Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

  1. Повысить мотивацию участников воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни.
  2. Формировать культуру здоровья  участников воспитательно-образовательного процесса.
  3. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
  4. Организовать систему взаимодействия коллектива лицея и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
  5. Внедрить новые подходы к созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового образа жизни.

5. Сроки реализации Программы

2008-2012 годы

6. Перечень и описание программных мероприятий (виды мероприятий) по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ:

·         Материально-техническое оснащение медицинских кабинетов

  1. Оснастить плантографом деревянным.
  2. Приобрести штатив пластмассовый и 10 пробирок.
  3. Приобрести гортанный шприц.
  4. Заменить весы медицинские и ростомер.

·         Материально-техническое оснащение учебных помещений с учетом санитарно-гигиенических норм для различных возрастных контингентов обучающихся

  1. Заменить в кабинетах тюлевые занавеси на жалюзи.
  2. Оснастить кабинеты начальных классов спортивными уголками.
  3. Полностью укомплектовать начальные классы конторками.
  4. Продолжить практику оборудования кабинетов для старших классов в аудитории лекционного типа.
  5. Заменить освещение лампами накаливания на люминесцентное  в кабинетах №№304, 302, 213, 202, 225, в спортивном зале и зале   хореографии.

·         Материально-техническое и методическое оснащение кабинетов физкультуры, спортивных помещений, участка школы

  1.  Приобрести для  кабинета лечебной физкультуры велотренажор, тренажор для коррекции осанки, эспандеры кистевые, мячи большие.
  2.  Приобрести для физкультурного зала перекидное табло, бревно гимнастическое. Заменить щиты баскетбольные, кольца баскетбольные.

·         Материально-техническое и методическое оснащение оздоровительных кабинетов, кабинетов психологической разгрузки

  1. Пополнить фонотеку комнаты психологической разгрузки дисками с записями классической музыки.
  2. В массажный кабинет установить вытяжной вентилятор.
  3. Приобрести комплекс биологически обратной связи (БОС) «Здоровье».

·         Профилактические мероприятия на территории лицея с различными контингентами обучающихся

  1. Реализация программы «Стратегия противовирусной обороны».
  2. Индивидуальная работа с часто длительно болеющими детьми и их родителями.
  3. Организация системы работы с учащимися подготовительной группы здоровья.

·         Оздоровительные мероприятия на территории лицея с различными контингентами обучающихся

Продолжить оздоровительные мероприятия с помощью массажа, физиопроцедур, ингаляций, фитотерапии, лечебной физической культуры.

·         Санитарно-просветительская работа с обучающимися, педагогическим коллективом, родительской общественностью (профилактические, образовательные, воспитательные программы здоровьесберегающей направленности

1.          Провести заседания методического объединения «Оптимизация уровня образования на уроках физической культуры», «Новые подходы к организации образовательного процесса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности в период модернизации образования».

2.          Провести заседание круглого стола участников образовательного процесса «Мы - за здоровый образ жизни».

3.           Организовать цикл лекционных занятий с приглашением специалистов социально-психологического центра «Откровение».

4.          Проведение совместно с родителями рейда по организации рационального питания в лицее и соблюдению СанПиНов.

5.          Совершенствовать подходы к организации здоровьесберегающего урока через семинары «Активная сенсорно-развиавющая среда лицейского урока», открытые уроки, мастер-классы, взаимопосещаемость уроков, внедрение элементов технологии В.Ф. Базарного в среднем звене, проведение интегрированных уроков.

6.          Повышение и подтверждение учителями квалификационной категории.

·         Развитие физической культуры и спорта на территории лицея

  1. Внедрение технологии непрерывного физического воспитания.
  2. Проведение спортивно-интеллектуальных соревнований и праздников совместно с родителями.
  3. Проведение внутрилицейской спартакиады.
  4. Проведение ежегодных соревнований по художественной гимнастике.

·         Мероприятия по активизации творческой активности обучающихся в сфере сохранения и укрепления здоровья, пропаганде здорового образа жизни (конкурсы, проектная деятельность, фестивали, игры и т.д.)

  1. Продолжить просветительско-воспитательную работу с обучающимися в ходе реализации «Программы действий по повышению мотивации учащихся на здоровый образ жизни», программы «Формирование культуры ведения здорового образа жизни» по вопросам профилактики вредных привычек, повышения мотивации на здоровый образ жизни.
  2. Продолжить обучение школьников традиционным приемам здоровьесбережения через лекции, диспуты, тренинги по вопросам сохранения, укрепления здоровья, снятие эмоционального напряжения, обучение приемам релаксации и мобилизации.
  3. Создание Энциклопедии здоровья. Страницы энциклопедии: «Витамины – твои друзья»;  «Здоровый образ жизни»;  «Бабушкины рецепты».
  4. Конкурс «Класс высокой культуры здоровья».
  5. Конкурс творческих проектов «Измени мир сам», конкурс проектов «Спортивная площадка».
  6. Викторина «Путешествие в олимпийский мир» для учащихся среднего звена и старших классов; «Витаминка» для учащихся младших классов.

 

7.          Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Ø  Снижение количества обучающихся, предрасположенных к вредным привычкам.

Ø  Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни на 10%.

Ø  Отрицательное отношение к табакокурению, нарко- и токсикомании у 100% учащихся лицея.

Ø  Увеличение количества учащихся с высоким уровнем мотивации на здоровый образ жизни на 20%.

Ø  Соблюдение принципов правильного питания  90% учащихся.

Ø  Снижение пропусков уроков физической культуры без уважительной причины на 10%.

Ø  Стабильное качество успеваемости по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности  (не ниже 90%).

Ø  Сформированность культуры здоровья, умения вести здоровый образ жизни у 80% участников воспитательно-образовательного процесса.

Ø  Повышение активности учителей, представляющих свой опыт по проблемам здоровьесбережения, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбережению, семинарах, спецкурсах.

Ø  Снижение заболеваемости учителей.

Ø  Отсутствие психологического дискомфорта в педагогическом коллективе.

Ø  Увеличение количества учителей, ведущих здоровый образ жизни.

Ø  Увеличение количества родителей, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбережению, в управлении.

Ø  Позитивная оценка родителями качества здоровьесберегающей деятельности в лицее.

Ø  Улучшение самочувствия, активности, настроения учащихся в школе и дома.

Ø  Внедрение системы психолого-педагогического сопровождения и системы здоровьесберегающих мероприятий в учебно-воспитательный процесс.

Ø  Соответствие организации учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиН.

Ø  Отсутствие психологического дискомфорта учащихся на уроке и во внеурочное время.

Ø  Снижение заболеваемости учащихся острыми респираторными вирусными инфекциями.

Ø  Отсутствие у учащихся случаев обострения хронических заболеваний.

8. Система организации контроля за исполнением Программы

 

Вопрос контроля

 

Вид контроля

 

Ответственный

Форма обсуждения результатов

Степень готовности кабинетов к учебному году, соответствие учебных кабинетов СанПиНам для различных возрастных контингентов обучающихся

Оперативный

Майорова И.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Совещание административ-ной комиссии, приказ

Адаптация учащихся 1-х классов

Классно-обобщающий

Штрафметова Е.Н., заместитель директора

Совещание при директоре

Адаптация учащихся  5-х классов

Классно-обобщающий

Штрафметова Е.Н., заместитель директора

Совещание при директоре

Степень активности сенсорно-развивающей среды лицейского урока: двигательная активность, элементы активной и пассивной профилактики зрительного утомления и близорукости учащихся, условия повышения познавательной активности, оптимизация уровня тревожности детей

Тематический

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

Научно-методический совет

Система оценивания учащихся на уроках физической культуры при рейтинговой системе оценивания

Текущий

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

Совещание при заместителе директора, справка

Сформированность ценности здоровья учащихся.

Сформированность культуры здорового образа жизни в семье

Текущий

Салихова Н.Н., учитель основ безопасности жизнедеятельности

Совещание при заместителе директора, справка

Исполнение решений педсовета «Здоровьесберегающий аспект урока»

Текущий

Майорова И.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Информация к педсовету

Развитие физических качеств с помощью круговой тренировки на уроках физкультуры (Горчакова В.Ю.).

 

Индивидуаль-ный

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

 

Справка

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья на территории лицея с различными контингентами обучающихся

Текущий

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

 

Совещание при директоре, отчет

Оптимизация уровня образования на уроках физической культуры

Тематический

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

Заседание кафедры

Новые подходы к организации образовательного процесса по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности в период модернизации

Тематический

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

 

Заседание кафедры

Вовлечение родителей учащихся 1-4 классов в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Тематический

Кускова А.Б., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 

Совещание при директоре,

отчет

Вовлечение родителей учащихся 5-8 классов в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Тематический

Шмонина Т.С., заместитель директора по воспитательной работе

 

Совещание при директоре,

отчет

Вовлечение родителей учащихся 9-11 классов в процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Тематический

Шмонина Т.С., заместитель директора по воспитательной работе

Совещание при директоре,

отчет

Соблюдение «Положения о рейтинговой системе оценивания результатов учебной деятельности на уроках физической культуры учащихся 4-11 классов»

Текущий

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

Совещание при директоре

Организация системы работы по подготовке к городской спартакиаде

Текущий

Гусев С.В., учитель физической культуры

Совещание при заместителе директора

Отчет по темам самообразования педагогов спортивно-оздоровительного центра

Тематический

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

Открытое заседание кафедры спортивно-оздоровительного центра

Организация мониторинга здоровьесберегающей среды

Текущий

Коваленко Н.Н., заведующая спортивно-оздоровительным центром

Научно-методический совет

Формирование знаний по здоровьесбережению на уроках

Текущий

Хребтова Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Отчеты учителей предметников, справка

 

9. Критерии оценки достижения результатов по каждому направлению

Количественные

·         Снижение умственной утомляемости учащихся: не менее чем у 80% младших школьников, не менее чем у 70% учащихся 5-8 классов, не менее чем у 60% учащихся 9-11 классов.

·         Сформированность культуры здоровья, умения вести здоровый образ жизни  не менее чем у 80% участников воспитательно-образовательного процесса.

·         Положительные отзывы 90% реальных потребителей воспитательно-образовательного процесса лицея (родителей, обучающихся, общественности) о здоровьесберегающей деятельности лицея.

Качественные

·         Увеличение востребованности в здоровьесбеоегающих мероприятиях участников воспитательно-образовательного процесса.

·         Улучшение в лицее условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.

·         Отсутствие отрицательной динамики простудными заболеваниями.

·         Высокая мотивация посещения уроков физической культуры у 90% обучающихся.

·         Оптимизация уровня тревожности на уроках физической культуры у 100% обучающихся.

·         Позитивная динамика участия родителей в организации  спортивно-оздоровительной работы.


Логико – структурная матрица

      Цель:Создание в лицее условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников воспитательно-   

      образовательного процесса.

 

Задачи

Критерии

Индикаторы (измерители)

Результат

1.  Повысить мотивацию участников воспитательно-образовательного процесса на здоровый образ жизни.

·         Отрицательное отношение к вредным привычкам

·         Положительное отношение к здоровьесберегающим мероприятиям

·         Высокая мотивация посещения уроков физической культуры

·         Сформированность у обучающихся ценности здоровья, умения вести здоровый образ жизни

 

·         Технологические карты посещения уроков

·         Сводная ведомость успеваемости

·         Рейтинговые листы по физической культуре

·         Количество учащихся, посещающих спортивные секции

·         Анкетирование:                                                             – «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»;

- «Определение осведомленности о нарко- и токсикомании»;

- «Определение осведомленности о пагубности курения»

·        «Тест по оценке образа жизни»

1. Снижение количества обучающихся, предрасположен-ных к вредным привычкам

2. Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни на 10%

3.Отрицательное отношение к табакокурению, нарко- и токсикомании у 100% учащихся лицея

 

2.  Формировать культуру здоровья участников воспитательно-образовательного процесса

·         Стабильность качества успеваемости по физической культуре и ОБЖ

·         Отсутствие вредных привычек у участников учебно-воспитательного процесса

·         Позитивная динамика участия в спортивных соревнованиях

 

·         Классный журнал успеваемости

·         Анкетирование:

-  «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья»

·         Тест

-  «Правильно ли Вы питаетесь»

-  «Проверьте свой уровень физической активности»

 

1. 90% учащихся соблюдают принципы правильного питания

2. Снижение на 10% пропусков уроков физической культуры без уважительной причины

3. Стабильное качество успеваемости по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности  (не ниже 90%)

3.  Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения

·         Позитивная динамика количества педагогов МО, представляющих свой опыт по проблемам здоровьесбережения

·         Увеличение количества педагогов, посещающих мероприятия по здоровьесбережению

·         Активность учителей в организации и проведении семинаров, спецкурсов по здоровьесбережению

·         Позитивная динамика показателей степени социально-психологической комфортности в педагогическом коллективе лицея

·         Удостоверения о прохождении курсов по здоровьесбережению

·         Самооценка и экспертная оценка профессиональных компетенций педагогов лицея

·         Квалификационные категории, звания, награды педагогов лицея и спортивно-оздоровительного центра

·         Выявление степени социально-психологической комфортности в педагогическом коллективе (по Е.Кореневской)

·         Анкета по определению активности педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни

·         Технологические карты посещения мероприятий по здоровьесбережению

1. Повышение активности учителей, представляющих свой опыт по проблемам здоровьесбережения, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбереже-нию, семинарах, спецкурсах

2. Снижение заболеваемости учителей

3. Отсутствие психологического дискомфорта в педагогическом коллективе

4. Увеличение количества учителей, ведущих здоровый образ жизни

4.  Организовать систему взаимодействия коллектива лицея и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни

·         Позитивная динамика участия родителей в организации спортивно-оздоровительной работы

·         Мотивация на сохранение и укрепление здоровья в семье и в школе

·         Анкетирование «Отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни в семье»

·         Анкетирование «Отношение родителей к здоровьесберегающей деятельности лицея»

1. Увеличение количества родителей, принимающих участие в мероприятиях по здоровьесбереже-нию, в управлении

2. Позитивная оценка родителями качества здоровьесберегаю-щей деятельности в лицее

3. Улучшение самочувствия, активности, настроения учащихся в школе и дома

5.  Внедрить новые подходы к созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового образа жизни

·         Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

·         Положительные отзывы участников  воспитательно-образовательного процесса лицея о здоровьесберегающей деятельности лицея

·         Отсутствие отрицательной динамики заболеваемости

·         Позитивная динамика показателей степени психологической комфортности учащихся на уроке и во внеурочное время

·         Система оценивания работы коллектива лицея по сохранению, укреплению и формированию социального здоровья школьников:

-  соматическое здоровье,

-  физическое развитие,

-  физическая подготовка,

-  патологическая пораженность

·         Контроль за соблюдением СанПиН, урочный контроль и т.д.

·         Медицинские справки

·         Тестирование «Комфортно ли ребенку в школе»

·         Технологические карты посещения урока

 

1. Внедрение системы психолого-педагогического сопровождения и системы здоровьесберегаю-щих мероприятий в учебно-воспитательный процесс

2. Соответствие организации учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиН

3. Отсутствие психологического дискомфорта учащихся на уроке и во внеурочное время

4. Снижение заболеваемости учащихся простудными заболеваниями

5. Отсутствие случаев обострения хронических заболеваний

 

 

 

 

 

 

 

 



Литература

 

1.      Балакирева, Н.И., Добрынина, О.А. Валеологизация образовательного процесса [Текст] / Н.И. Балакирева, О.А. Добрынина. –  Новокузнецк: ИПК, 1999 г. – С. 72-75.

2.      Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков. Журнал «Директор школы» №2, 2004 г.

3.      Вавилова, В.П. Как поддерживать ребенка? [Текст] / В.П.  Вавилова. – М., 2002 г., - 52 с.

4.      Ермакова, М.А. Формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка как социально-педагогическая проблема. [Текст] / М.А. Ермакова. – Internet.

5.      Казин, Э.М., Лазутова, М.Н. Образование. Личность. Здоровье: Коллективная манография.  [Текст] / Э.М. Казин, М.Н. Лазутова.  – Кемерово, 1996 г., 160 с.

6.      Казин, Э.М. Методологические основы управления процессом валеологизации образовательной среды  [Текст] / Э.М. Казин. – Кемерово, 2000 г., 109 с.

7.      Концепция модернизации российского образования. [Текст].

8.      Лизинский, В.М. О методической работе в школе. [Текст] / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 168 с.

9.      Московченко, О.Н. Практикум по основам валеологии [Текст]/  О.Н. Московченко. –  Красноярск, 1999. –  228 с.

10.  Перевощикова, Н.К. Родительские чтения / Н.К. Перевощикова. – М.,  2001 г.

11.  Петухов, С.И. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс  [Текст] / С.И. Петухов, Н.А. Петухова, Н.В. Коваленко.  – Новокузнецк, 2002.

12.  Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. [Текст].

13.  Петерсон, Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. / Л.Г. Петерсон. – М., 2004 г.

14.  Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе  [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: 2006г. С. 171-174.

15.  Степанова, Е.Н. Личностно-ориентированный подход к работе педагога. [Текст] / Е.Н. Степанова. М.: «Творческий центр», 2004 г.

10.Третьяков, П.И.. Регион: управление образованием по результатам.  «Теория и практика» [Текст] /  П. И. Третьяков. - М.: «Новая школа»,  2001 г.

11. Ушаков, К.М. Ресурсы управления школьной организацией. [Текст] //   

      К.М. Ушаков. Библиотечный журнал «Директор школы» №4, 2000 г.