Комплексная целевая программа по воспитательной работе "УОР "Мастер -Сатурн"-территория здоровья".
материал на тему

Климочкина Татьяна Евгеньевна

В программе раскрываются вопросы организации образовательного процесса, воспитательной, методической работы, направленной на формирование здоровьесбережения и доминанты на ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_programma_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет № ______                                          Директор    ГБОУ  СПО МО «УОР от «___»  __________ 20___ г.                                             по футболу  « Мастер-Сатурн"

                                                                                                                          К.В.Штыков

                                                                                    _______________20_____года

Комплексная целевая программа по воспитательной работе

 «УОР «Мастер-Сатурн»- территория здоровья»

Предназначена для обучающихся УОР

в возрасте от 11-20 лет

срок реализации 5 лет.

Содержание

Паспорт программы.                                                

1. Концептуальные основы  программы.

2. Анализ социально-педагогической ситуации.                                        

3. Цели, задачи и направления программы.

4. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста.

5. Содержание воспитания.                        

6. Механизмы реализации программы.        

                       

Приложения:

  1. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
  2. Сценарии мероприятий, разработки классных часов
  3. Анкеты, опросники

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

1. Наименование

Комплексная целевая программа «УОР «Мастер-Сатурн- территория здоровья»

2. Основание для разработки программы

  • Закон  «Об образовании в российской Федерации».
  • Программа развития воспитательной системы в ГБОУ СПО МО «УОР по футболу «Мастер-Сатурн».

-   Устав ГБОУ СПО МО «УОР по футболу «Мастер-Сатурн».

3. Заказчик программы

Ученический и педагогический коллектив УОР.

4. Разработчик программы

Авторский коллектив УОР «Мастер-Сатурн».

5. Цель и задачи программы

Цель:  создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Задачи: 

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • воспитание у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
  • изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
  • формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальной необходимости    ведения ЗОЖ;

6. Сроки реализации программы

2013 – 2018  годы.

7. Исполнители программы

Администрация, педагогический и ученический коллективы УОР.

8. Ожидаемые конечные результаты

Реализация Программы позволит обеспечить:

- принятие обучающимися установки на ведение ЗОЖ;

-сохранение и улучшение состояния здоровья участников образовательного процесса;

- снижение заболеваемости ОРВИ;

- сознательное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;

-использование  в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

9. Организация контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация  УОР;  на педагогических советах организуются выступления участников программы (по согласованию).

  1. Концептуальные основы программы

 «Наша жизнь – это наша жизнь,

наше здоровье – это наше здоровье»

(Восточная мудрость)

    Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Психологическое здоровье – это понимание человеком своего внутреннего мира, его чувства и переживания, увлечения и интересы, способности и знания, отношение к себе, сверстникам, родным, самопонимание, саморазвитие в контексте гуманистического взаимодействия с окружающим миром, осознание своей индивидуальности. Природа наградила человека информационными системами, которые обладают способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Далее все зависит от того, как человек распорядится природным даром и от того, в каких условиях он будет им распоряжаться, то есть от образа жизни. Образ жизни (по латыни – modys vivendi) – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Взаимоотношения с самим собой – сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, которые укрепляют природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих здоровье. На здоровье человека влияют такие факторы, как наследственность и среда. Здоровье человека  – это здоровье общества, страны.

        Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Здоровье детей, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье обучающихся, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.

 

  1. Анализ социально-педагогической ситуации

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

         Проблема здоровья молодежи  занимает ключевые позиции, т.к. молодежь – основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов. Профиль УОР ставит проблему сохранения здоровья обучающихся в число приоритетных задач социального развития учебного заведения. Воспитанники УОР нуждаются в особой заботе, так как постоянные физические нагрузки, тренировочные занятия, спортивные соревнования и сборы как бы мы этого не хотели приводят к различного рода нарушениям здоровья.

        Радует то, что спортивный дух УОР формирует особый менталитет обучающихся, заключающийся в отрицании вредных привычек (алкоголь, табакокурение, наркомания), тяге к занятиям спортом (футболом).

        Анализ физического здоровья обучающихся, показал, что в каждой команде есть обучающиеся с проблемами здоровья.

Все это поставило нас перед проблемой сохранения состояния здоровья обучающихся, учета его показателей в процессе организации образовательной деятельности, планирование и проведение оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение физического состояния обучающихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни.

Пространственное проектирование программы:

  • Настоящая программа реализуется в УОР в учебное и внеурочное время;
  • Продолжительность реализации программы –5 лет;
  • Возрастные группы обучающихся – с 11 до 20 лет (  5-9 классы, 1-4 курсы)

  1. Цели, задачи и направления программы

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Задачи: 

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • воспитание у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
  • изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
  • формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальной необходимости    ведения ЗОЖ;

Основные блоки формирования здоровьесберегающего пространства:

1.   Организация образовательного процесса.

2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование здоровьесбережения и доминанты на ЗОЖ.

3. Организация методической работы, направленной на формирование  доминанты на ЗОЖ.

  1. Предполагаемый результат.

Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательных, компетенций личности

  1. Потребность к занятиям спортом.

2. Формирование ценностного отношения к здоровью.

  1. Познавательная активность обучающихся:

% призовых мест, от общего числа мест, результативность участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях

  1. Готовность обучающихся к проведению работы направленной на пропаганду ЗОЖ.

        

  1. Статистический анализ текущей и итоговой аттестации
  2. Опросник «Отношение к собственному здоровью»
  3. Педагогическое наблюдение
  4. Самооценка
  5. Анкетирование. Анализ данных.

Сформированность физических качеств

  1. Снижение числа заболевших ОРВИ.
  2. Увеличение обучающихся, имеющих спортивные разряды
  1. Анализ данных
  2. Педагогическое наблюдение

5. Содержание воспитания

Программа предполагает работу по следующим блокам:

1. Организация образовательного процесса

Направления работы:

1. Создание условий для здоровьесбережения обучающихся на учебных занятиях.

2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

4. Организация питания обучающихся.

5. Организация работы медицинского кабинета.

6. Организация работы специальной медицинской группы.

7. Систематические медицинские осмотры обучающихся.

8. Массаж, физиотерапия.

9. Вакцинация.

10.Витаминизация обучающихся.

11. Углубленное медицинское обследование в ЦМС «Моники».

          12. Соблюдение следующих принципов:

Принцип здорового образа жизни – соблюдение санитарно-гигиенического режима.

Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьесберегающего пространства.

Принцип природосообразразности: учет и использование физиологических возможностей организма обучающихся в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к  каждому обучающемуся.

Разнообразие методов и средств физического воспитания.

Принцип саморегуляции; «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные».

2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование  ЗОЖ

Направления работы:

1. Создание условий для формирования здоровьесберегающего пространства.

        2. Создание системы мониторинга взглядов и настроений обучающихся.

        3. Проведение спортивных мероприятий, соревнований, олимпиад.

     4. Реализация социально-значимых проэктов.

     6. Проведение акций по пропаганде ЗОЖ.

     7.Совместная работа с медико-просветительским центром «Жизнь».

     

3. Организация методической работы, направленной на формирование здоровьесберегающего пространства

Направления работы:

        1. Повышение квалификации педагогов по вопросам организации физического  воспитания, через участия в конференциях, семинарах, курсах, посвященных проблемам ЗОЖ.

        2. Организация исследовательской работы обучающихся и преподавателей по заявленной проблеме.

        3. Организация участия преподавателей и студентов в научно-практических конференциях различного уровня.

        4. Включение вопросов в план работы студентов во время прохождения различных видов педагогической практики.

  1. Механизм реализации программы

Механизм реализации программы «УОР «Мастер-Сатурн» - территория здоровья» включает использование комплекса организационных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:

  • совершенствование нормативно-правовой базы УОР с целью обеспечения оптимальных условий для реализации вышеназванных направлений;
  • расширение связей УОР с образовательными и культурными  учреждениями области, района, города, обмен опытом по вопросам  физического  воспитания;
  • активное привлечение общественности и родителей к решению вопросов здоровьесбережения.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы. Оцениваются:

 - соответствие состояния учебных, наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов программным требованиям;

-  включение в образовательный и воспитательный процесс новых технологий;

 - включенность обучающихся в реализацию мероприятий спортивного и оздоровительного характера;

 - проведение анкет входного и выходного контроля по работе программы  в каждой группе.

Управление программой «УОР «Мастер-Сатурн» – территория здоровья» осуществляет администрация УОР.

Ежегодно по итогам реализации программы формируется доклад, рассматриваемый на педагогическом совете.

В целях обеспечения комплексного контроля за ходом реализации программы предусматривается:

  • осуществление постоянного мониторинга по всем направлениям программы;
  • регулярное рассмотрение хода выполнения программы на заседаниях цикловых комиссий.

Литература

  1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учеб.-справ. пособие для 9, 10, 11кл. общеобразоват. учреждений / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Бокарев Ю.Г. Программа и рекомендации по организации и проведению уроков физической культуры в специальных медицинских группах. – Курган, 1996.
  3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебник для студентов педагогических вузов. –М.: «Академия», 2002.
  4. Василюк Ф.Е. « От  психологической практики к психотехнической теории» // Москва. Психотерапевт. Журнал 1992 №1 с.15 – 32
  5. Гоголев М.И. Кружок по медико-санитарной подготовке в школе. –М.: Просвещение, 1989.
  6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М, Садовников Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. Пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2004.
  7. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.:ВЛАДОС, 2000.
  8. Кучина Н.В., Шаламова Е.Ю., Филлипова И.Б. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: Методические материалы в 2-х частях. – Курган: ГлавУО, 1998.
  9. Медико-санитарная подготовка учащихся. Под ред. П.А. Курцева.-М.:Просвещение, 1984.
  10. Основы валеологии: учебное пособие. Под редакцией В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
  11. Основы физиологии здоровья: Учебник для вузов/ Под редакцией Ф.Н. Зусмановича, А.П. Кузнецова. – Курган, Изд-во КГУ, 2001.
  12. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья  детей. (Учебное пособие под редакцией Н.В. Сократов, М-2005 г.);
  13. Сериков Г.Н., Сериков С.Г.: Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. – Екатеринбург-Челябинск: Изд.: ЧГПУ, 1999.
  14. Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. – Челябинск-Шадринск.-2001.
  15. Сериков С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. Челябинск, 1998.
  16. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. – СПб., 1995.
  17. Устюжанина Л.В. Опыт организации и проведения уроков здоровья. – Курган: Изд-во ИПКиПРО, 2001.
  18. Филиппова И.Б. Модель валеологической службы: Методические материалы: - Курган, 1996 г.
  19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1983.
  20. Чупаха И.В., Пужаева Е.з., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. –М.: Илекса, народное образование, 2003 г.