Комплексная целевая программа «Здоровье»
рабочая программа по физкультуре

Вольф Марина Владимировна

Комплексная целевая программа «Здоровье» (далее Программа) разработана в соответствии с программой развития лицея и реализуется в комплексе с лицейскими программами «Воспитание» и «Одаренные дети».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_ktsp_zdorove.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная целевая программа «Здоровье»

Паспорт

Комплексная целевая программа «Здоровье» (далее Программа) разработана в соответствии с программой развития лицея и реализуется в комплексе с лицейскими программами «Воспитание» и «Одаренные дети».

Разработчики Программы

Директор лицея, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физкультуры, фельдшер.  

Цель Программы

создание валеологической среды как условия культурного и интеллектуального развития учащихся и педагогов лицея.

Задачи Программы

  • организация педагогического процесса без потерь для здоровья;
  • ориентация жизнедеятельности учащихся и педагогов на принципах здорового образа жизни;
  • содействие повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Срок реализации Программы

2016–2017 годы.

Исполнители основных мероприятий Программы

педагогический коллектив лицея

Соисполнители

обучающиеся, родители учащихся

Ожидаемые конечные результаты Программы

создание в лицее валеологической среды, способствующей культурному и интеллектуальном уразвитию обучающихся и педагогов лицея.

Источники финансирования программы

бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства

Организация выполнения Программы

Программа реализуется педагогическим коллективом лицея под руководством «Службы здоровья», контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией лицея; промежуточный и итоговый результаты обсуждаются на педагогических и административных советах

Актуальность программы «Здоровье»

Школьные годы — период становления здоровья человека перед началом его дальнейшего профессионального образования, трудовой деятельности, создания семьи. Образовательное учреждение является практически единственной после семьи средой, способной существенно влиять на состояние здоровья детей и подростков.

Актуальность Программы обусловлена фактическим состоянием здоровья лицеистов, которое вызывает тревогу. Так, в 2004–2005 учебном году только 7 лицеистов из 300 составляют первую группу здоровья, а каждый второй ученик имеет хроническое заболевание. Ситуация усугубляется тем, что в лицее еще не решена задача приобщения всех учащихся к здоровому образу жизни. Имеет место курение, игнорирование требований к соблюдению режима дня, проявление патогенного мышления. Все это происходит на фоне недостаточной привлекательности примеров здорового образа жизни родителей,, населения в целом.

Можно констатировать целый ряд противоречий, характерных для решения задачи сохранения здоровья лицеистов. Это противоречия между:

  • пониманием педагогами важности сохранения и укрепления здоровья лицеистов и недостаточно высоким уровнем готовности активно решать эту задачу;
  • интенсификацией учебного процесса и неразработанностью разнообразных эффективных технологий здоровьесбережения;
  • потребностью педагогов и лицеистов в активной здоровьесберегающей деятельности и слабостью пространственно-предметной среды лицея для занятий физкультурой и спортом.

Концептуальные положения программы «Здоровье»

Рациональные взаимоотношения человека, общества и биосферы могут быть сформированы с помощью комплексных средств обучения, воспитания и развития. Моделирование природосообразного развития субъектов образования имеет антропоцентристскую валеологическую сущность. Именно поэтому образовательный процесс, сформированный на основе такой модели, должен быть личностно-ориентированным. При этом следует избегать упрощенного толкования личностно-ориентированного образования, когда имеется в виду индивидуализированное, персонифицированное образование. Тем более, что это невозможно в условиях массового образования.

Сущность современного личностно-ориентированного образовательного подхода должна выражаться в том, что ценности, цели, этапы и итоговые задачи образования безусловно ориентированы на формирование общих личностных качеств лицеистов, а специальные, предметные знания и умения его выступают в качестве специфических средств на пути достижения целей и решения задач образования.

Современное образование призвано повысить субъектность ребенка в сохранении и укреплении здоровья не только потому, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Отсюда проблема формирования здорового образа жизни учащихся является одной из приоритетных задач Алданского лицея.

Индивидуальный образ жизни человека складывается уже в детстве, в связи с чем трудно переоценить значение школьного возраста, который характеризуется такими психологическими новообразованиями, как самоконтроль внутреннего плана действий, рефлексия, самосознание и самооценка. Эти особенности школьников являются психологической основой для самостоятельного формирования образа жизни. Именно поэтому на данном этапе взросления важно научить детей заботиться о своем здоровье, управлять своим поведением, формировать полезные привычки и таким образом актуализировать субъектность в отношении здорового образа жизни.

Этапы реализации Программы

Организационный (2013 г.):

изучение методологических, педагогических, валеологических оснований по проектированию здоровьесберегающей среды лицея;

анализ опыта современной практики по проблеме.

Деятельностный ( 2013 г. –  2015 г.):

формирование творческих групп педагогов, лицеистов , родителей по направлениям Программы;

реализация Программы.

Обобщающий (2015-2017г.):

анализ полученных результатов, обобщение опыта, определение программы последействия.

Направления реализации программы «Здоровье»

I. Содержание работы с лицеистами

Задачи:

  • сформировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью;
  • обучить приемам самопознания и моделирования разумного поведения;
  • создать условия для удовлетворения базовых потребностей развития лицеистов  всех возрастных групп.

№ п/п

Содержание

Срок реализации

Ответственные

1. Учебная работа

1.

Реализация программы «Час здоровья»
в 5-6 классах

в течение всего периода, 1 раз в неделю

валеолог

2.

Реализация программы психологического развития для обучающихся 5

в течение всего периода, 1 раз в неделю

психолог

3.

Реализация программы «Этика и психология общения» для обучающихся
5-7 классов

в течение всего периода, 1 раз в неделю

Педагог-организатор

4.

Реализация программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с новым учебным планом

в течение всего периода

Преподаватель ОБЖ

5.

Осуществить интеграцию предмета ОБЖ и преподавание предметов основной школы

2012-2017

учителя  ОБЖ, физики, химии, биологии, географии, физкультуры, технологии

6.

Военно-инструктивный сбор для мальчиков-допризывников

ежегодно,
май

Зам. директора по военно-патриотическому воспитанию

7.

Ведение занятий по хореографии, аэробике и шейпингу

2015-2016

Преподаватели физкультуры и танцев

8.

Обеспечить валеологическое сопровождение программы «Одаренные дети»

постоянно

валеолог

9.

Выставка лучших Дневников здоровья

ежегодно,
май

валеолог

2. Воспитательная работа

1.

Реализация программы курса ОБЖ через систему классных часов общения

ежегодно

Классные воспитатели

2.

Проведение классных часов общения по формированию здорового образа жизни в рамках Программы воспитания:

- профилактика и преодоление состояний зависимости от табака, алкоголя, наркотиков, азартных игр, громкой музыки;

- культура проведения досуга;

- способы психологической саморегуляции;

- формирование самоценного мышления как условие достижения успеха;

- гармонизация самочувствия в общении с миром природы;

- механизм влияния образа жизни на здоровье человека.

ежегодно

Зам. директора по ВР

Фельдшер

Психолог

3.

Реализация проекта «Саморазвитие личности» для учащихся 6-9 классов:

- практикум по самодиагностике;

- методика проектирования жизненных достижений;

- формирование рефлексивного поведения.

в течение всего периода

Классные воспитатели

4.

Проведение тренингов:

  • по личностному росту лицеистов 6-9 классов;
  • по развитию внимания;
  • по развитию мышления;
  • по развитию коммуникативных способностей;
  • по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в адаптации и в общении;
  • по развитию лидерских способностей

постоянно,
в соответствии с планом проведения занятий

Психолог

5.

Реализация программы «Изменения» для учащихся 7 классов по половому просвещению

ежегодно, по согласованию с родителями

Преподаватели биологии

6.

Участие Службы здоровья в разработке содержательного блока в проекте «Здоровье»

постоянно

фельдшер

7.

Выставка плакатов по пропаганде здорового образа жизни

ежегодно,
май

Зам. директора по ВР

8.

Заключительное мероприятие по итогам изучения «Часа здоровья» в 5 классе

ежегодно
май,

Зам. директора по ВР

9.

Регулярное освещение различных аспектов здорового образа жизни в лицейской прессе

ежегодно,
по плану выпуска газеты

Зам. директора по ВР

Педагоги-организаторы

3. Профилактическая работа

1.

Усиление интенсивности спортивно-оздоровительной работы:

  • расширение диапазона спортивных секций;
  • вовлечение большего числа обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
  • повышение качества проводимых массовых спортивных и оздоровительных мероприятий;
  • участие в соревнованиях различного уровня.

постоянно

Учителя физкультуры

2.

Проведение недель щадящего учебного режима с целью оздоровления и профилактики утомляемости обучающихся

ежегодно, сентябрь,
февраль

Зам. директора по ВР

3.

Проведение Дней здоровья:

- Всемирного дня здоровья;

- Дня борьбы против табакокурения;

- Международного дня борьбы против злоупотребления наркотиками;

- Международного дня толерантности и ненасилия;

- Всемирного дня борьбы со СПИДом.

ежегодно

Зам. директора по ВР

Педагоги-организаторы

Классные воспитатели

Валеологи

Учителя физкультуры

4.

Организация мероприятий по выявлению нарушения ОДС

с сентября 2006г.

фельдшер.

5.

Проведение мероприятий по витаминотерапии:

  • фиточай для обучающихся 5-6 классов;
  • витаминизация

ежегодно,
январь, февраль, март, апрель

фельдшер.

6.

Составление рекомендации лицеистам:

  • по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы и органа зрения;

апрель 2011 г.

валеолог

  • по подготовке к экзаменам;

март 2014 г.

психолог

  • по концентрации локального внимания на уроке;

октябрь 2015г.

валеолог

  • по преодолению стрессовых ситуаций;

ноябрь 2016 г.

психолог

  • по преодолению конфликтов

декабрь 2016 г.

психолог

  • по достижению ситуации успеха в учебной деятельности

апрель 2017г.

7.

Проведение психолого-педагогических консилиумов

ежегодно

Администрация

II. Диагностическая работа

Задачи:

  • разработать диагностику эффективности здоровьесберегающей среды лицея;
  • обеспечить мониторинг развития  лицеистов в учебно-воспитательном процессе.

Решение этих задач осуществляется в рамках циклограммы системной диагностики личности лицеиста и включает в себя:

№ п/п

Содержание

Срок реализации

Ответственные

1.

Мониторинг здоровья обучающихся:

ежегодно

  • целевого медосмотра;

сентябрь,
февраль

фельдшер

  • оперативный контроль (травматизм, инфекционные заболевания, ежедневные обращения в медпункт)

постоянно

фельдшер

2.

Диагностика физиологических состояний обучающихся:

  • работоспособности;
  • тревожности;
  • преобладающего эмоционального состояния на уроках

ежегодно

Психолог

Фельдшер

Педагоги

3.

Исследование субъективной оценки обучающимися  профессиональных и личностных качеств педагогов

ежегодно

Психолог

4.

Диагностика здоровьесозидающей деятельности младших подростков (5-6 кл.),
старших подростков (7-9 кл.),

 старшеклассников (10-11 кл.)

декабрь 2015г.

ноябрь 2015г.

ноябрь 2016г.

Зам. директора по ВР

5.

Диагностика комфортности обучения и воспитания обучающихся

ежегодно

Зам. директора по ВР

6.

Диагностика интеллектуального развития обучающихся

ежегодно

Зам. директора по УР

7.

Диагностика мотивационной сферы обучающихся

ежегодно

Зам. директора по ППР

8.

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся

ежегодно

преподаватели

9.

Диагностика коммуникативных способностей старшеклассников

ежегодно

психолог

10.

Диагностика профессиональных склонностей старшеклассников

ежегодно

Зам. директора по ВР

11.

Диагностика творческих способностей обучающихся

ежегодно

Зам. директора по ВР

12.

Изучение мнения обучающихся, педагогов, родителей о работе столовой и буфета

ежегодно

Зам. директора по ВР

III. Ресурсное обеспечение Программы

Задача: обеспечить материальные условия для создания в лицее валеологической среды.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Оборудовать классные доски софитами и зеркальными светильниками

2015 г.

Директор

2.

Обновить все  классные доски в учебных кабинетах

2014 г.

Директор

3.

Приобретение инвентаря для проведения занятий по аэробике и  шейпингу

2015 г.

Учитель физкультуры ,тренера

4.

Ревизия электросветовых приборов, замена стартеров и ламп ЛБ-20 и ЛБ-40

ежегодно

Завхоз

5.

Выделение средств на витаминизацию

ежегодно

Совет родителей

6.

Выделение средств на издательскую деятельность. Изготовление:

  • «Дневника здоровья»;
  • «Дневника саморазвития»;
  • рекомендаций о ЗОЖ

ежегодно

Попечительский совет

7.

Приобретение парт в соответствии с новыми требованиями СанПиНа

постоянно

Директор

8.

Приобретение современных компьютерных технологий по мониторингу физического развития обучающихся и пакета методик по психологическому тестированию

2015-2016г.

Директор

IV. Организационно-управленческая деятельность

Задачи:

  • обеспечить условия для мобилизации усилий всех педагогов лицея по созданию валеологической среды;
  • обеспечить координацию деятельности педагогического коллектива  и учащихся с государственными и общественными структурами по вопросам охраны здоровья детей.

№ п/п

Содержание

Срок реализации

Ответственные

1.

Обсуждение хода реализации программы «Здоровье» на:

  • педсоветах;

август, 1 раз в год

Зам.директора по МР

  • административных советах;

1 раз в триместр

Зам.директора по НМР

  • заседании Совета родителей.

1 раз в год

Директор

2.

Взаимодействие с детской поликлиникой
по вопросам охраны здоровья обучающихся

постоянно

Фельдшер

3.

Взаимодействие с   районной, городской администрацией по вопросам профилактики здоровьеразрушительного поведения обучающихся

по мере необходимости

валеолог

4.

Осуществлять контроль за выполнением СанПиНа

постоянно

валеолог

V. Работа с родителями

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической и гигиенической грамотности родителей;
  • активизация поддержки родителями деятельности детей по саморазвитию и здравосозданию.

№ п/п

Содержание

Срок реализации

Ответственные

1.

Педагогический лекторий для родителей детей, посещающих Школу раннего развития

еженедельно,
в январе, марте, апреле

Зам. Директора

2.

Разработка содержательного блока в программу психолого-педагогического просвещения родителей

2015 -2017г.

Зам. Директора по ППР

3.

Индивидуальные родительские консультации

по необходимости

фельдшер

валеолог

4.

Привлечение родителей к реализации программы «Здоровье»:

Зам. директора по ВР

VI. Кадровое обеспечение

Задачи:

  • повысить валеологическую культуру педагогов;
  • сформировать мотивацию на создание в лицее  здоровьесберегающей среды.

№ п/п

Содержание

Срок реализации

Ответственные

1.

Продолжение работы валеологического семинара для педагогов

ежегодно

валеолог

2.

Обучение методам и приемам психолого-педагогической и валеологической диагностики

ежегодно

психолог

3.

Создать и организовать работу творческой группы педагогов по разработке и совершенствованию системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ лицеистов

2015-2017

Зам. директора по ВР

VII. Научно-методическое обеспечение

Задача: вооружить педагогов методическим инструментарием по развитию личности ребенка и формированию у лицеистов  готовности к здравосозидающей деятельности.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Завершение работы над методическими рекомендациями по проведению «Часа здоровья»:

Зам. директора по ВР

2.

Подготовка к публикации сборника сценарных материалов для проведения воспитательных мероприятий по пропаганде ЗОЖ

Зам. директора по ВР

3.

Составление методических рекомендаций для педагогов по гармонизации психоэмоциональных состояний

психолог

4.

Разработка научной проблемы  «Здоровый учитель – здоровый ученик»

2015-2016гг.

Зам. директора по НМР

Ожидаемые результаты
реализации комплексной программы «Здоровье»

Основной результат: создание в лицее валеологической среды, способствующей культурному и интеллектуальном развитию обучающихся и педагогов лицея.

Воспитательные результаты:

  • осознание обучающимися и педагогами ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни;
  • овладение приемами самопознания;
  • активизация здравосозидающей деятельности всех субъектов лицея.

Критерии эффективности валеологической среды:

  • позитивные изменения в динамике и структуре школьных заболеваний обучающихся;
  • наличие в лицее благоприятного и эмоционально-нравственного климата;
  • высокий уровень здравосозидающей деятельности педагогов и обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа Здоровье

1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2.      Номинация: «Физическая культура и здоро...

Целевая комплексная воспитательная программа "Здоровье"

Программа «Здоровье» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников по формированию здорового образа жизни», объединяет работу педагогического ...

Комплексная целевая программа"Образование и здоровье школьника"

Программа рассчитана на учащихся школы (1-11кл) на 3 года.Программа  с определенными направлениями( организация учебного процесса в соответствии с Санпином, двигательный режим школьника,использов...

Комплексная целевая программа по воспитательной работе "УОР "Мастер -Сатурн"-территория здоровья".

В программе раскрываются вопросы организации образовательного процесса, воспитательной, методической работы, направленной на формирование здоровьесбережения и доминанты на ЗОЖ....

Комплексно-целевая программа "Дорога к доброму здоровью"

Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях....

Комплексно-целевая программа «Здоровье»

Комплексно-целевая программа «Здоровье» охватывает всех  обучающихся 1-11 классов,  направлена  на укрепление их здоровья. Программа утверждена педагогическим советом школы и реализуетс...

Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"

Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"...