Комплексная целевая программа «Здоровье»
рабочая программа по физкультуре
Комплексная целевая программа «Здоровье» (далее Программа) разработана в соответствии с программой развития лицея и реализуется в комплексе с лицейскими программами «Воспитание» и «Одаренные дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_ktsp_zdorove.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная целевая программа «Здоровье»
Паспорт
Комплексная целевая программа «Здоровье» (далее Программа) разработана в соответствии с программой развития лицея и реализуется в комплексе с лицейскими программами «Воспитание» и «Одаренные дети».
Разработчики Программы | – | Директор лицея, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физкультуры, фельдшер. |
Цель Программы | – | создание валеологической среды как условия культурного и интеллектуального развития учащихся и педагогов лицея. |
Задачи Программы | – |
|
Срок реализации Программы | – | 2016–2017 годы. |
Исполнители основных мероприятий Программы | – | педагогический коллектив лицея |
Соисполнители | – | обучающиеся, родители учащихся |
Ожидаемые конечные результаты Программы | – | создание в лицее валеологической среды, способствующей культурному и интеллектуальном уразвитию обучающихся и педагогов лицея. |
Источники финансирования программы | – | бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства |
Организация выполнения Программы | – | Программа реализуется педагогическим коллективом лицея под руководством «Службы здоровья», контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией лицея; промежуточный и итоговый результаты обсуждаются на педагогических и административных советах |
Актуальность программы «Здоровье»
Школьные годы — период становления здоровья человека перед началом его дальнейшего профессионального образования, трудовой деятельности, создания семьи. Образовательное учреждение является практически единственной после семьи средой, способной существенно влиять на состояние здоровья детей и подростков.
Актуальность Программы обусловлена фактическим состоянием здоровья лицеистов, которое вызывает тревогу. Так, в 2004–2005 учебном году только 7 лицеистов из 300 составляют первую группу здоровья, а каждый второй ученик имеет хроническое заболевание. Ситуация усугубляется тем, что в лицее еще не решена задача приобщения всех учащихся к здоровому образу жизни. Имеет место курение, игнорирование требований к соблюдению режима дня, проявление патогенного мышления. Все это происходит на фоне недостаточной привлекательности примеров здорового образа жизни родителей,, населения в целом.
Можно констатировать целый ряд противоречий, характерных для решения задачи сохранения здоровья лицеистов. Это противоречия между:
- пониманием педагогами важности сохранения и укрепления здоровья лицеистов и недостаточно высоким уровнем готовности активно решать эту задачу;
- интенсификацией учебного процесса и неразработанностью разнообразных эффективных технологий здоровьесбережения;
- потребностью педагогов и лицеистов в активной здоровьесберегающей деятельности и слабостью пространственно-предметной среды лицея для занятий физкультурой и спортом.
Концептуальные положения программы «Здоровье»
Рациональные взаимоотношения человека, общества и биосферы могут быть сформированы с помощью комплексных средств обучения, воспитания и развития. Моделирование природосообразного развития субъектов образования имеет антропоцентристскую валеологическую сущность. Именно поэтому образовательный процесс, сформированный на основе такой модели, должен быть личностно-ориентированным. При этом следует избегать упрощенного толкования личностно-ориентированного образования, когда имеется в виду индивидуализированное, персонифицированное образование. Тем более, что это невозможно в условиях массового образования.
Сущность современного личностно-ориентированного образовательного подхода должна выражаться в том, что ценности, цели, этапы и итоговые задачи образования безусловно ориентированы на формирование общих личностных качеств лицеистов, а специальные, предметные знания и умения его выступают в качестве специфических средств на пути достижения целей и решения задач образования.
Современное образование призвано повысить субъектность ребенка в сохранении и укреплении здоровья не только потому, что здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Отсюда проблема формирования здорового образа жизни учащихся является одной из приоритетных задач Алданского лицея.
Индивидуальный образ жизни человека складывается уже в детстве, в связи с чем трудно переоценить значение школьного возраста, который характеризуется такими психологическими новообразованиями, как самоконтроль внутреннего плана действий, рефлексия, самосознание и самооценка. Эти особенности школьников являются психологической основой для самостоятельного формирования образа жизни. Именно поэтому на данном этапе взросления важно научить детей заботиться о своем здоровье, управлять своим поведением, формировать полезные привычки и таким образом актуализировать субъектность в отношении здорового образа жизни.
Этапы реализации Программы
Организационный (2013 г.):
изучение методологических, педагогических, валеологических оснований по проектированию здоровьесберегающей среды лицея;
анализ опыта современной практики по проблеме.
Деятельностный ( 2013 г. – 2015 г.):
формирование творческих групп педагогов, лицеистов , родителей по направлениям Программы;
реализация Программы.
Обобщающий (2015-2017г.):
анализ полученных результатов, обобщение опыта, определение программы последействия.
Направления реализации программы «Здоровье»
I. Содержание работы с лицеистами
Задачи:
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью;
- обучить приемам самопознания и моделирования разумного поведения;
- создать условия для удовлетворения базовых потребностей развития лицеистов всех возрастных групп.
№ п/п | Содержание | Срок реализации | Ответственные |
1. Учебная работа | |||
1. | Реализация программы «Час здоровья» | в течение всего периода, 1 раз в неделю | валеолог |
2. | Реализация программы психологического развития для обучающихся 5 | в течение всего периода, 1 раз в неделю | психолог |
3. | Реализация программы «Этика и психология общения» для обучающихся | в течение всего периода, 1 раз в неделю | Педагог-организатор |
4. | Реализация программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с новым учебным планом | в течение всего периода | Преподаватель ОБЖ |
5. | Осуществить интеграцию предмета ОБЖ и преподавание предметов основной школы | 2012-2017 | учителя ОБЖ, физики, химии, биологии, географии, физкультуры, технологии |
6. | Военно-инструктивный сбор для мальчиков-допризывников | ежегодно, | Зам. директора по военно-патриотическому воспитанию |
7. | Ведение занятий по хореографии, аэробике и шейпингу | 2015-2016 | Преподаватели физкультуры и танцев |
8. | Обеспечить валеологическое сопровождение программы «Одаренные дети» | постоянно | валеолог |
9. | Выставка лучших Дневников здоровья | ежегодно, | валеолог |
2. Воспитательная работа | |||
1. | Реализация программы курса ОБЖ через систему классных часов общения | ежегодно | Классные воспитатели |
2. | Проведение классных часов общения по формированию здорового образа жизни в рамках Программы воспитания: - профилактика и преодоление состояний зависимости от табака, алкоголя, наркотиков, азартных игр, громкой музыки; - культура проведения досуга; - способы психологической саморегуляции; - формирование самоценного мышления как условие достижения успеха; - гармонизация самочувствия в общении с миром природы; - механизм влияния образа жизни на здоровье человека. | ежегодно | Зам. директора по ВР Фельдшер Психолог |
3. | Реализация проекта «Саморазвитие личности» для учащихся 6-9 классов: - практикум по самодиагностике; - методика проектирования жизненных достижений; - формирование рефлексивного поведения. | в течение всего периода | Классные воспитатели |
4. | Проведение тренингов:
| постоянно, | Психолог |
5. | Реализация программы «Изменения» для учащихся 7 классов по половому просвещению | ежегодно, по согласованию с родителями | Преподаватели биологии |
6. | Участие Службы здоровья в разработке содержательного блока в проекте «Здоровье» | постоянно | фельдшер |
7. | Выставка плакатов по пропаганде здорового образа жизни | ежегодно, | Зам. директора по ВР |
8. | Заключительное мероприятие по итогам изучения «Часа здоровья» в 5 классе | ежегодно | Зам. директора по ВР |
9. | Регулярное освещение различных аспектов здорового образа жизни в лицейской прессе | ежегодно, | Зам. директора по ВР Педагоги-организаторы |
3. Профилактическая работа | |||
1. | Усиление интенсивности спортивно-оздоровительной работы:
| постоянно | Учителя физкультуры |
2. | Проведение недель щадящего учебного режима с целью оздоровления и профилактики утомляемости обучающихся | ежегодно, сентябрь, | Зам. директора по ВР |
3. | Проведение Дней здоровья: - Всемирного дня здоровья; - Дня борьбы против табакокурения; - Международного дня борьбы против злоупотребления наркотиками; - Международного дня толерантности и ненасилия; - Всемирного дня борьбы со СПИДом. | ежегодно | Зам. директора по ВР Педагоги-организаторы Классные воспитатели Валеологи Учителя физкультуры |
4. | Организация мероприятий по выявлению нарушения ОДС | с сентября 2006г. | фельдшер. |
5. | Проведение мероприятий по витаминотерапии:
| ежегодно, | фельдшер. |
6. | Составление рекомендации лицеистам: | ||
| апрель 2011 г. | валеолог | |
| март 2014 г. | психолог | |
| октябрь 2015г. | валеолог | |
| ноябрь 2016 г. | психолог | |
| декабрь 2016 г. | психолог | |
| апрель 2017г. | ||
7. | Проведение психолого-педагогических консилиумов | ежегодно | Администрация |
II. Диагностическая работа
Задачи:
- разработать диагностику эффективности здоровьесберегающей среды лицея;
- обеспечить мониторинг развития лицеистов в учебно-воспитательном процессе.
Решение этих задач осуществляется в рамках циклограммы системной диагностики личности лицеиста и включает в себя:
№ п/п | Содержание | Срок реализации | Ответственные |
1. | Мониторинг здоровья обучающихся: | ежегодно | |
| сентябрь, | фельдшер | |
| постоянно | фельдшер | |
2. | Диагностика физиологических состояний обучающихся:
| ежегодно | Психолог Фельдшер Педагоги |
3. | Исследование субъективной оценки обучающимися профессиональных и личностных качеств педагогов | ежегодно | Психолог |
4. | Диагностика здоровьесозидающей деятельности младших подростков (5-6 кл.), старшеклассников (10-11 кл.) | декабрь 2015г. ноябрь 2015г. ноябрь 2016г. | Зам. директора по ВР |
5. | Диагностика комфортности обучения и воспитания обучающихся | ежегодно | Зам. директора по ВР |
6. | Диагностика интеллектуального развития обучающихся | ежегодно | Зам. директора по УР |
7. | Диагностика мотивационной сферы обучающихся | ежегодно | Зам. директора по ППР |
8. | Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся | ежегодно | преподаватели |
9. | Диагностика коммуникативных способностей старшеклассников | ежегодно | психолог |
10. | Диагностика профессиональных склонностей старшеклассников | ежегодно | Зам. директора по ВР |
11. | Диагностика творческих способностей обучающихся | ежегодно | Зам. директора по ВР |
12. | Изучение мнения обучающихся, педагогов, родителей о работе столовой и буфета | ежегодно | Зам. директора по ВР |
III. Ресурсное обеспечение Программы
Задача: обеспечить материальные условия для создания в лицее валеологической среды.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Оборудовать классные доски софитами и зеркальными светильниками | 2015 г. | Директор |
2. | Обновить все классные доски в учебных кабинетах | 2014 г. | Директор |
3. | Приобретение инвентаря для проведения занятий по аэробике и шейпингу | 2015 г. | Учитель физкультуры ,тренера |
4. | Ревизия электросветовых приборов, замена стартеров и ламп ЛБ-20 и ЛБ-40 | ежегодно | Завхоз |
5. | Выделение средств на витаминизацию | ежегодно | Совет родителей |
6. | Выделение средств на издательскую деятельность. Изготовление:
| ежегодно | Попечительский совет |
7. | Приобретение парт в соответствии с новыми требованиями СанПиНа | постоянно | Директор |
8. | Приобретение современных компьютерных технологий по мониторингу физического развития обучающихся и пакета методик по психологическому тестированию | 2015-2016г. | Директор |
IV. Организационно-управленческая деятельность
Задачи:
- обеспечить условия для мобилизации усилий всех педагогов лицея по созданию валеологической среды;
- обеспечить координацию деятельности педагогического коллектива и учащихся с государственными и общественными структурами по вопросам охраны здоровья детей.
№ п/п | Содержание | Срок реализации | Ответственные |
1. | Обсуждение хода реализации программы «Здоровье» на: | ||
| август, 1 раз в год | Зам.директора по МР | |
| 1 раз в триместр | Зам.директора по НМР | |
| 1 раз в год | Директор | |
2. | Взаимодействие с детской поликлиникой | постоянно | Фельдшер |
3. | Взаимодействие с районной, городской администрацией по вопросам профилактики здоровьеразрушительного поведения обучающихся | по мере необходимости | валеолог |
4. | Осуществлять контроль за выполнением СанПиНа | постоянно | валеолог |
V. Работа с родителями
Задачи:
- повышение психолого-педагогической и гигиенической грамотности родителей;
- активизация поддержки родителями деятельности детей по саморазвитию и здравосозданию.
№ п/п | Содержание | Срок реализации | Ответственные |
1. | Педагогический лекторий для родителей детей, посещающих Школу раннего развития | еженедельно, | Зам. Директора |
2. | Разработка содержательного блока в программу психолого-педагогического просвещения родителей | 2015 -2017г. | Зам. Директора по ППР |
3. | Индивидуальные родительские консультации | по необходимости | фельдшер валеолог |
4. | Привлечение родителей к реализации программы «Здоровье»: | Зам. директора по ВР |
VI. Кадровое обеспечение
Задачи:
- повысить валеологическую культуру педагогов;
- сформировать мотивацию на создание в лицее здоровьесберегающей среды.
№ п/п | Содержание | Срок реализации | Ответственные |
1. | Продолжение работы валеологического семинара для педагогов | ежегодно | валеолог |
2. | Обучение методам и приемам психолого-педагогической и валеологической диагностики | ежегодно | психолог |
3. | Создать и организовать работу творческой группы педагогов по разработке и совершенствованию системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ лицеистов | 2015-2017 | Зам. директора по ВР |
VII. Научно-методическое обеспечение
Задача: вооружить педагогов методическим инструментарием по развитию личности ребенка и формированию у лицеистов готовности к здравосозидающей деятельности.
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Завершение работы над методическими рекомендациями по проведению «Часа здоровья»: | Зам. директора по ВР | |
2. | Подготовка к публикации сборника сценарных материалов для проведения воспитательных мероприятий по пропаганде ЗОЖ | Зам. директора по ВР | |
3. | Составление методических рекомендаций для педагогов по гармонизации психоэмоциональных состояний | психолог | |
4. | Разработка научной проблемы «Здоровый учитель – здоровый ученик» | 2015-2016гг. | Зам. директора по НМР |
Ожидаемые результаты
реализации комплексной программы «Здоровье»
Основной результат: создание в лицее валеологической среды, способствующей культурному и интеллектуальном развитию обучающихся и педагогов лицея.
Воспитательные результаты:
- осознание обучающимися и педагогами ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни;
- овладение приемами самопознания;
- активизация здравосозидающей деятельности всех субъектов лицея.
Критерии эффективности валеологической среды:
- позитивные изменения в динамике и структуре школьных заболеваний обучающихся;
- наличие в лицее благоприятного и эмоционально-нравственного климата;
- высокий уровень здравосозидающей деятельности педагогов и обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа Здоровье
1. Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2. Номинация: «Физическая культура и здоро...
Целевая комплексная воспитательная программа "Здоровье"
Программа «Здоровье» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников по формированию здорового образа жизни», объединяет работу педагогического ...
Комплексная целевая программа"Образование и здоровье школьника"
Программа рассчитана на учащихся школы (1-11кл) на 3 года.Программа с определенными направлениями( организация учебного процесса в соответствии с Санпином, двигательный режим школьника,использов...
Комплексная целевая программа по воспитательной работе "УОР "Мастер -Сатурн"-территория здоровья".
В программе раскрываются вопросы организации образовательного процесса, воспитательной, методической работы, направленной на формирование здоровьесбережения и доминанты на ЗОЖ....
Комплексно-целевая программа "Дорога к доброму здоровью"
Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях....
Комплексно-целевая программа «Здоровье»
Комплексно-целевая программа «Здоровье» охватывает всех обучающихся 1-11 классов, направлена на укрепление их здоровья. Программа утверждена педагогическим советом школы и реализуетс...
Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"
Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"...