Главные вкладки

    Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"
    методическая разработка по теме

    Пукалова Ирина Александровна

    Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторских групп. Программа успешно реализуется. В 2010 г музей занял 3 место в областном конкурсе школьных музеев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Celevaya_programma__muzeya_kosm.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждена

    НМС МОУ УГ №3

    _________________

     

    Целевая программа

    Музей  космонавтики

    имени летчика-космонавта О.Г. Макарова

    Пояснительная записка

    Краеведение, музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в гимназии вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о человеке, чье имя носит гимназия, о людях участвующих в  освоении космоса и развитии космонавтики, о достижениях России и мирового сообщества в освоении космоса.

    Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий связь родной Удомельской земли с освоением космоса. Он тесно связан со всем образовательным процессом гимназии, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации.

    Актуальной задачей музея космонавтики является фиксация происходящих событий, связанных с освоением космоса и краеведения, формирование банка данных, интервьюирование участников и очевидцев событий, связанных с жизнью и деятельностью О.Г. Макарова и других покорителей космоса.

    Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьном музее ребенок выступает не только как потребитель продукта, но и как активный его создатель, пополняя вспомогательный фонд своими творческими работами.

     Данная программа предназначена для ведения краеведческой и научно-поисковой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие природы и космоса, а также познакомиться с  приемами собирательской и музейной деятельности через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.


    Цель программы:

    Создать благоприятные условия для развития творчества, обладания современными знаниями о космосе, воспитания патриотических чувств к своей стране, через различные формы поисковой и музейной работы.

    Задачи:

    1. Изучение истории развития и освоения космоса, знакомство с судьбами космонавтов и сотрудников космической отрасли, изучение истории родного края.
    2. Активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся, развитие их творческих способностей.
    3. Воспитание у школьников ответственности и активности, гражданственности и патриотизма через осуществление поисковой, лекторской, исследовательской, организаторской деятельности в рамках работы школьного музея.
    4. Формирование и пополнение музейной коллекции, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
    5. Профессиональная ориентация подростков.
    6. Расширение кругозора подростков, формирование начальных понятий по астрономии, космонавтике, краеведению.

    Актуальность программы:

    Во все времена люди почитали своих героев. Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды.

    Первопроходцы космоса являются национальными героями. Подвиг нашего земляка О.Г. Макарова является примером мужества и героизма. Именно на примере его жизни, его коллег – космонавтов, специалистов науки и техники мы можем раскрыть перед подростками две грани самовоспитания: собственно – познавательные и чисто человеческие, духовно-волевые. Эти люди обладали независимостью, оригинальностью мышления, строгостью суждения, упорством, обязательностью перед коллегами.

    Олег Григорьевич Макаров – дважды герой Советского Союза родился в городе Удомля, учился в начальной школе, на Удомельской земле жили его родители, в нашем городе живут земляки, которые знали его в разные периоды жизни. Все это позволяет организовать работу обучающихся в деле пропаганды примеров мужества и героизма нашего земляка, героев космоса, приезжавших в г. Удомля.

    Россия сегодня по-прежнему является лидером в освоении космического пространства среди мирового сообщества. Деятельность музея призвана способствовать профориентации учащихся, воспитывать гражданственность и патриотизм.  

    Основные принципы осуществления программы:

    1. Принцип целесообразности
    2. Принцип творческого отношения к делу
    3. Принцип совместной деятельности учащихся
    4. Принцип демократичности

    Основные направления работы:

    Направления реализации программы

    Поисково-исследовательская деятельность

    Учет и хранение фондов

    Экспозиционная деятельность

    Просветительская деятельность

    Поисково-исследовательская деятельность

    Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по изучению основ астрономии, развития космонавтики и краеведения. Используются следующие формы и методы: знакомство с методикой сбора и фиксации материалов, работа в фондах музеев и архивов, в библиотеках и в Интернете. Пути сбора материала:

    1. Планомерный систематический сбор документов;
    2. Экспедиционный, экскурсионный сбор;
    3. Прием даров и случайных поступлений;
    4. Научно-исследовательская, проектная деятельность учащихся;
    5. Обобщение изученного материала
    6. Создание библиографии и базы Интернет ресурсов по вопросам освоения космоса
    7. Привлечение экспонатов конкурса "Я и космос".

    Основные формы работы

    1. Экспедиции по местам, связанным с жизнью и деятельностью О.Г. Макарова и других покорителей  космоса
    2. Переписка с интересными людьми, чья жизнь связана с освоением  космоса и Удомельским районом
    3. Сбор материалов о современных достижениях космонавтики
    4. Научно-исследовательская деятельность
    5. Экскурсии в Звездный городок, Музей космонавтики, Московский Политехнический музей, учебные заведения, готовящие специалистов космической отрасли.

    Учет и хранение фондов

    Основные задачи данного направления работы музея:

    1. Создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
    2. Правильно оформлять основную музейную документацию;
    3. Правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
    4. Точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с историческими фактами и людьми;
    5. Фиксировать выдачу предметов на уроки и другие мероприятия.

    Экспозиционная деятельность

    Результатом поисково-исследовательской деятельности учащихся и педагогов становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиции. Для этого необходимо:

    1. Освоить и практиковать порядок размещения экспозиции, изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
    2. Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
    3. Использовать в работе выставки передвижки, тематические выставки в витрине краеведческого музея г. Удомля;
    4. Предусмотреть экспозиции в которых можно легко заменять материал, использовать возможности интерактивной доски и мультимедийных презентаций.

    Планируется для развития музейной экспозиции создать "Шкалу времени. Развитие космонавтики", "Научно-инженерная деятельность О.Г. Макарова" , макет первой ракеты, макеты спутников, макеты научно-фантастических проектов "Город на Марсе".

    Просветительская деятельность

    Главная задача данного направления вовлечение в работу музея значительного количества учащихся, родителей, учителей и жителей города Удомля. для этого необходимо:

    - продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

    - проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, открытые уроки и классные часы, экскурсии.

    - использовать материалы музея на уроках краеведения, истории, астрономии, физики;

    - организовать на базе музея районные семинары для учителей, экскурсии для пенсионеров и жителей города, для школьников соседних районов.

    Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и архив музея.

    Участники программы

    Программа рассчитана на обучающихся гимназии и школ города разного возраста, интересующихся историей родного края, историей космонавтики, астрономией, ведущих поисковую и исследовательскую деятельность, а также их родителей и Совет музея космонавтики.

    Основные этапы реализации программы

    Первый этап

    Информационно-познавательный

    2002-2003 гг.

    Сбор краеведческого и экскурсионного материала, оформление музея космонавтики, паспортизация музея, открытие музея, встреча с космонавтами и родственниками О.Г. Макарова, организация Совета музея космонавтики

    Второй этап

    Операционно-деятельностный

    2003-2007 гг.

    Формирование традиций музея: астрономические чтения для учащихся начальной школы, уроки из космоса для учащихся школ города, научно-практические конференции, посвященные О.Г. Макарову, научно-исследовательская деятельность, экскурсии в Звездный городок, встречи с космонавтами, экскурсии в музей для жителей города и школьников, уроки астрономии, пополнение фонда музея.

    Исследовательский проект "О.Г. Макаров – наш звездный земляк", космическая неделя, посвященная Дню космонавтики. Организация семинаров для педагогов.

    Третий этап

    Практико-ориентационный

    2008-2010 гг.

    Сохранение традиций музея космонавтики. Проект развития музея. Оформление экспозиции о Крылове А.В., применение интерактивных технологий с применением интерактивной доски для проведения экскурсий, создание информационного банка данных, обновление экспозиции музея. Организация открытых классных часов "Космос и люди", сотрудничество и переписка со школьными музеями космонавтики других регионов России. Научно-исследовательская, поисковая деятельность учащихся, участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Экскурсии в планетарий, в Звездный городок, в Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Создание виртуального музея космонавтики. Осуществление научно-фантастического проекта "Город на Марсе".

    Управление программой

    Управление программой осуществляется Советом музея космонавтики, в состав которого входят: руководитель музея, учитель краеведения, учащиеся.

    Предполагаемые результаты реализации программы

    1. Программа открывает широкие возможности для развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные, профориентационные  и воспитательные задачи.
    2. Реализация программы оказывает влияние на развитие личности ребенка, его мировоззрение, на формирование социальной активности, гражданской позиции и патриотизма.
    3. Повышается образовательный уровень всех участников программы, формируется навык получения новых знаний и их применения.
    4. Фонды музея пополнятся новыми материалами, рождаются новые традиции, повысится интеллектуальный уровень подростков и жителей города.

    Список литературы

    1. Музей и школа: пособие для учителя (Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко. Под общей редакцией. Т.А. Кудриной. – М.: просвещение, 1985. – 192 с.

    2. Алексеева Е., Белкин П. Школьные музеи в новом информационном пространстве// Директор школы. – 2006.-№1 – с. 84-86.

    3. Макарова Н., Чичканова Т. Образовательная среда в музее?- Да, если этот музей детский; Детский музей как способ организации образовательной среды//Народное образование.- 2002.- №2-с. 133-140

    4. Родионова О. Посмотри. Сравни. Найди детали// Учительская газета-2006 - №8 28февраля.- с.19.- (Методическая кухня: Музейная педагогика).

    5. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием ресурсов школьного музея этнографии// Практика А Ф в школе.- 2005.-№6.-с.61 -62.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

    Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

    Комплексно-целевая программа Здоровье

    1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2.      Номинация: «Физическая культура и здоро...

    Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"

    Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....

    Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

    Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

    Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

    Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

    Комплексно-целевой мониторинг воспитательного процесса.

    Выступление по  организации и проведению воспитательной работы....

    Комплексно - целевая программа отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"

    Программа "Каникулы" направлена на организацию досуга школьников в период летних каникул, профилактику правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних.Каникулярный период деятельности создает ...