Примерное программное содержание материала по гимнастике для учащихся с 5-го по 11-й классы.
статья по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Налимова Марина Александровна

 

В данной статье речь пойдет о гимнастике, приведены некоторые общие приемы и методы обучения. В программе представлены два типа комбинаций на гимнастических снарядах - учебные и зачетные. Учебные комбинации отвечают требованиям зачетных комбинаций предыдущего класса (т.е. зачетные комбинации 5-го класса переходят в 6-й класс как учебные). Большое количество нестандартного оборудования дает возможность проводить уроки по гимнастике с высокой плотностью, при полной занятости всех учащихся, осуществлять на практике дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika__5_-_11-y_klassy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное программное содержание материала по гимнастике

 для учащихся с 5-го по 11-й классы.

В данной статье речь пойдет о гимнастике, приведены некоторые общие приемы и методы обучения. В программе представлены два типа комбинаций на гимнастических снарядах - учебные и зачетные. Учебные комбинации отвечают требованиям зачетных комбинаций предыдущего класса (т.е. зачетные комбинации 5-го класса переходят в 6-й класс как учебные). Большое количество нестандартного оборудования дает возможность проводить уроки по гимнастике с высокой плотностью, при полной занятости всех учащихся, осуществлять на практике дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей учащихся.

В вводной части урока учащиеся обычно выполняют ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение. Основная задача здесь - повышение эмоционального состояния учащихся и обеспечение необходимой функциональной подготовки их организма к основной части урока. Продолжительность комплекса - 7 - 8 минут. Первые три-четыре занятия проводит учитель, указывая на последовательность и четкость выполнения упражнений, на соблюдение правильного дыхания, оптимальной интенсивности движений. На последующих уроках ритмическую гимнастику проводят сначала более подготовленные учащиеся (занимающиеся в спортивных секциях), затем - остальные учащиеся по списку (для этого в журнале отведена специальная графа, и в ней ставят оценку за выполнение задания). Каждый из учеников использует свои записи для музыкального сопровождения.

Для более качественного освоения учебного материала, увеличения плотности урока, развития и совершенствования двигательных способностей занимающихся за основу принят метод круговой тренировки. На каждой <станции> по два учащихся индивидуально выполняют конкретное упражнение.

 Переход от <станции> к <станции> обусловлен заранее. Для каждой <станции> определен точный режим работы и отдыха: 30 секунд - выполнение упражнения, 20 - 30 секунд - отдых с переходом на следующую <станцию>. Режим работы может изменяться, так же как и количество <станций>, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

Повышение нагрузки при выполнении упражнений на тренажерах осуществляем за счет увеличения числа подходов к снаряду и времени выполнения, количества <станций> и кругов, за счет сокращения продолжительности интервалов отдыха. На рис. 1 показана работа по <станциям> при выполнении общеразвивающих упражнений.

Одно из главных требований при проведении круговой тренировки - ознакомление учащихся с особенностями ее организации.

Вначале работа по <станциям> проходит без учета количества выполняемых упражнений, затем - с определением так называемого максимального теста (МТ) и индивидуальной нагрузки. При выполнении индивидуального МТ каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени, стараясь проделать его максимальное число раз. После определения МТ для каждого устанавливают индивидуальную нагрузку: половину МТ или четверть МТ, в зависимости от подготовленности ученика. Весь комплекс в один круг выполняют за строго определенное время, каждое упражнение повторяют в режиме индивидуальной нагрузки (установленное число раз). По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений увеличивается:                 МТ:2 + 1; МТ:2 +2; и т.д.  Трудности для учеников в данном случае заключаются в том, что в течение определенного времени нужно выполнить упражнение правильно, максимальное количество раз, через <не могу>, подсчитать количество повторений и внести соответствующую запись в свой спортивный дневник. После занятий физорг класса собирает спортивные дневники и передает их педагогу. Перед следующим уроком он раздает дневники учащимся. Ученики ознакомлены с требованиями по ведению спортивного дневника. Для положительной, тем более для высокой оценки, выставляемой на 15-м уроке, кроме аккуратной и соответствующей факту записи о количестве повторений упражнения на каждой <станции>, должен быть отражен рост результатов в количественном отношении после каждого занятия. Комплекс круговой тренировки входит в основную часть урока.

В начале изучения программы по гимнастике каждый класс делится по симпатиям и интересам на 4 отделения (2 отделения - мальчики, 2 отделения - девочки). В каждом отделении выбирают командиров, которые руководят установкой и уборкой спортивных снарядов, помогают учителю осуществлять страховку.

Во время показа новых элементов в зачетной комбинации обязательно знакомим учащихся с требованиями к каждому элементу. Учащиеся в процессе подготовки к зачету должны помнить о требованиях к выполнению данных элементов и учиться самостоятельно анализировать свою работу. За выполнение упражнений на снарядах, согласно правилам соревнований, выставляем оценку по 10-балльной системе, которую затем переводим в оценку по 5-балльной системе: от 10,0 до 9,0 баллов - <5>, от 8,9 до 8,0 - <4>, от 7,9 до 6,0 - <3>, от 5,9 и меньше - <2>.

Общие организационно-методические указания. В вводной части урока после ритмической гимнастики учащиеся строятся в колонну по два, и каждая пара переходит от <станции> к <станции> в порядке очередности для выполнения упражнений ОФП, причем их количество на каждой <станции> определяет учитель. После выполнения упражнений ОФП по <станциям> класс делится на четыре отделения, и командиры отделений получают карточки с указанием графика прохождения гимнастических снарядов. По сигналу учителя происходит смена снарядов по графику. На первых пяти уроках отрабатываем чувство снаряда и учебные комбинации. За выполнение учебных комбинаций на каждом снаряде учащиеся получают оценку и допуск к выполнению более сложных зачетных комбинаций.

Например:

Юноши, 1-е отделение:

Девушки, 3-е отделение:

  1. Акробатика.
  2. Брусья.
  3. Прыжок.
  4. Перекладина.

Юноши, 2-е отделение:

  1. Брусья.
  2. Прыжок.
  3. Перекладина.
  4. Акробатика.
  1. Прыжок.
  2. Бревно.
  3. Акробатика.
  4. Брусья.

Девушки, 4-е отделение:

  1. Бревно.
  2. Акробатика.
  3. Брусья.
  4. Прыжок.

С 6-го по 12-й урок идет процесс обучения и совершенствования новых элементов и связок, а с 13-го по 16-й - учащиеся сдают зачетные комбинации на каждом гимнастическом снаряде.

Зачеты организуем согласно графику по отделениям. Каждый командир отделения к зачетному уроку готовит сводный протокол своего отделения и на зачете заносит оценки в протокол. По окончании урока все сводные протоколы сдаются учителю.

Методические особенности обучения гимнастическим упражнениям. Один из главных вопросов при проведении уроков по гимнастике: как быстро и доходчиво объяснить учащимся изучаемое упражнение? Самый популярный метод - рассказ и объяснение, которые должны быть краткими и образными. При длительном рассказе и объяснении теряется интерес учащихся к новому упражнению и, как правило, нарушается дисциплина на уроке.

Для создания более четкого и ясного представления о технике изучаемого упражнения необходим хороший показ, что дает возможность учащимся как можно быстрее понять представленное упражнение. После идеального показа изучаемого упражнения я выполняю это же упражнение с ошибками, типичными для большинства учащихся, что дает возможность сократить время при обучении.

Изучение гимнастических элементов в целом встречается редко, в основном происходит изучение по частям, которое осуществляем с помощью подводящих упражнений, подбираемых по структурному сходству с основным изучаемым элементом. Такой метод последовательного изучения дает преимущество в ускоренном процессе освоения упражнения с наименьшим количеством ошибок.

Облегчить условия выполнения заданий и сократить сроки обучения новым упражнениям можно с помощью изменения обычного положения гимнастических снарядов.

Кувырок вперед в группировке. При обучении акробатическим элементам, в частности кувыркам вперед и назад, используем либо наклонную горку матов, либо прыжковый мостик, который покрываем сверху гимнастическим матом. Прежде чем начать обучение кувырку вперед, учитель проводит полушутливую беседу, в ходе которой выясняет, кто из учащихся читал сказку <Колобок>. После этого у ребят на лицах улыбки, и всем понятно, что колобок круглый, а не какой-то другой. Значит, во время выполнения кувырка вперед при условной постановке рук - подбородок плотно прижат к груди, спина круглая. Большое внимание надо уделить правильной постановке затылочной части, иначе возможны серьезные травмы шейного отдела позвоночника. Ставить затылочную часть следует очень мягко, плавно. Наклон головы на грудь соответствует одновременному сгибанию рук. Затем следует перекат на спине: надо принять плотную группировку и выйти в упор присев, при этом не должно быть дополнительной опоры руками сзади, которая является следствием неплотной группировки.

Страховка и помощь. Учитель, стоя сбоку на одном колене, одной рукой помогает учащемуся наклонить голову к груди, накладывая эту руку на затылок, а другой рукой помогает учащемуся в толчке ногами, удерживая рукой сзади за середину бедра. При такой страховке у учащихся вырабатывается навык удержания правильного положения головы. При слабом отталкивании учитель осуществляет помощь, подталкивая под бедро снизу.

Кувырок назад в группировке. Исходное положение (И.п.) - упор присев на горке матов. С началом переката на спину подбородок плотно прижимается к груди. Продолжается перекат назад, затем следует быстрая постановка согнутых в локтевом суставе рук возле головы. При этом должна быть очень плотная группировка: это уменьшает нагрузку на руки и увеличивает скорость вращательного момента назад. Через опору на руки перейти в упор присев.

Страховка и помощь. Учитель, стоя сбоку на одном колене, одной рукой слегка подталкивает учащегося сзади под бедро, а другой - снизу под плечо. При такой помощи облегчается выполнение переката назад и поднимание таза вверх в момент завершения кувырка и выпрямления рук.

Переворот в сторону («колесо»  влево-вправо). Прежде чем перейти к разучиванию переворота в сторону, учащиеся выполняют подводящие упражнения: стойку на голове и кистях у опоры и без опоры, затем у опоры - стойку на кистях. Перед началом изучения переворота в сторону готовят акробатическую дорожку из гимнастических матов, уложенную по длине. Затем учитель полушутливо говорит: Ребята, представьте, что вместо гимнастических матов течет небольшая речка, и ваша задача - перейти на руках с одного берега на другой, не замочив ноги, поскольку у вас новые туфли и вы идете на дискотеку> и т.п. После учитель образцово выполняет <колесо>. Реакция у многих: <Мы так никогда не сделаем>. Но после образцового показа учитель демонстрирует, как зачастую учащиеся впервые выполняют это упражнение (угол в тазобедренном суставе, согнутые ноги). Однако выдерживается главное требование: толчковая нога выполняет движение, не вставая на гимнастический мат, руки ставятся по одной линии и маховая нога приземляется на другой стороне мата. А теперь все по порядку.

И.п. - руки вверх, встать лицом к гимнастическому мату. Махом правой и толчком левой ноги - до гимнастического мата: по очереди постановка левой, затем правой руки на мат, постановка правой ноги. Заканчивается движение переворота толчком правой руки (рис. 2).

Рис. 2

Наиболее распространенные ошибки: обучаемый недостаточно сильно выполняет мах ногой, во время маха нога сгибается в тазобедренном суставе и ноги идут не через стойку, а стороной. Также обязателен мах прямой ногой.

Опорный прыжок. Предварительная подготовка в обучении опорному прыжку должна быть направлена на формирование умений и навыков, необходимых для выполнения всех фаз прыжка. Подводящие упражнения для опорного прыжка через гимнастического козла - вскок в упор присев, соскок прогнувшись.

1. На полу: из упора лежа - упор присев (ноги ставить в упоре лежа на одной линии с руками).

2. И.п. - упор лежа, руки на гимнастической скамейке, покрытой матом, ноги на полу. Упор присев на скамейку и прыжок прогнувшись - устойчивое приземление, что является основой техники прыжка.

Страховка. Стоя сбоку, между козлом и мостиком, удерживаем одной рукой за запястье, другой - снизу за бедро при приходе в упор присев. В момент прыжка вверх прогнувшись одна рука удерживает учащегося за запястье, а другая выполняет перехват за поясницу, страхуя учащегося до момента его приземления на мат.

Прыжок ноги врозь через козла. 

Подводящие упражнения:

1. На полу из упора лежа толчком рук встать, ноги врозь на ту же линию, на которой выполняли толчок руки. При постановке ног туловище должно быть в вертикальном положении.

2. Прыжок ноги врозь через козла с места толчком обеих ног с гимнастической скамейки. В данном подводящем упражнении совершенствуют толчок рук, что в опорном прыжке у школьников является самым важным моментом. Освоив эти подводящие упражнения, переходим к обучению разбегу.

В первой фазе прыжка - разбег и напрыгивание на мостик. Подводящие упражнения: с 3 - 5 шагов разбега - наскок на мостик, который стоит в 50 см от гимнастической стенки; одновременный толчок ногами со взмахом рук, с последовательным приземлением рук, а потом ног на рейку. В разбеге шаги должны быть равномерными, последний шаг перед мостиком осуществляется за 30 - 50 см до места выполнения наскока на мостик.

Страховка. Страховку осуществляют, стоя впереди перед козлом, взявшись руками спереди за плечи и выполняя вместе с учеником по ходу движение в один или два шага.

Прыжок ноги врозь через коня в длину. В старших классах после обучения прыжку ноги врозь через козла в длину с регулированием расстояния между мостиком и козлом переходим к обучению опорному прыжку ноги врозь через коня в длину.

В начале обучения на тело коня надо положить гимнастический мат, чтобы учащиеся во время толчка с мостика тянулись руками вперед, где в конце гимнастического коня мелом на мате нарисована линия, за которой должен выполняться толчок руками. Школьники часто ставят руки ближе этой линии и при этом утверждают, что руки в толчке поставлены правильно, но прыжок в целом не получился. И чтобы убедить учащихся в том, что допущена ошибка в постановке рук на коня, нужно предложить школьникам при выполнении прыжка натереть ступни и ладони мелом. По оставленным следам учащийся может судить о правильности своих действий - толчка с мостика, постановки рук на коня и т.д.

Во время обучения технике приземления в прыжке ноги врозь через коня в длину за ним складывают горку из гимнастических матов до нижней части тела коня, тем самым облегчают процесс приземления и снимают психологический стресс. Если во время приземления ученика тянет сильно вперед - значит, очень долго выполнялся толчок руками.

БРУСЬЯ

Этот гимнастический снаряд требует от школьников хорошо развитых мышц рук и плечевого пояса. Прежде чем переходить к обучению упражнениям на брусьях, необходимо подготовить опорно-двигательный аппарат учащихся.

Основные элементы в начальном обучении на брусьях:

  1. Статические положения - упор, упор углом.
  2. Ходьба в упоре на руках и поворот в упоре с переходом на одну жердь.
  3. Размахивания в упоре (не сгибаясь в тазобедренном суставе) и в упоре на руках.
  4. Подъем махом вперед и назад из упора на руках.
  5. Кувырок вперед.
  6. Соскок махом назад и вперед с поворотом во внутрь на 180°.

Подъем махом вперед из упора на руках. Данный элемент учащиеся легко осваивают при установке брусьев наклонно. Этот методический прием дает возможность легко перейти из более высокого положения в более низкое. При разучивании подъема махом вперед очень хорошо помогают дополнительная опора ногами о козла и партнер (рис. 3). Рис. 3

Кувырок вперед в сед ноги врозь. Такой элемент, как кувырок вперед на брусьях, требует определенного времени на выполнение имитационных и подготовительных упражнений.

1. И.п. - сед ноги врозь на гимнастической скамейке, на которую положен гимнастический мат. Учащийся, опираясь на руки, переходит в упор стоя согнувшись ноги врозь и выполняет кувырок вперед в сед ноги врозь.

2. Из и.п. сед ноги врозь между двух скамеек (на которые положен гимнастический мат), расположенных на ширине плеч учащегося, выполняется перехват вперед, затем, опираясь на руки, точно так же, как в первом случае, делается кувырок вперед в сед ноги врозь.

3. Точно так же выполняют кувырок вперед на брусьях, гимнастический мат при этом нужно положить на жерди поперек брусьев с небольшим провисанием между ними, чтобы голова прошла во время выполнения кувырка вперед в сед ноги врозь.

Начальными элементами в обучении на перекладине являются:

  1. Поднимание прямых ног из виса в угол.
  2. Вис, согнувшись и прогнувшись.
  3. Подъем переворотом в упор.
  4. Упор на руках, перемахи в упоре левой (правой) ногой и повороты на 180o.
  5. Оборот назад в упоре и вперед из упора верхом.
  6. Подъем разгибом.

Имитационные упражнения для подъема разгибом:

1. Из и.п. лежа на спине, гимнастическая палка в руках впереди, поднять прямые ноги и поднести к гимнастической палке. Сделать разгиб ногами до бедра в упор сидя.

2. Из и.п. вис стоя на гимнастической стенке, ноги на 2-й рейке, руки на высоте бедер, сгибание и быстрое разгибание тела, не сгибая рук.

При овладении подъемом разгибом на перекладине основным моментом является разгибательное движение с переходом в упор из исходного положения в висе лежа на коне (рис. 4).

Рис. 4

Домашние задания

В нашей школе на уроках физической культуры первостепенная роль отводится индивидуальным домашним заданиям, которые формируются с учетом разных уровней физической подготовленности учащихся. В домашнее задание включаются основные упражнения по физической и технической подготовке, по которым можно регулярно проводить контрольные испытания и тесты. Прежде чем дать то или иное основное упражнение на дом, разучиваем это упражнение с учащимися на уроке. Один раз в месяц в классе проводим контрольные испытания на силу (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подтягивание в висе и висе лежа), гибкость (наклоны вперед стоя и сидя, ноги вместе и врозь, <мост> из положения лежа и стоя), прыгучесть (прыжки через скакалку, прыжки в длину с места) с последующим занесением результатов в спортивную карточку.

Благодаря выполнению домашних заданий и ежемесячному контролю значительно улучшается общефизическая подготовка учеников, выявляется практический интерес учащихся к определенному виду спорта в зависимости от их желаний и способностей. А самое главное - налицо укрепление здоровья и улучшение работоспособности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное поурочное содержание занятий по программе "Элементарное музицирование"

Предлагаемый материал содержит разработки  34 занятий с детьми 4-5 летнего возраста. Занятия строятся на сквозной сюжентной основе....

Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)

Педагогическая диагностикауровня освоения  программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...

Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс

Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....

Программно-методический материал для текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестации по алгебре для 7 классов (углубленный уровень)

Аттестационный материал составлен с учетом содержания и требований к подготовке учащихся, определенных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по алгеб...

Программно-методический материал для текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестации по алгебре для 8 классов (углубленный уровень)

1.    Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.Ответ оценивается оценкой «5», если:·         работа вып...