Доклад развитие речи на уроках физической культуры
материал по физкультуре на тему

Развитие речи на уроках физической культуры, речедвигательные упражнения, ритмические стишки для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                                                      ДОКЛАД

Учителя  физической культуры

 МСОШ№3 п.Магдагачи

Расказовой А.Н.

             РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                        РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность

приобретают особую роль и значимость.

Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи. Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения - слайды , плакаты , таблицы , схемы , кинограммы , - которые ученики не только просматривают , но и комментируют. После демонстрации упражнения учитель делает опрос :

какая цель этого упражнения ; как оно применяется в обыденной жизни ; почему упражнения выполняются так а не иначе ; какова в данном движении связь с тем , что было раньше ? Естественно , что каждый вопрос требует устного ответа.

Учитель не торопиться отвечать на вопросы детей: «А что это ? Для чего ? Зачем мы это делаем ?» Часто вместо чёткого ответа озадачивает спрашивающих ; «А как вы сами думаете ?» Вспыхивают обсуждения ,которые в ходе разговора приводят к выводам .Необходимо оперативно включить всех учащихся .в общение , при этом выявляются знания , взгляды , отношения , суждения .Диалоги , деловой спор проводятся по разным поводам.

Например, каковы ощущения , уточнить самочувствие : ноги , руки , мышцы туловища , напряженность , что мешает , есть ли резервы.

Не позволять детям небрежности в речи : нечеткого выражения мыслей , перехода на скороговорку ( Подобной той , что звучит по радио и по телевидению ), нарушение грамматических построений предложений!

Приучать учащихся продумывать формы выражения мыслей и общения надо постоянно. Даже обмен приветствиями в начале урока должен быть взаимно благожелательным , спокойным , вежливым дисциплинирующим , воспитывающим. Многое значит тон .Он придаёт окраску словам и фразам . Тон может быть торжественным , праздничным , задушевным , радостным , огорченным , грустным . сочувственным .

Приходится частенько одергивать учеников - крикунов и просить усилить голос тех , кто слишком тих , неуверен в себе.

Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией ( аут , висы , упоры ,сед , вбрасывание . шеренга .колонна „ метание и . д ).Но обязательно и искоренение жаргонных «спортивных слов и выражений , засоряющих речь ( классно , «обалденно», «Сделай его» «души противника» .)

Учитель не может смириться , если говорят, не соблюдая норм родного языка : «заберите» , а не возьмите , «Обождите » (Подождите )

, «Вежи ,»,( Беги ), «подымать» ( поднимать ), «Слазь» ( слезай ), «Ложи » (клади ).

Опрос детей по темам « Основы знаний » ( гигиенические правила занятий физической культурой ; вред алкоголя , никотина , и других наркотических веществ ; первая помощь при травмах ; правила безопасности на занятиях ; понятие разминки ; значение утренней гимнастики и др.) или рассказы- объяснения о содержании и правилах игр, о правилах и нормах поведения - все это поводы для развития речи , общения выступления перед слушателями.

Полезно вспомнить какую-то игру или физическую связку-упражнение: один ученик рассказывает её содержание , другой перечисляет правила. Дополнительно развиваются самостоятельность , активность , и постепенно дети подводятся к поиску вариантов без непосредственного руководства учителя .

Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия каждого ученика оттачивают умение конкретно формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности.

Подача команд вслед за учителем ( занимающиеся повторяют команды на выполнение передвижений , перестроений , общеразвивающих упражнений , стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения , правильно четко отдавать распоряжения ) групповой анализ поведения участников прошедших соревнований тоже должны использоваться учителем для активного включения учащихся в разговор- правильный , продуманный под контролем учителя , грамотный.

Уместно перечислить ещё некоторые моменты из ежедневной жизни учителя , когда он может активизировать участие каждого ученика в процессе обучения и воспитания. Например : разбор ошибок ,допускаемых учащимися в игровых упражнениях и двусторонней игре ; подсчет при выполнений упражнений ( сначала учителем , потом занимающимися ;можно хором , одновременно с выполнением упражнений или одним вызванным учеником ) ; поочередное выступление в роли направляющего с подачей строевых команд и их выполнением ; выполнение упражнений с последующим объяснением , какие группы мышц несут основную нагрузку, какие части тела в них участвуют.

Чтобы развивать речь , нужно научиться слушать и воспринимать .Дисциплина - это создание рабочей обстановки , наилучших условии, концентрация внимания. Периодически надо задавать вопросы («Что изменилось в положении рук ? » , «Куда смотреть ?»и т.д.) и обязательно выслушать краткий ответ ученика.

Уметь «вслушиваться» в свои движения и мысленно проговаривать их- очень денное умение ; 30-40 % людей не владеют этой способностью.

Речедвигательные упражнения - ритм стихотворной речи , объединенной с подражательными упражнениями и движениями ( подражание животным , птицам , природе, предметам , людям )- настоящая копилка для учителя. А речевки , скороговорки , считалки , маршировка с песней , подвижные игры со словесным оформлением- постоянные помощники.

Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово .С его помощью учитель объясняет , инструктирует , поправляет и усиливает результаты обучения. Значит , первое требование учителя - к себе . Всегда он обязан следить за своей речью , быть образцом для учащихся. Все его действия - предметные и осмысленные . Эффективностьи усвоения этих понятий в школе помогает устное изложение , живое слово , что в совокупности с другими качествами даёт неоспоримый положительный результат.

Процесс воспитания ребёнка должен обязательно включать в себя выполнение физических упражнений. Невозможно

отделить физическое воспитание от духовного , поскольку представленное в его природе эмоционально - духовное начало на определенной ступени развития проявляется с годами в физическом .Важную роль здесь играет ритмический характер организма.

Древние мыслители эллады выявили различный эмоциональный характер разных ритмов , в частности, применительно к стохотворной речи. Так , они считали , например , что ,тексты , написанные дактилем ( стихотворный размер , где в трехсложной стопе ударение падает на первый слог ), свойственны гимнам , а для насмешки для недругами лучше использовать анапест ( трехсложная стопа с ударением на третьем слоге )

На формирование личности школьников благотворное влияние оказывают движения , основанные на ритме стихотворных произведений , в которых удачно сочетаются свойства музыки определённым образом построенной речи.Ритм стихотворной речи объединяет важные формы деятельности - речь и движения- и служит связующей нитью в обеспечении гармонического развития человека»

Упражнения , выполняемые с сопровождением стихотворных ритмов ,

ритмов прозаической речи ( считалок , историй и т. П ), выступают как речедвигательные упражнения.

В школьной практике речедвигательные упражнения удобно использовать во вводной или заключительной частях урока физической культуры , при проведении физкультминуток , а также на других урочных и внеурочных занятиях с применением их различных развлекательных и оздоровительных форм. Использоваться они могут и на уроках литературы при изучении поэтических произведениях учителями , обладающими , помимо знаний своего предмета , навыками двигательного искусства ( гимнастического , танцевального , пластики )

Предлагаемые упражнения условно разделены на ритмические , подражательные и эвритмические. Через подражательные и ритмические упражнения младшие школьники познают окружающий мир , наполненный ритмической жизнью. Через эвритмию дети среднего и старшего возраста не только познают мир , но и выражают свое отношение к нему.

Степень успешности выполнения речедвигательных упражнений зависит профессионального мастерства и артистичности обучающегося , который должен обладать хорошей дикцией , выразительной речью , умением демонстрировать высокое искусство движений , обладать чувством юмора , зарядом бодрости и энергии . Такое занятие обязательно должно быть интересным!

Прежде чем приступать к разучиванию упражнений с детьми , учителю необходимо основательно поработать над собой , предварительно разучить комплекс упражнений ,исследовать структуру стихотворной ( поэтической ) речи.

                    Подражательные упражнения 

  Часто используют в работе с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Они играют важную роль в формировании и воспитании личности ребёнка .Подражая движениям животных , «оживляя» неодушевлённые предметы и явления природы , дети приобретают жизненно важные двигательные качества и в то же время развивают интеллект , творческую фантазию , познают мир и определяют своё место в нем.

Примерные упражнения со стихотворными текстами прилагаются.

Выполнение. 1.

        «Петушок»-        

Ходьба притопывая и прихлопывая руками по своим бедрам .Произнося слово «гребешком» , поднять руки над головой , изображая гребешок петушка.

2.        «Оленнёнок» - ходьба и бег , подняв руки скрестно над головой , пальцы врозь.

3.        «Мишка» - ходьба на внешней стороне стопы.

4.        « Мышка» - стойке ноги врозь , повороты туловища влево и вправо .

5 . «Кошка» - стоя в упоре на коленях , выгибать и округлять спину. Прыжки в упоре лёжа .

6. «Орел» - Бег и прыжки , поднимая руки в стороны и опуская их вниз. В конце упражения расслабленно «упасть » на спину.

7 «Прогулка слонов» -ходьба в колонне по одному , руки на поясе впереди идущего .Наклоняясь влево- вправо, поднимать согнутые ноги в стороны .

8. «Верблюжонок» - ходьба в колонне по одному с наклоном вперёд ^прогнувшись , руки за спину , покачиваясь вперёд - назад.

9.        «Черепашки»- медленное переползание на животе с преходом на быстрый бег и с выполнением кругов руками.

10.        «Рыбки» - бег вперёд по прямой линии и «змейкой».

                             «Подражая предметам»

ПОСМОТРИТЕ, КАК ЮЛА ВЕСЕЛА,

ПОСМОТРИТЕ , КАК ОНА В ЛЯС ПОШЛА ,

КРУЖИТЬСЯ И КРУЖИТЬСЯ ПО КОМНАТЕ У НАС ,

ПРИСЯДЕТ И ПРИВСТАНЕТ В ДЕСЯТЫЙ ,

 В СОТЫЙ РАЗ.

ПРЫГАЮ Я , СЛОВНО МЧЯ ,

 ПРИПУСТИЛСЯ РЕЗВО ВСКАЧЬ :

ПРЫГ-СКОК , ПРЫГ- СКОК,

ПРИЗЕМЛЯЮСЬ НА НОСОК

                                         Выполнение.

11.        «Юла»- шаги польки с поворотом.

12.        «Мяч»- прыжки на обеих ногах , не сгибая ноги в коленях.

                                   «Подражая природе»

ЕСЛИ В СВЕТРОМ БЫЛ Я САМ ,

ТУЧИ ГНАЛ ПО НЕБЕСАМ,

 ВОЛНЫ В МОРЕ ПОДНИМАЛ,

 ИВУ НИЗКО Б НАКЛОНЯЛ,

ВЕТКИ ДЕРЕВА Б КАЧАЛ.

.В УРАГАН БЫ ПРЕВРАТИЛСЯ ,

 ЗАВЕРТЕЛСЯ Б , ЗАКРУЖИЛСЯ ,

 БУШЕВАЛ БЫ НА ПРОСТОРЕ ,

ПОКОРИЛ БЫ ЛЕС И ГОРЫ.

НУ А ЕСЛИ Б ИЗНЕМОГ-

У ПОДНОЖЯ  я Б ПРИЛЕГ.

.ЕСЛИ Б МОЛНИЕЙ СВЕРКАЛ ,

МИР БЫ СВЕТОМ ОЗАРЯЛ ,

ВСПЫХНУВ ЯРКО ,

И ТЕПЛОМ

 СОГРЕВАЛ БЫ КАЖДЫЙ ДОМ.

.ЕСЛИ Б СТАЛ МОРСКОЙ ВОЛНОЙ ,

Я БЫ ДОЛГО В ЛЕТНИЙ ЗНОЙ

 БЕРЕГ ГЛАДИЛ И ЛАСКАЛ ,

 НА ВОЛНЕ ДЕТЕЙ КАЧАЛ.

                                   Выполнение .

13.        «Ветер»- волнообразные движения руками в стороны.

14.        «Ураган »- в стойке ноги врозь , отведение рук влево и вправо .Произнося слова «завертелся , закружился» , выполнять спиралеобразные круги руками наружу .

15.        «Молния»- в широкой стойке ноги врозь , поднимая руки вверх , выполнять зигзагообразные движения .

16.        «Волна»- волнообразные движения руками вперед.

                     Имитация упражнений «Птичий дом»

МЫ СТРОГАЛИ,

МЫ СТРОГАЛИ-

ДОСКИ ГЛАДЕНЬКИЕ СТАЛИ.

МЫ СЛОЖИЛИ ИХ РЯДКОМ,

 ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ ,

ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ-

ПОЛУЧИЛСЯ ПТИЧИЙ ДОМ.

МЫ НА УЛИЦУ ПОЙДЁМ ,

ВЫСОКО ЕГО ПРИБЬЁМ ,

ЧТОБЫ ПТИЧКИ ПРИЛЕТАЛИ ,

 И КОТЯТА НЕ ДОСТАЛИ.

                                                 Выполнение.

1.Полуприседы.имитируя строгание рубанком, правой ладонью скользить вдоль предплечья левой руки.

2.        Продолжая полуприседы , правой ладонью скользить поперек предплечья левой руки.

3.        Пружинящие наклоны вперед.

4.Наклоны вперед ударяя кулаком правой руки о кулак левой руки.

5.        Ходьба на месте.

6. Подняться на носки , руки вверх .Имитировать прибивание скворечника к дереву.

У. Ходьба с мягким подниманием рук в стороны.

8.Погрозить пальцем.

                    Ритмическая игра с хлопками. «Мы- «Петрушки»

«Мы , Петрушки , топнем ножкой

И похлопаем в ладошки,

Раз - правой , хлоп -хлоп ,

Раз - левой , хлоп-хлоп ,

Раз - вверх, хлоп-хлоп,

Раз - вниз , хлоп-хлоп ,

И разочек , хлоп-хлоп ,хлоп- хлоп »

                                            Выполнение

 Два игрока становятся друг против друга и, приговаривая , выполняют ритмично хлопки : на нечётном слоге хлопают в ладоши , на четном по ладоням партнера . Произнося слова : «Правой»- хлопают правыми ладонями ; «левой» - левыми ладонями ; «хоп-хоп» -поднимают руки вверх ; вниз приседают.

В дальнейшем дети , разучив текст (или составив свой) и его пересказывая , показывают свои варианты упражнений.

Речедвигательные упражнения сопровождаются ритмичным подсчетом , математическими считалками «на умножение» , а также чтением стихотворений и чередуются с выполнением упражнений молча. Заканчивается данный комплекс упражнениями на восстановление дыхания или эвримией,  снимающей эмоциональное напряжение.

Эти упражнения предназначены младшим школьникам и входят во вводную часть урока.

Аты - баты - как солдаты 

Дружно в ногу мы идем 

, Аты - баты - как солдаты

 Мы командуем - кругом

«рядышком идем вдвоем,

 Дружно песенку поём:

Рура-рура ,рура , ром ,

Спели пеню и - кругом !»

Стою ровно- руки вниз ,

Вдох - тянусь ч к солнцу ввысь .

Упражнение повторяю.

Раз , два ?три , четыре –

Поднимаю руки шире.

Бегаю я далеко,

 Бегаю я близко,

 Прыгаю я высоко,

Приседаю низко

Наклонюсь я вперед,

А потом- наоборот.

 Наклонюсь я назад 

Восемь, десять раз подряд.

Вправо наклоняюсь –

 Очень удивляюсь я.

                                      ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ СТИХОВ

 1.ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПЕТУШКОМ

 С БОЛЬШИМ КРАСНЫМ ГРЕБЕШКОМ 

Я БЫ КУРОЧЕК СТЕРЁГ,

 ОТ ХИТРЮЩИХ ЛИС БЕРЁГ.

 УБЕГАЙ ЛИСА , ПОКА 

НЕ НАМЯЛ ТЕБЕ БОКА.

2.        ЕСЛИБ ОЛЕНЁНКОМ БЫЛ,

Я БЫ ПО ЛЕСУ БРОДИЛ

Я БЫ БЕГАЛ БЫСТРО-БЫСТРО 

КИЛОМЕТРОВ ДВЕСТИ-ТРИСТА.

3.        БЫЛ БЫ МИШКОЙ КОСОЛАПЫМ ,

ТОПАЛ БЫ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ ,

 НА ДЕРЕВЬЯ ВМИГ ВЗБИРАЛСЯ ,

 ЧЕРЕЗ ЧАЩУ ПРОбИРАЛСЯ

ЕСЛИБ В МЫШКУ ПРЕВРАТИЛСЯ 

Я Б ВЕРТЕЛСЯ И КРУЖИЛСЯ

ЧТО ТО НЮХАЛ,ГРЫЗ , ЖЕВАЛ,

 БЫСТРО Б В НОРКУ УБЕГАЛ.

ЕСЛИ Б ПРЕВРАТИЛСЯ В КОШКУ ,

 СЛАДКО СПАЛ БЫ У ОКОШКА ,

 ПРОГИБАЛ БЫ СПИНКУ 

ПРЫГАЛ БЫ В КОРЗИНКУ.

ЕСЛИ Б ГОРНЫМ БЫЛ ОРЛОМ ,

 Я Б ПАРИЛ НАД ТАБУНОМ ,

 К СОЛНЦУ ПОДНИМАЛСЯ В ВЫСЬ ,

 ПАДАЛ В БЕЗДНУ КАМНЕМ ВНИЗ.

А вот другие примеры, где также представлены двигательные действия персонажей

ПРОГУЛЯТЬСЯ ВЫШЕЛ СЛОН

 ПО ДОРОЖКЕ ХОДИТ ОН 

, ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН-

ЦЕЛЫЙ РЯД СЛОНОВ ЗА НИМ

ШАГАЕТ ПО ПУСТЫНЕ ГОРДЫЙ 

ВЕРБЛЮЖЁНОЧЕК ДВУГОРБЫЙ ,

ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН-

КАРАВАН ИДЕТ ЗА НИМ.

МЕДЛЕННО ПОЛЗЕТ БЕДНЯЖКА –

ПО ТРОПИНКЕ ЧЕРЕПАШКА.

ТОЛЬКО К РЕЧКЕ ПОДПОЛЗЛА –

БЫСТРО-БЫСТРО ПОПЛЫЛА

В РУЧЕЙКЕ ПРОЗРАЧНО ПРЫТКО

 ВЕСЕЛО РЕЗВЯТСЯ РЫБКИ.

ТО ОНИ ПРЯМЫЕ ТО ОНИ КРИВЫЕ

 ТО ВОЛНООБРАЗНЫЕ

 НО ВСЕГДА НЕМЫЕ.

Руки я сгибаю –

 Мышцы напрягаю.

Руки разгибаю –

Мышцы укрепляю .

Стою ровно,

руки вниз,

 Вдох-

 тянусь я

к солнцу ввысь

 Выдох - руки опускаю .

Мышцы тела расслабляю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-двигательное развитие учащихся на уроках физической культуры.

Учителя физической культуры, обращаясь к музыке и физическим упражнениям, создают не только "оздоровительный" комплекс упражнений , но и существенное повышение КПД самого урока физической культу...

Развитие самостоятельности на уроке физическая культура

План-конспект урока. На уроке  показано как при обучении ловли и передачи мяча создаются благоприятные условия для формирования навыков самосоятельности....

Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников

Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первы...

доклад " Дифференцированное обучение на уроках физической культуры"

доклад " Дифференцированное обучение на уроках физической культуры"...

доклад "Проектная деятельность на уроках физической культуры"

Выступление на районном методическом объединении учителей физической культуры по теме: "Проектная деятельность на уроках физической культуры"...

Доклад "Как повысить эффективность уроков физической культуры"

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. В современной ...

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....