Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе
материал по физкультуре по теме

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась именно выносливость. Добывание пищи, защита от врагов, а затем примитивная трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых, сон. Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки - физические, эмоциональные, умственные. Конечно, было бы наивно искать связь между, скажем, работоспособностью токаря, педагогическим мастерством учителя, достижениями исследователя и их показателями в беге или плавании. Но следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vynoslivost.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №10

Практико - значимая работа

               на тему:

«Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе»

Выполнил: Каспер Наталья Владимировна

Егорьевск 2012


Содержание

Введение        3

  1. Характеристика выносливости, как физического качества        4
  2. Факторы, развивающие выносливость        6
  3. Методика воспитания выносливости        8
  4. Опыт работы по воспитанию выносливости у школьников        12

Выводы        14

Список литературы


Введение

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:

  1. Заложить основу крепкого здоровья - укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность - приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной   усталости,   создать   резервы   высокой работоспособности;
  2. Улучшить       обмен       веществ,       нормализовать       вес тела;
  3. Укрепить нервную систему, зарядиться оптимизмом и хорошим настроением;
  4. Продлить   активную   жизнь   и   добиться   творческого долголетия.

Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась именно выносливость. Добывание пищи, защита от врагов, а затем примитивная трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых, сон. Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки - физические, эмоциональные, умственные. Конечно, было бы наивно искать связь между, скажем, работоспособностью токаря, педагогическим мастерством учителя, достижениями исследователя и их показателями в беге или плавании. Но следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области(2).


1.    Характеристика    выносливости,    как    физического качества.

Под физическими качествами понимают определенные социально -
обусловленные совокупности биологических и психических свойств
человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную
двигательную деятельность. Любые качества личности базируются на
ведущих функциях человека, представляющих в своей основе
взаимодействие морфологических, физиологических, биохимических и
психических процессов соответствующих двигательной деятельности, в том
числе тренировочной и соревновательной, мы имеем дело не с отдельными
мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а с
целостным живым организмом, который представляет собой двигательную
функциональную систему (ДНС).

К числу основных физических качеств относятся: физическая сила,
быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
(3)

Выносливость - это способность поддерживать заданную, необходимую для
обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и
противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.
Различают также
виды выносливости: общая и специальная.
Общая выносливость - это совокупность функциональных возможностей
организма, определяющих его способность к продолжительному
выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и
составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в
различных видах профессиональной или спортивной деятельности. (1)
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации
жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического
здоровья.(5)Также может формироваться как итоговый результат конкретных
типов специальной выносливости, она определяется функциональными
возможностями вегетативных систем организма (ССС, дыхательной),
поэтому ее называют
аэробной.(4)

Основными показателем аэробной выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) - показатель, характеризующий возможность
спортсмена выполнять длительную работу околопредельной мощности. (3)
Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению
нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной
деятельности.
Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное
двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений,
можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования
отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных
профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.(1)
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно - мышечного
аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников
энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития
других двигательных способностей.(5)

Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: к сложнокоординированной, силовой, скоростно-силовой и гликолитической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость - способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надежности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. (5) Выносливость проявляется в двух основных формах:

1. В продолжительности работы  на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.

2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Утомление - это временное снижение работоспособности. Различают четыре типа утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое.

2. Факторы, развивающие выносливость.

Выносливость в различных видах двигательной деятельности зависит от
многих
факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической
экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических,
генотипа (наследственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических
ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности
его систем (дыхания, сердечно - сосудистой, выделения и др.),
обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в
процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на
выносливость, происходит в результате химических превращений.
Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные,
анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые
характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых
для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также
допустимым объемом метаболических изменений в организме.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности
организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе
работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности
организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая
быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую "роль в
поддержании работоспособности в упражнениях максимальной
интенсивности продолжительностью до 75
20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с. до 5 - 6 мин.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования       жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на
проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят
мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на
процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые
качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение
терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять
работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности. (5)

3. Методика воспитания выносливости.

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17 лет (по В.ИЛяху, 1998)

Метод

Число

повторений

Нагрузка

Длительность

Интенсивность

Отдых

Упражнение

(средство)

Слитного

(непрерывного)

упражнения

1

Не менее чем

5-10 мин (I-

IV кл.),Ю-15

мин (V-IX

кл.), 15-25

мин (X-XI

кл.)

Умеренная и

переменная

ЧСС во время

работы от 120-

130 до 160-170

уд./мин

Без пауз

Ходьба, бег,

передвижения

на лыжах,

езда на

велосипеде,

многократные

прыжки через

короткую

скакалку и др.

Повторного

интервального

упражнения

3-4 (при

хорошей

подготовке

больше)

1-2 мин (для

начинающих

), 3-4 мин

(для достаточно

тренированных)

Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170-180 уд./мин

Активный

Бег трусцой, ходьба

То же

Круговая

тренировка

по методу

длительной

непрерывно

й работы

Число

кругов (1-3)

Время

прохождения

круга от 5 до 10 мин, длительность

работы на одной

станции 30-60 с

Умеренная или

большая

Без пауз

Отдых

между

станциями

30-60 с

Повторный

максимум

(ПМ) каждого

упражнения

(индивидуаль-

но): 1/2-1/3

ПМ (вначале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько

месяцев занятий)

Круговая

тренировка

в режиме

интервальной работы

Число

кругов (1-2)

5-12 мин,

длительность

работы на одной

станции 30-45 с

Субмаксимальнай

переменная

отдых между кругами 3 мин

Бег, многоскоки,

приседания,

отжимания в

упоре,

подтягивания


в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастичес-

кой стенке и т.д.

Игровой

1

Не менее 5-10 мин

Переменная

Без пауз

Подвижные и

спортивные

игры.

Основными методами развития общей выносливости являются:

  1. метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и  переменной интенсивности;
  2. метод повторного интервального упражнения;
  3. метод круговой тренировки;
  4. игровой метод;
  5. соревновательный метод.

Равномерный метод. Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, так как не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородотранспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода.

Интенсивность упражнений (скорость передвижения) должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Малоинтенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому она малопродуктивна.

По мере увеличения функциональных возможностей организма занимающихся продолжительность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают.

Переменный метод. Отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу малоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.

Интервальный метод. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы для повышения аэробной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечнососудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование.

Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающегося осуществлять работу в условиях значительного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно занятие и постепенно повышать до десяти и более повторений.

Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой минуты отдыха после нагрузки потребление кислорода увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода. Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам.

Метод круговой тренировки. Предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В определенных местах зала или пришкольной площадки (стадиона) по кругу располагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз. Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значительное число раз (не менее 20-30). ЧСС при выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до ПО уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом составляет 25-35 мин.

Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в условиях проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления выносливости. Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег в равномерном темпе).


Соревновательный метод. Это способ выполнения упражнений на выносливость в форме различных соревнований и соревновательных заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся.

Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в которых они должны соревноваться. Выбор методов в значительной степени определяется уровнем подготовленности занимающихся. Важным требованием к применяемым методам развития выносливости является нахождение оптимального сочетания продолжительности и интенсивности нагрузки.

4. Опыт работы по воспитанию выносливости у школьников

Сам являясь действующим спортсменом, выступающим в беге на средние,

длинные дистанции (пробеги), полумарафоны и марафоны я с самого начала уделял в работе с детьми в школе особое внимание выносливости. Не секрет, что одни дети могут бежать без усталости и напряжения пробежать в свободном темпе 6, 8, 10 минут, другие уже через 1,5 минуты переходят на ходьбу. М что интересно, переходят на ходьбу не только полные дети, но и дети обычного, среднего телосложения. Начиная с 500-600 метров ( мне так удобнее, так как длина круга где бегут дети именно 600 метров), затем через урок прибавляю к бегу от 30 секунд до 1 минуты, постепенно доводя к 15-16 уроку по легкой атлетике, в зависимости от возраста следующий временной показатель.

(Я работаю в основном среднем и старшем звене).

Класс

Юноши

Девушки

(минут)

(минут)

5

8

6

6

10

8

7

12

10

8

14

10

9

16

12

10

18

14

11

20

16

Конечно, есть дети, которым эти показатели нереальны (по ряду причин: пропуски уроков, болезни, излишний вес и т.д.) но ведь и у них так же наблюдается процесс прироста времени бега, а в конечном итоге это самое главное. Учащиеся привыкают к требованиям по временным показателям бега и нормально бегут свои минуты. Повышая главное качество, которое, доказано, напрямую связано с продолжительностью жизни человека - выносливость.

В нашей районной Спартакиаде школьников 6 видов, из них 4ре напрямую связаны с выносливостью. Это легкая атлетика, кроссовый бег, лыжные гонки, эстафета по улицам города ( 8 этапов по 400 метров). Так за последние 10 лет учащиеся нашей школы 5 раз становились победителями Спартакиады, а юноши 9 раз выигрывали кросс и 10 раз лыжные гонки, становились победителями и призерами и в эстафете и в легкой атлетике. Результаты девушек чуть по скромнее, но они тоже достаточно высокие, и я считаю, что это напрямую связано с уделением большого внимания на уроках физической культуры главному физическому качеству - выносливости.


ВЫВОДЫ:

  1. Выносливость является основным качеством, которое поддается тренировке в любом возрасте и которое так нужно в повседневной жизни.
  2. Для воспитания выносливости необходимо правильное сочетание всех методов физической нагрузки, правильного чередования работы и отдыха, восстановительных мероприятий и питания.
  3. Необходимо очень осторожно повышать нагрузку, учитывая возраст, пол, антропометрические данные и т.д. во избежание несчастных последствий бега, а это: забитость мышц, боли в коленном, голеностопном суставах, стопе.
  4. Следить за правильной обувью для бега, подсказывать ошибки в работе ног, рук, положении головы и туловища.

Список литературы:

1. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). :Учебное пособие.// Москва: Лептос, 1994. - 232с. -262с.

2. Каганов Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Физкультура и спорт» № 5). // Москва: Знание, 1990. - Зс. - 6с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.: Учебное пособие.// Москва: ФиС, 1991. - 532с.

4. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта.: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва.// Москва: ФиС, 1997. - 416с.

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
    воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов высших учебных
    заведений (2-е издание).// Москва: Академия, 2001. - 103с. - 121с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков яв...

Воспитание выносливости на уроках физической культуры

В данной методической разработке даны конкретные упражнения и подвижные игры , для различных возрастных групп , которые могут применяться, как в урочной так и внеурочной форме занятий....

Воспитание внимания на уроках физической культуры

Воспитание внимания у подростков на уроке физической культурыВведение        Мое выступление посвящено изучению единства взглядов в определении процесса воспитания. ...

Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры

Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....