Воспитание внимания на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шабалина Надежда Юрьевна

Воспитание внимания у подростков на уроке физической культуры

Введение

        Мое выступление посвящено изучению единства взглядов в определении процесса воспитания. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
        Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.     Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

 1.Формирование умения слушать и слышать.

        С поступлением в школу учебная деятельность детей становится ведущей, сменяя игровую на рабочую, и успешность обучения зависит от наличия у первоклассников умения слушать и слышать. Формирование такого умения предполагает определенную мотивацию к обучению, а без интереса учащегося, не может быть и мотивации. Интерес же обычно проявляется в направленности внимания обучаемого.
        Можно сказать, что школьный учебный предмет становится интересным только тогда, когда он входит в сферу целей учащегося. Отсюда вытекает необходимость провести урок физической культуры так, чтобы сообщение задач урока и теоретических сведений, объяснение способов выполнения двигательных действий и выполнение самих этих действий и подвижных игр, а также учительская оценка деятельности занимающегося побуждали его слушать и слышать.
         Из опыта работы с учащимися начальных классов следует, что для того чтобы дети слушали и слышали, чем они будут заниматься на уроке, необходимо образное, интересное сообщение его задач и объяснение практического значения выполняемых упражнений. Например, во время сообщения задач урока по теме «Прыжки в длину с места» можно сказать, что на уроке сегодня будем учиться, как можно дальше перепрыгивать через горку с песком, отталкиваясь обеими ногами с места.
         Объяснения выполнения двигательных действий, детям в начальных классах не совсем ясна цель длительной кропотливой работы по овладению двигательными действиями, поэтому они не всегда вникают в объяснения учителя. Понимание учащимися смысла и значения двигательных действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и в итоге ведет к формированию прочных, правильных, стойких и в то же время динамичных умений и навыков. Чтобы ученик понял смысл и значение изучаемых двигательных действий, он должен слушать и слышать учителя. Для этого необходимо создать проблемную ситуацию и поставить соответствующие вопросы перед занимающимися. Например, при изучении техники высокого старта можно предложить одному из школьников из положения стоя начать бег по команде «Марш!» на 10 – 15 м, а остальным дать задание наблюдать, какие двигательные действия выполнит бегун до начала бега. После выполнения бега задать учащимся такой вопрос: «Какие движения проделал бегун до начала бега?» Ответ: «Сделал одной ногой шаг назад, наклонился вперед, одну руку вынес вперед, другую отвел назад».
        Чтобы дети усвоили, какую руку надо вынести вперед, а какую назад, дать задание понаблюдать, как во время ходьбы и бега человек выполняет движения руками и ногами, а потом с помощью вопросов подвести школьников к мысли, что впереди должна быть разноименная рука по отношению к впереди стоящей ноге. Затем объяснить, что такое положение тела называется высоким стартом. Таким же образом можно объяснить технику выполнения бросков малого мяча на дальность и точность и т.д.
       Для формирования умения слушать и слышать необходимо, чтобы ученик осознал, что его учебная деятельность оценивается. При этом более важное значение имеет прокомментированная учителем оценка его деятельности, ведь оценка является одним из решающих факторов воздействия на учащегося. Ученик не всегда заинтересован слушать и слышать учителя, если он не получает объективную оценку результатов своего труда. Поэтому можно оценить работу ученика на всех этапах овладения двигательными умениями и навыками. При положительной оценке объяснить ученику причину своего одобрения его действия и сказать, что можно сделать для улучшения результата или совершенствования двигательного действия, а при отрицательной – мотивированно указать на недостатки и на что нужно обратить внимание для успешного овладения упражнением. Ученикам должно быть понятно, почему выставлена именно такая оценка, почему к ним предъявлены именно такие требования. Для этого при изучении двигательных действий подробно ознакомить детей с тем, чему они должны научиться, в какие сроки, сообщить критерии оценок и способы достижения высокой успеваемости.
       Для активизации внимания предложить ученикам высказывать свое аргументированное мнение о качестве выполнения упражнений их товарищами. 
        Вниманием называется процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. 
        Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено в практические, двигательные действия людей, в их поведенческие акты, поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отображения действительности, что является одним из необходимых условий успеха любой деятельности.

       Учитель должен помнить о том, что внимание учеников можно и нужно воспитывать постоянно, на всех уроках, во всех видах деятельности, но делать это надо без назидательности и, принуждения, поддерживая естественный интерес подростка ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству.

       Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становиться хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Учитель должен использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

       В то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Здесь исчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.

       Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.

       Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях возможностей и в потерях.

 

 

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ И ЕГО ВИДЫ.

1.1. Понятие о внимании.

       Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него.

       Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

       Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки, т.е. на внешние раздражители.

       Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма, т.е. на внутренние раздражители. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связанно с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, пониженное

чувствительность к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимания выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

        Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

        Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Оно возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

        В таких случаях человеку приходится преодолевать себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосредоточить внимание и взяться за работу. В жизни они встречаются сплошь и рядом. Скажем, ученику приходится заставить себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произвольное сосредоточение сознания на процессах обучения, труда, тренировочных занятий обусловлено в основном целями, задачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости ее выполнения. Волевые же усилия мобилизуют на достижение цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному сохранению внимания.

         Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без предварительно поставленной цели.

Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно для зрителей и участников соревнований закончивший комбинацию тройным сальто после больших оборотов на перекладине). При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др.

         Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока.

         Следовательно, внимание является не только фактором, организующим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности в педагогическом процессе.

          П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает вслед за произвольным, в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия, т.е. непроизвольно (само собой).

         Все три вида внимания - это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

        На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание, что со временем может привести школьника к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становиться невозможным.

         Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой.

         Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

1.2. Свойства внимания.

         Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях внимания.

         К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

        При наличии такой сосредоточенности человек становится высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

        Ярко выраженная концентрация внимания отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатлетов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов перед самым началом упражнения.

        Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.

          П е р е к л ю ч е н и е внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

         Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и во многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т. е. в особо сложной ситуации.

          Не следует смешивать переключение внимания с   о т в л е ч е н и е м, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др.

           Р а с п р е д е л е н и е внимания - свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя под контролем сознания, но в значительной мере автоматически.

        Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказывать (показывать) содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - одно из основных педагогических умений. Эта способность воспитывается главным образом в процессе накопления опыта в определенном виде деятельности.

         Есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры. Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с большей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне проявляется внимание и у полевых игроков.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

       Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

        В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7 — 8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 —15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

         Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

          Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

        Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами, протекающими у подростков на уроках физкультуры. Причем, что внимание наиболее сильно связано с наблюдением.

         Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого восприятия для спортсменов являются они сами и их противники. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосредоточенностью, распределенностью, переключаемостью. Систематическое упражнение в наблюдении за противником, партнером по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой соревнований приводит к тому, что наблюдение и внимание становятся свойствами личности спортсмена -- н а б л ю д а т е л ь н о с т ь ю  и  в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью называется умение подмечать малозаметные признаки или особенности предметов и явлений, имеющие значение для познания их сущности. Внимательность, как избирательная направленность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона наблюдательности.

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

         Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:

1) В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

2) При постановке задач урока:

  • Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
  • Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

  • Показывать логическую связь между отдельными задачами, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.

Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.

  • Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
  • Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

  • Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
  • Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем – неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
  • Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие ученикам радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
  • Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
  • Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
  • Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
  • Заранее организовывать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).

        Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

        Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

         Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

        В физическом воспитании и спорте, как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в условиях учебных занятий, соревнований формы проявления и функционирования внимания не одинаковы.

         В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекающие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением спортивной техникой, развитием физических, волевых, моральных качеств, разучиванием определенных тактических комбинаций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель или сам ученик, и определяется направленность сознания - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учитель ставит перед группой старших школьников задачу: совершенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и направленность сознания занимающихся на восприятие собственных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух учеников почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель, выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.

          Эти факты не только определяют значение задачи в направленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что, поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что она принята всеми.

         А что же в спортивных играх? Объективные условия игры таковы, что от игроков постоянно требуется проявление всех свойств внимания.

         Прежде всего, это относится к полной сосредоточенности на процессе игры в целом. Внимание играющих, динамично. Игра требует его распределения, при котором в сознании отражаются  противники,  партнеры,  мяч,  границы поля, устойчивости и т.д. Внимание включено в процесс наглядно действенного мышления при решении тактических задач. Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью контроля и саморегуляции собственных действий, поступков, самочувствия.

Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте - один из важных факторов успешности деятельности. Но условия деятельности, требующие проявления внимания, в то же время способствуют его развитию.

          Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы способствовали современному уровню развития общества.

         Это можно проследить, сравнив, например, два вида спорта - стрельбу и футбол.

В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. На линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, отрицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные условия для стрелков - постоянно действующий, привычный фактор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как правило, даже не слышат выстрелов соседей. Но это относится к спортсменам, находящимся в состоянии полной готовности к соревнованиям.

 

          Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте - один из важных факторов успешности деятельности. Но условия деятельности, требующие проявления внимания, в то же время способствуют его развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_vnimaniya_.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание внимания у подростков на уроке физической культуры

Введение

        Мое выступление посвящено изучению единства взглядов в определении процесса воспитания. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
        Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.     Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

 1.Формирование умения слушать и слышать.

        С поступлением в школу учебная деятельность детей становится ведущей, сменяя игровую на рабочую, и успешность обучения зависит от наличия у первоклассников умения слушать и слышать. Формирование такого умения предполагает определенную мотивацию к обучению, а без интереса учащегося, не может быть и мотивации. Интерес же обычно проявляется в направленности внимания обучаемого.
        Можно сказать, что школьный учебный предмет становится интересным только тогда, когда он входит в сферу целей учащегося. Отсюда вытекает необходимость провести урок физической культуры так, чтобы сообщение задач урока и теоретических сведений, объяснение способов выполнения двигательных действий и выполнение самих этих действий и подвижных игр, а также учительская оценка деятельности занимающегося побуждали его слушать и слышать.
         Из опыта работы с учащимися начальных классов следует, что для того чтобы дети слушали и слышали, чем они будут заниматься на уроке, необходимо образное, интересное сообщение его задач и объяснение практического значения выполняемых упражнений. Например, во время сообщения задач урока по теме «Прыжки в длину с места» можно сказать, что на уроке сегодня будем учиться, как можно дальше перепрыгивать через горку с песком, отталкиваясь обеими ногами с места.
         Объяснения выполнения двигательных действий, детям в начальных классах не совсем ясна цель длительной кропотливой работы по овладению двигательными действиями, поэтому они не всегда вникают в объяснения учителя. Понимание учащимися смысла и значения двигательных действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и в итоге ведет к формированию прочных, правильных, стойких и в то же время динамичных умений и навыков. Чтобы ученик понял смысл и значение изучаемых двигательных действий, он должен слушать и слышать учителя. Для этого необходимо создать проблемную ситуацию и поставить соответствующие вопросы перед занимающимися. Например, при изучении техники высокого старта можно предложить одному из школьников из положения стоя начать бег по команде «Марш!» на 10 – 15 м, а остальным дать задание наблюдать, какие двигательные действия выполнит бегун до начала бега. После выполнения бега задать учащимся такой вопрос: «Какие движения проделал бегун до начала бега?» Ответ: «Сделал одной ногой шаг назад, наклонился вперед, одну руку вынес вперед, другую отвел назад».
        Чтобы дети усвоили, какую руку надо вынести вперед, а какую назад, дать задание понаблюдать, как во время ходьбы и бега человек выполняет движения руками и ногами, а потом с помощью вопросов подвести школьников к мысли, что впереди должна быть разноименная рука по отношению к впереди стоящей ноге. Затем объяснить, что такое положение тела называется высоким стартом. Таким же образом можно объяснить технику выполнения бросков малого мяча на дальность и точность и т.д.
       Для формирования умения слушать и слышать необходимо, чтобы ученик осознал, что его учебная деятельность оценивается. При этом более важное значение имеет прокомментированная учителем оценка его деятельности, ведь оценка является одним из решающих факторов воздействия на учащегося. Ученик не всегда заинтересован слушать и слышать учителя, если он не получает объективную оценку результатов своего труда. Поэтому можно оценить работу ученика на всех этапах овладения двигательными умениями и навыками. При положительной оценке объяснить ученику причину своего одобрения его действия и сказать, что можно сделать для улучшения результата или совершенствования двигательного действия, а при отрицательной – мотивированно указать на недостатки и на что нужно обратить внимание для успешного овладения упражнением. Ученикам должно быть понятно, почему выставлена именно такая оценка, почему к ним предъявлены именно такие требования. Для этого при изучении двигательных действий подробно ознакомить детей с тем, чему они должны научиться, в какие сроки, сообщить критерии оценок и способы достижения высокой успеваемости.
       Для активизации внимания предложить ученикам высказывать свое аргументированное мнение о качестве выполнения упражнений их товарищами. 
        Вниманием называется процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. 
        Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено в практические, двигательные действия людей, в их поведенческие акты, поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отображения действительности, что является одним из необходимых условий успеха любой деятельности.

       Учитель должен помнить о том, что внимание учеников можно и нужно воспитывать постоянно, на всех уроках, во всех видах деятельности, но делать это надо без назидательности и, принуждения, поддерживая естественный интерес подростка ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству.

       Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становиться хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Учитель должен использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

       В то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Здесь исчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.

       Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.

       Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях возможностей и в потерях.

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ И ЕГО ВИДЫ.

1.1. Понятие о внимании.

       Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него.

       Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

       Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки, т.е. на внешние раздражители.

       Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма, т.е. на внутренние раздражители. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связанно с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, пониженное

чувствительность к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимания выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

        Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

        Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Оно возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться. 

        В таких случаях человеку приходится преодолевать себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосредоточить внимание и взяться за работу. В жизни они встречаются сплошь и рядом. Скажем, ученику приходится заставить себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произвольное сосредоточение сознания на процессах обучения, труда, тренировочных занятий обусловлено в основном целями, задачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости ее выполнения. Волевые же усилия мобилизуют на достижение цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному сохранению внимания.

         Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без предварительно поставленной цели.

Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно для зрителей и участников соревнований закончивший комбинацию тройным сальто после больших оборотов на перекладине). При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др.

         Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока.

         Следовательно, внимание является не только фактором, организующим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности в педагогическом процессе.

          П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает вслед за произвольным, в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия, т.е. непроизвольно (само собой).

         Все три вида внимания - это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

        На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание, что со временем может привести школьника к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становиться невозможным.

         Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой.

         Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

1.2. Свойства внимания.

         Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях внимания.

         К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

        При наличии такой сосредоточенности человек становится высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

        Ярко выраженная концентрация внимания отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатлетов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов перед самым началом упражнения.

        Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.

          П е р е к л ю ч е н и е внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

         Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и во многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т. е. в особо сложной ситуации. 

          Не следует смешивать переключение внимания с   о т в л е ч е н и е м, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др.

           Р а с п р е д е л е н и е внимания - свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя под контролем сознания, но в значительной мере автоматически.

        Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказывать (показывать) содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - одно из основных педагогических умений. Эта способность воспитывается главным образом в процессе накопления опыта в определенном виде деятельности.

         Есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры. Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с большей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне проявляется внимание и у полевых игроков.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

       Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

        В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7 — 8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 —15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

         Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

          Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

        Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами, протекающими у подростков на уроках физкультуры. Причем, что внимание наиболее сильно связано с наблюдением.

         Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого восприятия для спортсменов являются они сами и их противники. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосредоточенностью, распределенностью, переключаемостью. Систематическое упражнение в наблюдении за противником, партнером по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой соревнований приводит к тому, что наблюдение и внимание становятся свойствами личности спортсмена -- н а б л ю д а т е л ь н о с т ь ю  и  в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью называется умение подмечать малозаметные признаки или особенности предметов и явлений, имеющие значение для познания их сущности. Внимательность, как избирательная направленность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона наблюдательности.

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

         Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:

1) В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

2) При постановке задач урока:

  • Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
  • Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

  • Показывать логическую связь между отдельными задачами, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.

Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.

  • Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
  • Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

  • Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
  • Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем – неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
  • Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие ученикам радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
  • Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
  • Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
  • Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
  • Заранее организовывать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).

        Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

        Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

         Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И

РЕКОМЕНДАЦИИ

        В физическом воспитании и спорте, как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в условиях учебных занятий, соревнований формы проявления и функционирования внимания не одинаковы.

         В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекающие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением спортивной техникой, развитием физических, волевых, моральных качеств, разучиванием определенных тактических комбинаций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель или сам ученик, и определяется направленность сознания - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учитель ставит перед группой старших школьников задачу: совершенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и направленность сознания занимающихся на восприятие собственных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух учеников почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель, выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.

          Эти факты не только определяют значение задачи в направленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что, поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что она принята всеми.

         А что же в спортивных играх? Объективные условия игры таковы, что от игроков постоянно требуется проявление всех свойств внимания.

         Прежде всего, это относится к полной сосредоточенности на процессе игры в целом. Внимание играющих, динамично. Игра требует его распределения, при котором в сознании отражаются  противники,  партнеры,  мяч,  границы поля, устойчивости и т.д. Внимание включено в процесс наглядно действенного мышления при решении тактических задач. Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью контроля и саморегуляции собственных действий, поступков, самочувствия.

Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте - один из важных факторов успешности деятельности. Но условия деятельности, требующие проявления внимания, в то же время способствуют его развитию.

          Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы способствовали современному уровню развития общества.

         Это можно проследить, сравнив, например, два вида спорта - стрельбу и футбол.

В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. На линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, отрицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные условия для стрелков - постоянно действующий, привычный фактор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как правило, даже не слышат выстрелов соседей. Но это относится к спортсменам, находящимся в состоянии полной готовности к соревнованиям.

          Таким образом, внимание в физическом воспитании и спорте - один из важных факторов успешности деятельности. Но условия деятельности, требующие проявления внимания, в то же время способствуют его развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Составители Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В., М, Академия: 1999.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта, М., Академия: 2000.

3. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.:1996.

4. Немов Р.С. Психология. Книга №1. М., Владос: 1999.

5. Петрошевский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, М., Академия: 2000.

6. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.

7. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского А.В., М.: 1987.

8. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков яв...

Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков яв...

Воспитание выносливости на уроках физической культуры

В данной методической разработке даны конкретные упражнения и подвижные игры , для различных возрастных групп , которые могут применяться, как в урочной так и внеурочной форме занятий....

Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры

Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...

Музыкально–двигательное воспитание учащихся на уроках физической культуры.

Музыкально–двигательное воспитание учащихся на уроках физической культуры....