Выступление на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном университете "Физическая культура в специальной медицинской группе" 07 февраля 2012 года
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Соловьева Елена Владимировна

Выступление на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в ЛОИРО города Санкт-Петербурга по теме "Физическая культура в специально-медицинской группе". 07 февраля 2012 года    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_kursah.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на курсах повышения квалификации:

 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ».

    Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния школьников, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества.  

    Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом,

  это её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил, наконец, если хотите, в счастье человека, ибо счастье - это есть продукт здоровья.  

    В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования, основной целью “Лечебной физической культуры”, является содействие формированию гармонично развитой личности. Из этого вытекают следующие задачи:

  1. Повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
  2. Совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений;
  3. Повышение физической подготовленности и развитие физических качеств;
  4. Обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях;
  5. Формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, укреплении здоровья, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.

Любое общество заинтересовано в том, чтобы  молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Всем хочется быть здоровым и счастливым и видеть такими своих детей. Но, к сожалению, медицинская статистика говорит об обратном. Около 80 % детей рождаются с патологией нервной системы, из них 60 % имеют и другие отклонения в состоянии здоровья.

Лечебная физкультура является научной дисциплиной, она состоит исключительно из последних достижений и разработок в области медицины и биологии. Само название «лечебная физкультура» дает нам понятие о том, какие же методы и средства воздействия на патологию используются. Это, конечно, физические упражнения, но упражнения используются  не как попало, не бессмысленно, а в строгом соответствии с задачей, поставленной при лечении той или иной болезни, с учетом причины заболевания, особенностей его течения у человека, и в зависимости от состояния организма после перенесенной болезни, травмы или операции.

 Лечебная физкультура подразделяется на общую и специальную. Общие упражнения оказывают общеукрепляющие упражнения на организм человека. Специальные упражнения воздействуют на определенный орган, пораженный болезнью или травмой.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка: они много сидят, мало двигаются, вследствии чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, при этом возникает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации и следовательно, напряжение зрительного аппарата. Кроме того, на детей оказывает влияние и неблагоприятная экологическая обстановка, радиационный фон, ослабление иммунитета к окружающей среде, сказывается также неблагоприятная наследственность, о чем свидетельствуют медицинские исследования и цифры. Все эти факты создают у учащихся предпосылки к отклонениям в состоянии здоровья.

  Наиболее характерными отклонениями в состоянии здоровья учащихся являются:

  1. Заболевание опорно-двигательного аппарата
  2. Заболевания сердечно - сосудистной системы
  3. Заболевания органов дыхания
  4. Заболевания органов пищеварения
  5. Нарушение обмена веществ
  6. Заболевания глаз

Вместе с тем, в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на благоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Если из подготовительной группы еще есть шанс попасть в основную, то из групп  ЛФК  можно говорить только о стадии улучшения или стадии стойкой ремиссии.

Так как дети, имеющие различную патологию, малоподвижны, родители оберегают их от нагрузки, они имеют ослабленный мышечный корсет и плохо развитые дыхательные мышцы. Исходя из этого, все учащиеся объединяются в группы по возрасту, независимо от заболевания. Ведущий принцип занятий физической культурой в СМГ – это дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом патологий и индивидуальных особенностей учащихся.

Выполняя данный принцип и осуществляя личностно- ориентированный подход при построение занятия, необходимо соблюдать следующие условия:

Вводно-подготовительная часть урока включает упражнения для укрепления мышечного корсета, обучения дыханию, обучению измерения ЧСС, которые занимают  по времени в зависимости от возраста и проводятся обязательно под музыку.

Основная часть урока предназначена для практического ознакомления занимающихся с общефизическими упражнениями в различных видах спорта. Вместе с тем предусмотрено, что, если учащиеся по своим физическим данным не в состоянии выполнять определенные упражнения, им предоставляется возможность теоретически освоить материал. Из основной части урока для больных детей исключается соревновательный момент.

Другой особенностью основной части занятий является включение для девушек художественной гимнастики со специальной направленностью для исправления дефектов осанки и лечения заболеваний внутренних органов, для мальчиков предусмотрена атлетическая гимнастика с гантелями. Также в конце основной части, как правило, проводятся доступные по выполнению подвижные игры, а также спортивные игры по упрощенным правилам….

В заключительной части занятия выполняется комплекс специальных упражнений по карточкам в зависимости от заболеваний, а также упражнения на расслабление и дыхание.

Данная система позволяет сформировать у учащихся, отнесенных к СМГ, осознанное отношение к физическим упражнениям как средству, позволяющему улучшить их здоровье. Это достигается благодаря таким методам, как, во-первых, музыкальное сопровождение, что позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и сравнительно легко переносить физическую нагрузку в течении длительного времени и, во-вторых, разработанная система индивидуальных карточек, позволяющая проводить занятия одновременно с учащимися, имеющими различные заболевания.

Работа ведется таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать возможности для перевода в подготовительную группу.

Для повышения уровня физического развития и уровня физической подготовленности с детьми отнесенными к СМГ проводятся занятия по  следующим разделам: гимнастика, легкая атлетика, плавание, подвижные игры, урок-игра.

Для детей и родителей проводятся собрания, где ведется разъяснительная работа о важном  значении занятий физическими упражнениями для сохранения и укрепления здоровья.

Оценка успеваемости складывается из суммы баллов, полученных за двигательные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей и характера заболевания, теоретических знаний, посещаемости и активности на занятиях, интереса  к самостоятельным занятиям по физической культуре.

Также дети отнесенные к СМГ вовлекаются в посильные для них формы внеклассной работы по физкультуре: массовые физкультурные праздники, дни здоровья….занятия на школьном батуте….плавание, за исключением участия в спортивных соревнованиях.

Целью этих мероприятий являются - пропаганда физической культуры, приобщение школьников к систематическим занятиям физической культуры, активный отдых….

Занятия физическими упражнениями в СМГ позволяют не только физического совершенствования, но и морально подготовить себя к различным стрессовым ситуациям:

делают человека сильнее физически и духовно;

развивают гибкость;

повышают энергию;

замедляют старение;

повышают иммунитет;

помогают контролировать вес тела;

снимают стрессы;

укрепляют кости;

придают уверенность в себе.

В целом лечебная физкультура, помимо медицинского действия, имеет еще другое большое значение. Лечебная физкультура формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, имеет большое самовоспитательное значение, развивает силу, выносливость, координацию движений, которые так необходимы в современной жизни.

На любом уроке немаловажную роль играют выполнение физкультминуток, которые дают возможность отдохнуть разным группам мышц. Я сделала подборку различных упражнений которые вы можете использовать  и рекомендовать своим коллегам на других уроках.

 Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного  напряжения рекомендую проводить физкультминутки, в состав которых входят  упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

 Упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз:

“ Палец движется” - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.

“ Зоркие глазки” - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.

“ Стрельба глазами” - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз.

“ Письмо носом” - закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.

Упражнения направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому рекомендуются упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

1) “Задуй свечу” - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

2) “ Озорные щёчки” - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

3) “Ленивая кошечка” - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

Мозговая гимнастика.

Улучшает мозговую деятельность. Такие упражнения, как 

“ Качания головой”(упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)

“Шапка для размышления” (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

“ Вижу палец” - палец перед носом на рассмотрении 25-30 см, смотреть по 5 сек. двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. правым, затем двумя глазами, затем левым – 4-6 раз.

В заключении хочу сказать:

На сегодняшний день актуальной остается проблема повышения престижа «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Данная проблема напрямую связана, прежде всего, с повышением качества урока физической культуры как основной формы организации учебного процесса в условиях общеобразовательной школы. Современный урок физической культуры это, прежде всего такой урок, содержание и направленность, которого соответствует запросам общества сегодняшнего дня.

Желаю коллегам удачи и творческого вдохновения  в физическом обучении и воспитании, оздоровлении духа и тела подрастающего поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на курсах повышения квалификации

Методическое сообщение Тема: Применение различных методов работы на первоначальном этапе....

Практическое задание по теме «Искусствоведческие методики в преподавании МХК» (Дистанционный курс повышения квалификации, 2012-2013 г.)

проанализировать несколько изображений, объединенных общим сюжетом «Тайной вечери» и общей композиционной структурой. Обратить внимание, что произведения должны принадлежать следующим направлени...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Областной семинар для педагогов ДОО на курсах повышения квалификации. Тема:Использование игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте.

На областном семинаре для педагогов дошкольных учреждений  был представлен личный опыт по использованию игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями....

Выступление на курсах повышения квалификации учителей математики РСО-Алания по теме: "Практико-ориентированные задания ОГЭ по математике".

В докладе рассматриваются основные типы заданий 1-5 ОГЭ по математике и рациональные способы их решения....