Областной семинар для педагогов ДОО на курсах повышения квалификации. Тема:Использование игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте.
консультация

Беляева Элина Станиславовна

На областном семинаре для педагогов дошкольных учреждений  был представлен личный опыт по использованию игровых приёмов на занятиях по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat-ispolzovanie_igrovyh_priyomov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов

на занятиях

по обучению грамоте.

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР д / с №83 Беляевой Э.С.  

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз!

Это утверждение касается и знаний, полученных дошкольниками на занятиях по обучению грамоте. Чем больше задания на занятиях похожи на упражнения, тем с меньшей охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают.

Эту проблему решает использование на занятиях игровых приёмов. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях по обучению грамоте делает познавательный процесс более полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребёнка-дошкольника.

С помощью игровых приёмов поддерживается стойкий интерес к занятиям, появляется желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Система дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами предшествует добуквенный, чисто звуковой период обучения. От добуквенного обучения зависит успешность формирования навыков чтения.

Знание букв без чувства звуков - то же самое, что знание цветов при дальтонизме.

На первых этапах обучении грамоте мы играем с неречевыми звуками. В этом нам помогают такие игры, как:

- «Угадай по звуку»:

Дети закрывают глаза или, повернувшись спиной, отгадывают, чем вызваны различные звуки и шумы. Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, булавку, мяч и др. Можно руками мять, рвать бумагу, перелистывать книгу, ударять предметом о предмет и т.д.)

- «Морзянка»:

Дети внимательно слушают ритм, который логопед простукивает, затем повторяют.

Постепенно ритмический рисунок усложняется.

- «Волшебный сундучок»:        

Дети слушают и угадывают, что в коробке: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и др.

Далее переходим к знакомству со звуками речи: гласными и согласными.

Первое знакомство со звуками речи начинается в играх - звукоподражаниях, которые помогают детям правильно акцентировать и интонационно выделять звуки.

Попадая на «Звуковую полянку», дети превращаются в:

- «жуков», которые жужжат - «ж-ж-ж...»,

- «змеек», которые шипят - «щ-щ-щ...»,

- «кузнечиков», которые стрекочут - «ч-ч-ч...»,

- «самолётики», которые заводят моторы - «р-р-р...».

Знакомясь с новым звуком, ребята путешествуют с ним по «Звуковым волнам». Данный игровой приём помогает закреплять правильную артикуляцию изучаемого звука и синхронизировать произнесение звука с движениями пальцев рук и глаз, формировать зрительно-пространственные ориентации, способности к переключению.

Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе «поставить» на неё указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, на одном дыхании, звук, сопровождая его движением пальца по «звуковой волне» до нижней точки.

Аналогично указательным пальцем левой руки сопровождаем произнесение звука от нижней до верхней точки.

На волнах красного цвета «плывём» вместе с гласными звуками, по волнам синего и зелёного цветов - вместе с согласными твёрдыми и мягкими звуками.

Постоянные гости на занятиях по обучению грамоте - «человечки - звуковички»:

1.        Девочки (их шесть) - это гласные, носят красные платья-квадраты.
Полуоткрытый рот говорит о свободном выходе воздушной струи:
гласные легко «поют» звонкие длинные песенки.

Положение губ соответствует схематической артикуляции.

2.        Все согласные звуки изображают четыре мальчика.
Сжатые губы - символ преграды на пути выдыхаемого воздуха.
Песенок у
согласных не получается: они свистят, шипят, взрываются,
их можно потянуть (ж-ж-ж), но не пропеть.

Артикуляция не изображена.

Твердые согласные «ходят» в синих костюмчиках-квадратах. У них строгий, твёрдый характер:

они шипят строго (ш-ш-ш...),

стучат строго (т-т-т...),

пыхтят строго (п-п-п...),

рычат строго (р-р-р...).

Мягкие согласные любят зелёные костюмчики-квадраты, ведь у них нежный, мягкий характер:

они шипят нежно (щ-щ-щ...),

стучат нежно (ть-ть-ть...),

пыхтят нежно (пь-пь-пь...), и даже

рычат нежно (рь-рь-рь...)

Звуковички приглашают ребят в «Звукобуквоград», где гласные живут на улицах «Певцов» и «Улыбчивых Певцов», а согласные - на улицах «Громкой» и «Тихой».

Если ещё в добуквенный период ребёнок научится свободно переходить от твёрдого согласного звука к его мягкой паре (и обратно), то у него в дальнейшем не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению - слияние двух букв в слог.

Различить мягкие и твердые согласные звуки детям помогает игра «Тим и ТОМ».

Тим и Том - это два человечка - «твёрдый» и «мягкий». Том - строгий, длинный и угловатый, дружит с согласными твёрдыми звуками, а Тим - маленький, пухленький, любит мягкие согласные звуки.

-Том и Тим на занятиях незаметно вовлекают ребят в свой вечный спор: - «Чей это звук?», «Чьё это слово?».

-Тим меняет слова Тома ук - люк, мыл — мил)

-Тим и Том ссорятся, делят картинки, игрушки, сладости, школьные предметы, в названиях которых есть звуки твёрдые и мягкие.

-Тим и Том - продавцы в магазине, где «чеки» - схемы слов.

-Тим и Том «помирились»: Том говорит 1-ю часть слова, а Том 2-ю и наоборот (используются картинки): по-ле, ли-са, са-ни, ло-си, ко-ни и т.д.

-В зоопарке Тим и Том спорят, за какими животными они будут ухаживать. Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Уметь различать гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие помогают игры «Ловишки» - «ловим» звуки: левой рукой - гласные, правой - согласные.

«Светофоры»: услышав заданный звук в потоке звуков, слогов или слов, дети «зажигают» огоньки светофора (красный - гласные звуки, синий

-твёрдые согласные, зелёный - мягкие согласные).

В игре «Внимательные ушки» дети прослушивают цепочку звуков, слогов или слов, хлопают в ладоши, услышав звук (...), поднимают руки вверх (...).

Наибольшую трудность для ребёнка представляет выделение гласных и согласных звуков в словах, определение места звука в слове. В данных заданиях используем игровой приём с «Птичкой-синичкой». Дети поднимают нужную карточку, услышав заданный звук в начале (клювик), середине (крылышки), конце слова (хвостик).

Детям предлагается:

- найти «хвостики» - определить последний звук в слове,

-«вернуть носики» - определить первый звук. Выделять звуки в словах помогают игры: «Поймай слово за хвост!», «Умная машина» (сигналит «пешеходам» первым звуком в их имени), «Звуковое лото», «Звуковые цепочки».

При обучении детей делению слов на слоги используются игры:

- «Какое слово задумано?»: - «Я буду произносить слова, пропуская один слог, отстукивая его. Выбери карточку с тем предметом, который я загадала: ра-ке-та, вол-ча-та, га-зе-ma, звёз-доч-ка и др.;

        - «Произнеси слово, переставив слоги»: ска-ма {маска), ны-мо-ли (лимоны), па-ла (лапа), ки-нос (носки), лы-сто (столы), ка-ба-буш (бабушка) и др.

        - «Убери лишний слог из слова, произнеси восстановленные слова»: ли-гав-ca (лиса), ры-ту-ба (рыба), ку-пять-кла (кукла), цве-два-ты (цветы)...

Одновременно, попадая в мир звуков, ребята знакомятся со знаками звуков - буквами. Запомнить зрительный образ буквы помогают такие игры, как: - «Отгадай, на что похожа буква?» - дети находят сходство букв со знакомыми им предметами;

«Мастерская букв» - дети конструируют буквы из косточек, ягод, камешков, разноцветных палочек, бумажных элементов, мягкой цветной проволоки, шнура и др.;

«Зеркальные буквы», («Путанки»), где представлены как правильные, так и ложные буквы;

«Отгадай буквы на ощупь», «Волшебный мешочек» - дети с закрытыми глазами определяют на ощупь в руках букву и придумывают слова с данной буквой;

«Сломанные буквы» - без элементов;

«Магические квадраты» - дети находят «спрятавшиеся» буквы среди геометрических фигур;

«Отгадай, какую букву я написала...» (на спине, на ладошке (ребёнок с закрытыми глазами), в воздухе);

«Буквы-волшебницы» (буквы, наложенные друг на друга) и др.

Овладев навыком чтения, дети с удовольствием увлекаются такими играми, как:

«Живые буквы» - дети, держа в руках карточки с буквами, перестраиваются так, чтобы получились слова;

«Жук-буквоед»;

«Собери рассыпавшиеся буквы» , чтобы получились слова;

«Перевертыши» (шалаш, наган, потоп);

«Лесенки из слов»;

«Новосёлы» - дети «расселяют» слова по домикам (ОН, ОНА, ОНИ, ОНО);

«Сломанный телевизор» - дети читают слова на экране «с помехами»;

«Изографы» - слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь.

Далее ребята выполняют более сложные задания: разгадывают ребусы, кроссворды, играют в «Поле чудес».

Для того, чтобы занятия по обучению грамоте были интересными и увлекательными, применяем такой игровой приём, как введение в занятие разных персонажей. Это персонажи знакомых сказок - Золушка (л), Чиполлино (ч), поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф (н - нь), Буратино;

-герои любимых мультфильмов - Незнайка, кот Леопольд, Карлсон, почтальон Печкин, зайка Степашка;

-вымышленные персонажи - Бабушка-Загадушка, клоуны Бим и Бом, Хомяк-Хвастун, Речецветик, Инопланетянин и др.

Часто занятия строятся в игровой форме путешествий («Путешествие на воздушном шаре», в страну «Жужжандия», в «Голубую» страну и др.); поездок (в Простоквашино, на дачу, в лес); экскурсий (в «музей Звуков и Букв»).

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Естественно, здесь не используются понятия: «Это хорошо, а это - плохо», а присутствует положительная эмоциональная оценка типа:

        - «Спасибо, ребята! Вы меня (или персонажа) очень порадовали своими ответами. Мне было очень приятно работать с вами! И жаль, что наше занятие (путешествие, экскурсия, поездка) подошло к концу, и приходится расставаться. При индивидуальной оценке отмечается удача, активность, или просто хорошее настроение того или иного ребёнка. Детей награждаем медалями, «благодариками», угощаем сладостями.

Обязательное условие - передача положительных эмоций!

ЛИТЕРАТУРА:

Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки». - Санкт-Петербург, 1999.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Учимся читать и писать». - М., 1994.

Волина В.В. «Праздник букваря». - М, 1997.

Ванюхина Г.В. «Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников». - Екатеринбург, 1984.

Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей». - Санкт-Петербург, 1995.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». - М., 1999.

Журналы «Логопед».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном университете "Физическая культура в специальной медицинской группе" 07 февраля 2012 года

Выступление на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в ЛОИРО города Санкт-Петербурга по теме "Физическая культура в специально-медицинской группе". 07 февраля 2012 года   ...

Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...

Курсы повышения квалификации, конференции, семинары, открытые занятия

Документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации, посещения конференций и семинаров, проведение открытых занятий и т.д....

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...