Подвижные игры на лыжах
методическая разработка по физкультуре по теме

Малышко Елена Петровна

Работа содержит разработки и рекомендации, как игровой и соревновательный методы помагают формировать устойчивую мативацию для занятий лыжными гонками у начинающих лыжников , а также достижение ими наилучших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_na_lyzhah.doc717.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа учителя физической культуры МБОУ «СОШ № 12»  Малышко Елены Петровны

Тема: «Подвижные игры на лыжах»

Абакан 2012г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Характеристика игрового и соревновательного метода………………………...…..5

    1.1Характеристика физических качеств……………………………………….….....6

    1.2 Примерный тематический план учебно-тренировочного занятия…………......7

2. Организация и методика исследования…………………….………………….…….13

    2.1 Методика использования игрового метода в процессе тренировочных занятий

      юных лыжников-гонщиков…………………………………………………………13

    2.2 Экспериментальная проверка эффективности использования игрового и

    соревновательного метода в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков

……………………………………………………………………………………………21

3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………………..24

Выводы………………………………………………………………………………..….25

Библиографический список……………………………………………………………..27

Приложения……………..……………………………………………………………….28

                         

Введение

      Проблема привлечения детей к занятиям лыжными гонками, а так же их дальнейшее развитие в данном виде спорта является актуальной для развития лыжного спорта, как в Хакасии, так и в России.

            По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность,  внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

      В связи с этим подбираемые к занятиям лыжными гонками и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.

       Объект исследования: тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков

       Предмет исследования: применение игрового и соревновательного метода

       Цель: влияние игрового и соревновательного метода на уровень физической подготовки юных лыжников-гонщиков

       Задачи

  1. Анализ научно - методической литературы по применению игрового и соревновательного метода в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков
  2. Изучить тесты на определения УФП.
  3. Оценить УФП юных лыжников-гонщиков.
  4. Результаты исследования.

      Методы

  1. Анализ научной, учебной методической литературы.
  2. Метод контрольного испытания.
  3. Метод математической статистики.

       

Дополнить теорию и методику физического воспитания, раздел спортивной тренировки, использование игрового и соревновательного метода в процессе тренировочных занятий юных лыжников гонщиков.

1. Характеристика игрового и соревновательного метода

        Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным обра зом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенны ми способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Особенно широкое использование игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психи ческих способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, вы носливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, ини циативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод харак теризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающих ся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возмож ность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключа ют возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимаю щихся, руководства ею и другим педагогически существенным при знакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в це лом следующие черты.

Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся органи зуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысло вой канвы поведения в игре, намечающей главные линии дей ствий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровиза ционного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Игровые сюжеты и роли обычно так или иначе отображают определенные жизненные явления, ситуации, отношения, однако в одних случаях это отобра жение имеет конкретно-образный характер (как, например, в элементарных под вижных играх детей, образно воспроизводящих фрагменты из трудовой деятельности, быта, охоты и т.д.), в других приобретает особую спортивно-игровую форму (спортивные игры).

Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные ус ловия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, на оборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирова ния способов достижения игровых целей.

Особенности регулирования воздействующих факторов. Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентирован ного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие спо собов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педаго гическое управление при использовании игрового метода вообще ис ключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобре тает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариан тов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изме нения продолжительности и темпа игры, числа участников, разме ров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования ее при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь зуется в процессе физического воспитания не столько для началь ного обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наиболь шей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способ ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самосто ятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он слу жит также весьма действенным методом воспитания коллекти визма, товарищества, сознательной дисциплины и других нрав ственных качеств личности.

Основу игрового метода составляет определенным образом упорядочная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом, в котором предусматривается достижение определенной  цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

     Игровой метод не обязательно связан с какими-либо  общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом и т.д. особенно широкое  использование игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного  возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека. С его помощью решают самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, закрепление и совершенствования двигательных умений и навыков.

Соревновательный метод — это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на по беду или достижение высокого результата в каком-либо физическом уп ражнении при соблюдении правил соревнований.

Соревновательный метод применяется для развития физических, во левых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактичес ких умений и навыков, а также способностей рационально использо вать их в усложненных действиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на луч шее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалифика ционные состязания).

Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных дос тижениях в определенных упражнениях — наиболее яркая черта, характе ризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе со стязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобили зации всех сил человека и создают благоприятные условия для максималь ного проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и воле вых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, уме нию сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличност ные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не толь ко формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противни ку, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые макси мальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно под готовленными занимающимися, при применении соревновательного ме тода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенство вание техники движений. Именно поэтому эффективность соревнователь ного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и ха рактера физических упражнений, пола, возраста, физической подготов ленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов.

Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руковод ства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью со ревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования.

Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некото рые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).

Одним из ценных приемов соревновательного метода является опреде ление победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста до стижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т.п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в со ревновательном методе не регламентирует деятельность соревную щихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предостав ляет относительно ограниченные возможности для точного норми рования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный- и игровой методы, естественно, совпадают.)

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз ных педагогических задач: воспитании физических, волевых и мо ральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формирова нии способности рационально использовать их в усложненных ус ловиях. По сравнению с другими методами физического воспита ния он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревно вательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчиво сти, способности преодолевать трудности, самообладания, самоот верженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор сопер ничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нрав ственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

1.1 Характеристика физических качеств

      Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

 К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей общей физической подготовки употребляются термин «развитие» и «воспитание».

Термин развитие характеризует естественный ход изменений физических качеств, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физических качеств.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

Силовые способности – комплекс различных появлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие сила. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Скоростно-силовые способности – непредельное напряжение мышц, проявляемое с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью.

Скоростные способности – возможности человека, обеспечивающие выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени для данных условий.

Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой (суммарная подвижность в суставах всего тела).

Двигательно-координационные способности – способность быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво решать двигательные задачи.

У того или иного человека двигательные способности развиты по- своему.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.

Тренер должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а так же способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

         1.2 Примерный тематический план учебно-тенировочных занятий

Для групп начальной подготовки, ч

                     Тема

          Год обучения

        1

         2

 1

2

3

4

Теоретическая подготовка

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта.

Лыжный спорт в России

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда, обувь.

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

3

6

3

5

3

3

4

10

         Итого

17

20

1

2

3

4

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Контрольные упражнения и соревнования

154

55

32

14

235

90

45

20

    Итого

255

390

                                       Практическая подготовка

1. Общая физическая подготовка

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Специальная физическая подготовка.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

3. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических ходов в облегченных условиях.

Обучение техники спусков со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

4. Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности; участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле.

Этап начальной подготовки

        Задачи и преимущественная направленность тренировки:

  1. Укрепление здоровья
  2. Привитие интереса к занятиям лыжным спортом
  3. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр
  4. Овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений
  5. Воспитание черт спортивного характера
  6. Формирование должных норм общественного поведения
  7. Выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.

Распределение основных средств общефизической подготовки в соревновательном периоде.

  1. Легкоатлетические упражнения 25%
  2. Спортивные игры 30%
  3. Передвижение на коньках 9%
  4. Упражнения на гимнастических снарядах 5%
  5. Упражнения без предметов 20%
  6. Упражнения с предметами 11%

2. Организация и методика исследования

      Улучшение спортивных результатов в лыжных гонках существенным образом зависит от уровня физической подготовки. С целью выявления этого уровня мы проводим тестирование по 4 показателям (бег 60м, прыжки в длину с места, отжимания, подтягивания, бег 500м.). протоколы тестирования смотри в приложении. В своей работе я опираюсь на метод контрольных испытаний и метод математической статистики.

    Любое специальное упражнение (средство), направленное на воспитание силы, выносливости или быстроты, дает наибольший эффект в том случае, если нужное качество воспитывается целенаправленно и в благоприятной  для его развития период.

2.1 Методика использования игрового и соревновательного метода в процессе тренировочных занятий юных лыжников

         Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность и имеет особенно высокую эффективность в воспитании детей. Характерной особенностью игр является ярко выраженная роль способов передвижения на лыжах в содержании игры, что мотивировано ее сюжетом и направлено на решение двигательных задач, поставленных на пути достижения цели игры. Двигательные действия устанавливаются правилами игры, от сложности и количества которых зависит и сама сложность игры. Правила в подвижных играх не имеют жесткого регламента, они варьируются самими организаторами и участниками в зависимости от конкретных условий проведения игры. Подвижные игры на лыжах чаще всего не требуют от участников специальной подготовленности, кроме владения способов передвижения. Это позволяет широко использовать их в массовых зимних праздниках с участием как детей, так и взрослых.

      Следует подчеркнуть, что игровые эмоции на ранних стадиях формирования двигательного навыка значительно затрудняют обучение. Поэтому навыки, используемые во время игры, должны быть достаточно устойчивыми и  стабильными, что бы с помощью игры они становились гибкими и вариативными. Сначала в игре следует давать задание « кто выполнит правильнее, точнее», только после этого использовать игры с заданием «кто быстрее, продолжительнее» и тп.

       В условиях игры более выразительно проявляются индивидуальные особенности лыжников, что позволяет эффективнее реализовывать на практике индивидуальный подход.

        Разработкой и активным внедрением в процесс обучения подвижных игр на лыжах наиболее продуктивно и беспрерывно занимаются школьные учителя физической культуры, а также тренеры групп начальной подготовки спортивных школ. Это творческая созидательная деятельность продолжается. Приводим некоторые игры, направленные на закрепление и совершенствование различных способов передвижения на лыжах.

       Ниже перечисленные игры по моему мнению не только полно отражают специфику лыжного спорта и обучают основам техники передвижения на лыжах, но и содействуют наилучшему развитию физических качеств у юных лыжников-гонщиков.

1. «Эстафета»

       Подготовка (рис.1)*.  На поляне (школьном стадионе) чертиться стартовая линия , на расстоянии 80 – 100м – линия финиша. Играющие делятся на равные по количественному составы команды и встают у стартовой линии в колонну по одному, одна колонна параллельна другой. Каждая команда прокладывает две параллельно идущие лыжни для движения туда и обратно.

      Проведение. По команде игроки, стоящие впереди колонн, стараются быстрее пройти до финишной линии и вернуться на старт, чтобы касанием руки передать эстафету второму участнику своей команды, и т.д., пока все игроки не примут участие. Побеждает команда, последний игрок которой первым на обратном пути пересечет линию старта.

      В зависимости от решаемых задач каждый игрок может передвигаться в одну сторону одним ходом (например, попеременным), а обратно – другим (одновременным). Способ передвижения можно задавать также для игроков каждого этапа, ходы выполнять как с палками, так и без палок. Можно изменять нагрузку, увеличивая или сокращая расстояние от старта до финиша. Эстафета может быть встречной.

       Интересно проходит слаломная эстафета с установкой на отрезке старта до финиша нескольких флажков на расстоянии 8 – 10 м один от другого. При этом каждый игрок должен огибать флажки поочередно справа и слева. Трассу «слалома»  можно упрощать или усложнять, изменяя расстояние между флажками, используя различные по трудности препятствия. Важно заранее оговорить условия передвижения туда и обратно.

       Возможна эстафета на подъемах разной крутизны, когда задают способ подъема. Интересна эстафета по кругу, которую проводят на замкнутой лыжне, разбитой на участки (этапы). Игроки каждой команды расставляются на этапах. Игра проводится поточно. Игрок каждого этапа начинает движение только после касания игрока предыдущего этапа. Побеждает команда, у которой игрок последнего этапа финишировал первым.

        Правила. Начинать игру можно только по сигналу. Использовать заданный в эстафете способ передвижения. Строго выполнять условия начала движения для игроков второго, третьего и последующих этапов.

2. «Догонялки»

        Вариант 1. подготовка (рис. 2). На достаточно просторной площадке прокладывают сбоку вдоль поляны две параллельные лыжни на расстоянии 6 – 12м одна от другой. Игроки делятся на две команды, равные по количеству участников, и выстраиваются в две колонны на параллельных лыжнях.

       Проведение. По команде две параллельные колонны игроков двигаются вперед, не торопясь и сохраняя равнение в парах. Затем неожиданно руководитель подает команду» направо» и участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Игроки команды оказавшейся впереди, убегают, а участники другой команды находящейся сзади, догоняют их и «осаливают» касанием своих лыж пяточной части лыж убегающего от него игрока. Игра заканчивается по сигналу руководителя, когда игроки после поворота пробегут 40-80м ( расстояние между параллельными лыжнями и длина отрезка для ускорения зависят от возраста, подготовленности занимающихся, решаемых во время игры задач). Подсчитывают количество «осаленных» игроков-соперников. Затем игра повторяется, но убегает уже другая команда. Игру можно проводить в несколько серий. Победителя определяют по наибольшему количеству «осаленных» игроков-соперников.

        Правила. При движении по параллельным лыжням (до поворота) сохранять равнение в парах. Догонять только своего напарника, «осаливание» его палками запрещено (только касанием лыж). Убегающие игроки передвигаются строго прямолинейно, чтобы не допускать столкновений.

      Вариант 2. Подготовка.(рис3)* На достаточно просторной поляне прокладываю по кругу или овалу лыжню (для коньковых ходов готовят снежное полотно) и разбивают ее на несколько равных по длине участков. В начале каждого участка проводят стартовую линию и флажком или веточкой обозначают место старта. Игроки встают по одному на старте разных участков для движения в одном направлении. Способ передвижения может быть или произвольным, или заданным.

        Проведение. Дается общий старт для всех стоящих на кругу игроков. Они стараются развить предельную скорость и догнать лыжника, идущего впереди, чтобы своими лыжами коснуться концов лыж соперника. Как только это происходит, тот, кого догнали, с ходу выбывает из игры, не задерживая движение оставшихся на кругу игроку игроков. Игра продолжается до тех пор, пока на лыжне остается один лыжник, который и является победителем.

         В зависимости от количества игроков протяженность игрового круга увеличивают или уменьшают, а длину участников варьируют с учетом подготовленности игроков.

        Правила. Движение по кругу выполняют в одном направлении, «осаленный» игрок покидает лыжню без остановок и в наружную от круга сторону. Если заранее установлен способ передвижения, надо соблюдать его до конца игры.

2.«По местам»

       Подготовка.(рис4)* На большой поляне прокладывают замкнутую по кругу лыжню (при использовании коньковых ходов готовят замкнутое снежное полотно). Все игроки размещаются по кругу для движения в одном направлении. Одного игрока назначают водящим, он встает снаружи круга и без лыжных палок.

       Проведение. По команде водящего «ма-а-арш» играющие медленно передвигаются по кругу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Водящий подъезжает к любому игроку и говорит: «За мной». Приглашенный лыжник втыкает палки в снег внутри и рядом с кругом и едет за водящим. Таким же способом водящий постепенно приглашает всех играющих, и они двигаются за ним без палок в колонну по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, внутри которого остались воткнутые палки каждого игрока. При движении в колонне лыжники повторяют способы передвижения, выполняемые водящим. Затем водящий неожиданно выполняет команду «По местам». Все лыжники вместе с водящим стремятся как можно быстрее вернуться в круг, взять любые воткнутые в снег палки и занять место рядом с ними. Подчеркиваем, что водящий также принимает участие и берет любые воткнутые в снег палки и занимает место рядом с ними, а тот кто остался без палок становиться водящим. Затем игра продолжается с новым водящим.

       Правила. Все игроки передвигаются по кругу обязательно с лыжными палками, а водящий играет без лыжных палок. За водящим идут только приглашенные лыжники. В колонне передвигаются только в установленной водящим последовательности, и повторяют за ним все движения. После получения команды «по местам» занимают любое свободное место у палок.

       Эту игру можно проводить на двух концентрических кругах (рис 3). Тогда водящий двигается без лыжных палок по внутреннему кругу, а все игроки передвигаются с лыжными палками по внешнему. По команде водящий игрок втыкает палки в снег снаружи от всего круга и переходит на внутренний круг. После того как на внешнем кругу никого не остается, водящий дается команду по местам и все игроки, включая водящего, пытаются взять любые палки, стоящие у внешнего круга. Затем водящим становится тот, кому не досталось палок (расстояние между внешним и внутренним кругом можно изменять).

4. «Гонка-гандикап»

      Английским словом «гандикап» называют игру, в которой боле слабому дается преимущество в условиях (по времени или расстоянию) для уравновешивания шансов на победу.

      Подготовка. (рис.5)*. прокладывают две концентрические лыжни (для коньковых ходов готовят два концентрических снежных полотна). Игроки делятся на две команды с таким расчетом, чтобы в одной были лыжники посильнее, а в другой – послабее (например, команды мальчиков и девочек). Количество игроков в командах одинаковое. Более слабая команда выстраивается в колонну по внутреннему кругу, а сильная занимает большой круг. Игроки встают параллельно друг другу. Руководитель располагается в середине круга.

       Проведение. По сигналу руководителя обе команды медленно передвигаются по кругу, сохраняя равнение в парах, и не обгоняя друг друга. По команде «марш» первые номера в колоннах проходят один круг в полную силу и пристраиваются в конец колонны. Победитель первого забега получает одно очко. Затем по сигналу руководителя в игру вступает вторая, идущая теперь впереди пара, в которой также выявляется победитель. После этого в соревнования вступает третья и т.д. пара.  Игра заканчивается тогда когда пара, которая начинала соревнования вновь окажется первой. В игре побеждает команда, набравшая большее количество очков.

       В игре целесообразно задавать способ передвижения. Он может быть общим для всех игроков, а также заданным для каждой команды или пары. В зависимости от различий уровня подготовленности лыжников изменяют расстояние между внутренним и внешним кругами, а также протяженность кругов, давая, таким образом, большее или меньшее преимущество. Игру можно проводить в форме эстафеты. Тогда старт игрокам впереди стоящей пары дается в момент, когда бегущий по кругу займет место в конце своей колонны. При этом надо заранее согласовать стартовые сигналы для каждой команды (они должны быть разными).

     Правила. При спокойном передвижении по кругу сохранять равнение в парах. Использовать только заданный способ передвижения и вступать в игру только по сигналу руководителя. Каждый игрок бежит один круг (если нет возможности сформировать равные по количеству участников команды, руководитель назначает игрока, который проходит два круга, и делает по ходу игры соответствующие перестановки в колонне).

5. «У какой елки меньше ветвей»

    Подготовка (рис 6)*. На площадке с плотным снежным покровом обозначают линию старта и на расстоянии более 100м проводят ей линию финиша. Играющие делятся на команды по 5 – 10 человек ( количество игроков в команде регулируется с учетом прежде всего погодных условий, чтобы не допустить переохлаждения лыжников в ожидании своего старта) и становятся на стартовой линии в колонну по одному без лыжных палок. Интервал между колоннами не менее 4м. для каждой команды назначают судью по  подсчету количества коньковых скользящих шагов.

      Проведение. По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь сделать как можно меньше шагов на контрольном отрезке. Затем подается стартовая команда для вторых , третьих и последующих номеров. Побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов, образно названных елочными ветвями. Нагрузку можно увеличивать или уменьшать как за счет изменения длины контрольного отрезка, так и путем прокладки его на склонах разной крутизны. По мере овладения сутью игрового задания целесообразно задавать и другие коньковые ходы (с лыжными палками).

       Правила. При подсчете учитывать только завершенные скользящие шаги. Старт очередному игроку давать после финиша предыдущего. Возвращаться на линию старта можно по окончании всей игры.

6. « Шире шаг»

       Подготовка (рис.7).* На площадке с плотным снежным покровом обозначают линию старта и на расстоянии более 100м проводят ей линию финиша. Играющие делятся на команды по 5 – 10 человек ( количество игроков в команде регулируется с учетом прежде всего погодных условий, чтобы не допустить переохлаждения лыжников в ожидании своего старта) и становятся на стартовой линии в колонну по одному, между стартом и финишем нарезают лыжни. Каждая команда на своей лыжне.

      Проведение. По сигналу игроки, стоящие первыми, проходят контрольный отрезок максимально широким скользящим шагом, стремясь сделать как можно меньше шагов. Каждый игрок считает количество выполненных шагов (можно назначить судей-счетчиков). Затем дается общий старт вторым, третьим и последующим игрокам команды, которые выполняют на контрольном отрезке такое же игровое задание. Суммируют общее количество скользящих шагов всей команды. Побеждает команда, сделавшая меньше шагов. Можно разнообразить игру выполнением скользящих шагов как без палок, так и с палками. Наряду с попеременным ходом можно использовать различные одновременные ходы и победителя определять по наименьшему количеству одновременных отталкиваний руками от старта до финиша.

      Нагрузка в игре дозируется изменением длины контрольного отрезка.

      Разновидностью является индивидуальная игра у кого 10 шагов самые длинные. В этом варианте каждый игрок делает 10 скользящих шагов (подсчет ведет или сам игрок, или судья) и затем скользит на двух лыжах до остановки. Побеждает тот, кто прошел от стартовой линии большее расстояние. В игре можно использовать и одновременные ходы, а победителя определять по наибольшему расстоянию, пройденному за 10 отталкиваний руками.

       Правила. В играх с одновременными ходами заранее определять (задавать) вариант хода. Для более корректного подсчета количества шагов целесообразно учитывать только полные шаги.

2.2 Экспериментальная проверка эффективности использования игрового и

соревновательного метода в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков

      Для определения уровня физической подготовленности занимающихся мы используем оценочную шкалу УФП мальчиков и девочек 12 лет взятую из методической рекомендации для учителей физической культуры.

Оценочная шкала уровня физической подготовленности юных лыжников-гонщиков

Мальчики 12лет

Вид деятельности

Высокий 100%

Выше среднего 85-99%

Средний 70-84%

Ниже среднего 51-69%

Низкий 50%

Прыжок в длину с места см.

175 и выш

162-175

143-162

130-143

130 и ниж.

Бег 60м. сек.

10,8 и выш.

11,3-10,9

12,3-11,4

12,8-12,4

12,9 и ниж.

Подтягивания

Раз.

6

5

4

2-3

1

Бег 500м

2,30

2,31-2,45

2,47-2,56

2,56-3,10

3,11

Девочки 12 лет

Вид деятельности

Высокий 100%

Выше среднего 85-99%

Средний 70-84%

Ниже среднего 51-69%

Низкий 50%

Прыжок в длину с места см.

159 и выш.

159-149

133-149

123-133

123 и ниж

Бег 60м. сек.

10,4 и выш

10,9-10,5

11,0-11,7

11,8-12,2

12,3 и ниж

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

15

14-13

11-12

10-9

8

Бег 500м

2,38

2,39-2,50

2,51-3,0

3,01-3,21

3,22

Тестирование занимающихся в начале годичного тренировочного цикла на этапе начальной подготовки.

      Тестирование проводилось на группе начальной подготовки комплексной специализированной детской юношеской школы олимпийского резерва, тренера Карасевой Ю.П. на базе среднеобразовательной школы №12.

Результаты группы занимающихся в начале годичного цикла на этапе начальной подготовки

Тесты

Оценка в баллах

Мальчики

девочки

60м

3

3

Отжимания,подтягивания

3

3

Прыжки в длину

4

3

500м

3

3

Х ср.

3,1

      При проведении тестирования дети были не только разной физической подготовленности но и по- разному готовы психологически ( кто то был слишком робок, нерешителен, кто-то наоборот слишком напорист и даже агрессивен).

Это подтолкнуло меня на проведение эксперимента: «как будет влиять применение игрового и соревновательного метода не только на физическую подготовленность, но и на характер занимающихся».

       Результаты группы занимающихся в середине годичного цикла на этапе начальной подготовки

Тесты

Оценка в баллах

Мальчики

девочки

60м

3

3

Отжимания,подтягивания

4

4

Прыжки в длину

4

3

500м

3

3

Х ср.

3,4

Даже на этом этапе мы можем наблюдать незначительный но все-таки рост физической подготовки.

     В конце годичного тренировочного цикла мы можем видеть значительные изменения не только физической подготовленности, но и психологической подготовки занимающихся.

       Результаты группы занимающихся в конце годичного цикла на этапе начальной подготовки

Тесты

Оценка в баллах

Мальчики

девочки

60м

5

5

Отжимания,подтягивания

5

5

Прыжки в длину

4

4

500м

4

4

Х ср.

4,5

3. Результаты исследования  и их обсуждение

В результате применения игрового и соревновательного метода в ходе тренировочного процесса на протяжении периода с 1 сентября по 1 мая на группе НП-1  были получены следующие результаты:

Средний показатель группы

Начало годичного цикла

Середина годичного цикла

Конец  годичного цикла

Х ср в баллах

3,1

3,4

4,5

     Опираясь на выше изложенный материал, предлагается использовать для развития и совершенствования физических качеств лыжников гонщиков игровой метод тренировки как вспомогательные подводящие игры.

      Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками упражнениями, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными атаками, направленные на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

      Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.

     Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Выводы

     Проанализировав научно-методическую литературу по использованию игрового и соревновательного метода в процессе тренировки, обратили внимание на некоторый недостаток освещенности этой проблемы.

   Для выявления уровня физической подготовленности у юных лыжников-гонщиков мною были изучены тесты на определение УФП.

    Исходя, из результатов тестирования я пришла к выводу, что в начале своих спортивных занятий дети приходят со слабой физической подготовкой, и смутным представлением о лыжном спорте в целом. Поэтому моей главной задачей в работе с детьми было дать  представление о лыжных гонках и привить любовь к данному виду спорта. Поэтому применение игрового и соревновательного метода в тренировочном процессе с юными лыжниками-гонщиками наряду, с другими методами считаю наиболее целесообразным.

    Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуации, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия.

    Следует иметь в виду что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных, но и отрицательных нравственных качеств. Мало того частые максимальные физические нагрузки, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние  на здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений.

    Именно поэтому эффективность метода достигается за счет умелого использования его тренером. Обычно целесообразность применения метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов.

   Играя в грамотно и планомерно подобранные тренером-преподавателем специализированные или вспомогательные подвижные игры, занимающиеся овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы  физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно и спортивной направленностью.

       Для наиболее результативного решения задач используемые игры должны соответствовать  базисному плану избранного вида спорта, доминирующими ценностными ориентациями занимающихся  и применятся в соответствии с возрастно-половыми особенностями воспитанников, материально-технической оснащенностью учебного процесса, а также с региональными климатическими условиями.

      Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности тренировочного занятия оказывается умелое  насыщение применяемых  в нем игр подходящими элементами современных систем физических упражнений, обладающих высокой мотивационной ценностью и актуальностью.

     

Библиографический список

1. Ашмарин Ю.Н.  Теория и методика физической культуры. – Москва: 2000.

2. Загорский  Б.И. Физическая культура. -  Москва: Высшая школа, 1999.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.  – Москва:  Советский спорт,  2007.

4. Копс К.К.  Упражнения и игры лыжника. – Москва: 1996.

5. Коджаспиров  Ю.Г.  Развивающие игры. – Москва: 2003.

6. Кузнецов В.К. подготовка лыжников.-  Москва: 1990.

7. Матвеев И.А. Теория и методика физической культуры. -  Москва: 1991.

8. Пальчевский В.Н. Лыжные гонки. -  Москва: 1999.

9. Программа ДЮСШ. - Москва: 2005.

10.Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. -  Москва: 2000.

11. Шурышев Н.А. Таблицы для оценки физического развития. – Абакан: 1997.

Рис. 1 игра эстафета.

Рис.2 игра догонялки.

РИС.3 игра догонялки вариант 2

Рис.4 Игра по местам.

Рис. 5 игра Гонка - гандикап

Рис.6 игра у какой елки меньше ветвей.

Рис. 7 игра Шире шаг.

Протоколы тестирования занимающихся на этапе начальной подготовки.

                             

                                                     мальчики                Начало годичного цикла

Фамилия

60м

Прыжки в длину с места

Подтягивания/отжимания

Бег 500м.

Кривошеин

12,3

142

15

3,0

Кора

12,0

143

20

2,59

Киреев

12,8

132

12

3,04

Волков

11,4

150

20

2,40

Потапов

13,0

130

10

3,12

Алыпов

13,01

131

10

3,12

                                           Девочки

Фамилия

60м

Прыжки в длину с места

Подтягивания/отжимания

Бег 500м.

Евтифеева

12,8

140

10

3,02

Гончарова

12,7

145

10

3,02

Чебодаева

13,05

130

9

3,10

Рабиева

12,9

135

5

3,12

Фадеева

13,01

130

6

3,22

Какава  

13,1

130

7

3,21

                                                     мальчики                середина годичного цикла

Фамилия

60м

Прыжки в длину с места

Подтягивания/отжимания

Бег 500м.

Кривошеин

11,3

150

20

2,50

Кора

11,0

150

20

2,49

Киреев

12,1

140

12

3,04

Волков

11,4

160

20

2,10

Потапов

12,4

135

10

3,10

Алыпов

12,5

145

10

3,10

                                           Девочки

Фамилия

60м

Прыжки в длину с места

Подтягивания/отжимания

Бег 500м.

Евтифеева

11,8

140

10

2,32

Гончарова

11,7

145

10

2,32

Чебодаева

12,5

130

9

3,10

Рабиева

12,1

135

8

3,12

Фадеева

12,6

130

7

3,22

Какава  

12,9

130

8

3,21

                                                     мальчики                конец  годичного цикла

Фамилия

60м

Прыжки в длину с места

Подтягивания/отжимания

Бег 500м.

Кривошеин

9,6

170

20

1,50

Кора

9,5

175

20

1,49

Киреев

10,1

160

12

2,2 4

Волков

8,8

180

20

1,45

Потапов

11,5

145

10

2,35

Алыпов

11,5

155

10

2,35

                                           Девочки

Фамилия

60м

Прыжки в длину с места

Подтягивания/отжимания

Бег 500м.

Евтифеева

9,8

168

20

1,57

Гончарова

9,7

165

20

1,59

Чебодаева

10,5

150

10

2,21

Рабиева

10,1

165

10

2,04

Фадеева

10,6

167

15

2,01

Какава  

11,9

160

10

2,24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на лыжах.

Различные варианты  игр на лыжах для учащихся 4-5 классов....

Подвижные игры на лыжах

Подвижные игры на лыжаж,эстафеты в передвижении, упражнения на выносливость, координациюделают уроки более эмоциональными и интересными....

Презентация урока "Подвижные игры и эстафеты на лыжах".

Презентация урока "Подвижные игры и эстафеты на лыжах".1. Роль подвижных игр.2. Классификация п/игр.3. Требования к п/играм.4. Лыжные эстафеты.5. Игры на лыжах.6. Вывод....

Подвижные игры на лыжах

Подвижная игра на лыжах «Занять место».Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагив...

Подвижные игры на лыжах

Подборка подвижных игр на учебно-тренировочных занятиях по лыжной подготовке...

Подвижные игры на лыжах

Подвижные игры на лыжах...