Развивающие нагрузки как средство формирования физических качеств учащихся на учебно-тренировочных занятиях
методическая разработка по физкультуре на тему

Мосеев Сергей Викторович

Сама методика развития физических качеств имеет общие основы со всеми у всех видов спорта. Поэтому тренерам-преподавателям будет достаточно просто сделать некоторые изменения в планировании и подаче учебного материала. Материал данного пособия учителям физической культуры более важен тем, что он показывает скрытые резервы урочного времени для развития физических качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_metodicheskoe_posobie_moseeva_s.v.rar20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий Автономный Округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеская спортивная школа «Олимп»

                              Мосеев Сергей Викторович

          УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

                 ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

                                     Развивающие нагрузки

как средство формирования  физических качеств учащихся

на учебно-тренировочных занятиях

                 

                                                          Г. Губкинский

                                                                  2011

                                                   ОГЛАВЛЕНИЕ

Обоснование актуальности опыта и перспективы его развития…………..3

Теоретическая база опыта……………………………………………………4

Методы развития физических качеств………………………………………5

Принципы воспитания физических качеств………………………………...6

Методы организации деятельности учащихся……………………………...7

Эффективные приемы развития физических качеств……………………...7

Новизна творческого (авторского) подхода………………………………...8

Основные принципы реализации методики………………………………...9

Результативность…………………………………………………………….10

Трудности в реализации методики…………………………………………11

Пути совершенствования и перспективы…………………………………..11

Технологичность, возможность передачи опыта другим тренерам-

-преподавателям, учителям физической культуры………..…………….…12

Библиографический список………………………………………………….13

                                                                              Недостаточно закалять душу ребенка;

столь же необходимо закалять и его мышцы

М. Монтень

Обоснование актуальности опыта и перспективы его развития.

Одна из основных причин заболеваемости учащихся – недостаточная  двигательная активность. Отсутствие  рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается  на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопии. Снижаются функциональные резервы  сердечно-сосудистой и  дыхательных систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно-психическим стрессам. Для  того, чтобы  получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями,  необходимо выполнять регламентированные  по структуре и дозе физические нагрузки.

Другими словами, учитель  тренер-преподаватель должен точно знать, что, как и  сколько делать.

Проведенный мною анализ ряда школьных программ по физической культуре показывает, что все они в основном направлены на развитие двигательных умений, а развитие физических качеств носит как бы прикладной и нормативный характер. Если  суммировать недостатки  проанализированных  мною программ (В.И. Лях и Г.Б. Мейксон, Ю.Н. Барышиков, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунова), то можно выделить следующие недостатки:

направленность на развитие  двигательных умений,  а не  физических качеств;

завышенность нормативных  требований, не учитывающих физиологических  и генетических особенностей учащихся;

развитие  физических качеств оценивается  по нормативам, а не по отношению к исходным  кондициям

нет четких рекомендаций  по развитию физических качеств  в урочной деятельности

слабая теоретическая  база развития физических качеств

Конечно, нормативы нужны, так как жизнь порой  предъявляет ко всем  одинаковые требования.  Если ребенок упал  в реку, то либо  он выплывет, либо утонет. Тем учащимся, которые  по различным причинам  не могут выполнять нормативные требования,  авторы программ рекомендуют ставить оценки  по уровню овладения  двигательными умениями. Под этот критерий зачастую  попадают и просто  физически слабые дети. В своей программе с тренирующей направленностью В.И. Лях дает конкретные  нагрузки  по развитию физических качеств. А как быть с теми, кто не может ни разу  отжаться от пола,  подтянуться? Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках  физической культуры они должны все получать  необходимую  дозу развивающих и поддерживающих нагрузок.

Теоретическая база опыта.

Нагрузка в физической культуре  и спорте понимается  как воздействие  физических упражнений на организм  учащихся. Для того чтобы  охарактеризовать ее, необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего, с какой целью выполняется нагрузка?

- каков ее результат – тренировочный эффект?

- на что она действует, т.е. какова ее направленность?

- какова величина нагрузки?

- каков метод выполнения нагрузки?

Можно выделить  три основные цели, для достижения которых  выполняется физическая нагрузка. Это  достижение  спортивного результата, укрепление здоровья,  подготовка к какой-либо деятельности.

В соответствии  с поставленной целью   планируются и ставятся задачи  по развитию  конкретных  физических качеств, групп мышц, необходимых для  достижения  цели. И определяется воздействие нагрузки на организм.

По своему воздействию  на организм  нагрузки могут быть:

развивающими

поддерживающими

реабилитационными

активирующими

подготовительно-стимулирующими

обучающими

Эффект физической нагрузки во время или после  одного занятия определяется понятием  - срочный тренировочный эффект (СТЭ)

Результат суммирования (интеграции) нескольких СТЭ, полученных вследствие  повторения развивающих нагрузок, определяется  понятием  - кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ). Он основан на стуктурно-эмоциональных изменениях в организме, в его мышечных и нервных клетках, в дыхательной, сердечно-сосудистой и эндокринной системах

Направленность  нагрузки – это адрес, указание, на что она действует – на двигательное качество, на группу мышц и т.п.

Величина нагрузки – это мера воздействия упражнений на организм, она характеризуется объемом  и интенсивностью нагрузки

                              Методы развития физических качеств

Использую  следующие методы выполнения нагрузки и физических качеств (Я.С. Вайнбаум,   Б.А. Ашмарин):

Равномерный метод – нагрузка выполняется непрерывно  с постоянной интенсивностью. В зависимости  от интенсивности и объема нагрузки  можно развивать любые качества. В основном  этот метод  применяется  для поддержания физической подготовленности на достигнутом уровне

Интервальный метод – характерен чередованием нагрузок максимальной  интенсивности  с интервалом отдыха до 1 мин. Следующая  нагрузка проводится на фоне недовосстановления. Данный метод не рекомендуется для физически неподготовленных учащихся

Повторный метод -  отличается от интервального  большей  продолжительностью отдыха. Эффективен для  развития  скоростных и силовых качеств.

Переменный метод -  интенсивность нагрузки изменяется во время ее выполнения, хорош для развития скоростных, скоростно-силовых  качеств, общей и специальной  выносливости

Непрерывный метод с переменной интенсивностью -  уровень интенсивности чередуется с умеренной зоны  до максимальной интенсивности. Требует предварительной  подготовленности учащихся

Соревновательный – прохождение дистанции с соревновательной скоростью. В игровых видах  применяется как средство реализации  тактических задач  и развития  общефизической  подготовки

Принципы воспитания физических качеств

Среди основных принципов  воспитания  физических качеств  применяю:

Принцип соответствия  педагогических воздействий. Он заключается  в закономерности  гетерохронного развития  физических способностей и предполагает  обязательное  выделение их сенситивных периодов   в процессе воспитания физических качеств. А также исходных  кондиций  каждого ученика

Принцип развивающего эффекта  педагогических  воздействий  строится на основе закономерностей  этапности и фазности развития  физических  способностей  и требует  соблюдения  повторяемости, т.е. постепенности  педагогических воздействий

Принцип  сопряженного воздействия   основывается на закономерности переноса  в развитии  физических способностей  и отражает необходимость осуществлять педагогический процесс в двух взаимосвязанных направлениях:

-  в накоплении  потенциала качества;

- в формировании  способностей  его эффективной  реализации.

 Принцип вариативности решения  двигательных задач  устанавливает необходимость выполнения  двух основных   методических требований:

Сочетание  двигательных задач должно  постоянно  видоизменяться и обеспечивать проявление  различных сочетаний  физических  способностей, выражающих соответствующее качество

Условия  решения двигательных задач  обязаны  стимулировать школьников на достижения  максимального результата

Реализация в своей  деятельности указанных принципов  позволяет систематизировать работу  по развитию  физических качеств, сделать ее более целенаправленной  и действенной.

Знание  сенситивных  периодов, учет  исходных  кондиций и доведение  сведений  до учащихся, позволяет  повысить   мотивацию детей не только  к занятиям в урочной деятельности, но  и  к самостоятельным  занятиям  по развитию  физических качеств. В дальнейшем это способствует  более высокой  активности учащихся и повышению  интенсивности, как самих  занятий, так  и более  быстрому   продвижению  в изучении  учебного материала.

Методы организации деятельности учащихся

При организации  деятельности учащихся в зависимости  от поставленных задач, использую следующие методы:

Фронтальный метод, позволяет включить  в работу  всех учащихся одновременно

Поточный метод, хотя учащиеся  выполняют  упражнения  друг за другом, в период  ожидания  можно дать  дополнительное задание, что существенно повышает плотность урока

Метод выполнения упражнений  в парах – можно  отнести и к фронтальному и к поточному

Групповой метод – деление класса на 2 и более группы

Эффективные приемы развития физических качеств

При  развитии физических качеств  наиболее  эффективны  такие приемы как:

Выполнение упражнения до отказа, т.е. когда ученик уже  при  значительном  волевом усилии не сможет выполнять  упражнение  ни разу. Очень  хорошо развивает выносливость (специальную, общую)

Выполнение  упражнения  в быстром темпе  малым  количеством  повторения в одном  подходе (серии), но  несколькими сериями. В результате набирается необходимый объем  для активации генетического аппарата клеток. Очень хорошо  способствует  развитию  скоростных  и специальных качеств (силы, выносливости, быстроты).

Выполнение упражнений в облегченном  режиме  до усталости, хорошо помогает  в работе  со слабо подготовленными в физическом  развитии детьми.

Круговые тренировки – позволяют  включить в работу большую группу мышц,  помогают  существенно  влиять на развитие  функциональной и сердечно-сосудистой систем

Повторение  выполнения  упражнения на фоне недовосстановления

 

Для развивающего и поддерживающего  тренировочного эффекта необходимо, чтобы однократная  направленная нагрузка достигала величины (по параметрам  объема и интенсивности), достаточной  для активизации генетического аппарата клеток. Если объем нагрузок меньше  порогового уровня, то он активизации  не производит. Для того чтобы получить  КТЭ, выражающийся в поддержании или развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки  проводилось на фоне  следа от предыдущей.

Суммирование СТЭ от каждого занятия в КТЭ возможно только  при определенной  продолжительности интервалов  между занятиями. Оптимальный интервал для повторного  выполнения соответствующей  развивающей  или поддерживающей нагрузки 24-48 часов. При более длительном интервале след слабеет, но он остается  примерно 96 часов (4 суток). При интервале в 120 часов повторная нагрузка  будет выполняться, как бы вновь.  Следовательно, нагрузки,  выполняемые  редко (например,  один раз в неделю) в физическом воспитании   для развития  физических качеств  неэффективны.

Оптимальной нормой для  развивающих и поддерживающих нагрузок будут трехразовые занятия в неделю. При двукратной развивающей нагрузке  в неделю КТЭ  существенно меньше, прирост физического качества  происходит медленнее.

Для того чтобы повысить  моторную плотность  учебно-тренировочного занятия,  активизировать деятельность  учащихся, использую  в своей  деятельности  элементы педагогических технологий, основанных на активизации  и интенсификации  деятельности учащихся.

Новизна творческого (авторского) подхода.

Для того чтобы  развитие  физических качеств  на учебно-тренировочных занятиях (уроках физической культуры)  происходило без ущерба развития  двигательных умений, используются определенные  методические  приемы, дающие   дополнительные резервы времени

При  тематическом планировании  я определяю,  какие физические качества буду развивать в большей степени. На занятиях по развитию дриблинга – развитие выносливости;  в поддерживающем режиме – силовые нагрузки. На занятиях по развитию финтов (обманных действий) – развитие ловкости, быстроты, в поддерживающих объемах – силы, общей выносливости.

При планировании учебно-тренировочного занятия также использую  часть двигательных умений для развития  или поддержания физических качеств. Например,  совершенствование умения бросков мяча в цель, передачи мяча (на дальность), позволяет развивать и поддерживать  скоростные и координационные физические качества.

Развитие физических качеств за счет интенсивности  или уплотнения урока. При фронтальной или  поточной организации занятия, дети вынуждены определенную часть времени  ожидать своей очереди. Эту часть времени  я отвожу на развитие  различных физических качеств.

Планирую и провожу  специальные «ударные» тренировки. На этих учебно-тренировочных занятиях  учащиеся с помощью  различных  упражнений и игр развивают какое-либо  физическое качество у большой группы мышц.

Учащимся  со слабой  физической подготовкой я даю  выполнение упражнений  в облегченном режиме или меньшем объеме.

Учащиеся с хорошей физической подготовкой делают  упражнения  или в усложненных условиях, увеличенном объеме.

 Развитие физических качеств произвожу в основном за счет соотношения  объема и интенсивности. Например – развитие выносливости (по Куперу)

Желательный объем нагрузки в мин.

180

90

45

20

10

Интенсивность нагрузки по ЧСС, уд\мин

110

120

130

140

150

Как видно  из таблицы, небольшое  повышение  интенсивности нагрузки на 10 уд\мин  притом же тренировочном эффекте позволяет  двукратно снизить объем

Подбираю специальные игры для развития  физических качеств

Учитываю  сенситивные периоды развития  физических качеств

Использую вводную  часть учебно-тренировочного занятия  для  развития таких физических качеств как быстрота, выносливость, сила. В заключительной  части занятия стараюсь развивать  координационные способности

Провожу разъяснительную работу  с родителями учащихся (и их  контролю за домашним заданием для учителей общеобразовательных школ).

Основные принципы реализации  методики:

Дифференцированный  и личностно-ориентированный подход  в организации учебного процесса.

Консолидация действий тренера-преподавателя,  родителей и учащихся.

Четкое планирование учебного материала, деталей учебно-тренировочного занятия.

Чередование различных  форм деятельности на деталей учебно-тренировочном занятии.

Через сознательность к активности.

Активизация и интенсификация деятельности учащихся.

Осознания ребенком влияния  физических нагрузок  на организм.

На основе контрольных нормативов создал систему отслеживания развития физических качеств:

Методика определения результатов:

УФП = --------------------

СУФП = -----------------------------------

ОУФП = ------------------------------------------

Р – показанный результат

Н – норматив

УФП – уровень физической подготовки по отношению к нормативу  своих исходных  кондиций

СУФП – средний уровень  физической подготовки  каждого учащегося

ОУФП -  общий уровень физической подготовки класса

  0,21 и выше – отл

  0,2 до 0,2 – хорошо

  0 до -0,21 – удовл.

-0,21 до -0,40 – неудовл.

                     

Результативность

        Развитие физических качеств в тех группах, в которых я работаю, имеет следующие показатели (по «Системе сдачи контрольных нормативов»)

2008-2009 уч. год, ОФП:

 (осень) = 0.04  хор. (на вводе)

 (весна) = 0.18 хор. (на выходе)

2009-2010 уч. год, ОФП:

 (осень) = 0.1  хор. (на вводе)

 (весна) = 0.21 отл. (на выходе)

2010 -2011 уч. год, ОФП

 (осень) = 0.1 хор.(на вводе)

 (весна) = 0.25 отл.(на выходе)

2011 -2012 уч. год, УФП

(осень) = 0.04  хор. (на вводе)

(весна) = 0.28 отл. (на выходе)

Сравнительный анализ результатов показывает положительную динамику.

Трудности в реализации методики.

Количество необходимого  оборудования не соответствует  количеству  учащихся класса.

Не хватает нестандартного оборудования, которое способствовало бы повышению моторной плотности занятий.

В каникулярное  летнее время  происходит резкий спад физической  подготовленности учащихся.

При трехразовых  занятиях  в неделю -  развитие  физических качеств    значительно  ниже и темпы прироста  меньше,   чем при четырехразовых занятиях.

Заболевания  учащихся  снижают  физическую  подготовленность,   и приходится начинать работу  почти сначала.

Пути совершенствования и перспективы

Совершенствование  и разнообразие форм, приемов и методов.

Пересмотр  последовательности  подачи, изучения программного материала.

Использование опыта  других тренеров-преподавателей, педагогов.

Совершенствование  системы  работы  с родителями учащихся.

Совершенствование системы  индивидуальных  заданий и их контроля.

Улучшение состояние  МТБ.

Взаимосвязь работы  ДЮСШ  с  общеобразовательными учреждениями.

Технологичность, возможность передачи  опыта другим тренерам-преподавателям, учителям физической культуры.

        Сама методика развития физических качеств имеет общие основы со всеми у всех видов спорта. Поэтому тренерам-преподавателям будет достаточно просто сделать некоторые изменения в планировании и подаче учебного материала. Материал данного пособия учителям физической культуры более важен тем, что он показывает скрытые резервы урочного времени для развития физических качеств. Практически все учителя  физической культуры  проводят тестирование учащихся по «Президентским состязаниям», делают это только один раз  в году – весной.  Взглянув по-новому на эти состязания и оценив их  скрытые возможности, я считаю необходимым проводить их как минимум дважды в год. Осенью – контроль на вводе,  выявление исходных   кондиций  после  каникул, весной – контроль   на выходе, результат педагогических воздействий учителя  физической культуры  на организм занимающихся.

        Опытом работы по данному направлению я делился на городском  методическом объединении учителей физической культуры в 2011 году.

        Применяемые мною методические приемы, а также разработанная «Система отслеживания физических качеств у учащихся» дают положительные результаты, и могут быть использованы тренерами-преподавателями и учителями физкультуры школ города.

        Каждый учащийся должен  знать   свой СУФП  по отношению к нормативу. Разработанная «Система отслеживания  развития   физических качеств»  позволяет   тренеру-преподавателю, учителю  физической культуры и учащимся  видеть и контролировать  результаты УФП.

Большинство  программ  по физической культуре  имеют одни   и те же  темы:  легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол и личная подготовка.

Следовательно, каждый учитель  может  при тематическом  планировании  определить, какие физические качества и когда он будет  развивать или  поддерживать

Фронтальная  и поточная  организации  урока позволит  существенно  повысить  его  моторную плотность за счет  включения  нагрузок по развитию  физических качеств

Опираясь  на научные разработки Я.С. Вайнбаума, можно  более грамотно и рационально дозировать физические нагрузки

                               

                                       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Я.С.  Вайнбаум «Дозирование  физических нагрузок школьников» Просвещение, М.:1991г.

В.И. Дубровский «Реабилитация в спорте» Физкультура и спорт – М.: 1991г.

В.В. Манжосов «Тренировка лыжников-гонщиков» Физкультура и спорт – М.: 1986г.

В.В. Михайлов «Путь к физическому совершенству» - Физкультура и спорт – М.: 1989г.

Б.А. Ашмарин и др. «Теория и методика  физического воспитания» - М., Просвещение, 1990г.

Б.М. Шияна и др. «Теория  и методика  физического воспитания» - М.: Просвещение, 1988г.

«Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее» - СПБ; Дельта, 1998г.

В.И. Лях «Методика физвоспитания  учащихся» - 10-11 кл. – М.; Просвещение, 1997г.

В.И. Лях, Г.Б. Мейксон «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов» - М.; Просвещение, 1997г.

В.Н. Селуянов «Подготовка бегуна на средние дистанции» - М.;Библиотека международного научно-методического журнала. Научно-атлетический вестник. Выпуск №5, 2001 г.

В.Н. Селуянов «Сердце – не машина» - М.; Журнал «Лыжный спорт» - 2010 г.

Общее количество учащихся, принявших участие в состязании

СУФП1+СУФП2+…

 количество нормативов

УФП1+УФП2+УФП3+…

Н

     Р-Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ - 3 и УТГ - 4 ДЮСШ. Автореферат

Силовая подготовка – важная составляющая часть тренировки легкоатлетов, особенно в таких видах легкой атлетики, как спринт, прыжки и метания. Средства силовой подготовки - упражнения со штангой и друг...

АПО " Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся 5-9классов к занятиям физической культурой"

Педагогический опыт по теме: "Информационные технологии как средство повышения мотивации обучающихся 5-9 классов к занятиям физической культурой"...

Методика обучения силовых упражнений по пауэрлифтингу учащихся ДЮСШ учебно-тренировочного этапа 1-го, 2-го годов обучения

Методичекая разработка рекомендована для и тренеров-преподавателей ДЮСШ по силовым видам спорта....

АВТОРЕФЕРАТ «Методика обучения силовым упражнениям учащихся ДЮСШ учебно-тренировочных этапов обучения по пауэрлифтингу »

Актуальность            Занятия пауэрлифтингом способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливост...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями...

Упражнения с отягощениями как средство развития силовых качеств легкоатлетов в учебно-тренировочных группах УТГ-3 и УТГ-4 ДЮСШ

Силовая подготовка легкоатлетов является важнейшей составляющей общей физической и специальной физической подготовки. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (...