Главные вкладки

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В V- IX КЛАССАХ
    статья по физкультуре по теме

    Пономаренко Елена Викторовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_.docx37.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    В V- IX КЛАССАХ  (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

    СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

        Актуальность. В свете социально-политических и экономических изменений в обществе, возникла потребность в совершенствовании теории и методики физического воспитания и физкультурного образования детей. Эти изменения откладывают свой отпечаток, в первую очередь, на сельские школы, материальная и методическая база которых страдает в большей степени.

    Учеными была доказана специфика физического воспитания подрастающего поколения на селе. Однако, проводя анализ литературных источников, был выявлен дефицит научных и методических разработок в этой области на современном этапе.  

    Материальные условия влияют на результативность физического воспитания в сельских учебных заведениях, зачастую ограничивая методические возможности преподавателей физической культуры. Небольшое количество учащихся в сельских школах препятствуют проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще.

    Однако следует отметить и определенные преимущества сельской школы. Экологические и климатические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют сельским школам максимально использовать в физическом воспитании природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе и полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т.д. Небольшая наполняемость классов (в среднем 15-20 человек) дает возможность осуществлять дифференцированный подход, облегчает эту задачу с методической точки зрения, повышая результативность в каждом конкретном случае. Социальная обстановка в сельской местности облегчает педагогу работу с родителями. Таким образом, несмотря на все недостатки, современная сельская школа имеет целый ряд преимуществ, что дает предпосылки для дальнейшего исследования и методических разработок.

        Научные исследования показывают, что разработка учебной программы и методики проведения уроков физической культуры, учитывая индивидуальные потребности и интересы детей, региональные особенностей среды проживания, во многом обеспечивает успешность физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

    Проведение уроков физической культуры и организация физического воспитания в сельской школе является областью, требующей пристального рассмотрения и дальнейших научных и методических разработок.

    В этой связи возникла необходимость разработки методики проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов сельской школы.

    Цель исследования – разработать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов при повышенной двигательной активности с учетом специфики сельской школы.

    Объект исследования – процесс физического воспитания  учащихся V- IX классов на уроках физической культуры.

                            Предмет исследования – методика проведения уроков физической культуры с учащимися V- IX классов в сельской школе.

        Гипотеза исследования. Предполагаем, что модернизация методики проведения уроков физической культуры в V- IX классах сельской школы, будет способствовать улучшению физической и функциональной подготовленности школьников, повышению их физической активности и интереса к урокам физической культуры.    

                   Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать опыт организации физического воспитания учителями сельских общеобразовательных школ.
    2. Выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья учащихся V-IX классов сельской школы.
    3. Изучить отношение учащихся и их родителей к учебному предмету «Физическая культура» и здоровому образу жизни, к потребности учащихся V- IX классов в двигательной активности и занятиях физическими упражнениями.
    4. Разработать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V- IX классов при повышенной двигательной активности в условиях сельской местности.

        Методы исследования.  Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1. Изучение и анализ литературных данных.
    2. Анкетирование.
    3. Интервью.
    4. Педагогическое наблюдение.
    5. Педагогический эксперимент.  
    6. Антропометрия.
    7. Тестирование физической подготовленности учащихся.
    8. Метод математическо статистики.

    Изучение и анализ литературных данных позволили нам сформулировать рабочую гипотезу, поставить задачи и определить методы исследования.

    Анкетирование.Для выявления ориентировочного состояния отношения учащихся V-IX классов и их родителей к постановке физического воспитания в сельских школах нами был использован метод анкетирования. Опрос осуществлялся путем письменных ответов на систему стандартизованных вопросов.

       Предварительный опрос охватил  58 учеников средней школы «Загорские дали» в возрасте 11-15 лет. Желание посещать уроки физкультуры 3 раза в неделю и более, высказались 98% учащихся. Положительное отношение к урокам  физической культуры отметили все опрашиваемые.

    Аналогичное исследование среди родителей охватило 49 человек. На вопрос «Следите ли Вы за физическим развитием вашего ребенка?» положительно ответили 92% родителей. Из общего числа родителей 81,6%  считают, что трех занятий физкультурой в неделю вполне достаточно, 16,4% родителей высказываются за большее количество и лишь 2% затруднились ответить.

    Интервью. Для изучения и проведения анализа опыта физического воспитания сельских школьниковнами был проведен опрос методом интервьюирования учителей физической культуры Сергиево-Посадского района Московской области. Всего было опрошено 12 человек из сельских общеобразовательных школ. Опрос проводился по месту работы каждого учителя по строго разработанному вопроснику.  

    Анализ полученных данных показал, что в своей работе педагоги используют в основном комплексную программу физического воспитания учащихся  I-ХI классов общеобразовательной школы (Лях В.И., Зданевич А. А., 2008) – это 92%, авторские программы – 8%. Вариативную часть программы распределяют следующим образом: на спортивные игры – 58% учителей, на гимнастику -25%, на зимние виды – 17%.

       Однако в 87%  от общего числа этих школ средний уровень физической подготовленности учащихся оказался низким.

    Педагогический эксперимент проводился для установления эффективности разработанной нами методики. По цели исследования данный эксперимент является преобразующим. По условиям проведения – естественным. По направленности – сравнительным.

    Анализ литературы и изучение опыта физического воспитания сельских школ, позволили нам разработать рабочую программу и модернизировать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов сельской общеобразовательной школы, с учетом климатических и географических факторов местности, слабой материально–технической базы, социальных условий проживания и обучения учащихся, а также с индивидуальными потребностями учащихся в активной двигательной деятельности.

        Исследование проводилось  в V- IX классах на базе средней общеобразовательной школы «Загорские дали» Сергиево–Посадского района Московской области. В исследовании участвовали 58 учащихся (мальчиков и девочек).

    Для проведения уроков физической культуры мы задействовали прилегающую к школе хоккейную коробку, которая использовалась зимой для обучения навыкам катания на коньках, а в остальной период использовалась как баскетбольная площадка. Также было использовано футбольное поле и лыжные трассы, расположенные в 100 метрах от школы и прилегающие к лесной зоне.

        Поэтому по возможности уроки по физическому воспитанию проводились на открытом воздухе.

        По разработанной нами методике занятияпо физической культуре проводились три раза в неделю (за счет компонента образовательного учреждения).

        Строго учитывались  возрастные особенности учащихся V- IX классов (интенсивность развития роста, увеличения размеров тела  и различия в сроках полового созревания школьников). Это позволяло правильно оценивать возможности детей и не упускать наиболее благоприятные периоды для углубленного воздействия на двигательные качества учащихся

        Стараясь повысить двигательную активность и увеличить моторную плотность урока, мы применяли дифференцированный и индивидуальный подход. Небольшая наполняемость классов (в среднем 9-13 человек) давала нам такую возможность. Четко регулировались параметры физической нагрузки по объему, интенсивности и интервалами отдыха индивидуально для каждого учащегося.

      При обучении основным видам движений мы применяли фронтальный, групповой, поточный методы, метод круговой тренировки и соревновательно-игровой, а так же их  сочетание, чтобы разнообразить урок для положительного восприятия детьми.

        Содержание уроков выстраивалось с соблюдением всех требованийк их проведению.

        В результате антропометрических измерений проводимых нами совместно с медицинским работником в начале учебного года (сентябрь – октябрь) и в конце года (апрель – май) мы пришли к выводу, что учащихся V- IX классов средней общеобразовательной школы «Загорские дали» можно считать среднего (нормального) уровня развития, имеющих предпосылки для хороших показателей физической подготовленности.

    Таблица 1

    Класс

    Пол

    Начало учебного года

    Конец учебного года

    Рост, см

    Вес, кг

    Рост, см

    Вес, кг

    5 класс

    Мальчики

    143  + 5

    36,5 + 4,5

    146 + 6

    39,1+ 4,1

    Девочки

    144 + 6

    37 + 5,5

    148 + 6

    41,1 + 5,6

    6 класс

    Мальчики

    150 + 7

    42 + 6,2

    153 + 6

    43,9 + 6,4

    Девочки

    151 + 7

    44,2 + 5,8

    154 + 6

    46,4 + 5,6

    7 класс

    Мальчики

    157 + 8

    45,7 + 7,4

    160 + 7

    49,8 + 6,5

    Девочки

    157 + 6

    48,9 +  5,6

    158 + 6

    50,1 + 4,8

    8 класс

    Мальчики

    162 + 7

    50,9 + 5,6

    164+ 7

    54,2 + 5,9

    Девочки

    160 + 6

    51 + 4,5

    160 + 6

    53,2 + 4,2

    9 класс

    Мальчики

    167 + 8

    56,4 + 6,1

    170+ 5

    61,9 + 9,4

    Девочки

    161 + 6

    54,4 + 4,1

    162 + 5

    56,5 + 5,2

    Проводя тестирование физической подготовленности, мы использовали тесты, рекомендованные и проверенные на надежность, объективность, информационность и включающие в себя следующие контрольные упражнения.

    1. Бег на 30 м.
    2. Челночный бег 3х10м.
    3. Прыжок в длину с места.
    4. Наклон вперед из положения сидя.
    5. Подтягивание из виса.
    6. 6-минутный бег.

        В начале эксперимента было выявлено, что у мальчиков 5-9 классов только в 37% (исходя из общего числа тестируемых) средний уровень подготовленности, у девочек в 46,7%.

        Тестирование физической подготовленности в исследуемых классах проводилось на уроках физической культуры два раза в год, в сентябре и мае. Полученные данные сопоставлялись с таблицей показателей уровня физической подготовленности, взятой из «Комплексной программы физического воспитания учащихся V-IX классов общеобразовательной школы» (Лях В.И.).

    Таблица 2

    Уровень физической подготовленности учащихся V- IX классов

     в начале исследования

    Класс

    Контрольные упражнения

    Подтягивание, кол-во раз

    Наклон вперед из положения, сидя, см

    Челночный

     бег 3х10 м,с

    6-минутный

     бег, м

    Прыжки

    в длину

    с места, см

    Бег на 30 м, с

    5 класс

    Мал.

    1,8         p<0,05

    6,2

    p<0,05

    9,9

    p<0,05

    1031,7

    p<0,05

    143,2

    p<0,05

    6,5

    p<0,05

    Дев.

    10,2

    p<0,05

    8,1

    p<0,05

    10,3

    p<0,05

    812,3

    p<0,05

    125,1

    p<0,05

    6,7

    p<0,05

    6 класс

    Мал.

    2,7

    p<0,05

    6,1

    p<0,05

    9,6

    p<0,05

    1117,6

    p<0,05

    144,2

    p<0,05

    6,1

    p<0,05

    Дев.

    11,4

    p<0,05

    9.2

    p<0,05

    10,2

    p<0,05

    930,6

    p<0,05

    132,5

    p<0,05

    6,4

    p<0,05

    7 класс

    Мал.

    4,2

    p<0,05

    4,3

    p<0,05

    9,4

    p<0,05

    1167,8

    p<0,05

    152,3

    p<0,05

    6,0

    p<0,05

    Дев.

    12,6

    p<0,05

    10,1

    p<0,05

    10,2

    p<0,05

    953,4

    p<0,05

    144,1

    p<0,05

    6,2

    p<0,05

    8 класс

    Мал.

    6,1

    p<0,05

    6,1

    p<0,05

    9,3

    p<0,05

    1234,5

    p<0,05

    181,4

    p<0,05

    6,0

    p<0,05

    Дев.

    13,2

    p<0,05

    12,3

    p<0,05

    10,0

    p<0,05

    894,2

    p<0,05

    155,7

    p<0,05

    6,4

    p<0,05

    9 класс

    Мал.

    7,9

    p<0,05

    6,3

    p<0,05

    9,22

    p<0,05

    1264,1

    p<0,05

    191,6

    p<0,05

    5,83

    p<0,05

    Дев.

    12,9

    p<0,05

    12,5

    p<0,05

    10,16

    p<0,05

    970,8

    p<0,05

    156,2

    p<0,05

    6,28

    p<0,05

    Примечание:  подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа (девочки).

    Реализация разработанной методики проведения уроков физической культуры в сельской школе способствовала тому, что испытуемые  V- IXклассов продемонстрировали приросты показателей уровня физической подготовленности.

    Таблица 3

    Уровень физической подготовленности учащихся V- IX классов

     в конце исследования

    Класс

    Контрольные упражнения

    Подтягивание, кол-во раз

    Наклон вперед из положения, сидя, см

    Челночный

    бег 3х10 м, с

    6-минутный

     бег, м

    Прыжки

    в длину

    с места, см

    Бег на 30 м,

    с

    5 класс

    Мал.

    3,1

    p<0,05

    7,3

    p<0,05

    8,5

    p<0,05

    1253,3

    p<0,05

    166,5

    p<0,05

    5,2

    p<0,05

    Дев.

    13,7

    p<0,05

    10,8

    p<0,05

    9,0

    p<0,05

    956,8

    p<0,05

    143,1

    p<0,05

    5,8

    p<0,05

    6 класс

    Мал.

    4,8

    p<0,05

    7,1

    p<0,05

    8,6

    p<0,05

    1328,4

    p<0,05

    173,7

    p<0,05

    5,2

    p<0,05

    Дев.

    14,2

    p<0,05

    12,7

    p<0,05

    9,3

    p<0,05

    1123,2

    p<0,05

    158,4

    p<0,05

    5,5

    p<0,05

    7 класс

    Мал.

    5,7

    p<0,05

    5,6

    p<0,05

    8,4

    p<0,05

    1374,1

    p<0,05

    179,5

    p<0,05

    5,1

    p<0,05

    Дев.

    15,2

    p<0,05

    13,3

    p<0,05

    8,9

    p<0,05

    1130,1

    p<0,05

    163,8

    p<0,05

    5,4

    p<0,05

    8 класс

    Мал.

    8,4

    p<0,05

    7,4

    p<0,05

    8,12

    p<0,05

    1432,5

    p<0,05

    207,2

    p<0,05

    4,9

    p<0,05

    Дев.

    15,9

    p<0,05

    16,2

    p<0,05

    8,71

    p<0,05

    1096,7

    p<0,05

    173,6

    p<0,05

    5,4

    p<0,05

    9 класс

    Мал.

    10,4

    p<0,05

    7,7

    p<0,05

    7,8

    p<0,05

    1522,7

    p<0,05

    226,5

    p<0,05

    4,4

    p<0,05

    Дев.

    14,9

    p<0,05

    17,3

    p<0,05

    8,9

    p<0,05

    1123,9

    p<0,05

    172,4

    p<0,05

    5,4

    p<0,05

           Статистическая обработка экспериментально полученных в начале и в конце года данных позволяет утверждать о положительной динамике физических кондиций у детей 5 класса. Наибольший прогресс у мальчиков отмечен в приростах силовых (21,6%) и скоростных качеств (20%), у девочек – в гибкости (17,9%) и силовых способностях (18,4%).

        При сравнении показателей в 6 классах наибольший прогресс отмечен в приростах гибкости (21,8%) у девочек и силовых способностей (29,95) у мальчиков, что говорит об использовании эффективной методики развития этих качеств в его благоприятный период.

        Обсуждая результаты, полученные в 7 классах, следует отметить, довольно хороший уровень и равномерный прирост показателей при следующих контрольных испытаниях: подтягивания; наклон вперед из положения, сидя; 6-минутный бег; бег 30 м.

        Мальчики 8 класса продемонстрировали значительные приросты в силовых (25,5%) и скоростных способностях (17%), девочки в гибкости (19,5%) и в выносливости (16,2%).

        При сравнении начальных данных и данных, полученных в конце исследования, была выявлена равномерная положительная динамика прироста показателей у мальчиков 9 класса. В четырех контрольных упражнениях (66,6%) – в подтягивание, в беге на 30 м, в 6минутном беге и в прыжках в длину юноши добились к концу года высокого уровня физической подготовленности.

        Девушки 9 класса добились средних показателей уровня физической подготовленности к концу эксперимента во всех контрольных упражнениях, наиболее высокий результат был выявлен в показателях гибкости (24%).

    ВЫВОДЫ

       Результаты проведенного исследования показало, что реализация разработанной методики проведения уроков физической культуры при повышенной двигательной активности школьников в условиях сельской школы раскрывает новые возможности в повышении эффективности процесса физического воспитания и позволяет сделать следующие выводы:

    1. Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящий момент существует дефицит научно-методических разработок и программ, учитывающих особенности сельских школ и соответствующих современному уровню развития теории и методики физического воспитания, социальному запросу сельского населения.
    2. Анализ организации физического воспитания  в сельских школах выявил факторы, обуславливающие специфику методики физической культуры в сельских регионах: первый – климатогеографические условия; второй – потребности учащихся в повышенной двигательной активности; третий – социальные условия проживания и обучения.
    3. Разработана рабочая программа и методика проведения уроков для учащихся V- IX классов при повышенной двигательной активности  с ориентацией на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся.
    4. Реализация экспериментальной методики выявила результативность положительного воздействия на физическую подготовленность и физическое развитие, а также на уровень познавательной активности школьников.

    Литература

    1. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов/С.Г. Арзуманов - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 660с.
    2. Баландин Г.А., Назарова Т.Н., Казакова Т.Н. Урок физкультуры в современной школе: Метод. Рекомендации для учителей: Рек. Департаментом образования Москвы. Вып.1 – М.: Сов. Спорт, 2004.- 159 с.
    3. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе:   Пособие для учителей. -2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 160с.
    4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. По специальности 03310- физическая культура – М.: «Академия». 2009.-261 с.
    5. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – 5-е изд., М.: Просвещение,2008. – 127 с.
    6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 9-е изд. и испр. - (Высшее профессиональное образование; Педагогическое образование) – М.: «Академия». 2011. -480 с.
    7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. – Изд. 2-е, дополнен.иперераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 635с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методики проведения уроков физической культуры

    Особенности построения, содержания уроков физической культуры...

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМГ

    Для детей и подростков, имеющих нарушения в состоянии здоровья, возможно, проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями и исключениями....

    Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"

    Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...

    Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.

    Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель: изучение комплек...

    Инновационный формат проведения урока физической культуры в 6 классе

    В современном инновационном мире необходимо меняхь все традиционные и устоявшие методики и принципы обучения....

    Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

    В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...

    Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

    Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...