Главные вкладки

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМГ
    учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Бегус Геннадий Владмирович

    Для детей и подростков, имеющих нарушения в состоянии здоровья, возможно, проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями и исключениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_zanyatiy.doc139 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМГ

    Для детей и подростков, имеющих нарушения в состоянии здоровья, возможно, проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями и исключениями.

    I-V классы.

    Для данных классов полностью берутся разделы:

    1. "Гимнастические построения и перестроения";
    2. "Упражнения на осанку";
    3. "Равновесия";

    Полностью исключаются разделы:

    1. "Акробатика";
    2. "Висы и упоры";
    3. "Прыжки".

    В остальные разделы программы вносятся следующие исключения:

    • из общеразвивающих упражнений исключаются прыжки, переходы из упора присев в упор лежа и снова в упор присев;
    •  в разделе "Лазание и перелезания" уменьшается высота препятствий на 20-30 см, полностью исключаются висы и лазание по канату, преодоление препятствий с включением бега и прыжков;
    • в разделе "Ходьба и бег" бег заменяется ходьбой в разном темпе;
    • из раздела "Метание" используется только метание малого мяча в цель;
    • из раздела "Игры" применяются игры, не связанные с бегом, прыжками, резкими бросками мяча;

    Необходимо сокращать продолжительность игр, вводить в игру перерывы, чаще менять игроков.

    VI-XI классы.

    Из программы по физической культуре для VI-XI классов полностью используется раздел "Строевые упражнения", но исключаются разделы "Акробатика", "Висы и упоры", "Лазание по канату".

    В содержание остальных разделов программы вносятся следующие изменения:

    • из общеразвивающих упражнений исключаются выпады  и приседания на одной ноге, упражнения с набивными мячами. Исключаются наклоны назад, сидя на гимнастической  скамейке, прыжки, повороты более, чем на 90 градусов;
    • из легкой атлетики исключаются все упражнения, кроме метания малого мяча;
    • подвижные игры даются с теми же ограничениями, что и в I-V классах: прыжки и ловля мяча на месте, броски мяча с места, ведение  мяча при передвижении шагом.

    Кроме перечисленных выше упражнений с целью  общеукрепляющего воздействия на организм следует использовать общеразвивающие упражнения и упражнения на осанку и укрепление мышц спины.

    Школьники, имеющие заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, освобождаются от:

    1. упражнений в упорах;
    2. продолжительного бега в быстром темпе, заменяя его бегом в медленном темпе, переходящим в ходьбу;
    3. длительных упражнений в положении стоя, заменяя положением сидя и лежа.
    4. упражнений, связанных с переноской тяжестей;
    5. при выполнении прыжков количество их уменьшается или заменяется ходьбой на месте. Количество повторений всех упражнений тоже уменьшается в зависимости от степени приспособляемости учащихся к нагрузкам.

    При заболеваниях, повреждающих сердечную мышцу (вторичные кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты, ревматические миокардиты и др.) необходимо использовать средства и методы физической культуры систематически, последовательно. Постепенное увеличение нагрузки осуществляется путем изменения исходного положения, подбора упражнений для мелких, средних и крупных групп мышц, темпа и амплитуды движений, степени усилия.

    К специальным упражнениям относятся динамические циклические упражнения (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, специально подобранные гимнастические упражнения), они воздействуют на все системы организма, стимулируют неспецифические защитные силы организма. Выполнение упражнений при патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем имеет свои характерные особенности. Упражнения должны выполняться с полной амплитудой, свободно, без напряжения, без задержки дыхания и натуживания.

    Школьники, имеющие заболевания органов брюшной полости, освобождаются от:

    1. прыжков и подскоков;
    2. длительных упражнений в положении стоя, заменяя их исходным положением сидя и лежа;
    3. упражнений, связанных с переноской тяжести;
    4. упражнений в беге, заменяя их ходьбой;
    5. упражнений в упорах, и от всех упражнений, связанных с резким напряжением брюшного пресса;
    6. элементов  легкой атлетики и занятий на снарядах.

    В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек, значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении занятий особое внимание уделяется, укреплению мышц передней стенки живота.

    Для детей и подростков с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре, ограничивается время игр и т.д.). Учитывая повышенную возбудимость детей, занятия должны проводиться в спокойном темпе, команды отдавать четким негромким голосом. Для учащихся с нарушением обмена веществ (особенно при ожирении) особое значение имеют циклические упражнения небольшой и средней интенсивности, включающие в деятельность крупные группы мышц.

    При заболеваниях опорно-двигательного аппарата рекомендуется преимущественно проводить гимнастические упражнения из исходного положения сидя и лежа. Исключить упражнения:

    • в прыжках,
    • чистые висы,
    • лазание по канату,
    • усиливающие ротацию и торсию позвоночного столба.

    Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры следует помнить, что она должна быть закончена за 7-10 минут до окончания урока.

    Большинство занятий должно проводиться на открытом воздухе или в чистом, хорошо проветренном помещении.

    Кроме посещений уроков физкультуры детям специальной медицинской группы в режиме дня рекомендуются и другие формы физической культуры, такие, как:

    • УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика);
    • гимнастика до уроков;
    • подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;
    • физкультминутки;
    • прогулки на воздухе;
    • походы выходного дня;
    • закаливающие процедуры;
    • час здоровья.

    ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ

    НЕПОЛНОЦЕННУЮ СИСТЕМУ КРОВООБРАЩЕНИЯ И

    ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

    К числу часто встречающихся заболеваний сердечно-сосудистой системы относятся неревматические кардиопатии, инфекционно-аллергические миокардиты (ревматические миокардиты и нарушения сосудистого тонуса), гипертонические и гипотонические состояния и нейроциркуляторные дистонии (НЦД).

    Нейроциркуляторная дистония (НЦД) является результатом нарушения регуляции сосудистого комплекса. Она появляется вторично при ряде других заболеваний и нарушений и чаще проявляется в виде гипертонического состояния: у учащихся 15-18 лет происходит повышение систолического давления до 130 мм. рт. ст., диастолического давления выше 70 мм. рт. ст.

    Примерно у 25% учащихся НЦД гипотонического типа развивается после перенесенного инфекционного заболевания. Однако у большинства учащихся оно в дальнейшем, если ее не устранить, переходит в гипертоническое состояние, а далее трансформируется в гипертоническую болезнь.

    Характерным начальным синдромом развивающегося НЦД является гиперреактивность – состояние резкого повышения систолического давления в ответ на физическую нагрузку при нормальном исходном состоянии артериального давления. Далее присоединяется характерное изменение диастолического давления (вместо понижения после мышечной работы отмечается его повышение) и закрепляется данный тип реакции на различные раздражители.

    К основным симптомам НЦД относятся головные боли, повышенная утомляемость, слабость, боли за грудиной, повышенная потливость и т.д.

    Комплекс упражнений ЛФК при нейроциркулярной дистонии.

    1. И.п. основная стойка, руки в стороны – вдох через нос, обхватить руками грудную клетку и сдавить в начале нижние отделы грудной клетки, затем средние – на выдохе, медленно или ступенчато (выдох при надавливании). Повторить 6-8 раз;

    2. И.п. то же, руки на пояс, подняв ногу на 25-30° на медленном выдохе делать круговые движения прямой ногой в одну, затем в другую сторону, сохраняя правильную осанку, в течение 1-1,5 минут;

    3. И.п. то же, ноги на ширине плеч, руки в стороны – вдох, наклон вперед, руки развернуть ладонями вверх – выдох. Голову не опускать, колени слегка согнуть, темп медленный затем средний, 40 сек.;

    4. И.п. то же, руки к плечам. Круговые движения в плечевых суставах вперед и назад, дыхание произвольное, амплитуда движений максимальная, в конце наклон вперед на выдохе, расслабиться;

    5. И.п. то же, ноги врозь, правая рука на пояс, левая вверх – вдох. Наклон вправо – выдох. И.п., то же в другую сторону в течение 1 минуты;

    6. И.п. лежа на спине, ноги стоят согнутые в коленных суставах, мешочек с песком на животе; вдох - поднять брюшную стенку, опустить – выдох, 1-1,5 минут; Диафрагмальное дыхание при неподвижной грудной клетке, поясница плотно прижата к полу.

    7. И.п. то же, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, максимально развести колени в стороны и свести. Темп средний и быстрый, поясница прижата к полу. В конце сделать 5-6 вдохов животом, 1 минута;

    8. И.п. то же, Поочередное подтягивание согнутых в коленных суставах ног к груди на выдохе 1-1,5 минуты;

    9. И.п. то же, поднять одну ногу до угла 450 – выдох, опустить ногу – вдох, темп медленный 1-1,5 минуты

    10. И.п. то же, "диафрагмальное" дыхание, см. упражнение 6.

    11. И.п. лежа на спине, ноги вверх, скрестные движения прямых ног – выдох, темп средний и быстрый, опустить ноги, отдых 30-40 сек. Повторить 3-4 раза

    12. И.п. то же, движения стоп от себя, на себя, дыхание произвольное, 1-1,5 минуты;

    13. И.п. лежа на спине, напрячь мышцы от стоп до головы, затем расслабить, 30сек., дыхание произвольное.

     

    Примерный комплекс упражнений при гипертонических состояниях

    1. И.п. – сидя на стуле (гимнастической скамейке). Интенсивное сжимание пальцев на ногах в среднем темпе, дыхание произвольное. Повторить 20-30 раз.
    2. И.п. то же. Педальные движения стопами. Повторить 20 раз.
    3. И.п. то же, руки вниз. Круговые движения кистями. Пальцы прямые или сжатые в кулак. Повторить 20 раз.
    4. И.п. то же, руки в сторону, локти на уровне плеч. Круговые движения предплечьями внутрь, затем наружу. Повторить 16-18 раз в каждую сторону.
    5. И.п. то же. Круговые движения стопами. Повторить 20 раз.
    6. И.п. – основная стойка. Круговые движения прямыми руками по максимальной амплитуде в медленном темпе. Повторить 16 раз в каждую сторону.
    7. И.п. – широкая стойка, руки в стороны. Потянуться влево, затем вправо. Руки не опускать. Повторить 12-16 раз
    8. И.п. то же, туловище наклонить вперед до положения "параллельно полу". Имитация плаванья стилем "брасс". Вдох при положении "руки у груди", выдох длинный, плавный – при разведении рук. Повторить 1-1,5 мин.
    9. И.п. – сидя. Поочередные движения ногами по типу "велосипед" - в среднем темпе. Повторить 1-1,5 мин.
    10. И.п. – то же, руки вниз. Круговые движения в плечевых суставах вместе, затем попеременно, в медленном темпе с максимальной амплитудой. Повторить 1 мин.
    11. И.п. – то же, кисти к плечам. Круговые движения локтями, в медленном, затем среднем темпе. Повторить 1 мин.
    12. И.п.  сидя на краю стула, облокотившись на спинку стула. Круговые движения стопами над полом кнаружи, затем внутрь с максимальной амплитудой. Повторить 30 сек. внутрь, 30 сек. кнаружи.
    13. И.п. – основная стойка, руки в стороны. Обхватить колено руками, подтянуть его к груди и удержать на выдохе, опустить. Темп медленный, сохранять правильную осанку. Повторить 1-1,5 мин.
    14. И.п. то же, руки вверх, ладони внутрь. Вытягивание вверх, не отрывая стоп, ягодицы напряжены, спина прямая, вдох. Расслабление – выдох. Повторить 3-4 раза.  

    ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ   ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

    У 90% учащихся специальных медицинских групп наблюдаются низкие показатели функции дыхания, что делает необходимым освоение методов правильной или легочной вентиляции. Необходимость освоения методов регуляции дыхания определяется следующими важными соображениями: чем правильнее, рациональнее в экономическом отношении механизм дыхания, тем более полноценным и, следовательно, менее уязвимым по отношению к болезненному агенту становится аппарат внешнего дыхания и весь организм в целом.

    При проведении физкультурно-оздоровительных занятий следует применять следующие правила:

    • дыхание через нос – проходя через носовые ходы, воздух очищается и увлажняется, а на выходе он увлажняет слизистую оболочку; одновременно рефлекторно расширяется просвет бронхов и оказывается положительное влияние на ЦНС; отсутствие носового дыхания приводит к рассеиванию внимания, плохой памяти, головным болям, ухудшению сна.
    • вдох выполняется медленно, плавно и бесшумно, для чего рекомендуется воздух вдыхать тонкой струей без напряжения;
    • выдох совершать  активно, более форсированно и до конца;
    • дыхание должно быть полным с участием диафрагмы и грудной клетки;
    • следует учитывать гигиенические условия выполнения упражнений, весьма желательно их выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении;
    • необходимо обеспечить полноценное дыхание при выполнении физических упражнений, согласовывая фазы дыхания и движения по анатомическому принципу;
    • приступив к выполнению оздоровительных программ по формированию произвольного дыхания необходимо помнить о закаливании, используя при этом естественные природные факторы.

    Комплекс упражнений при заболеваниях дыхательной системы

    1. И.п. – основная стойка. Медленно поднять прямые руки в стороны, вдох, соединить ладонями перед грудью – выдох, руки в стороны – вдох, соединить руки за спиной – выдох. Сохранять правильную осанку. Повторить 4 раза.
    2. И.п. – широкая стойка. Круговые движения руками вперед, затем назад с максимальной амплитудой в среднем темпе. Повторить 4 раза в каждую сторону.
    3. И.п. - то же, кисти к плечам. Вдох – развести локти в сторону, выдох – соединить. Соблюдать правильную осанку. Повторить 8 раз.
    4. И.п. – то же. Вдох, на выдохе медленно присесть, обхватить руками колени, встать, сохраняя правильную осанку. Повторить 8 раз.
    5. И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Вдох, сдавливаем руками грудную клетку во время медленного долгого выдоха (4-6-8 счетов). Повторить 4-5 раз.
    6. И.п. – то же. После глубокого вдоха на выдохе подтянуть колено к груди. Пружинящие надавливания бедром на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками. То же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой.
    7. И.п. – то же. На выдохе поднять прямую ногу до угла 45° и вращать ею в тазобедренном суставе с малой амплитудой. То же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой
    8. И.п. то же. На выдохе ноги согнуть в коленях, опустить вправо, затем влево, вернуться в И.п. – вдох. Ноги должны быть максимально расслабленными. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.
    9. И.п. сидя,  упор сзади. Вдох, на выдохе прогнуться, принять упор лежа сзади. Голову не запрокидывать. Вернуться в и.п. вдох. Повторить 4-5 раз.
    10. И.п. сидя, ноги прямые, ладони под бедрами. Вдох, на выдохе медленно наклониться вперед, слегка сгибая ноги в коленях, носки на себя. Повторить 4-5 раз.
    11. И.п. лежа на спине, ноги врозь. Вдох, на выдохе приподнять ноги и туловище до касания носков кистями, вернуться в и.п. Темп медленный, в положении лежа максимально расслабиться. Повторить 4-5 раз.
    12. И.п. лежа на животе, прямые руки на полу впереди. Слегка приподнять голову, плечи, прямые ноги, удержать 4-7 секунд, опустить. Повторить 6-8 раз.
    13. И.п. то же. Вдох поднять голову, выдох – опустить. Повторить 4 раза.

    ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И

    ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

     

    Непосредственной причиной увеличения числа учащихся с патологией зрения является гиподинамия, возросшее число общеобразовательных уроков в школе, длительное пребывание ребенка у телевизора, компьютера, все это на фоне неблагоприятной наследственности ухудшает зрение учащихся и приводит к тому, что каждый третий школьник к моменту окончания школы имеет близорукость.

    Близорукость усугубляется общими заболеваниями организма и эндокринными расстройствами, а также постоянным растяжением глаза в переднезаднем направлении в связи со смещением жидкости глаза при ходьбе, беге, ускорениях, резких остановках, прыжках.

    Профилактика и коррекция близорукости должна быть направлена, прежде всего, на борьбу с факторами риска и раннее выявление первых признаков понижения зрения. Школьники с начальными признаками миопии (тенденции к повышению внутриглазного давления) жалуются на быструю утомляемость глаз при зрительной работе на близком расстоянии. Они плохо видят написанное на доске, склоняются над книгой, рисунками, стремятся сесть ближе к телевизору, на первые ряды в кино, театрах и парты в классах. Близорукие часто прищуривают глаза, чтобы уменьшить размер зрачка и круги изображения на сетчатке, стремясь этим несколько улучшить зрение. Поэтому вопросам первичных медицинских осмотров необходимо уделять большое внимание.

    При лечении близорукости главной задачей является приостановление или замедление процесса прогрессирования и предупреждение осложнений.

    Ограничение двигательной активности лиц, страдающих близорукостью, как это признавалось еще недавно, признано неправильным.

    В то же время выполнение физических упражнений значительной интенсивности (пульс – 170-180 уд. в мин.) приводит к выраженной ишемии глаза и прогрессированию близорукости.

    К физическим упражнениям, вызывающим состояние длительной гипоксии и прогрессирование патологического процесса, следует отнести также:

    -   выполнение физических упражнений на гимнастических снарядах;

    -   прыжки со скакалкой;

    • акробатические упражнения;
    • спортивные игры с высокой интенсивностью и вероятностью столкновения играющих;

    -   выполнение упражнений с большим напряжением и натуживанием;

    -   прыжки в длину с разбега или с места и др.

    Особенностью физического воспитания учащихся со снижением остроты зрения является включение и оздоровительные процессы не только специальных физических упражнений, но и выполнение аэробных циклических упражнений в целевой зоне пульса (от 60% - до 75% от максимального пульса), что положительно влияет на кровоснабжение в тканях глаза и деятельность мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

    Специальные физические упражнения следует делить на группы:

    1. Упражнения для прямых глазных мышц.
    2. Упражнения для косых глазных мышц.
    3. Упражнения для цилиарной мышцы (в домашних условиях, на эргографе, с линзами); их применяют после консультации врача и под его контролем.

    Особо важное значение в комплексе мер по коррекции миопии принадлежит самомассажу глаз, который выполняется путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко. Последние приемы могут быть рекомендованы для проведения физкультпаузы на уроках в школе.

    Следует помнить, что специальные физические упражнения не следует применять одновременно при выполнении общеразвивающих и дыхательных упражнений.

    Основные принципы лечения и профилактики близорукости сводятся к следующему:

    • достижение состояния покоя и расслабления;
    • отдых глаз (простейшим способом отдыха является простое закрытие глаз и представление чего-либо хорошего);
    • пальминг (от английского palm – ладонь), суть пальминга заключается в том, чтобы достичь расслабления и отдыха глаз одновременно, закрыть глаза и, прикрыв их ладонями рук, чтобы полностью исчез свет. При этом следует постараться увидеть поле зрения совершенно черным, для чего можно представлять черные предметы (черное пальто, черную шляпу, черные перчатки и т.д.);
    • повороты головы или туловища влево и вправо, при этом глаза открыты и двигаются вместе с плечами, а повороты совершаются медленно, без напряжения и без фиксации взгляда. Эти упражнения позволяют снять напряжение психики, глаз и улучшить кровоснабжение в бассейне сонной артерии;
    • моргание используется во время чтения книг, рекомендуется сделать пальминг, затем посмотреть на какую-нибудь книжную букву в течение секунды, а затем сразу же закрыть глаза и повторить несколько раз;
    • лечение солнцем – соляризация: предлагается смотреть на солнце, не закрывая глаз. Учитывая, что подобная процедура может привести к ожогу сетчатки, более безопасной, возможно, будет методика соляризации с закрытыми глазами, и лишь на заре или на закате смотреть на солнце с открытыми глазами.

    Примерный комплекс упражнений при заболеваниях органов зрения.

    1. И.п. сидя, голова неподвижна, поднять глаза кверху. Круговые движения глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки в среднем темпе. Амплитуда вращения максимальная. Повторить 3-6 раз в каждую сторону.

    Упражнение повышает устойчивость вестибулярных реакций.

    1. И.п. сидя, глаза закрыты, голова неподвижна.

    1) Поднять глаза вверх.

    2) Опустить глаза вниз.

    3) Повернуть глаза вправо.

    1. Повернуть глаза влево.

    Держать осанку, дыхание произвольное. Упражнение развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.

    1. И.п. – широкая стойка.
    1. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги.
    2. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты.
    3. Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги.
    4. Поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты.

    Повторить 6-8 раз. Упражнение способствует снятию утомления глазных мышц.

    4. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, в правой руки мяч. Прямой правой рукой переложить мяч в левую руку, не отрывая последнюю от пола, вернуться в и.п. Глазами следить за рукой, не поворачивая головы, движения строго в стороны. Повторить 6-8 раз.

    5. И.п. лежа на спине. Мяч в вытянутых и опущенных руках. Поднять руки вверх, опустить вниз. Глаза следят за мячом. Движения глаз вверх-вниз по максимальной амплитуде. Повторить 6-8 раз.

    6. И.п. то же. Мяч в одной руке. Круговые движения рукой по часовой, затем против часовой стрелке, глазами следить за мячом. То же другой рукой. Повторить 4-6 раз каждой рукой.

    7. И.п. лежа на спине. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть их на 3-5 сек. расслабиться. Повторить 4-8 раз.

    8. И.п. то же. Вращение глазами по максимальной амплитуде 6 раз по часовой стрелке, затем 6 раз против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

    9. И.п. то же. Тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко 1-2 сек и опустить. Повторить 3-4 раза.

    10. И.п. то же. Быстро моргать обоими глазами в течение 1-2 мин.

    11. И.п. стоя спиной у гимнастической стенки. Приложить палец к носу, посмотреть на него, вернуться в и.п., в медленном темпе. Повторить 10-12 раз.

    ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА

    В последнее время все большее количество детей и подростков имеют нарушения осанки и сколиозы,  число которых по данным ряда исследований приближается к 60%. Значительная часть из них обусловлены врожденной патологией (незаращение дуг позвоночника) или передней и задней расщелины позвонков (т.н. spina bifida), наличие в области незаращенных дуг фиброзных тяжей, хрящевых образований, спайки нервных корешков, способствующих развитию патологической осанки. Эти изменения происходят на 5-10 неделях беременности, когда идет формирование осевого скелета. Кроме отмеченного, в период ускоренного роста тела ребенка в длину проявляется неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы на фоне функциональной лабильности связочного аппарата позвоночника и его высокой подвижности, что также является предпосылкой для развития нарушений осанки ребенка.

    В основе развития патологической осанки лежат также неблагоприятные факторы онтогенеза ребенка, так называемые факторы риска:

    • анатомо-конституционный тип строения позвоночника (высокий и "нежный" тип телосложения);
    • аномалии развития опорно-двигательного аппарата (дополнительное ребро, различная длина нижних конечностей и др.);
    • слабое развитие мышечной системы и особенно мышц спины и живота;
    • гормональные нарушения и расстройства менструального цикла у девочек;
    • частые инфекционные заболевания ребенка;
    • отсутствие систематических физических тренировок в режиме дня;
    • дефекты зрения и нарушения слуха;
    • парты, не соответствующие возрасту ребенка, мягкая кровать, неправильная поза во время сна (на боку) и чтения;
    • неправильное питание и рахит у дошкольников;
    • плохие примеры неудовлетворительной походки и осанки окружающих (товарищи, родители, учителя);
    • пубертатный период (12-15 годы развития) также является своего рода "фактором риска".

    Поэтому следует констатировать, что в большинстве случаев дефекты осанки встречаются у детей в связи с нарушением условий ее формирования (как анатомических, так и физиологических). В этом случае дефекты осанки не могут рассматриваться как заболевание, однако, влияя на организм растущего ребенка, дефекты осанки создают условия для появления других патологических факторов, и, прежде всего, способствующих развитию остеохондроза. Вот почему для профилактики целого ряда ортопедических и соматических заболеваний важно устранение дефектов осанки.

    Современная возрастная физиология объясняет особую роль мышечной системы в росте и развитии детского организма, т.к. ему недостаточно поступление энергетических и пластических веществ за счет рационального и сбалансированного питания. Необходим высокий уровень расхода энергии и должный объем локомоций, обусловливающих правильное развитие детского организма и адекватное приспособление к меняющимся условиям жизни.

    Поэтому при коррекции дефектов осанки у школьника особое место занимают физические упражнения – специально подобранные и организованные движения человека с целью воспитания и лечебно-профилактического воздействия.

    Все физические упражнения (ФУ) можно условно разделить на:

    • гимнастические;
    • прикладные;
    • спортивные.

    С целью правильной дозировки объема и интенсивности физической нагрузки следует произвести первоначальное обследование статической и динамической силовой выносливости мышц спины и живота. Сначала обследуемый должен лечь вниз лицом поперек кушетки так, чтобы верхняя часть туловища до подвздошной кости находилась на весу, руки на пояс, ноги удерживает исследующий. Время определяется по секундомеру, причем для  детей 7-11 лет оно должно быть примерно равно 1-2 минутам, для детей 12 лет и старше – 2-4 минуты.

    Для оценки силовой выносливости боковых мышц туловища исследуемый ложится на бок. Время удержания туловища в горизонтальном положении для детей 7-11 лет равно в норме 1-1,5 минут, а для детей 12 лет и выше – 1,5-2 минуты. Для оценки силы мышц брюшного пресса определяется число переходов из положения лежа на спине руки на поясе) в положение сидя и обратно (ноги полусогнуты и удерживаются обследующим). Темп медленный, не более 16 повторений в минуту. Нормой можно считать для детей 7-11 лет выполнение задания 15-20 раз, в возрасте 12-15 лет – 20-40 раз.

    Важным является определение подвижности позвоночника, которое можно определить из исходного положения стоя, стопы параллельно. Ребенок должен наклонить туловище вперед и коснуться пола или скамейки пальцами, а лучше ладонями, не сгибая ног в коленях.

    Для определения подвижности позвоночника назад измеряется расстояние от остистого отростка VII шейного позвонка до начала ягодичной складки, затем это же расстояние измеряется при максимальном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые). Разница расстояний менее 6 см у детей 7-11 лет и менее 4 см в возрасте 12-16 лет указывает на ограничение подвижности. Хорошим является показатель – 9-11 см, при разнице выше 12 см подвижность позвоночника можно считать чрезмерной.

    Боковая подвижность определяется путем измерения расстояний от кончика 3-го пальца каждой руки до пола. Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и асимметрию боковой подвижности. В каждом отдельном случае учитывается длина рук, ног и туловища.

    Нормализация существующих дефектов осанки и выработка правильной – процесс длительный, представляющий одно из направлений физического воспитания в образовательных учреждений. Лишь определенная часть детей из группы риска, имеющих прогрессирующие формы болезни сколиоза или выраженные нарушения осанки, могут направляться в кабинеты лечебной физкультуры (ЛФК). Более перспективна организация групп оздоровительной направленности для проведения коррекции и профилактики прогрессирования дефектов осанки учащихся в образовательных учреждениях.

    К специальным задачам физического воспитания можно отнести:

    • нормализацию трофики мышц туловища, выработку общей и силовой выносливости;
    • исправление (коррекция) имеющихся дефектов осанки;;
    • воспитание и закрепление навыков правильной осанки;
    • повышение уровня физического состояния и, прежде всего, аэробной выносливости.

    Наряду с этими специальными задачами решаются проблемы улучшения неспецифической устойчивости организма детей, его общего физического развития, закаливающих мероприятий, формирование положительного психоэмоционального состояния.

    При решении конкретной задачи формирования мышечного корсета, как одной из главных задач физического воспитания, следует шире использовать секционные занятия плаванием, легкой атлетикой, тяжелой атлетикой, гимнастикой, акробатикой, спортивными играми и др. Следует также включать в тренировочный процесс общеразвивающие упражнения, направленные на формирование мышечного корсета с учетом индивидуальных особенностей телосложения и предпочтений ребенка. Если физическое воспитание ребенка осуществляется в специальных группах образовательных учреждений, следует шире использовать корригирующие упражнения – специальные гимнастические упражнения, обеспечивающие  коррекцию деформации позвоночника за счет создания мышечной тяги в противоположном дефекту направлении. Все корригирующие упражнения проводятся в исходном положении, когда позвоночник находится в положении наименьшего статического напряжения, т.е. лежа на животе, спине, боку, с одновременным использованием подкладок (подушечки, мешочки с песком).

    Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки. 

    Для формирования правильной осанки ведущее значение имеет проприоцептивное мышечное чувство, т.е. ощущение положения собственного тела в пространстве. Оно формируется за счет импульсации в центральную нервную систему с многочисленных рецепторов, заложенных в мышцах и связках. Поэтому воспитание и закрепление правильной  осанки невозможно без четкого мысленного и зрительного представления о ней. Мысленное представление формируется со слов врача, учителя, методиста или инструктора, как идеальная схема расположения тела в пространстве, а именно: положение головы, плечевого пояса, грудной клетки, живота, таза, ног. И ребенок должен описывать правильную осанку и отдельные ее составляющие. Мысленное представление правильной осанки неразрывно связано с ее зрительным образом. Дети должны видеть правильную осанку не только на рисунках, но и на занятиях. Это может быть и осанка учителя, методиста, инструктора, тренера, а также зрительный контроль в зеркале.

    1. Стоя у стены или гимнастической стенки. И.п. – основная стойка. Принять правильную осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки должны касаться стенки, голова приподнята. Правильная осанка контролируется самим ребенком в зеркале, учителем или методистом или одним из детей по указанию учителя.
    2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Открыть глаза – проверить правильную осанку, исправить замеченные дефекты.
    3. Принять правильную осанку, сделать два-три шага вперед, присесть – встать. Вновь принять правильную осанку. То же, с закрытыми глазами.
    4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Вновь принять правильную осанку, проверить осанку, исправить дефекты осанки.
    5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3-5 секунд. Возврат в исходное положение.
    6. Стоя в правильной осанке, положить на голову мешочек с песком. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Встать в исходное положение.
    7. Ходьба с мешочком на голове с остановками для контроля правильной осанки.
    8. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствие – веревочку, гимнастическую скамейку и т.п.
    9. Стоя в правильной осанке с мешочком на голове напротив партнера. Перебрасывание и ловля мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы.
    10. Лежа на спине принять правильную осанку, прижать поясничную область к полу. Переход в положение сидя, сохраняя прямую спину. Встать, сохраняя прямую спину.
    11. В положении лежа на спине согнуть левую ногу в коленном и тазобедренном суставах, схватить колено руками, прижать к животу, одновременно прижать поясничную область к полу. Вернуться в исходное положение. То же с правой ногой.
    12. Лежа на спине, принять правильное положение. Проверить осанку, голову и плечи. Повернуться "бревнышком" на живот, приподняв голову, плечи, кисти к плечам. Лечь на живот, повернуться "бревнышком" на спину. Проверить и исправить положение тела.
    13. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку: затылок, межлопаточная область, ягодицы прижаты  к стене, голова вертикально вверх, плечи на одном уровне. Правильность осанки проверяется учителем или одним из детей.

    Примерный комплекс упражнений для укрепления

    мышц  спины и передней брюшной стенки

    1. И.п. лежа на спине с подушкой 30/30/3 см.
    • Потягивание. Руки вперед. Повторить под центром живота 6-8-10 раз.
    • "Рыбка". Руки вперед, приподнять слегка над полом руки, ноги и подбородок. Повторить 6-8-10 раз
    • "Лодочка". Руки вдоль туловища, ладони вниз. Отнести руки назад, соединив лопатки. Ноги и подбородок приподнять. Повторить 6-8-10 раз
    • "Зайчик". Кисти рук к плечам, ладони вниз. Отвести руки назад, соединив лопатки. Ноги и подбородок приподнять. Удержать 4-7 сек, не задерживал дыхания. Повторить 6-8-10 раз.
    • Дыхание. Голову положить на соединенные кисти. Поднять голову – вдох, опустить – выдох. Повторить 4 раза.
    • Переворот на спину – "солдатиком" (руки вдоль туловища).
    1. И.п. лежа на спине.
    • Руки вверх, потянуться. Повторить 6-8-10 раз.
    • Руки вверх, не отрывая рук от пола, приподнять голову, удержать 3-4 сек. Повторить 6-8-10 раз.
    • "Велосипед". Руки за голову, локти прижать к полу. Ноги согнуты в коленях, колени к животу. Счет до 10, повторить 3 раза.
    • Дыхание. Руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох. 4 раза.
    1. И.п. лежа на животе.
    • Руки вытянуть вперед. Не отрывая рук от пола, ноги приподнять, развести, соединить и опустить. Повторить 6-8-10 раз
    • "Крылышки". Руки в стороны, ноги приподнять, удержать 4-7 сек., повторить 4-8 раз.
    • Руки в замок за голову. Отвести руки назад, лопатки соединить, слегка приподнять ноги плечи и подбородок. Удержать 4-7 сек., повторить 6-8-10 раз.
    • "Плавание" брасом. Повторить 6-8-10 раз.
    • Дыхание. Вдох, выдох – 3-4 раза.
    1. И.п. лежа на спине.
    • Руки вверх, носки вытянуть. Поднимание таза, удержать 4-7 сек., Повторить 6-8-10 раз.
    • Руки в замок за голову, локти прижаты к полу, ноги согнуты в коленях, колени к животу:  

    1. Ноги вверх.

      2. Носки на себя.

      3. Носки вытянуть.

      4. Исходное положение. Повторить 6-8-10 раз.

    • "Железка" Руки вдоль туловища, ладони вверх. Давить всеми мышцами на пол 4-7 сек. Повторить 6-8-10 раз.
    • Диафрагмальное дыхание. Положить одну руку на живот, другую на грудь. Вдох – живот надуть, выдох – живот втянуть 4 раза.

    VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

    ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

    При оценке знаний, умений и навыков по дисциплине "Физическая культура" для учащихся, отнесенных в подготовительные и специальные группы, целесообразно отказываться от традиционного выставления текущих оценок и полностью перейти на дифференцированное обучение, ориентированное на конкретного ребенка с его личными особенностями, уровнем функциональных возможностей и выраженностью морфофункциональных изменений пораженного органа или системы.

    Полугодовые и годовые оценки следует выставлять с учетом конкретного участия каждого ребенка в реализации индивидуальных оздоровительных программ и изучения динамики показателей:

    • физического развития,
    • физической подготовленности и уровня функциональных возможностей,
    •  неспецифической устойчивости организма: заболеваемость (количество случаев и количество пропущенных дней во время одного заболевания),
    • мотивированное и ответственное отношение к дисциплине "Физическое воспитание" (по посещаемости учебных занятий и по самостоятельным занятиям ФК),
    • участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях,
    • знание рекомендаций ЗОЖ и профилактики "факторов риска" основного заболевания,
    • знание учебного материала по теоретическим вопросам школьной программы "Физическая культура".

    Оценочная шкала может быть разработана каждым учителем по рейтинговой системе по отмеченным параметрам с учетом материальной базы, заинтересованности учащихся и их родителей.

    В связи с тем, что при сохранении и улучшении здоровья учащихся особое место принадлежит биоэнергопотенциалу организма ребенка, главной направленностью в физическом воспитании учащихся следует считать развитие аэробных способностей и, прежде всего, повышение уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому целесообразно акцентировать внимание ученика и учителя на динамике функциональных показателей кардиореспираторной системы по предлагаемым функциональным тестам:

    1. Время задержки дыхания: пробы Штанге и Генчи (табл.).

    Проба Штанге заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального входа. У детей проба Штанге может проводиться после трех глубоких вдохов.

    Проба Генчи заключается в регистрации задержки дыхания на  выдохе (нос при этом зажимается пальцами).

    Таблица

    Возраст

    (лет)

    Мальчики

    Девочки

    Штанге

    Генчи

    Штанге

    Генчи

    5

    24

    12

    22

    12

    6

    30

    14

    26

    14

    7

    36

    14

    30

    15

    8

    40

    18

    36

    17

    9

    44

    19

    40

    18

    10

    50

    22

    42

    21

    11

    51

    24

    44

    20

    12

    60

    22

    48

    22

    13

    61

    24

    50

    19

    14

    64

    25

    54

    24

    15

    68

    27

    60

    26

    16

    71

    29

    64

    28

    1. Ортостатическая проба основана на регистрации изменений ЧСС и АД при переходе из горизонтального положения в вертикальное. В норме при переходе в вертикальное положение наблюдается умеренное увеличение ЧСС и АД.

    Проба проводится следующим образом: у исследуемого после трех-пяти минутного спокойного лежания на спине подсчитывается ЧСС и АД, затем ему предлагается встать и по истечении минуты вновь регистрируется  ЧСС и АД.

    Оценка результатов: учащение пульса менее 16 ударов в мин. – "хорошо", учащение пульса от 15 до 20 уд в мин. – "удовлетворительно" и учащение пульса более 20 уд в мин. – результат "неудовлетворительный".

    Нагрузочная проба: 10 приседаний за 30 сек.

    Оценка результатов – время восстановления пульса к исходному уровню менее 30 сек. – "хорошо", время восстановления пульса от 3 до 4 минут – "удовлетворительно" и время восстановления пульса более 4 минут – "неудовлетворительно".

    Широкое распространение в России в последнее время получили нетрадиционные средства физической культуры. Среди них оздоровительные системы древневосточных культурных традиций (йога, цигун, тайдзицюань), восточные боевые искусства (каратэ, ушу, таеквондо, айкидо, кеку-синкай). На сегодняшний день возможные побочные эффекты применения этих упражнений полностью не изучены, поэтому в практике чаще используются их отдельные элементы.

    К нетрадиционным средствам физического воспитания также относятся различные авторские системы занятий (Порфирия Иванова, Колтунова, Шаталовой, Котлярова и др.), современные технологии (шейпинг, видеотренинг), новые формы двигательной активности (аквааэробика, скейтбол, армрестлинг).

    Практика показывает возможность сочетания в содержании комплексной оздоровительной физической тренировке традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания, обеспечивающих получение кумулятивного оздоровительного эффекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры.

    Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности измене...

    Особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся

    В работе освещены особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся на основе анализа литературы и практического опыта работы. Изложены причины, побудив...

    Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста на уроках физической культуры

    Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста...

    Методика проведения занятий по физической культуре с учениками специальной медицинской группы

    Настоящее время можно считать периодом своеобразной "эпидемией" двигатель­ной активности человека основными причинами возникновения, которой являются эпохальные изменения образа жизни.Известно, что ог...

    Методики проведения уроков физической культуры

    Особенности построения, содержания уроков физической культуры...