Методика проведения занятий по физической культуре с учениками специальной медицинской группы
статья по физкультуре на тему

Атапина Людмила Александровна

Настоящее время можно считать периодом своеобразной "эпидемией" двигатель­ной активности человека основными причинами возникновения, которой являются эпохальные изменения образа жизни.

Известно, что ограничение двигательной активности (гипокинезия) так же как и избыточное питание, высокий темп жизни и нервно-психические перегрузки, принадлежат к числу так называемых факторов риска, снижающим сопротивляемость ор­ганизмов, увеличивающих его подверженность к различным заболеваниям. Так, например, подсчитано, что ученики, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют, легче переносят резкие изменения условий внешней среды (переохлаждение, перегревание, кислородная недостаточность, действие радиации, различных токсических веществ), физические и нервные перегрузки, действие других стрессовых факторов. Регулярная физическая тренировка повышает неспецифическую устойчивость организма, что обусловлено образованием при этом в организме широкого спектра компенсаторно-приспособительных реакций, связанных с регулятивными (нервными, гуморальными, эндокринными), системными и органными сдвигами, то есть образованием неспецифического компонента общеадаптационного синдрома.

Накопленный за многие столетия опыт использования занятий физическими упражнениями после заболеваний послужил основой для формирования современной системы физического воспитания школьников перенёсших заболевания. Этот опыт стал одной из составных частей системы занятий физическими упражнениями уче­никами, у которых в результате перенесенных заболеваний остались в организме определенные нарушения.

Другой составной частью системы занятий физическими упражнениями учеников стали достижения современной возрастной физиологии, физиологии мышечной деятельности и спорта, а также методики физического воспитания и лечебной физ­культуры. Ограничение соединение богатого опыта использования физических упражнений учеников после перенесенных ими заболеваний с теоретическими заня­тиями позволило значительно повысить оздоровительный и воспитательный потен­циал издавна известных физических упражнений и естественных сил природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №94

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Методика проведения занятий

по физической культуре с учениками
специальной медицинской группы

Методические рекомендации

Учитель высшей категории физ. воспитания

Атапина Л. А.

Санкт - Петербург

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        1

Формы физического воспитания        2

Методика проведения воспитаний        3-5

Схема проведения занятий        6-7

Особенности проведения урока при нарушении

осанки и плоскостопии        8

Список литературы        9


Введение

Настоящее время можно считать периодом своеобразной "эпидемией" двигательной активности человека основными причинами возникновения, которой являются эпохальные изменения образа жизни.

Известно, что ограничение двигательной активности (гипокинезия) так же как и избыточное питание, высокий темп жизни и нервно-психические перегрузки, принадлежат к числу так называемых факторов риска, снижающим сопротивляемость организмов, увеличивающих его подверженность к различным заболеваниям. Так, например, подсчитано, что ученики, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют, легче переносят резкие изменения условий внешней среды (переохлаждение, перегревание, кислородная недостаточность, действие радиации, различных токсических веществ), физические и нервные перегрузки, действие других стрессовых факторов. Регулярная физическая тренировка повышает неспецифическую устойчивость организма, что обусловлено образованием при этом в организме широкого спектра компенсаторно-приспособительных реакций, связанных с регулятивными (нервными, гуморальными, эндокринными), системными и органными сдвигами, то есть образованием неспецифического компонента общеадаптационного синдрома.

Накопленный за многие столетия опыт использования занятий физическими упражнениями после заболеваний послужил основой для формирования современной системы физического воспитания школьников перенёсших заболевания. Этот опыт стал одной из составных частей системы занятий физическими упражнениями учениками, у которых в результате перенесенных заболеваний остались в организме определенные нарушения.

Другой составной частью системы занятий физическими упражнениями учеников стали достижения современной возрастной физиологии, физиологии мышечной деятельности и спорта, а также методики физического воспитания и лечебной физкультуры. Ограничение соединение богатого опыта использования физических упражнений учеников после перенесенных ими заболеваний с теоретическими занятиями позволило значительно повысить оздоровительный и воспитательный потенциал издавна известных физических упражнений и естественных сил природы.

Формы  физического воспитания

        Особенность физического воспитания, которая больше всего определяет оздоровительную эффективность этого процесса, заключается, прежде всего, в использовании специфических физических упражнений, заимствованных из лечебной физкультуры. Несомненно, что эти упражнения, и определяют специальную направленность занятий. Однако это не главный фактор.

        В конечном счёте, специальные физические упражнения – это своего рода "вкрапление" в систему физического воспитания учеников, перенесших те или иные заболевания. Главное же в этой системе – формы, особенности организации и проведения занятий урока. Значит ли это, что в основной своей части процесс физического воспитания учеников неспецифичен и лишь по меньшему уровню, сниженной интенсивности применяемых нагрузок отличается от того, что используется для учеников основной группы. Нет. При помощи специальных физических упражнений, а также использование определенных методических приемов процесс физического воспитания удается подчинить задачам восстановления здоровья учеников, перенесшим заболевания.

Важнейшим фактором, который обеспечивает оздоровительное влияние средств физического воспитания, используемых для учеников, является выбор определенных соотношений применяемых средств, методически правильное сочетание их, которое обеспечивает при условии точной дозировки необходимый оздоровительный эффект.

Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым учеником, это не гарантирует успеха, необходимо строго выверять правильность каждого тактического шага, в соответствии с функциональными возможностями ученика.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри класса юношей и девушек со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же ученику, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности.

Методика проведения урока

При проведении урока следует выполнять ряд общих требований.

  1. Избегать методических шаблонов.
  2. Учитывать, что ученики стремятся овладеть внешней стороной формы движений и с меньшей охотой выполняют упражнения, направленные на совершенствование двигательных качеств. В связи с этим содержание занятий доводится до каждого ученика, отрабатываются в строго установленной последовательности, по одному заданию в каждом уроке, не требовать от ученика обязательной сдачи на оценку ряда упражнений с целью воспитания у них привычки к качественному выполнению.
  3. Систематически контролировать уровень физической подготовленности учеников и информировать их о прошедших изменениях.

Таким образом, задачи, которые решаются на уроках физической культуры могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Разработать различные приемы и подходы, активизирующие деятельность учеников на уроках.
  2. Применять методику занятий, обеспечивающую комплексное развитие двигательных качеств учеников.
  3. На основании конкретных планов вооружить учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельных занятий физической культурой.

Методика проведения занятий с учениками основана на общедидактических принципах педагогики: сознательности, активности, постепенности, последовательности и систематичности, повторности и доступности. Эти принципы являются не только основополагающими, но и обязательными в процессе урока по физической культуре.

Принцип сознательности и активности определяет эффективность учебного процесса. Если ученик поймет значение и необходимость выполнения физических упражнений для восстановления своего здоровья, то можно считать, что все задачи, поставленные перед ним, будут выполнены. Для того чтобы ученики занимались самостоятельно, прежде всего, необходимо выявить интерес и добиться внимания на уроке. Здесь важную роль играет педагогическое мастерство учителя, правильная методика построения урока. С учениками необходимо добиться и обеспечить систематическое и последовательное изучение всего учебного материала с учетом повторности, так как в результате систематических занятий, их повторности совершенствуется приспособительные навыки организма, расширяются его функциональные возможности. Ученики должны видеть результаты своей роботы, чувствовать, что они крепнут, становятся выносливей, что техника выполнения упражнений улучшается так же, как и состояние, их здоровья. Поэтому следует научить их определять изменения в своем физическом развитии по результатам выполнения контрольных упражнений, самоконтроля.

Принцип систематичности включает не только рациональную последовательность в обучении, повторность упражнений, но и постоянное увеличение физической нагрузки, обеспечивающей постепенно нарастающий уровень адаптации к предлагаемой нагрузке.

Понятие доступности упражнения означает, прежде всего, то, что степень трудности упражнения должна соответствовать общей работоспособности ученика. Во-вторых, упражнения должно соответствовать его двигательной возможности. Однако не следует совсем избегать затруднений, поскольку их преодоление способствует развитию интереса, воспитанию уверенности в развитии собственных способностей.

Повторность выполнения упражнений имеет значение для образования и закрепления динамического стереотипа. Во время повторения упражнений закрепляются приобретенные навыки и умения, ученики легко выполняют разученные упражнения, создается необходимая база для приобретения новых двигательных навыков.

Кроме вышеуказанных общедидактических принципов педагогики большое значение имеет соблюдение специального принципа так называемой рассеянности физической нагрузки. При выполнении упражнений не рекомендуется давать длительную физическую нагрузку на одни и те же мышечные группы. Длительная работа одних и тех же мышечных групп утомительна для центральной нервной системы, вызывает утомление всей мышечной системы, понижает общую работоспособность организма. Чередование работы мышечных групп (рассеянность физической нагрузки), наоборот, способствует повышению работоспособности организма, обеспечивает нужный эффект от занятий.

Оптимальность физической нагрузки означает целесообразную максимальную и минимальную нагрузку для каждого ученика. Величину физической нагрузки во время урока можно регулировать следующими условиями в сочетании друг с другом.

  • количеством упражнений и их повторением в уроке
  • количеством мышц, участвующих в упражнении
  • сложностью упражнений и исходных упражнений, использованием уже знакомых или новых упражнений
  • величиной нервно-мышечного напряжения
  • темпом и ритмом в движениях
  • амплитудой движений
  • продолжительностью пауз между упражнениями, использованием упражнений в расслаблении и дыхательных
  • эмоциональным фактором
  • употреблением снарядов, усиливающих напряжение

Пример расчёта нагрузки

Незначительная (малая) нагрузка – небольшое количество элементарных, в основном знакомых упражнений. Статические усилия минимальны. Преобладание нагрузки на мелкие мышечные группы. Отсутствие отягощающих снарядов. Нервно-мышечные усилия минимальны. Темп выполнения движений медленный или средний. Амплитуда движений преимущественно малая. Количество пауз между движениями значительное. Используются упражнения на расслабление и дыхательные. Эмоциональная окрашенность умеренная.

Умеренная нагрузка. Помимо знакомых, вводятся новые, более сложные по структуре движения. Допускаются небольшие статические усилия. В упражнении используются средние по величине мышцы. Темп выполнения упражнений средний и частью быстрый. Амплитуда движений средняя, в некоторых случаях большая. Количество пауз уменьшено. Дыхательные упражнения используются для обучения правильному дыханию. Эмоциональная окрашенность в выполнении упражнений увеличена.

Значительная (большая) нагрузка. Увеличивается число новых упражнений. Допускается участие в упражнениях больших мышечных групп со значительной амплитудой и нервно-мышечного напряжения. Преобладают циклические упражнения. Темп выполнения средний и быстрый. Паузы минимальные, эмоциональная окрашенность в упражнениях может приобретать соревновательный характер.

Эмоциональность занятий достигается включением в него игровых элементов, подвижных и спортивных игр, музыкального сопровождения, выполнением группового метода, элементов аэробики и другим. Мышечная работа, выполняемая на фоне эмоционального фактора, является более полезной, облегчает выполнение движений. Особенно важное значение в физическом воспитании учеников имеет индивидуальный подход при назначении физических упражнений, обуславливающих определенную нагрузку на организм, причем индивидуальный подход в занятиях должен обеспечиваться на протяжении всего периода обучения.

Схема проведения занятий

Занятия с учениками строятся достаточно традиционно и включают 4 части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Вводная часть (5 минут) включает: построение класса, объяснение задач урока, различные перестроения на месте, подсчет пульса, дыхательные упражнения.

Очень важно в этой части урока с учениками провести теоретические беседы. Беседы вооружают учеников необходимыми знаниями, способствуют выработке интереса к физической культуре, контакту между учителем и учениками. В этом плане очень полезно проводить сравнительный анализ данных физического развития учеников с разной физической подготовленностью. Для этого, например, два ученика выполняют одинаковую функциональную пробу. После чего у них сравнивают частоту пульса, артериальное давление. Учитель объясняет, почему у них разная ответная реакция организма на минимальную физическую нагрузку. Полезно сравнивать лучшие показатели физического развития со стандартами по таблице (например " губернаторские нормативы"). Это необходимо, так как учение должен знать уровень своего физического развития и подготовленности, уметь правильно оценить свои сильные и слабые стороны, поверить в реальность поставленных перед ним задач по укреплению своего здоровья. При повторном сравнении (через 4-5 месяцев) ученик наглядно видит успехи от урока и занимается более активно.

Подготовительная часть (5 минут) обеспечивает повышение функциональных возможностей организма, создавая оптимальные условия для проведения основной части урока. Путем подбора специальных упражнений создается должный уровень возбудимости ЦНС, что необходимо для формирования динамического стереотипа. В урок включается ускоренная и спортивная ходьба, медленный бег, упражнения для формирования правильной осанки, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами движений, сходными по структуре с теми, которые будут применяться в основной части урока.

При помощи ОРУ в подготовительной пасти урока удается обеспечить поочередное включение всех крупных мышечных групп в деятельность. При этом нагрузка должна возрастать без резких подъемов.

Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть (20 минут) отводится для обучения и тренировки. В ней осваивают новые физические упражнения и двигательные навыки, осуществляют развитие двигательных качеств и обеспечивают решение основных задач физического воспитания на каждом конкретном этапе урока.

Средства, используемые в основной части разнообразны. К ним относятся общеразвивающие упражнения без снарядов, со снарядами и на снарядах, физические упражнения, характерные для различных видов спорта, элементы подвижных и спортивных игр. На уроке с учениками очень желательны физические упражнения с предметами. Необходимо иметь ввиду, что предметы (гимнастические палки, набивные мячи, обручи т.д.) выступают здесь в качестве средства, позволяющего разнообразить используемые движения, делать их менее утоми тельными. Упражнения, выполняемые с предметами, повышают эмоциональную насыщенность урока, делая упражнения более интересными.

Упражнения на снарядах используются вначале в ограниченной степени. На первых этапах урока успешно применяются упражнения на гимнастической скамейке и гимнастической стенке. Упражнения, выполняемые на тренажерах, применяются, как правило, при занятиях с учениками при нарушении опорно-двигательного аппарата.

Заключительная часть (10 минут) урока включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части – способствовать восстановлению функционального состояния организма учеников, вызванных физическими нагрузками основной части урока. С этой целью рекомендуется включать в заключительной части урока упражнения для тех мышечных групп, которые не участвовали в работе. Эффективность этих упражнений, обеспечивающих активных отдых утомлённых мышечных групп должна быть ниже, чем упражнения основной части урока.

Особенности проведения урока при нарушении осанки и плоскостопии

При проведении урока с такими учениками противопоказаны все упражнения, которые увеличивают статическую нагрузку на позвоночник (тяжеля атлетика, ношение тяжелых рюкзаков, прыжки в длину и высоту, акробатика, фигурное катание). Рекомендуются все упражнения для укрепления "мышечного корсета", стабилизирующие позвоночник и исправляющие его деформацию. Для восстановления правильного положения тела используют упражнения мышц спины и брюшного пресса в положениях разгрузки, т.е. несвязанных с основанием вертикальной оси, а также упражнения для пояснично-позвоночной и ягодичных мышц. Обязательным является включение в урок дыхательной гимнастики.

При проведении урока при плоскостопии противопоказаны упражнения в тренировании (поворот наружу) стоп – это движение усиливает патологию стоп и голеней.

Рекомендуются специальные упражнения для подошвенного сгибания (оттягивание носков вниз), супинирование стоп (поворот вовнутрь). Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катание подошвами ног палки, мячей и т.д. Перед занятиями целесообразно проведение массажа, а все упражнения должны выполняться босиком.

Специальные упражнения при нарушении осанки:

  • упражнения для выбора правильной осанки
  • упражнения для укрепления "мышечного корсета"

Специальные упражнения при плоскостопии:

  • упражнения лежа на спине
  • упражнения сидя
  • упражнения стоя
  • упражнения в ходьбе

Список литературы

  1. Амосов Н.М. "Раздумье о здоровье" -M- Физкультура и спорт, 2001г.
  2. Аршанский И.А. "Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития" -М- 2005г.
  3. Бутков А.Д. "Проблемы спортивной дисциплины" -М- 2009г.
  4. Дешбо А.Г. "Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья" -М- физкультура и спорт, 2010г. -стр. 118
  5. Имелин О.И. "Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры"- Таллинн, 1988,стр. 146-150.
  6. "Лечебная физическая культура"- справочник под редакцией профессора  

В.Н. Епифанова -М- Медицина, 2007г.

  1. "Спортивная дисциплина"- учебник для институтов физкультуры - под редакцией

В.Л. Картмана -М- Фи С, 1987г.

  1. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты),

Ю.В. Валентин -М- Медицина, 2010г.

  1. "Физическое воспитание"- под редакцией В.А. Головина -М- 2008г.
  2. "Физическая культура"- программа для школы –М- 2010г.
  3. Барчуков И.С. "Физическая культура и спорт: методология, теория, практика"- Москва: Академия, 2006г.-528с. (Высшее профессиональное образование)
  4. Баранов А.А. "Основные задания по сохранению и укреплению здоровья подростков" (А.А. Баранов, Л.С. Насиазова- Баранова, А.Г. Иосьин // Справочник Педиатра) -2010г. -№5 -С. 21-32
  5. Бараненко В.А. "Здоровье и физическая культура" учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. –М.: Альфа –М: ИНФРА –М, 2009г.-336с
  6. Виленский М.Я. "Пути компенсации дефицита двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности учеников" // Теория и практика физической культуры М: физкультура и спорт- 2001г. -№4 –С. 54-57.
  7. Гросс Н.А. "Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата" –М: Советский спорт; 2005г. – 235с.
  8. Гапай О.И. "Педагогические условия организации учебного процесса по дисциплине учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». "Современные исследования социальных проблем". Научный журнал №9(17), 2012г.
  9. Лях В.И. "Тесты о физическом воспитании школьников: пособие для учителя"/  

В.И. Лях –М.: ООО фирма "Издательство АСТ", 1998г.- 272с.

  1. Лисицкая Т.С. "Методика организации и проведения занятий с учениками специальной медицинской группы"/ издательский центр «Академия», 2008г. – 104с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор форм и методов занятий физической культурой с воспитанниками специальных медицинских групп, в зависимости от показаний и противопоказаний.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями с учащимися  специальных медицинских групп  - важнейшее средство ук...

Методические рекомендации для занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп

учебно-педагогический процесс для занимающихся в специальной медицинской группе должен одновременно решать вопросы учебно-педагогического плана и медицинской реабилитации, т.е. выполнять роль восстано...

Индивидуальная образовательная программа по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы

  В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования»

Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А»

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подго...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 1-4 классы.

Программа адресована учащимся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе 1-4 классы...