Профилактика травматизма школьников
статья (физкультура и спорт) по теме

Кизиляева Екатерина Юрьевна

 

Актуальность исследования данный вопрос актуален в связи с возрастанием количества травм, получаемых школьниками на уроке физической культуры. Характер получаемых повреждений разнообразен: от лёгких ссадин при падении до тяжёлых сочетанных повреждений, оказывающих серьёзное влияние на последующую жизнь пострадавшего. А т.к. физкультура в школе проводится с целью укрепления здоровья занимающихся получение травм на уроках недопустимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_na_sayt.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург.

Кафедра Гражданской защиты.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА.

Выполнила

Кизиляева Екатерина

С-Пб, 2012г.

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор литературы

 1.1. Характеристика травм. ……………………………………………4

 1.2. Раны. ………………………………………………………………..5

 1.3. Ушибы. ……………………………………………………………10

 1.4. Растяжения связок. ……………………………………………….12

 1.5. Вывихи. ……………………………………………………………14

 1.6. Переломы. …………………………………………………………16

 1.7. Основные причины травм на уроке физической культуры. …....21

Глава 2. Организация и методики исследования. …………………………24

Глава 3. Результаты исследования. …………………………………………28

Выводы. ………………………………………………………………………46

Практические рекомендации………………………………………………...47

Список литературы. ………………………………………………………….48

Введение.

Актуальность исследования данный вопрос актуален в связи с возрастанием количества травм, получаемых школьниками на уроке физической культуры. Характер получаемых повреждений разнообразен: от лёгких ссадин при падении до тяжёлых сочетанных повреждений, оказывающих серьёзное влияние на последующую жизнь пострадавшего. А т.к. физкультура в школе проводится с целью укрепления здоровья занимающихся получение травм на уроках недопустимо.

Теоретическое значение изучить причины получения травм на уроках физической культуры в школе

 

Практическое значение  данного исследования состоит в том, чтобы на          основании проведённого исследования предложить меры профилактики травм. Преподавателям физической культуры можно дать практические рекомендации, снижающие количество получения травм школьниками.

Объект исследования организация и проведение уроков физической культуры в школе.

Предмет исследования  учащиеся 5 – 11 классов, из состава основной группы здоровья, не имеющие ограничений на уроке физической культуры.

 

Гипотеза исследования  на уроках физической культуры занимающиеся получают травмы по различным причинам ( плохая физическая подготовка, отсутствие строгой дисциплины и надзора за учащимися и т.д.). Мальчики получают травмы чаще девочек, т.к. они более подвижны и менее управляемы.

Глава 1.

Обзор литературы.

1.1.Травмы.

ТРАВМА – это одномоментное внезапное воздействие различных внешних факторов (механических, термических, химических и т.д.)на организм человека, приводящее к нарушению структуры, анатомической целостности тканей и физиологических функций.

Физические повреждения возникают при воздействии высоких и низких температур (ожоги, тепловой удар, отморожения), электрического тока (электротравмы).

Химические нарушения вызываются кислотами и щелочами.

Механические травмы бывают открытыми (раны), которые происходят с нарушением кожных покровов, и закрытые — без повреждения их. К закрытым повреждениям относятся ушибы, разрывы внутренних органов (селезенки, почек, печени) и повреждения скелета: переломы костей и вывихи.

На уроках физической культуры в школе происходят механические травмы (ранения, ушибы, растяжения, растяжения, вывихи,  переломы ), т.к. на данном уроке нет контакта с высокими и низкими температурами, а так же с химическими веществами. Это связано с активной физической деятельностью учеников на данном уроке.

В зависимости от характера повреждаемой ткани различают кожные (ушибы, раны т др.), подкожные (разрывы связок, переломы костей и др.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди и др.) повреждения.

Травмы могут быть изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные.

ИЗОЛИРОВАНАЯ ТРАВМА – повреждение органа или травма в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата ( перелом плеча, перелом бедра и т.д.)

МНОЖЕСТВЕННАЯ ТРАВМА – ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы (одновременные переломы двух и более сегментов опорно-двигательного аппарата, множественные раны и т.д.)

СОЧЕТАННАЯ ТРАВМА – повреждения опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг.

КОМБИНИРОВАНАЯ ТРАВМА – повреждения, возникающие от воздействия механических и одного или более немеханических факторов – термических, химических, радиационных (перелом костей в сочетании с ожогами и т.д.)

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

1.2.Раны.

Раны — это открытые повреждения, при которых нарушается целостность кожи или слизистых, а иногда и глубже лежащих тканей. В зависимости от ранящего предмета они подразделяются на резаные, колотые, рубленые, ушибленные, рваные и другие. Раны с нарушением полости (грудной, брюшной, черепа или суставов) называются проникающими. Они могут быть с выпадением внутренних органов.

Резаные раны больше других зияют и кровоточат.

Колотые раны опасны возможностью повреждения внутренних органов (сердца, крупных сосудов, органов брюшной полости и т.д.) с последующим сильным кровотечением и тяжелым инфекционным осложнением.

Рубленые раны бывают различной глубины и характеризуются ушибом мягких тканей, а иногда размозжением их и повреждением костей.

Ушибленные раны имеют неровные пропитанные кровью края, которые являются благоприятной средой для развития инфекции.

Рваные раны отличаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сосудов, сухожилий и мышц.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения и защиту раны от вторичного заражения.

Кровотечение -   вход крови из поврежденного сосуда. Опасность любого кровотечения состоит в том, что в результате него падает количество циркулирующей крови, ухудшаются сердечная деятельность и обеспечение тканей (особенно головного мозга), печени и почек кислородом. При обширной и длительной кровопотере развивается малокровие (анемия). Очень опасна кровопотеря у детей и лиц пожилого возраста, организм которых плохо приспосабливается к быстро уменьшающемуся объему циркулирующей крови. Большое значение имеет то, из сосуда какого калибра истекает кровь. Так, при повреждении мелких сосудов образующиеся кровяные сгустки (тромбы) закрывают их просвет, и кровотечение останавливается самостоятельно. Если же нарушена целость крупного сосуда, например артерии, то кровь бьет струей, истекает быстро, что может привести к смертельному исходу буквально за несколько минут. Хотя при очень тяжелых травмах. В зависимости от того, какой сосуд кровоточит различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.

Артериальное кровотечение.

Возникает при повреждении артерий. При таком кровотечении кровь бьёт прерывистой струёй и имеет ярко-красный (алый) цвет. За короткое время раненый может потерять большое количество крови.

Потеря 1,5л крови приводит к тяжёлому состоянию с угрозой для жизни. Остановка артериального кровотечения является первоочерёдным мероприятием по оказанию первой помощи. Самый доступный и быстрый способ временной остановки - пальцевой прижатие артерии выше места её повреждения. Наиболее доступно это можно сделать там, где артерия проходит вблизи кости или над ней.

Венозное кровотечение.

Распознают по тёмно-красному цвету крови, которая вытекает из раны медленной струёй и не пульсирует, вытекает равномерно. Кровотечение останавливают наложением давящей стерильной повязки и приданием повреждённой части тела возвышенного положения. Кровотечение из вен шеи опасны возникновением воздушной эмболии. Поэтому в этом случае накладывают окклюзиционную повязку (повязка, наложенная при открытом пневмотораксе с целью прекратить поступление воздуха через рану). 

Капиллярное кровотечение.

Возникает при поверхностном ранении капилляров и мелких сосудов. Характеризуется кровоточивостью всей раневой поверхности, кровь сочится каплями. Оно, как правило, останавливается самопроизвольно. Остановка кровотечения и ликвидация его последствий является первейшей и основной задачей первой медицинской помощи при травмах.

Паренхиматозное кровотечение.

Возникает при повреждениях внутренних органов - печени, почек, селезёнки и др. При этом кровотечении кровоточит вся раневая поверхность повреждённого внутреннего органа. Такое кровотечение бывает обильным и продолжительным, нередко опасным для жизни.

Признаками внутреннего кровотечения являются бледность кожных покровов, общая слабость, потемнение в глазах, частый слабый пульс, боль в области кровотечения. При кровотечении в грудную полость эти симптомы сочетаются с одышкой. При возможности на предполагаемую область внутреннего кровотечения кладут пузырь со льдом. И незамедлительно транспортируют щадящими способами для оказания хирургической помощи.

Самым надежным методом временной остановки артериального кровотечения является наложение жгута. Если его нет, используются подручные средства, например, ремень, веревка. Кровоостанавливающий жгут накладывается только на конечности выше места кровотечения. Для того чтобы исключить ущемление кожи, под него необходимо подложить подкладку из бинта, мягкого материала, платка и т. д. Жгут накладывается на срок не более двух часов, иначе возможно омертвение тканей. При этом каждые полчаса его необходимо на несколько минут ослаблять, а потом снова затягивать. На коже конечности выше наложенного жгута или на лбу больного обязательно делается запись о сроке наложения жгута (часы, минуты).

Небольшие кровотечения останавливаются давящей повязкой.

При этом кожу вокруг раны смазывают настойкой йода. А саму рану накрывают несколькими стерильными марлевыми салфетками и туго прибинтовывают. После этого конечности целесообразно придать приподнятое положение.

При повреждении средних и крупных сосудов временную остановку кровотечения производят пальцевым прижатием. При артериальном кровотечении прижатие производится выше места ранения сосуда, а при венозном — ниже. Прижимать сосуд нужно несколькими пальцами.

Кровотечение из носа останавливают пальцевым прижатием или вводят в нос смоченный перекисью водорода ватный (марлевый) тампон, причем он должен плотно прилегать к стенкам носа.

Чтобы осмотреть травму, необходимо снять с пострадавшего одежду. Это операция является исходным моментом и проводится там, где оказывается первая медицинская помощь. Раздевание и одевание пострадавшего должны производиться осторожно, не вызывая излишнюю болезненность и опасность вторичных повреждений.

Снятие одежды при повреждении конечности заключается в поочередном снятии ее сначала со здоровой конечности и только потом с больной. Одевание в этом случае производится в обратном порядке. В случаях ранения груди и живота, а также повреждения позвоночника и костей таза одежду лучше распороть по швам. У пострадавших с термическими ожогами обнажают лишь пораженные участки. ;обугленные и прилипшие куски одежды осторожно обрезают ножницами как можно короче, но не повреждая кожу. Обувь при необходимости разрезают.

1.3.Ушибы.

УШИБЫ — механические повреждения мягких тканей без видимого нарушения целости кожи. Возникают при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибах, как правило, не возникает грубых анатомических повреждений тканей или органов. Ушибы могут быть составной частью ран, такие раны называют ушибленными. Ушибы наблюдаются также при закрытых переломах костей, возникающих вследствие прямого удара (например, так называемые бампер-переломы).

При ушибах обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате чего развивается внутритканевое кровоизлияние. Его степень и распространенность зависят от области повреждения, кинетической энергии и площади травмирующего предмета. Так, при небольших по силе ударах в области бедра, ягодиц, спины, богатых мягкими тканями, возникают ограниченные ушибы, часто без внешних проявлений и клинических симптомов. При ушибах суставов возможно повреждение сосудов капсулы, что сопровождается кровоизлиянием в полость сустава. Кровоизлияние в мягкие ткани приводит к их пропитыванию кровью. В случае косого направления удара возможна отслойка кожи и подкожной клетчатки с образованием гематом. Гематомы с большими полостями могут в дальнейшем осумковываться с исходом в травматические кисты, наполненные гемолизированной кровью. В редких случаях гематомы обызвествляются, например, после кровоизлияния в толщу четырехглавой мышцы бедра. В областях, где проходят крупные кровеносные сосуды (бедренная, плечевая артерии), иногда возникают ушибы или надрывы стенок сосудов с последующим их тромбозом. В результате возможен некроз мягких тканей. При ушибах области, где периферические нервы (чаще всего локтевой, лучевой и малоберцовый) расположены близко к кости, появляются симптомы выпадения их функции. Обычно чувствительные и двигательные нарушения быстро проходят, но иногда при внутристволовых кровоизлияниях или сдавлении гематомой сохраняются длительное время.

Клиническими признаками ушибов мягких тканей конечностей или туловища, которые встречаются наиболее часто, являются боль в месте приложения силы и травматический отек. Через некоторое время (срок зависит от глубины кровоизлияния) на коже появляется кровоподтек. По его размерам нельзя точно судить о силе или характере удара. Так, при глубоких ушибах или при повышенной ломкости сосудов (при гиповитаминозе С, у лиц пожилого возраста) возникают обширные кровоподтеки, спускающиеся вниз по отношению к месту травмы под действием силы тяжести. Цвет кровоподтека служит важным критерием для определения давности ушиба.

Лечение ушибов мягких тканей в течение первых суток заключается в местном применении холода с целью гемостаза, уменьшения болевой реакции и отека. С этой целью можно прикладывать к поврежденной области пузырь со льдом, грелку с холодной водой и т.п. На область ушиба конечностей накладывают давящую повязку. Обширные ушибы конечностей необходимо дифференцировать с переломами и вывихами. В этих случаях накладывают транспортную шину и пострадавшего доставляют в хирургическое отделение. Со 2 —3-х суток для ускорения рассасывания кровоизлияния назначают согревающий компресс, теплую грелку, теплые ванны, УВЧ-терапию. Несколько позже используют массаж и лечебную гимнастику для профилактики развития контрактур, особенно при ушибах крупных суставов или околосуставной зоны. В случаях образования подкожной гематомы при гемартрозе показана пункция и удаление крови.

При ушибах живота и поясничной области возможны повреждения паренхиматозных органов — разрывы печени, селезенки, почек.

При значительном по силе ударе по грудной клетке возможны повреждения мягких тканей и легкого. Клиническими признаками ушибов легкого являются боль при дыхании, ограничение экскурсии грудной клетки. Характерно укорочение перкуторного звука и ослабление дыхания в зоне ушиба. Часто при закрытых травмах груди возникают ушибы сердца. Пострадавшие жалуются на боль в области сердца, нередко возникает коллапс. Для уточнения диагноза производят электрокардиографическое и эхокардиографическое исследования. При подозрении на ушиб живота, груди или сердца показана экстренная госпитализация в хирургическое отделение.

Действия по оказанию первой помощи: 
К месту ушиба следует приложить холодный компресс. Пострадавшему следует создать полный покой. Затем следует наложить
давящую повязку на место травмы. Если произошла травма конечности, её следует пронять вверх.

1.4.Растяжение.

Растяжение, дисторсия (от лат. distortio ‒ искривление, скручивание) - повреждение связок, мышц, сухожилий и других тканей без нарушения их анатомической целостности, под влиянием силы, растягивающей их. Как правило, растяжение - болезненная травма, при которой помимо боли в суставе наблюдается значительное опухание тканей.

Первая помощь при растяжении заключается в следующем: нужно пристроить травмированную конечность повыше и приложить к поврежденному месту холодный компресс (например, смоченное холодной водой полотенце). Через полчаса сустав следует плотно забинтовать и отправить пострадавшего к врачу (конечно, не своим ходом).

РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК.

Чаще всего повреждаются связки голеностопного (лодыжка) или коленного суставов. Впрочем, потянуть можно и кисть, и бедро, и плечо. Во всех случаях боль при повреждении не уступает испытываемой при переломе, особенно тогда, когда связки рвутся. Поэтому окончательный диагноз можно установить только с помощью рентгенографии.

Признаки: сильная боль; припухлость;  изменение цвета кожи.

Первая помощь – тугое бинтование голеностопного сустава. Если его сразу же не зафиксировать, то даже малейшее растяжение может вызвать слабость связок, что приводит к повторному растяжению.

Лечение. Ослабить давление на растянутый участок. При повреждении запястья облегчение обеспечивается перевязкой руки; при растяжении лодыжки надо лечь, подложив подушку под ногу. Прикладывать холод в первые часы после растяжения; потом помогает тепло. Если опухоль и боль держатся долго, необходимо обратиться к врачу.

РАСТЯЖЕНИЕ МЫШЦ.

Симптомы растяжения мышц похожи на признаки растяжения связок: резкая боль, опухоль и внутреннее кровоизлияние (синяк). Чаще всего этим повреждениям подвержены спортсмены: тяжелоатлеты (можно потянуть мышцы спины при поднятии тяжестей), футболисты, баскетболисты, регбисты (то есть представители тех видов, где велика нагрузка на ноги).

Профилактика

  1. К профилактике растяжения связок лодыжки, относиться подбор правильной обуви и умение балансировать.
  2. Выполняйте силовые упражнения, чтобы укрепить лодыжки.
  3. Носите удобную устойчивую обувь.
  4. Убедитесь, что игровая площадка (или домашняя комната) не несет потенциальной опасности в виде незаметных ступенек или разно уровневых полов.

1.5.Вывихи

Вывихи — это стойкое ненормальное смещение суставных поверхностей по отношению друг к другу. Если они перестают соприкасаться, вывих называется полным, при частичном соприкосновении  -  неполным или подвывихом. Вывих обычно сопровождается разрывом капсулы сустава и выхождением одной суставной поверхности через разрыв. Учитывая, какая кость вышла (вывихнулась), говорят о вывихе плеча, бедра или костей предплечья и т.д. Считается, что происходит вывих той кости, суставная поверхность которой располагается дистальнее (дальше) в отношении других костей, принимающих участие в формировании данного сустава. Исключение составляет позвоночник, смещается верхний позвонок по отношению к нижележащему.

Выделяют:

  1. врожденные вывихи — развившиеся во время внутриутробной жизни плода;
  2. приобретенные — в результате травмы (травматический вывих) или патологического процесса в области сустава (патологический вывих).

Приобретенные (травматические) вывихи встречаются в 80-90% случаев и поэтому имеют наибольшее практическое значение. Некоторые индивидуальные анатомо-физиологические особенности человека (несоответствие величины суставных поверхностей, широкая капсула сустава, непрочность связочного аппарата и др.) являются предрасполагающими факторами. При непрямом приложении силы вывихи развиваются чаще, чем от прямого воздействия на сустав. Его капсула при травматических вывихах разрывается в виде щели или в виде значительного дефекта ткани. Вывихи в блоковидных суставах (коленный, локтевой, голеностопный) всегда сопровождаются разрывом связочного аппарата. Могут отмечаться также разрывы сухожилий в местах прикрепления их к кости, кровоизлияния в окружающие ткани и в суставы. Одновременный перелом близких к нему участков кости, повреждение крупных сосудов, нервов осложняет лечение вывиха (осложненный вывих).  Вывихи происходят при падении, ударе, а иногда и при неловком движении в суставе.

Признаки.  Жалобы н6а резкую боль в момент травмы и интенсивную в первые часы после нее. Функция конечности нарушена; обычные движения в суставе невозможны. Отмечается вынужденное типичное положение конечности: вывихнутая в плече рука согнута в локте и слегка отведена от туловища; нога при вывихе в тазобедренном суставе согнута и повернута носком внутрь (редко наружу).

Первая помощь направлена на уменьшение боли и на задержку развития отека. Для этого на поврежденный сустав кладут холод и фиксируют конечность — руку подвешивают на косынку или прнипбин6товывают к груди, а ногу обкладывают мягкими предметами в том положении, в котором она оказалась. В случае открытого вывиха (при наличии кровотечения) на рану накладывается стерильная повязка. Эвакуация в больницу срочная, причем с вывихом руки можн6о в сидячем положении, а при вывихе ноги только лежа на мягкой подстилке с обездвиженной ногой.

Нельзя пытаться вправлять вывихи самостоятельно! Несмотря на то, что вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.

1.6.Перелом.
Перелом - это полное или частичное нарушение целости кости, всегда возникающее при помощи внешнего воздействия, которое превышает запас прочности кости.

Признаки:
Острая боль в области перелома. Конечность перестаёт нормально функционировать. Происходит изменение длины конечности. Через некоторое время образуется отёк. Слышно хруст костных обломков при ощупывании.
Нарушение целостности кости может быть неполным, в этом случае возникает: трещина, надлом , дырчатый дефект ткани кости.

У детей вследствие неполного созревания костного скелета имеются свои особенности переломов. Часто встречаются поднадкостничные переломы, когда ломается костная основа, а надкостница, покрывающая кость, остается целой, удерживая отломки на своем месте.

Возможно также смещение и разъединение костных отломков в зонах роста, где хрящевая ткань еще не преобразовалась в костную.

Если ломается нормальная по структуре и прочности кость – такой перелом называется травматическим.

Патологический перелом - это перелом в месте измененной каким-либо патологическим процессом костной ткани. Процесс, повреждающий костную ткань, чаще всего представляет собой опухоль, кисту в костной ткани. Часто ломаются кости у пожилых женщин, страдающих разрежением костной ткани – остеопорозом, в результате которого ткань костей становится хрупкой и ломается от небольших нагрузок.

Переломы бывают открытые  и закрытые.

Закрытый перелом – это перелом с неповрежденной целостностью кожных покровов.

Открытый перелом сопровождается повреждением кожи и мягких тканей и сообщается с внешней средой.

Встречаются переломы единичные и множественные, а так же сочетанные, если кроме переломов костей имеются и повреждения внутренних органов.

Механизм травматических повреждений костей может быть прямым и непрямым.

Прямым механизм травмы считается, если травматическое повреждение образуется непосредственно в месте воздействия травмирующей силы.

Непрямой механизм травмы возникает, когда травмирующая сила действует на расстоянии от места перелома.

По характеру травмирующей силы говорят о действии: сгибания, разгибания, сжатия и скручивания.

При сгибании или разгибании кости, она ломается в месте наибольшей кривизны или в наиболее слабом месте. При этом на выпуклой стороне согнутой кости образуется поперечный перелом, а на вогнутой – осколок треугольной формы. Чаще так ломаются длинные трубчатые кости конечностей.

Сжатие кости приводит к компрессионному перелому, например, компрессионный перелом тела позвонка или пяточной кости.

При воздействии силы, скручивающей кость, чаще это бывает с конечностями, возникает винтообразный перелом.

По характеру образовавшихся отломков переломы могут быть самые разнообразные:

  1. трещины
  2. надломы
  3. краевые переломы
  4. поперечные
  5. продольные
  6. косые
  7. винтообразные
  8. оскольчатые переломы.

По расположению отломков переломы бывают:

  1. без смещения, если костные отломки находятся на своем обычном месте
  2. со смещением.

Направление смещения отломков зависит либо от направления травмирующей силы, либо от тяги мышц, прикрепляющихся к тому или иному участку кости.

По клинической картине переломы характеризуются

  1. болью
  2. отеком и припухлостью в области перелома
  3. кровоизлиянием в области перелома
  4. нарушением формы конечности кости или сустава
  5. ограничением подвижности конечности
  6. ненормальной подвижностью сломанной конечности.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ.


При открытом переломе необходимо в первую очередь остановить кровотечение, используя для этого жгут, ремень и т.д. Затем необходимо обработать края раны, наложить на нее стерильную повязку.
Самостоятельно пытаться вправлять сломанные кости, удалять осколки запрещается.
Для уменьшения боли и предотвращения дальнейшего смещения костных обломков при переломах пострадавшему нужно обеспечить иммобилизацию поврежденного участка тела. Для этого можно воспользоваться как стандартными шинами, так и любыми имеющимися подручными средствами: палками, узкими досками и т.д.
Можно обеспечить иммобилизацию верхней конечности путем фиксации ее к туловищу, а иммобилизацию нижней конечности - путем фиксации ее к здоровой ноге.
Необходимо зафиксировать не менее двух суставов по обе стороны от перелома, а если перелом пришелся на плечевую или бедренную кость - то не менее трех. Суставы и костные выступы необходимо обложить ватно-марлевыми прокладками, а затем закрепить их бинтом. После этого нужно наложить шины.
Если перелом закрытый, то снимать с пострадавшего одежду не следует, шину нужно наложить прямо поверх одежды.
После наложения шины конечность с изолированным переломом необходимо зафиксировать с помощью платка, полоски ткани и т.д.
Если есть возможность, то до транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение необходимо ввести ему обезболивающие препараты.
Если поврежден позвоночник, то под спину пострадавшего необходимо очень осторожно, не поднимая его, подсунуть широкую доску, можно использовать и снятую с петель дверь.
При фиксации шейного отдела позвоночника бинт обкладывают ватой и накладывают вокруг шеи таким образом, чтобы получился своеобразный воротник. Необходимо следить за тем, чтобы пострадавший не наклонял голову вперед.
Если сломаны ребра, то нужно туго забинтовать грудь. Если пострадавший находится без сознания, то нужно повернуть его голову набок на случай возникновения у него рвоты.
В любом случае необходимо в кратчайшие сроки доставить пострадавшего в больницу.

1.7.Основные причины травматизма

Выполнение непосильных, сложных, незнакомых упражнений. Освоение нового упражнения необходимо начинать с изучения правильной техники его выполнения.

Отсутствие сосредоточенности у занимающихся. На уроке физической культуры необходимо быть внимательным и сосредоточенным на своих действиях, выполнении упражнений с правильной техникой  и не отвлекаться на посторонние разговоры и мысли.

       Комплектование групп без учета пола, возраста, физической подготовленности.

Отсутствие страховки.

Большое количество занимающихся в группе.

Проведение занятий без учителя.

Проведение уроков в неподходящих климатических условиях ( при низкой или очень высокой температуре воздуха и т.д. ).

Допуск учащихся к тренировкам без предварительного врачебного контроля; преждевременное начало тренировок после болезни, травмы Старые травмы должны быть долечены до конца. После получения травм необходимо снижать нагрузку, т.к. существует риск получения новой травмы.

Несоблюдение гигиены тела, ног. Ногти надо стричь и на руках и на ногах. Одежду(форму) после тренировки сушить и почаще стирать. Использовать шлепанцы в общем душе и т.д.

Правильная форма и обувь. Длинные, не по размеру штаны могут зацепиться за пальцы ног. Неудобная одежда может сковывать движения при выполнении различных упражнений. Неправильная или некачественная обувь для бега может привести к болям в голеностопном суставе и колене.

Отсутствие хорошей разминки в начале урока– плохая разминка (или ее отсутствие) приводит к растяжениям связочного аппарата, уменьшает подвижность в суставах и амплитуду движений.

Нарушение правил содержания мест занятий (плохое освещение, недостаточная вентиляция, некачественная поверхность площадки, некачественный инвентарь, наличие посторонних предметов в спортивном зале, нерациональное расположение инвентаря и оборудования и др.).

Нарушение дисциплины на уроке физической культуры.

Неоптимальное расписание уроков физической культуры.

Гиподинамия и гипокинезия у детей.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная двигательная активность скелетных мышц. Двигательная деятельность улучшает функционирование всех систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу организма и вызывает появление особых состояний – гипокинезию и гиподинамию.

Гипокинезия – пониженная двигательная активность.

Гиподинамия - это понижение мышечных усилий, при этом движение осуществляется, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат.

В обоих случаях скелетные мышцы нагружены недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Глава 2.

Организация и методики исследования.

Цель исследования

Определить получают ли школьники травмы на уроках физической культуры, а так же причины получения травм. Затем на основании полученных результатов разработать меры профилактики травм  на уроках физической культуры.

Задачи исследования:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

  1. Определить получают ли школьники травмы на уроках физической культуры.
  2. Определить какие травмы школьники получают чаще на уроках физической культуры.
  3. Определить, кто чаще получает травмы на уроках физической культуры – мальчики или девочки.
  4. Выявить возможные причины травм на уроках физической культуры.
  5. Разработать меры профилактики травм  на уроках физической культуры.

                                                                                                                                       

Методы исследования.

1.Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

2.Анкетирование.

3.Метод математико-статистической обработки материала.

Организация исследования.

Для исследования данного вопроса было проведено анонимное анкетирование. В анкетировании приняли участие учащиеся 5 – 11 классов. Всего было опрошено 20 человек, из которых 10 мальчиков и 10 девочек.

Вопросы.

1.Посещаете ли вы уроки физической культуры в школе?

а) да  

б) нет  

в) редко

2.Занимаетесь ли вы физкультурой вне школы?

а) да, посещаю спортивную секцию  

б) да, самостоятельно  

в) нет

3.Сколько времени в сутки вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 ч  

б) 1- 2 ч  

в) 2-3 ч  

г) более 3 ч

4.Получали ли вы травмы при занятиях физкультурой?

а) да, в школе и вне школы  

б) да, только в школе  

в) да, только вне школы        

г) нет

5.Если травмы на уроке физической культуры в школе были получены, то какие (указать).

6.Проходили ли вы в школе медицинский осмотр до начала уроков физической культуры?

а) да  

б) нет

7.До урока физкультуры был проведен инструктаж по охране труда?

а) да    

б) нет

8.Всегда ли вы переодеваетесь и занимаетесь физкультурой в спортивной форме?

а) да  

б) нет

9.Было ли такое, что одежда препятствовала выполнению упражнений?

а) да  

б) нет

10.Вы всегда приносите на урок физкультуры удобную сменную обувь на нескользкой подошве?

а) да  

б) нет

11.Перед уроком вы заходите в спортивный зал без разрешения учителя?

а) да  

б) нет

12. Учитель во время урока всегда находится в спортивном зале и контролирует действия занимающихся?

а) да  

б) нет

13. Состояние инвентаря и оборудования проверяется до начала урока?

а) да  

б) нет

14. Подвижные и спортивные игры начинаются и заканчиваются по команде учителя?

а) да  

б) нет

15.Вы всегда соблюдаете правила подвижных и спортивных игр?

а) да  

б) нет

16. Проводится ли разминка в начале урока?

а) да  

б) нет

17. Осуществляется ли страховка при выполнении гимнастических упражнений?

а) да  

б) нет

18. Присутствуют ли в спортзале посторонние предметы во время урока?

а) да  

б) нет

19. Используются ли гимнастические маты при выполнении акробатических упражнений?

а) да  

б) нет

20. Можете ли вы выполнять все упражнения, включенные в урок физкультуры?

а) да  

б) нет

21. Объясняет ли вам лично учитель то, как надо правильно выполнять упражнение, если оно у вас не получается?

а) да  

б) нет  

22. Предлагаются ли вам подготовительные и подводящие упражнения?

а) да  

б) нет

23. Понимаете ли вы как правильно выполнять упражнения, даже если не можете их выполнить?

а) да  

б) нет

24. Как вы оцениваете своё питание?

а) правильное и регулярное    

 б) нерегулярное, но содержащее достаточное количество необходимых веществ  

в) неправильное

Глава 3.

Результаты исследования.

В таблицах приведены данные, которые были получены в ходе эксперимента.

Девочки.

Таблица 1.

Вопрос

Анкетируемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а

в

а

в

а

а

а

в

а

в

2

а

в

б

в

а

а

б

в

б

в

3

б

а

в

б

б

б

в

а

в

а

4

а

б

б

г

г

в

в

б

в

б

5

Ушибы,

ранения

Вывих,

Ушибы,

Растяжение

связок

Ушибы

-

-

-

-

Ушибы,

Ранения,

перелом

-

Ушибы,

Ранения, растяжение

связок

6

а

б

а

а

а

а

а

а

а

б

7

б

а

а

а

а

а

б

б

а

а

8

а

б

а

а

а

а

а

б

а

а

9

б

а

б

б

б

б

б

а

б

а

10

а

б

а

б

а

а

а

а

а

б

11

а

а

б

а

б

б

б

б

б

б

12

а

б

а

а

б

а

а

а

б

б

13

б

б

а

б

а

б

б

а

а

а

14

а

а

а

б

а

б

б

а

б

б

15

б

б

а

б

а

б

а

а

а

а

16

а

а

б

б

б

а

а

а

а

а

17

б

б

а

а

а

а

а

а

а

а

18

а

б

а

а

а

б

а

а

б

а

19

а

б

а

а

а

а

а

а

а

а

20

а

б

а

б

а

а

а

б

а

б

21

а

б

а

а

а

а

а

б

б

а

22

б

а

а

б

б

а

а

а

б

б

23

а

б

а

б

а

а

а

б

а

б

24

а

в

а

в

а

б

б

в

б

в

Мальчики.

      Таблица 2.

Вопрос

Анкетируемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а

в

а

в

а

а

в

в

в

в

2

а

в

а

в

а

б

в

в

в

в

3

в

а

в

б

в

г

а

б

а

б

4

а

г

в

б

г

в

б

б

б

б

5

Ушиб

ранение

-

-

Ушибы

Ранения

Растяжение

связок

-

-

Вывих

ушибы

Ранения,

Ушибы

Вывих

Ранения

Растяжение

связок

ушибы

Перелом

ушибы

6

а

б

а

б

а

а

а

а

а

а

7

б

а

а

а

а

а

б

а

б

б

8

а

б

а

б

а

а

а

а

б

а

9

б

а

б

б

б

б

а

б

а

а

10

а

б

а

б

а

а

б

а

а

б

11

а

а

б

б

б

б

б

б

б

б

12

а

а

а

б

б

б

а

а

б

б

13

а

б

б

а

а

б

а

б

а

б

14

а

а

б

а

б

а

б

а

а

б

15

б

б

а

а

б

а

б

б

б

б

16

а

б

а

а

а

а

б

б

а

б

17

б

а

б

б

а

а

а

а

б

б

18

а

б

а

а

б

а

а

а

а

б

19

а

а

а

а

а

а

а

б

а

а

20

а

б

а

б

а

а

б

б

б

б

21

а

б

а

а

б

а

а

б

б

а

22

а

б

а

б

б

а

б

а

б

б

23

а

б

а

б

а

а

б

б

б

б

24

а

в

а

в

б

б

в

в

в

в

Для наглядности на основе полученных по каждому вопросу данных построены следующие  гистограммы.

1. Посещаете ли вы уроки физической культуры в школе?

Рис. 1.

По данной гистограмме видно, что половина учащихся редко посещают уроки физической культуры. Если посмотреть на данные таблиц, то видно, что те, кто пропускают уроки не занимаются спортом вне школы, что свидетельствует об их слабом физическом развитии и неготовности выполнять ряд физических упражнений на уроке физической культуры в школе.

Рис.2.

По данной гистограмме видно, что девочки чаще посещают уроки физической культуры в школе.

2. Занимаетесь ли вы физкультурой вне школы?

.

Рис.3.

По данной гистограмме видно, что большинство учащихся не занимаются спортом вне школы.

Рис.4.

По данной гистограмме видно, что девочки больше внимания уделяют занятиям физической культурой( в том числе и самостоятельно).

3. Сколько времени в сутки вы проводите на свежем воздухе?

Рис.5.

По данной гистограмме видно, что почти треть школьников проводят на свежем воздухе меньше часа. Большинство времени они уделяют компьютеру. Всё это вендетт к гиподинамии и отрицательно сказывается на здоровье школьников.

Рис.6.

По данной гистограмме видно, что дети проводят мало времени на свежем воздухе, независимо от полового признака.

4. Получали ли вы травмы при занятиях физкультурой?

Рис.7.

По данной гистограмме видно, что школьники получают травмы при занятиях физической культурой не только в школе, но и вне школы. Если посмотреть на данные таблиц, видно, что в школе на физкультуре травмы чаще получают те, кто не посещает спортивные секции вне школы, т.е. дети, имеющие слабое физическое развитие.

Рис.8.

По данной гистограмме видно, что мальчики получают травмы в школе чаще, чем девочки.

5.Если травмы на уроке физической культуры в школе были получены, то какие (указать).

Рис.9.

а – ушиб, б – ранение, в – растяжение связок, г – вывих, д – перелом.

По данной гистограмме видно, что на уроке физической культуры занимающиеся получают следующие травмы: ушибы, ранения, растяжения связок, вывихи и переломы костей. При чём чаще получают ушибы и ранения. Если посмотреть на данные таблиц, то видно, что травмы чаще получают школьники, не занимающиеся физической культурой вне школы, т.е. менее адаптированные к выполнению физических упражнений.

Рис.10.

а – ушиб, б – ранение, в – растяжение связок, г – вывих, д – перелом.

По данной гистограмме видно, что мальчики получают травмы чаще, чем девочки.

6. Проходили ли вы в школе медицинский осмотр до начала уроков физической культуры?

Рис.11.

Не все учащиеся прошли медицинский осмотр до начала уроков физической культуры, т.е. школьники могли заниматься физкультурой во время болезни, что резко снижает трудоспособность.

Рис.12.

По данной гистограмме видно, что медицинский осмотр пропустили дети, независимо от полового признака.

7. До урока физкультуры был проведен инструктаж по охране труда?

Рис.13.

По данной гистограмме видно, что у трети учеников не проводился инструктаж по охране труда, т.е. они не были ознакомлены с правилами безопасного поведения в спортивном зале. Если посмотреть на данные таблиц видно, что большинство детей, не знавших правила безопасного поведения получили травмы на уроке физической культуры в школе.

Рис.14.

По данной гистограмме видно, что инструктаж по охране труда не проводился у всех детей, независимо от полового признака.

8. Всегда ли вы переодеваетесь и занимаетесь физкультурой в спортивной форме?

Рис.15.

По данной гистограмме видно, что не все занимающиеся были одеты в спортивную форму на уроке физической культуры.

Рис.16.

По данной гистограмме видно, что мальчики реже переодеваются в спортивную форму для занятия физической культурой.

9. Было ли такое, что одежда препятствовала выполнению упражнений?

Рис.17.

По данной гистограмме видно, что почти трети занимающихся неудобная одежда мешала выполнять упражнения. Если посмотреть на данные таблиц, видно, что большинство из тех, кому неудобная одежда мешала выполнять упражнения получали травмы на уроках физической культуры в школе, а так же то, что неудобная одежда была у тех, кто не занимается физической культурой вне школы.

Рис.18.

По данной гистограмме видно, что мальчики чаще одевают неудобную одежду на уроки физической культуры.

10. Вы всегда приносите на урок физкультуры удобную сменную обувь на нескользкой подошве?

Рис.19.

По данной гистограмме видно, что треть школьников посещают уроки физической культуры в неудобной обуви, которая может послужить причиной получения травмы.

Рис.20.

По данной гистограмме видно, что мальчики чаще посещают уроки физической культуры в неудобной обуви.

11. Перед уроком вы заходите в спортивный зал без разрешения учителя?

Рис.21.

По данной гистограмме видно, что часть учеников заходят в спортивный зал без разрешения учителя и соответственно без его присмотра, что делает возможным получения травмы.

Рис.22.

По данной гистограмме видно, что девочки чаще заходят в спортивный зал.

12. Учитель во время урока всегда находится в спортивном зале и контролирует действия занимающихся?

Рис.23.

По данной гистограмме видно, что учитель часто выходил из спортивного зала и не контролировал действия занимающихся.

13. Состояние инвентаря и оборудования проверяется до начала урока?

Рис.24.

По данной гистограмме видно, что в половине случаев состояние инвентаря и оборудования не было проверено. Т.е. занимающиеся могли использовать плохой инвентарь, представляющий опасность не только для них самих, но и для окружающих.

14. Подвижные и спортивные игры начинаются и заканчиваются по команде учителя?

Рис.25.

По данной гистограмме видно, что подвижные и спортивные игры не всегда начинаются и заканчиваются по команде учителя, что свидетельствует о плохой дисциплине на уроке физической культуры в школе.

Рис.26.

По данной гистограмме видно, что мальчики реже выполняют команды учителя, чем девочки.

15. Вы всегда соблюдаете правила подвижных и спортивных игр?

Рис.27.

По данной гистограмме видно, что большинство занимающихся не соблюдают правила подвижных и спортивных игр, что может привести к травме.

Рис.28.

По данной гистограмме видно, что мальчики реже соблюдают правила подвижных и спортивных игр, чем девочки.

16. Проводится ли разминка в начале урока?        

Рис.29.

По данной гистограмме видно, что у трети занимающихся не проводилась разминка. Т.е. они не были готовы к выполнению физических упражнений, включенных в основную часть урока.

17. Осуществляется ли страховка при выполнении гимнастических упражнений?

Рис.30.

По данной гистограмме видно, что у трети занимающихся не осуществлялась страховка. Т.е.они могли получить травму при выполнении различных гимнастических упражнений.  

18. Присутствуют ли в спортзале посторонние предметы во время урока?

Рис.31.

По данной гистограмме видно, что во время урока в спортивном зале присутствовали посторонние предметы, которые могли стать причиной травм.

19. Используются ли гимнастические маты при выполнении акробатических упражнений?

Рис.32.

По данной гистограмме видно, что гимнастические маты не всегда использовались.

20. Можете ли вы выполнять все упражнения, включенные в урок физкультуры?

Рис.33.

По данной гистограмме видно, что половина занимающихся не могла выполнить все упражнения, включенные в урок физической культуры. Что связано с их плохим физическим развитием.

Рис.34.

По данной гистограмме видно, что девочки могли выполнить больше упражнений, чем мальчики.

21. Объясняет ли вам лично учитель то, как надо правильно выполнять упражнение, если оно у вас не получается?

Рис.35.

По данной гистограмме видно, что трети занимающихся учитель не объяснял, как надо правильно выполнять упражнение, что могло стать причиной травмы.

22. Предлагаются ли вам подготовительные и подводящие упражнения?

Рис.36.

По данной гистограмме видно, что большинству занимающихся не предлагались подготовительные и подводящие упражнения, при изучении сложных упражнений, что могло стать причиной травмы.

23. Понимаете ли вы как правильно выполнять упражнения, даже если не можете их выполнить?

Рис.37.

По данной гистограмме видно, что половина занимающихся не понимает, как правильно выполнять физические упражнения, что может стать причиной травм.

24. Как вы оцениваете своё питание?

Рис.38

По данной гистограмме видно, что большинство школьников оценивают своё питание как неправильное. По причине которого в организме не хватает веществ, необходимых для построения органов и тканей. В результате чего у детей хрупкие кости, слабые мышцы и т.д. Такие дети плохо приспособлены к физической нагрузке.

.

Выводы.

1.Данное исследование показало, что школьники получают различные травмы на уроке физической культуры (ушибы, ранения, растяжения, вывихи, переломы).

2.Чаще всего на уроке физической культуры занимающиеся получают следующие травмы: ранения и ушибы. Эти травмы не являются тяжелыми и легко излечимы.

3.Мальчики получают травмы чаще, чем девочки. Т.к. они реже ходят на уроки физической культуры, менее дисциплинированны, более подвижны. Кроме того мало кто из них занимается физкультурой вне школы, в результате чего слабо развиты физически(за исключением тех, кто занимается в спортивных секциях или самостоятельно).

4.Существует ряд причин, по которым школьники получают травмы на уроке физической культуры.

Основными причинами являются:

-незнание правил безопасного поведения на уроке физической культуры,

плохое физическое развитие детей,

-отсутствие строгой дисциплины на уроке физической культуры,

-плохая организация урока физической культуры в школе( проведение занятия без учителя, комплектование групп без учета пола, возраста, физической подготовки, отсутствие ограждений, отсутствие страховки и т.д.),

-использование старого или сломанного инвентаря и оборудования и т.д.

5.Необходимо информировать занимающихся о возможности получения травм и о том, как их избежать.

Практические рекомендации.

На основании данных, полученных в ходе исследования можно дать следующие практические рекомендации преподавателям физической культуры, при выполнении которых количество получаемых на уроках травм должно снизиться:

- нельзя допускать детей до урока без спортивного костюма и сменной обуви на нескользкой подошве,

- поддерживать строгую дисциплину на уроке,

- необходимо сообщать детям правила безопасного поведения на уроке физической культуры в школе. Для этого следует проводить инструктаж по технике безопасности в начале урока, или перед началом изучения нового упражнения. Для наглядности их следует вывесить у входа в зал, чтобы школьники могли с ними самостоятельно ознакомиться.

- при изучении сложных упражнений следует уделять внимание правильной техники их выполнения,

- комплектовать группы следует с учетом возраста, пола, способностей занимающихся,

- необходимо заинтересовать детей занятиями спортом, чтобы они стремились не только посещать уроки физической культуры, но и заниматься спортом в различных секциях для предотвращения гиподинамии и повышения адаптации к физическим нагрузкам.

- не допускать к занятиям школьников не прошедших медицинский осмотр,

- проводить разминку в начале каждого урока,

- внимательно следить за состоянием мест занятий.

Так же можно дать следующие рекомендации школьникам:

- соблюдать правила личной гигиены,

- знать и соблюдать правила безопасного поведения на уроках физической культуры,

- правильно питаться.

Список литературы.

1. Аррия С. Самолечение для атлетов : Медицина / Аррия С. // Сила и красота.- 1997. - N 7. - С. 106-107.

2. Ананьева О.В., Полный справочник травматолога. – М.: Эксмо, 2006. – 768с.

3. Белорусова А.В. Предупреждение спортивного травматизма / Белорусова А.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1958. - Т. XXI. - вып. 6. - С. 465-466.

4. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н./Д: Академцентр, 2008. – 352с.

5. Биаров Г.А., Детская травматология. – СПб, Питер, 2000. – 377с.

Глазырина Л.Д. Методика преподавания физической культуры : 1-4 кл.: Метод. пособие и прогр. / Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. - М.: Владос, 2003. - 207 с

6. Гритченко Н.В. Основы физического воспитания, врачебного котроля и лечебной физической культуры / Н.В. Гритченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.: ил.

7. Гурьянова Т. Здоровье наших детей. / Спорт в школе, 2005. – с. 16 – 31.

8. Голиков Н. Культура здоровья школьника: сущность проблемы, стратегия решения. / ФК: воспитание, образование, тренировка, 2002. - № 4. – С. 5 – 8.

9. Дешин Д.Ф. Профилактика спортивного травматизма / Дешин Д.Ф. - М.: ФиС, 1953. - 109 с.

10. Добровольский В.К.  Повреждения и заболевания при нерациональных занятиях спортом. – М.: Ф и С, 1960. – 182с.

11. Дышко Б.А. Обувь для бега : варианты выбора и возможные травмы / Б.А. Дышко // Медицина и спорт. - 2006. - N 3-4. - С. 49-51.

12. Дядичкин В.П. Медицинская помощь при травмах. – Минск. Высш. шк., 1981. – 240с.

13. Есенгалиев М. Искусство падать / Есенгалиев М. // Физкультура и спорт. - 1998. - N 11-12. - С. 9.

14. Каллистов И.П. Спортивные повреждения и первая помощь в несчастных случаях при занятиях физкультурой : Справ. для инструкторов по физкультуре, спорт-судей и актив. физкультурников, одобрен. НТК-ВСФК / Каллистов И.П. - М.: Госмедиздат, 1928. - 127 с

15. Калстон М. Тренировка мышц брюшного пресса и стабилизация центра : прошлое, настоящее и будущее / Мариса Карстон, Тина Тейлор, Эшли Минник // Спортивная медицина сегодня. - 2006. - N 1. - С. 4-11.

16. Козлова О.А. Профилактика гиподинамии. / МГУ. ЛФК и массаж, 2006. - № 10. – С.37 – 39.

17. Костенок П.И. Минимизация рисков в ходе занятий физическими упражнениями со школьниками = Minimization of Risk During Occupations by Physical Exercises with Pupils / Костенок П.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - N 10. - С. 17-19.

18. Крюченков В.С. Для формирования устойчивого интереса к занятиям / Крюченков В.С. // Физическая культура в школе. - 1990. - N 5. - С. 38-39.

19. Маронова З.С. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь.- М.: Ф и С, 1962. – 47с.

20. Микрюнов В.Ю. обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Высш. шк., 2004. – 479с.

21. Снигерёв В.В. Предупреждение травм на уроках. /ФК в школе, 2008. - №8  - с. 24 – 27.

22. Торгашов В.Н. Поурочное планирование. IX класс; VI класс (34 часа) / Торгашов В.Н. // Физическая культура в школе. - 1999. - N 5. - С. 94-95; 2000. - N 6. - С. 78-79

23. Трахтенберг Б. Удар по локтевым суставам / Трахтенберг Б. // Сила и красота. - 1998. - N 2. - С. 118-119.

24. Шафранский Л.В. Некоторые аспекты снижения спортивного травматизма / Шафранский Л.В., Двинденко В.А. // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - N 11. - С. 15-16

25. Юмашев Г.С., Травматология и ортопедия: Учебник. – М.: Медицина,1990. – 576с.

26. Язвиков В.В. О спортивном травматизме (по материалам журнала "Medicine du sport") / Язвиков В.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - N 8. - С. 54-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика травматизма

Рекомендации по профилактике травматизма на уроках физической культуры (раздел  - легкая атлетика)...

Памятка по профилактике травматизма на уроках физической культуры

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».Януш КорчакФизическое воспитание учащихс...

«ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА И ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

О причинах возникновения спортивных травм, и профилактика медикоментозные методы при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, ориентировочные сроки возобновления занятий после перенесенны...

Методические рекомендации по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях

Выступление на педагогическом совете по теме "Профилактика травматизма на учебно-тренировочных занятиях" будет интересно учителям физической культуры, администраторам школ...

"Профилактика травматизма на уроках физкультуры"

В данной методической разработке рассказывается о причинах травматизма и мерах предосторожности на уроках физкультуры...

Профилактика травматизма при занятиях физкультурой и спортом.

Травма — это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. В спорте чаше всего имеют место физические травмы....